Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Родион Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Что в Раскольникове я понимаю, но не принимаю?



 

Настоящую литературу мы читаем, в первую очередь, для того, чтобы больше постичь себя, свою жизнь.. Как не всегда мы принимаем окружающих нас людей, так и в литературных героях мы что-то принимаем, а что-то нет., несмотря на то, что нам бывают понятны причины их поступков, Таков Родион Раскольников. Возможно ли объяснить поступки героя, который совершил тяжелейший из всех грехов людских - убийство другого человека?

1. Я понимаю выбор жертвы Раскольниковым, ведь Алёна Ивановна (старуха-процентщица) действительно человек жалкий, злобный, своими действиями доведший до отчаяния очень многих. Но принять этого я не могу, потому что не считаю возможным убийство человека в принципе. Убийство нельзя оправдать ничем.

2.Мне также понятна причина преступления Раскольникова: его теория о делении людей на два разряда. Теория, о которой он говорит с восхищением, как о чудесной мечте. Движущей силой его нравственного поиска становится взращённая им идея о сильной личности, обладающей правом вершить историю по своему усмотрению. Я не могу принять этих мысле й: какими бы великими идеями и замыслами ни был окутан человек, он ни в коем случае не должен выступать топором в судьбах других людей.

3. Мне понятно, что идея героя Достоевского вырастает из глубины исторического разочарования, пережитого молодым поколением после крушения революционной ситуации 60-х годов, на почве кризиса утопических теорий. Его яростный бунт одновременно и наследует силу социального отрицания шестидесятников, и отпадает от их движения в своем сосредоточенном индивидуализме. Вот этого индивидуализма я не могу принять в герое. По сути, Раскольников –очень тяжелый человек, почти невыносимый в общении, от общения с ним страдают все близкие, родные, Соня. Я никогда не приму в человеке способность доставлять страдания близким, хотя как известно, мы больше всего обижаем тех, кто близок нам.

4.Мне понятно его стремление помочь оскорбленным и униженным, я понимаю его страдающее и сострадающее сердце. К Раскольникову сходятся все нити повествования. Все окружающее (горе, беды и несправедливости) он впитывает в себя: именно в этом смысл первой части «Преступления и наказания». Мы видим, как человеческие трагедии, крушения – и совсем дальние (девочка на бульваре), и такие, которые серьезно входят в его жизнь (семья Мармеладовых), и самые близкие ему (история Дуни) – заряжают героя протестом, переполняют решимостью. Это происходит с ним не только сейчас: способность вобрать в свою душу боль другого существа, ощутить ее как собственное живое горе Достоевский открывает в герое с детства (знаменитый потрясающий каждого читателя сон Раскольникова о забитой лошади). Раскольников – натура из тех, которые в первую очередь не берут от окружающих, а дают им. Чтобы чувствовать себя сильным человеком, он должен ощущать, что кто-то нуждается в нем, ждет его защиты, что ему есть кому отдать себя. В Раскольникове есть эта способность нести огонь другим. Однако он готов это делать и не спрашивая – диктаторски, против воли другого человека. Энергия добра готова перейти у него в своеволие, «насилие добра». Вот этого я не принимаю в нем. Я не могу принять его злобы, с которой он совершает добрые дела. Мне кажется, что эта озлобленность перечеркивает все то хорошее, что делает герой.

5.Мне понятно, что у преступления Раскольникова не один мотив, а сложный клубок мотивов. Эта, конечно, отчасти социальный бунт и своего рода социальная месть, попытка выйти из предначертанного круга жизни, ограбленной и суженной неумолимой силой общественной несправедливости. Но не только. Глубинная причина преступления Раскольникова, конечно, «разлаженный», «вывихнутый» век., окружающая действительность, которая натолкнула Раскольникова на мысли о делении всех людей на два разряда: высшие и низшие. Я никогда не приму этого деления. Мое глубокое убеждение: все люди разные, никто не вправе устанавливать рамки для избранных и недостойных. Эта чудовищная идея Раскольникова, мы знаем, нашла свое отражение впоследствии в теории Гитлера, Сталина, она сегодня живет в исламистском мире.

6. Конечно, я понимаю, краткую и жесткую схеме заданных условий эксперимента Родиона Романовича Раскольникова. В мире абсолютного зла, царящего вокруг, действует толпа, стадо неразумной «дрожащей твари (как виновников, так и жертв этого зла), которая покорно влачит иго любых законов. И есть (единицами на миллионы) вершители жизни, гении, которые законы устанавливают: время от времени ниспровергают прежние и диктуют человечеству другие. Они-то и являются героями своего времени. Мне ясно, что на роль такого героя, конечно, с тайной мучительной надеждой и претендует сам Раскольников Экспериментальным материалом для Раскольникова служит его собственная жизнь и личность., Этого нельзя не понять. Но при этом герой нарушает в се мыслимые нормы человеческой морали. Если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь – этого принять невозможно, нельзя совершать жизнь по теории.

7. В свое преступление Раскольников уходит один; вернуться к жизни он может только вместе с другими, благодаря им, и это понятно. «Воскресение» Раскольникова в эпилоге – итог человеческого взаимодействия едва ли не всех героев романа. Особую роль здесь играет Соня Мармеладова. Она добивается от Раскольникова очень простого и страшно трудного: перешагнув через гордыню, обратиться к людям за прощением и принять это прощение . Но я не могу принять в Раскольникове то, что он по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность; то и дело называет себя подлецом. Он не желает быть с людьми, с теми, во имя которых «переступил».

8. Нельзя не понять трагедии Раскольникова. Своего героя Достоевский наделил прекрасными качествами. В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную.. Он презирает тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт. Но нельзя принять того, чт о он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу " все дозволено…

В этом мире мы просто не можем жить, руководствуясь этими принципами. И жизнь сегодняшняя -яркое тому подтверждение.

 

2. « Поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны». Пейзажная лирика А.А. Фета. Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

«Поэзия и музыка, — писал Фет, — не только родственны, но нераздельны. … Нет музыкального настроения — нет художественного произведения». Для Фета в поэзии особую ценность имело все то, что близко средствам музыкального воздействия ритм, подбор звуков, мелодия стиха, приемы «музыкальной» композиции.

1. Ряд стихотворений Фета написан в традициях русского романса . Фет раньше вошел в музыкальную жизнь, чем в литературную. Связь «Мелодий» (именно такое название носит цикл стихотворений Фета) с романсом сразу почувствовали композиторы, и еще не вышел сборник 1850 г., а уже его стихи, положенные на музыку популярными Варламовым и Гурилевым, исполнялись в помещичьих усадьбах. В 60-е же годы «романсы Фета распевает чуть ли на вся Россия». Вспомним, к примеру, его стихотворение-романс: «Сияла ночь. Луной был полон сад…»

2. Но музыкальность поэзии Фета не только в этом. Поэт умел особым образом строить свои произведения, идя при этом на смелый эксперимент. Это не был эксперимент ради эксперимента. В поэзии Фета говорила душа. Отсюда и необычайная гармония его стихов. А. А. Фет и говорит в своих стихотворениях именно душой. И эта душа живет, горит, волнуется, дышит и поет.

Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

В его отдельных незатейливых фразах столько чувства, восторженности и света, сколько может быть только в песнях. В самом деле, когда мы слушаем музыку, мы даже без слов понимаем, что хотел сказать ее создатель, какие чувства владели им. Наше сердце наполняется бурей эмоций — весельем, радостью, счастьем или легкой грустью. То же самое можно сказать о стихотворениях Фета.

 

3.Огромную роль в создании гармонического стиха играют соотношения ритма и синтаксиса. С первых минут знакомства со стихотворениями Фета обращает на себя внимание их богатая звуковая окраска, их мелодичность и плавность, которые сближают их с музыкальными произведениями. Жизнерадостность и музыкальность звучат в каждой строчке, как, например, в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом»:

Я пришел к тебе с приветом.

Рассказать, что солнце встало...

...Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, — но только песня зреет…

К Или вот еще, короткие простые строчки:

Что за вечер! А ручей

Так и рвется.

Как зарей — то соловей

Раздается.

А в нас уже ожило торжественное ощущение наступления весны. Мы чувствуем, как она ворвалась в мир, наполнив его звуками, солнцем, радостью. Еще не прочитав следующие строки, мы уже полностью во власти эмоций, мы уже ясно ощущаем:

Так-то все весной живет!

В роще, в поле

Все трепещет и поет

Поневоле.

4. Большую роль в создании мелодии у Фета играют словесные повторы. Часты повторы целых стихов — обычно в концах строф, без изменений (как в стихотворении «Мы встретились вновь после долгой разлуки…») или с вариациями (как в стихотворении «Солнца луч промеж лип был и жгуч, и высок…»). Часта форма «кольца», как в стихотворении «Фантазия», где последняя строфа повторяет первую, или как в стихотворениях «Я тебе ничего не скажу…», «Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне…», где два начальных стиха в обратном порядке повторяются в двух конечных стихах. Но в большинстве сочетаний этот стих воспринимается лишь как «рефрен», что в особенности придает стихотворению характер романса.

5. Поэзия Фета-поэзия жизненных мгновений. В описании явлений жизни или природы поэт постоянно прибегает к таким эпитетам, как «звенящая даль», «звонкий прилив жемчугу», «гулкая земля», «сердца звучный пыл»... У него все «трепещет и поет», «гудет и колышется» и «за песнью соловьиной разносится тревога и любовь». Его произведения стоят ближе всего к романсам: в них та же песенность, то же богатство эмоций, те же мгновенные зарисовки картин окружающего мира, которые, собранные вместе, наиболее точно и гармонично передают представление о жизни. Поражает то, что между отдельными частями стихотворений нет тесной логической связи. Можно с легкостью переставить местами четверостишия — и при этом сохранится главный смысл произведения, его эмоциональная окраска.

О, если б без слова

Сказаться душой было можно!

Для его поэзии характерно изображение глубокого любовного чувства со свойственной ему трагичностью, восторженностью и психологичностью. При этом образы героя и героини у Фета начисто лишены будничности, приземленности, социально-бытовой определенности, они наполнены любовью, мелодичностью, особым тактом:

Только встречу улыбку твою

Или взгляд уловлю твой отрадный, —

Не тебе песнь любви я пою,

А твоей красоте ненаглядной.

Да и кто лучше Фета может изобразить красоту, будь то красота возлюбленной или природы? Фетовская природа наполнена звуками, красками, тончайшими, порой неуловимыми оттенками. Она одухотворена, она живет своей жизнью: любит и страдает, как: человек. Не даром во многих стихотворениях поэт явно отождествляет женщину и природу:

Одна звезда меж всеми дышит

И так дрожит,

Она лучом алмазным пышет

И говорит...

Одним из основных стремлений выдающегося русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета на протяжении всего его творческого пути оставалось стремление найти в поэзии «убежище от всяких житейских скорбен, в том числе и гражданских». Вот почему в его произведениях мы не найдем тяжелых и горестных мыслей, описаний реальных политических и социальных событий. В них лишь красота, гармония, музыкальность. Фет считал музыку высшим видом искусства и доводил свои стихи до музыкального звучания.Это чувствовали и композиторы, современники поэта. П. И. Чайковский говорил о нем: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант...»

Билет № 6

1.Изображение русского национального характера в произведениях Н.С. Лескова (на примере 1 произведения).

Каждый писатель в своем произведении создает мир (который принято называть художественным), отличающийся не только от других художественных миров, но и от мира реального.Причем давно замечено, что в разных произведениях одного и того же писателя «миры» могут быть тоже разными, варьируясь в зависимости от характеров изображаемых героев, от сложности социальной или духовной обстановки, изображаемой автором.Сказанное относится в первую очередь к творчеству таких оригинальных и самобытных писателей, как Н. С. Лесков. Задача писателя – изобразить русский характер во всем его многообразии. Русский мир – это многоликое единство, оно объединено пространством идей, верований, традиций. Отсюда внимание писателя к религиозности и жанрам жития, сказания, легенды, сказки, хождения. Основная форма повествования у Лескова – сказ, в котором живут удивительные люди: люди с русским характером.Рассмотрим это на примере повести «Очарованный странник».

1.Мир Лескова неподготовленному читателю может показаться странным, мрачноватым, ведь его населяют в основном герои-»правдоискатели», окруженные невежественными глупцами, для которых единственной целью является достаток и спокойствие. Однако благодаря силе неповторимого лесковского таланта в изображении героев преобладают жизнеутверждающие мотивы. Отсюда — ощущение внутренней красоты и гармоничности художественного мира Герои Лескова удивительно чисты и благородны, их речь проста и вместе с тем красива, так как передает мысли, содержащие «вечные» истины — о силе добра, о необходимости милосердия и самопожертвования. «Жители» огромного лесковского мира настолько реальны, что читателя не покидает уверенность в том, что они списаны с натуры. Мы не сомневаемся в том, что автор действительно встречался с ними во время своих многочисленных поездок по России. Но какими бы обыкновенными и простыми ни были эти люди, все они — праведники, как их определяет сам Лесков. «Люди возвышающиеся над чертой простой нравственности и потому святы господу». Читатель ясно представляет себе цель автора — обратить внимание на русский народ, на его характер и душу. Лескову удается в полной мере раскрыть характер русского человека со всеми его плюсами и минусами.

2. Что особенно бросается в глаза при чтении произведений Лескова — вера его героев в Бога и безграничная любовь к родине. Эти чувства настолько искренни и сильны, что человек, обуреваемый ими, может преодолеть все преграды, стоящие на его пути. Вообще, русский человек всегда готов пожертвовать всем и даже своей жизнью, чтобы добиться поставленной цели — высокой и прекрасной. Вспомним, как находясь в плену, герой лескова не оставлял попыток убежать, убежать несмотря ни на что.

3.В «Очарованном страннике», как ни в одном другом произведении Лескова, высвечено затейливое мироотношение, свойственное русскому человеку. Простая речь Ивана Северьяновича Флягина скрывает могучую жизнеутверждающую натуру дерзновенного скитальца. Всю свою жизнь он самовластно испытывает свою судьбу, с Божьей помощью преодолевая свое самовластие, смиряя свою гордыню, но нисколько не теряя при этом чувство собственного достоинства, душевной широты и отзывчивости.

А).Сама фигура странника связана с художественной традицией русского фольклора и древней литературы, с образами искателей счастливой доли. Поэтика произведения близка жанру древнерусской литературы – хождениям. Повествование в них велось, как правило, от первого лица и представляло монологическое неторопливое, величавое и в то же время пристрастное описание путешествия, в котором окружающее получает глубоко личное и заинтересованное суждение. Такова и необыкновенная жизнь Флягина, его скитания по русской земле. Все это удивительно соответствует его деятельному, в чем-то дерзкому и одновременно мирному и доброму характеру. Излюбленный в русской литературе мотив пути-дороги не исчерпывается вариантом «охота к перемене мест». Он исполнен глубочайшего философского смысла. За внешней переменой мест скрывается душевная неуспокоенность, «больная совесть», жажда обретения истины и разрешения духовных задач. Жить по совести для русского человека, православного, – значит жить по Божьим заповедям

Б). Замечателен и облик чистосердечного героя: неуемная мощь духа, богатырское озорство, неистребимая жизненная сила, широта его души, отзывчивость к чужому горю. Лесков, однако, не идеализирует Ивана Флягина. Писатель отмечает проявления его дикости и порывы анархического своеволия и в отрочестве, когда по озорству случайно убивает он лежащего на возу монашка, и в молодости, когда запарывает до смерти в честном бою татарина Савакирея. От своих греховных дел герой постепенно «очищается», достигая в своем отношении к жизни истинно народной мудрости.

В). Есть еще одна сторона странничества Флягина – это испытание судьбы, испытание характера и испытание души – вот триединство, им преодолеваемое. Характер в тяжких испытаниях он укрепляет, сохраняя высоту человеческого достоинства и нигде не опускаясь до лицемерия, нескромности, бесчестия и беспутства, нигде не отрекаясь от глубинной веры. Простодушие и бескорыстие, великодушие и мужество, добросердечие и миролюбие, твердость и терпение составляют его неизменные черты.

Г). Социальное бытие героя повести: крепостной, беглый, пленник, солдат, монах. В поступках Флягина проявляются такие черты его характера, как простодушие, гордость, упрямство, душевность, доброта, благородство, широта натуры, артистизм терпимость и многие другие. Автор создает сложный человеческий характер, положительный в своей основе, но далеко не однозначный. Лесковский герой, безусловно, интересен как яркая, неповторимая личность.

Д). Иван Флягин назван «очарованным странником». Именование героя может трактоваться многозначно. Герой повести – невольный странник, ибо нигде для этого незаурядного человека не находится места. Он очарован, околдован, ибо постоянно испытывает на себе власть обстоятельств, при которых он не волен распоряжаться своей судьбой. Вместе с тем, смысл названия определяется своеобразной артистической, художественной натурой Ивана Северьяновича, способного испытать очарование жизни, красоты и любви.

Лесковская концепция праведничества в общем-то несложна. Праведник прежде всего – человек верующий. Праведник живет в миру, сохраняя живой дух веры. По мнению писателя, духовная жизнь русского народа определяется христианской верой. Выделив в характере героя идею праведничества в качестве специфической черты, определяющей содержания русского национального характера, автор фиксирует и другие свойства, присущие герою как представителю своего народа: бескомпромиссность, трудолюбие, деловитость, отсутствие рисовки, патриотизм. Лесков изображает героя много пережившего, перестрадавшего и обретающего не только личный, но и огромный народно-исторический опыт в суждениях о мире. И поэтому далеко не случайны слова Ивана Северьяновича, как бы подводящие итог его размышлениям о прожитой жизни: «Мне за народ очень помереть хочется…

 

2. «Печально я гляжу на наше поколенье…» Раздумья М.Ю. Лермонтова о судьбах своего поколения (на материале стихотворений М.Ю. Лермонтова «Бородино» и «Дума»). Чтение наизусть одного из стихотворений.

Творчество Лермонтова стало новым словом в истории русской литературы. Все оно было подчинено одной цели: самоанализу, попыткам самопознания, познания себя и своего поколения. Через все творчество Лермонтоʙ а проходит одна сквозная тема – раздумье о судьбах его поколения. Ей посвящено много стихотворений лирика. Одними из самых ярких являются «Дума» и «Бородино». Эти произведения рисуют разные эпохи (Отечественная война 1812 года и молодое поколение 30-ых годов), они посвящены одной теме – упреку современной Лермонтоʙ у молодежи.

1 . «Бородино» воспевает героизм русских воинов в войне против Наполеона:

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Рассказчик, пожилой солдат, прошедший войну 1812 года, осуждает молодое поколение: «Богатыри - не вы! » Он описывает подвиги стариков, упрекая тем самым людей, пришедших им на смену. Новое поколение, по мнению рассказчика и самого лирика, не смогло бы отстоять Родину в борьбе с Наполеоном.

Лермонтов показывает, что все воины: и солдаты, и офицеры - слились в едином порыве. Они не могли допустить даже мысли о победе врага, о том, что они «отдадут Москву»:

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали! "

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Сами солдаты торопили и подгоняли своих командиров – им не терпелось вступить в бой, отстоять свою Родину. То, что им это не удалось, - не их вина, утверждает рассказчик. На то была «божья воля», то есть желание небес, изменить которое людям не под силу. А все, что было в руках самих солдат, они выполнили с честью. Истоки высочайшей нравственности Лермонтов ищет именно в том периоде русской истории.. Показывая славные времена войны 1812 года, Лермонтов выражает свой идеал, ставит в пример молодежи то поколение стариков, каким бы он хотел видеть поколение 30-ых годов 19 века.

2. Стихотворение «Дума» обращено к современности. . В образе героя Лермонтова перед нами возникает человек, который был типичен для того времени. Он сформировался в ту эпоху, когда нравственные ценности стали терять свою значимость.

Горечь и боль за поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы, звучит в « Думе». У поколения лирика отнята возможность деятельного участия в жизни, оно обречено быть всего лишь наблюдателем. У него нет ясных идеалов. Поэт говорит о противоречии между внутренними силами, жаждой жизни и невозможностью все это осуществить. Это противоречие накладывает неумолимый отпечаток на сам облик поколения, иссушает его душу, подрывает энергию и цельность чувств:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Лермонтов делает горький вывод о том, что его поколение ничего не оставит в истории. Про современников лирика забудут, не будут вспоминать ни добрым словом, ни плохим. А что может быть хуже равнодушия и безразличия?

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

" Дума" - это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла.

В горьких словах Лермонтова Белинский услышал «громы негодования», он почувствовал в них «грозу духа, оскорбленного позором общества». Великий критик воспринял «Думу» как исповедь одного из лучших представителей поколения, живущего в страшные годы реакции. «Эти стихи, - с волнением говорил Белинский, - писаны кровью, они вышли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти! »

 

Билет № 7

1.Каким видит Петербург Н. В. Гоголь в «Петербургских повестях» (на примере 1-2 повестей)?

Ни один российский город не привлекал столь пристального внимания писателей разных эпох, как Санкт-Петербург. Он стал образом-загадкой, образом-символом, образом-эпохой. Петербург словно манит к себе, притягивает воображение писателей, перед его обаянием, подчас мрачным и мистическим, невозможно устоять. Его представляют как живое существо, как главного героя, как необузданную стихию, несущую лишь смерть и разрушение. Мотивы мистицизма, бездушия, власти и царственности ключевые в гоголевском образе Северной Пальмиры

1.Николай Васильевич Гоголь долго прожил в столице, что сильно отразилось на его произведениях. Тема Петербурга в творчестве Гоголя является одной из ведущих. Им был написан даже цикл петербургских повестей. Петербург Гоголя – это фантастический таинственный мир, полный мрачной мистики. Мир, где правят власть и роскошь, а маленький человек не стоит ничего и может сгинуть, не оставив о себе и крупицы памяти. Петербург в произведениях Гоголя – место, где люди разговаривают сами с собой, носы сбегают от своих владельцев и занимают видное место в обществе, а вещи оживают. Итак, образ Петербурга в творчестве Гоголя кратко можно описать как совокупность гиперболизаций, гротеска и сатиры. Но Петербург в повестях Гоголя - это и город с социальными противоречиями и общественными проблемами.

2. Главная улица и символ Петербурга – Невский проспект, который отражает в себе всю сущность Северной Пальмиры. Они буквально неотделимы друг от друга. Отлично можно проследить, как связаны образ главной улицы и образ Петербурга в творчестве Гоголя по повести «Невский проспект». Петербург в «Невском проспекте» Гоголя изображается утопающим в роскоши и блеске огней, ликующим и прекрасным. Но за этим скрываются равнодушие, хладнокровие и пустота, наиболее характеризующие истинный Невский проспект.Лживые, порочные и завистливые люди населяют Невский проспект.

3. Гоголь образ Петербурга рисует как картину на картине. Под верхним слоем ярких, пестрых и заманчивых красок скрываются мрачные темные тона неприглядного и бездушного города. Фантастическим и полубезумным предстает образ Петербурга в творчестве Гоголя. Невский проспект служит маской, личиной, которую надевает этот город, чтобы еще больше запутать и обмануть своих жителей.«Невский проспект» служит прелюдией, прологом ко всему циклу. В произведении изображается внешняя сторона Петербурга, а сущность его проявится в последующих повестях.-

4. Петербург «Шинели» - город, где существование человека напрямую зависит от его финансового и социального положения. Город, где есть два мира: первый, наполненный яркими огнями, где обитают высшие чиновники, и второй, где помои могут быть вылиты на голову проходящего, где обитают «маленькие люди», существование которых обрывается незаметно, а жизнь протекает в нищете и страхе. Из этого второго мира взял своего героя Гоголь. Акакий Акакиевич Башмачкин, представитель «маленьких людей», - это бедный раболепный человек, мечтающий только об одном – о новой шинели. И чтобы ее заказать, он вынужден экономить на всем: начиная от подметок и заканчивая свечами и едой. Акакий Акакиевич духовно бедный человек. Единственное его занятие в жизни – служба, а заветная мечта – новая шинель. Но Гоголь изображает этого несчастного чиновника так, что он вызывает сострадание, жалость и сочувствие. И этот безобидный, никогда никого не трогавший человек трагически гибнет. И в момент своей гибели в сердце «маленького человека» рождается желание бунтовать против такого мироустройства. Против общественного механизма, который перемалывает людей. Этого маленького забитого человека наделяет Гоголь способностью протестовать и сопротивляться несправедливости и беспощадности окружающей действительности.- Для Гоголя было характерно, создавая образ Петербурга, выбирать главным героем «маленького человека», который оказывается не в состоянии сопротивляться городу, его устройству и его законам. Он бессильно гибнет, сломленный и растоптанный

Развил и обогатил гоголевские традиции Достоевский, создав свой уникальный и неповторимый образ Петербурга. Города, способного лишь на разрушение человеческой жизни и человеческого рассудка.Образ Петербурга оставался и остается притягательным для русских писателей. Так, классические традиции продолжили в своем творчестве А. Ахматова, А. Блок, А. Белый. И наверняка город на Неве будет продолжать привлекать своими загадками и тайнами столько, сколько будет существовать.

 

2. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

Читая лирику А. С. Пушкина, великий русский писатель Н. В. Гоголь задался вопросом: “Что же стало предметом поэзии А. С. Пушкина? ” И сам отвечал: “Все стало предметом”.

В своем творчестве поэт обращался к темам любви и дружбы, его волновали проблемы свободы и назначения поэта. Всю лирику А. С. Пушкина можно представить как бесконечный роман в стихах, главным предметом изображения которого оказывается внутренний мир лирического героя с его чувствами, переживаниями и стремлениями, будь то порыв страсти, предчувствие любви или разочарования в идеале.

1. Одной из самых главных в творчестве поэта для меня стала тема любви, которая развивается, подобно всем мотивам его лирики. В юности лирический герой А. С. Пушкина видит в любви радость и великую общечеловеческую ценность:

...мои стихи, сливаясь и журча,

Текут, ручьи любви, текут полны тобою.

Во тьме твои глаза блистают предо мною,

Мне улыбаются — и звуки слышу я:

Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя... твоя!..

Но постепенно с взрослением лирического героя тема любви переосмысливается, и теперь для А. С. Пушкина становятся важнее чувства и переживания любимой женщины:

Но ты от горького лобзанья

Свои уста оторвала;

Из края мрачного изгнанья

Ты в край иной меня звала.

Лирический герой Пушкина способен ценить любое чувство и наслаждаться даже грустью любви:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою...

По мере того как лирический герой становится личностью, он наделяется способностью жертвовать своими чувствами ради счастья любимой женщины. В качестве примера я хотела бы привести свое любимое стихотворение “Я вас любил: любовь еще, быть может...”, в котором неразделенная любовь поэта лишена всякого эгоизма:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Кульминацией этой темы можно по праву считать стихотворение “Мадонна”, в котором А. С. Пушкин возносит женщину до небес и обожествляет ее:

Исполнились мои желания.

Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

2. Тема дружбы становится одной из центральных тем в лирике А. С. Пушкина. В ранний период творчества, когда юный творец учился в Царскосельском лицее, дружба воплощала собой лишь счастье и беззаботность:

Что смолкнул веселия глас?

Раздайтесь, вакхальны припевы!

Да здравствуют нежные девы

И юные жены, любившие нас!

По мере взросления поэта тема дружбы эволюционирует, и А. С. Пушкин видит в дружбе не только радость, но и трагичность. Поэт испытывает огромную боль за утраченных друзей, и мне особо дорого стихотворение “19 октября”, которое было написано в 1825 году. В этом произведении чувствуется разочарование. Пушкин отмечает верность и преданность старых друзей.

С мольбой моей печальной и мятежной, С доверчивой надеждой первых лет, Друзьям иным душой предался нежной; Но горек был небратский их привет.

Сравнивая “19 октября” 1825 года и “19 октября” 1827 года, легко заметить произошедшие изменения в душе лирического героя. Если в 1825 году поэт думает о верности своим друзьям, о том, что многие товарищи потеряны: “Кого от вас увлек холодный свет? Кто не пришел? Кого меж вами нет? ”, то в 1827 году совершенно другое настроение посещает автора. Стихотворение наполнено весельем, радостью и оптимизмом: “Бог помочь вам, друзья мои...”

3. Одной из основных тем поэзии А. С. Пушкина является тема свободы. Читая любимые произведения русского поэта, сколько граней свободы можно увидеть в его творчестве! Свое начало тема свободы берет в оде “Вольность”, где идеалом молодого поэта оказывается конституционная монархия:

Владыки! вам венец и трон

Дает Закон — а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон.

Однако уже через два года А. С. Пушкин отказывается от сугубо политического понимания свободы. Это легко заметить в стихотворении “Деревня”, в котором проявляется интерес поэта к свободе частного человека:

О, если б голос умел сердца тревожить!

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой Витийства грозный дар?

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И Рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством Свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Такое восприятие свободы открывает множество возможностей для лирического героя: самосовершенствования, самоуглубления и творчества:

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!

В уединенье величавом

Слышнее ваш отрадный глас.

Он гонит лени сон угрюмый,

К трудам рождает жар во мне,

И ваши творческие думы

В душевной зреют глубине.

4. Также в творчестве А. С. Пушкина можно увидеть еще одно понимание свободы: романтическое восприятие вольности. Именно такими является произведение “К морю”, в котором проявляется принцип романтического двоемирия. Лирический герой мыслит себя человеком необыкновенным, он не может найти чего-либо равного себе в обществе и поэтому обращается к миру природы, к стихии:

Моей души предел желанный!

Как часто по брегам твоим

Бродил я тихий и туманный,

Заветным умыслом томим!

5. Пушкин в своем творчестве обращался к темам поэта и поэзии, времени и вечности, что составляет его философскую лирику.

Молодой поэт воспринимал смерть очень трагично, но сознавал, что жизнь не прекращается, так как А. С. Пушкин мыслил себя очень важным звеном в цепи поколений, ему удается преодолеть трагедию смерти:

Здравствуй, племя

Молодое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.


Поделиться:



Популярное:

  1. COM-серверы, какие они бывают и о том, что дал нам Microsoft, чтобы управлять ими
  2. IV. О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ИСТИННАЯ СВОБОДА
  3. S: Что такое секуляризация общества?
  4. А что произойдет с наибольшей долей вероятности?
  5. А что сейчас не тот террорист пошёл? Рожей не вышел? Гойская?
  6. А чтобы быть достойным моря,
  7. Автор наконец-то объясняет, почему интервью – понятие философское, и советует, как вести беседу, чтобы открыть для себя другого человека
  8. Автор поет гимн уточняющим вопросам, а также рассказывает о том, что делать, если собеседник недоговаривает или даже врет
  9. Автор сетует на то, что мы не занимаемся гигиеной собственных мыслей, а также советует ЖЕЛАЮЩИМ, как можно научиться думать
  10. Автор утверждает, что в мире царит такой семантический шум, что договориться просто невозможно, а потом объясняет, что сделать это очень легко
  11. Автор утверждает, что специфики радио– и телеинтервью не существует, а затем начинает рассказывать про это специфику
  12. Агрессия, гнев, злость часто театральны, и в этом есть что-то недостойное для уважающей себя личности.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 4679; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.132 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь