Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Образ Сони помогает писателю выразить свою заветную мысль: зло можно уничтожить только путем нравственного самоусовершенствования.



Таким образом, Соня Мармеладова – истинный нравственный идеал Достоевского. Она утверждает любовь, милосердие, всепрощение, противостоящее злу. Писатель уверен, с помощью насилия не спасти мир Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, - страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности.

На вопрос «Как жить? » у него один ответ – не убивать, а любить и делать добро. И любовью и добротой мир спасётся.

 

2.«И такая могучая сила зачарованный голос влечет». Мой любимый современный поэт. Чтение наизусть стихотворения из творчества выбранного автора.( Берем любого поэта, который еще жив, например, калининградскую поэтессу А. Самусевич, о ней можно рассказать и в билете №11, вопрос №2, и в билете 18, вопрос №2):

О лучших русских поэтах современности существует немало антологий, статей, проходят даже конкурсы на звание лучшего поэта или короля поэзии. Среди этих шумных весёлых действ и громогласных утверждений не слишком на слуху поэтическое имя Альбины Самусевич. «Мне хочется, чтобы слово, подобно птицам и дождям, летело поверх границ, поверх недоверия, рождая улыбку, как пароль, понятный на всех языках, как знак гостеприимства…»- это строки из стихотворения калининградской поэтессы

1. О ней: Альбина Григорьевна Самусевич родилась 9 декабря 1935 года в Горьком (ныне - Нижний Новгород). В 1940 году семья переехала в Белоруссию, в Минскую область, город Слуцк. Там и прошли детство и юность поэтессы В 1953 году А.Г.Самусевич оканчивает среднюю школу в Слуцке и поступает в Минский государственный медицинский институт. Окончив его в 1959 году, уезжает по месту службы мужа - морского офицера – сначала на Камчатку, а затем в Мурманскую область.В 1971 году семья Самусевич переезжает в Балтийск, а ещё через девять лет – в Калининград. Впоследствии Альбина Григорьевна возглавляет эндоскопическое отделеотделение областной больницы.

2. О ее творчестве: А.Г.Самусевич начала писать стихи ещё в девятом классе, но сознательное творчество относит к более позднему времени. В 1964 году в газете Северного флота «На страже Заполярья» было опубликовано первое стихотворение «Морская романтика». В 1985 году подборка стихотворений публикуется в коллективном сборнике «Добрый день» (Калининградское книжное издательство).В 1988 году в местном издательстве выходит первая книга стихов Альбины Григорьевны под названием «Утренний обход.Вторая книга стихов Самусевич «Дайте женщине сад» выходит в 1990 году. А в 1991 году Альбина Григорьевна была принята в Союз российских писателей.В 1993-1995 гг. издаются сборники стихов «Нательный крестик» и «Под музыку дождя.В 1998 году в издательстве «Янтарный сказ» выходит новая книга Самусевич «Сад камней». В неё вошла и поэма «Свободная зона», написанная ещё в 1995 году. Эта поэма – небольшое путешествие, равное семи векам, из Кёнигсберга в Калининград. «Свободная зона» также вошла в антологию литературы Восточной Пруссии «Лики родной земли» (Калининград, 1999 год), она переведена на немецкий, польский и литовский языки. В это же время издаётся книжка для детей «Про тебя самого.

3. Основные темы ее стихотворений: любовь к семье, к природе, к Родине.Об этом так или иначе говорят все поэты.

У Альбины Самусевич эти темы получают новое звучание.Любовь поэтессы к Сергею Есенину обрела живое воплощение выпуском книги памяти «Венок Есенину» («Янтарный сказ», 1996 год). В ней Самусевич выступает как составитель и автор цикла стихов о поэте, на родине которого ей удалось побывать в 1985 году. В книге более шестидесяти авторов, чьи память, строки стихов и статей рисуют нам «портрет Есенина без ретуши на фоне времёни». Любовь к Родине воплощена у поэтессы в любви к Есенину.

4. Чем выделяется среди других : В 2001 году вышла ее книга-миниатюра лирических трёхстиший («хокку»)

А).Читая хокку, надо всегда помнить, что это – застывшее мгновение. Целый образ , картина, достойная кисти Да Винчи, запечатлена в трёх строчках умелым поэтом.. Но поэзия – это не просто сборник хорошо зарифмованных слов. Поэзия – это идея, это оттиск мира, оттиск чувств, она охватывает страны и народы, прошлое и будущее.

Именно такого рода поэзию созжает Альбина Самусевич:

Фонари ярче звезд,

но тусклую звезду в небе

ищет взгляд мой.

В трёх строках очарование холодной зимней ночи. В этом произведении и холод ночи, и метафорическое стремление к высокому, стремление сбросить яркие и притягательные земные оковы и взлететь в тусклую высь, затеряться там, среди звёзд. Тут же и поиск. Не смысл ли жизни, та звезда? Разве не ищут люди, жмурясь от слепящего света “фонаря” жизни, тот скрытый смысл, лёгкое тиканье часов Вселенной, высшую цель своего существования. Но этот поиск, как и поиск Грааля, бесконечен и, лишь выйдя с освещённой “аллеи”, можно увидеть звезду.

Б).. Вот ещё одно хокку.Человек и Вселенная…

Стою под деревом…

Корней и кроны

как услышать разговор?

Каждый человек подсознательно чувствует, что всё во Вселенной взаимосвязано. Шёпот ветра, скрип и стоны древесной коры, влажный хруст листвы. Но человек ушёл от этого. Он оторван и не понимает, что ему пытаются сказать.

Современный человек всё дальше и дальше уходит от природы.

Эта тема находит развитие в следующем хокку:

Стремишься ко мне –

спешишь от меня…

Себе изменяешь с кем?

В трёх строчках поэтесса заключила всю суетность современного мира. Люди бегают куда-то, работают, отдыхают, но есть одно, объединяющее их, – неудовлетворённость. Духовная, материальная. И бегают люди, сами не зная, чего хотят, бегают, не зная, куда и, не помня, откуда. Бегают, и бегают, и бегают, и мимо проносится счастье, и тысячи способов занять своё место и стать счастливым. Но надо ли бежать?

Незримо время течет,

жемчужины истин

скрывая от взора…

Действительно – время течёт. Незримая река могучим потоком уносит события, вещи, память и даже людей. .

В).. Но не все хокку Самусевич- сплошь острые темы и поднятие извечных проблем. Вот, например:

Древо познания

прорастает из слова…

Сладок плод его!

Действительно, что может быть слаще плодов знаний? Осознание того, что ты знаешь – истинное наслаждение, и оно движет к дальнейшему обучению. Самосовершенствование – путь нелёгкий, но благородный. И награда в его конце в неисчислимое число раз превышает все богатства земные. Ведь знание – это и есть ключ к этим богатствам, и не только к ним. Бездны мудрости раскрываются перед пытливым взором.

Если в тебе спит Поэт,

не буди его –

счастливым будешь!

И кажется, что хокку снова не очень весёлое. Но сколько иронии в этих трёх строках! Иронии и такого своеобразного принятия “креста” поэзии. Согласие нести в себе бремя ответственности за свои мысли и чувства и напутствие будущим поэтам.

Ведь у настоящего поэта постоянные творческие муки, колеблющиеся, как миражи в пустыне, идеалы, скачки славы от обожания до всеобщего порицания и обратно.

Именно такой поэтессой является Альбина Самусевич. Она точно знает: «любое слово много значит, но не в любом – душа болит»

Билет № 15

1. «Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца…» (по самостоятельно прочитанному произведению о Великой Отечественной войне).

Анализ любого произведения, которое вы прочли, например:

«У войны не женское лицо», - эти слова, точно передающие безжалостную, противоестественную суть любой войны, давно стали крылатыми. Вообще, война - явление не только не женское, но и не человеческое. Однако особенно ярко ее смертоносная сущность воспринимается в противопоставлении с женщиной, которая всегда являлась воплощением любви, тепла, материнства.

1. Именно об этом, на мой взгляд, повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие». Этот писатель - один из немногих, кто затронул тему женской судьбы на войне. Особенно важно то, что героини Васильева находятся не в тылу, а воюют на фронте, наряду с мужчинами защищая родину от фашистов.

2. Каждая из этих женщин – личность. Автор подчеркивает это, подробно рассказывая об их довоенной жизни.

Познать счастье разделенной любви и материнства было суждено только одной – Рите Осяниной. Словно предчувствуя, каким коротким окажется ее жизненный путь, Рита в семнадцать лет выходит замуж, в восемнадцать рожает сына, а в девятнадцать становится вдовой: ее муж, «старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны в утренней контратаке».

А к Лизе Бричкиной любовь пришла уже на войне, за несколько недель до гибели. Эта простая, самоотверженная девочка сразу же отдала свое сердце сержанту Васкову. Именно на войне, в тяжести военных будней, Лиза влюбилась. «Втюрилась наша Бричкина, девочки! В душку - военного втюрилась! » - смеялись над ней девчонки.

Женька Комелькова – душа компании, там, где она, - смех, шутки, песни. Высокая, стройная, с чудесными рыжими волосами и зелеными русалочьими глазами, Женька и ведет себя, как избалованная девчонка, – заводит роман с женатым полковником: « – Как же ты могла, Женька… - А вот могла! – Женька с вызовом тряхнула рыжей шевелюрой. – Сейчас воспитывать начнешь или после отбоя? »

Однако и у этой героини есть своя боль. Ее отца, красного командира, мать, сестру, братишку расстреляли. Саму Женьку «эстонка спрятала в доме напротив», и она видела, как убивали ее родных.

Галя Четвертак воспитывалась в детском доме и отличалась богатым воображением. Важно, что все рассказы Гали «не ложь, а желания, выдаваемые за действительность». Выдумка о маме – «медицинском работнике» - была рождена страстной мечтой героини иметь семью…

А вот студентка Соня Гурвич росла в дружной и очень большой семье. Она «донашивала платья, перешитые из платьев сестер», но не унывала: бегала в читалку, во МХАТ, а однажды заметила, «что очкастый сосед по лекциям совсем не случайно пропадает вместе с ней в читальном зале». А потом был их единственный, незабываемый вечер, а через пять дней началась война, и парнишка ушел добровольцем на фронт.

2. Автор показывает, что у каждой из этих девчонок были свои надежды и свои планы на жизнь, что сама их жизнь должна была сложиться по-другому. Однако война сделала так, что все они встретились в «первом и втором отделениях третьего взвода пятой роты отдельного зенитно-пулеметного батальона» под началом старшины Васкова. Война сделала так, что жизнь всех девочек оборвалась, не перейдя рубеж 1945 года. Война сделал так, что каждая из героинь Васильева проявила себя как истинная Героиня.

Страшно, что свой женский потенциал эти девочки раскрыли лишь перед лицом смерти, защищая и защищаясь от фашистов. Так, красавица Женька Комелькова реализует свой актерский талант, заставляя немцев думать, что они наткнулись на целый полк солдат: «- Девчата, айда купаться! – звонко и радостно кричала Комелькова, танцуя в воде. – Ивана зовите!.. Эй, Ванюша, где ты?...»

А когда она осталась лицом к лицу с врагами, то отстреливалась до последнего - «стреляла, пока были патроны». Немцы ранили ее вслепую, «а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…»

Лиза Бричкина погибла при исполнении задания. Спеша добраться до разъезда, доложить об изменившейся ситуации, Лиза утонула в болоте: «Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила».

Соню Гурвич закололи ножом прямо в сердце. Васильев акцентирует внимание на этой детали: «Ты потому крикнуть успела, что удар у него на мужика был поставлен. Не дошел он до сердца с первого раза – грудь помешала».

Эти страшные мысли Васкова с новой силой заставлять нас понять, что «у войны не женское лицо». Недаром, приготовив могилу для погибшей Сони, старшина горько думает: «… могла нарожать Соня детишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…»

3. И эта мысль, на мой взгляд, один из важнейших посылов романа. Страшно, что гибнут женщины, потому что обрываются юные жизни, потому что женское предназначение - в созидании, а не в разрушении. Но не менее страшно и то, что, погибнув, героини не смогут дать продолжение русской нации и русской культуре. А это значит, что под угрозой существование всего народа.

Таким образом, роман Васильева «А зори здесь тихие», обнажив тему женщины на войне, показывает антигуманную и античеловеческую суть войны, грозящей уничтожением не только людей как отдельных личностей, но и наций, культур, всей человеческой цивилизации .

2. " Любовь есть сон..." Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Чтение наизусть одного из стихотворений (по выбору учащегося).

Хотя и считается, что творческое наследие Тютчева достаточно невелико, а уж произведений, относимых к любовной лирике, и того меньше, тем не менее, то, что он писал о любви, то, как понимал и чувствовал и, в особенности, то, как умел передавать свои чувства, веками еще будет будоражить умы и заставлять сильнее биться сердца читающих…

1. Любовная лирика Тютчева очень непроста, главным образом потому, что она исполнена психологизма и романтизма, она «пережита и выплеснута», она написана сердцем, от сердца и для сердца. Многие стихотворения Федора Ивановича автобиографичны, многие говорят о его жизни и о его любовных переживаниях. Но тем не менее, не стоит отождествлять лирического героя любовной лирики Тютчева с самим поэтом. Ведь тютчевская поэзия намного тоньше и иносказательнее, чем это кажется на первый взгляд. Взять хотя бы стихотворение «Весна», которое, на первый взгляд, повествует о том, как все меняется в мире с приходом этой долгожданной поры года. На деле же это стихотворение как яркий образчик любовной лирики Тютчева имеет двойное, если не тройное дно. В нем поэт превозносит любовь вообще (и первую любовь, в частности) как то величайшее чудо, которое способно поразить в самое сердце любого: и того, у кого «браздят чело морщины», и того, кого «гнетет рука судьбины», и того, кого «томит людей обман» и даже того, у которого «сердце полно ран». Опять-таки, мы наблюдаем, как сложность души, разума самого поэта переноситься в любовную лирику Тютчева – его поэзия о любви тесно переплетается с размышлениями о жизни, о судьбах и поступках людей, о предназначении, судьбе и Пути.

2. Как увлекающаяся личность, лирический и романтический человек, Тютчев неоднократно испытывал на себе чарующее действие влюбленности-любви, отсюда и истоки любовной лирики Тютчева. Его первая любовь – Амалия Лерхенфельд, которой, кстати, и было посвящено знаменитое стихотворение, ставшее впоследствии романсом, «Я встретил Вас…». Именно благодаря присутствию в жизни Федора Ивановича Амалии Лерхенфельд и возникла любовная лирика Тютчева. Однако, эти отношения были недолгими, девушка вышла замуж за другого, а Тютчев через время забылся в новой страсти, которую звали Элеонора Петерсон. Именно Элеонора и стала первою женою поэта. Федор так любил ее, что в день, когда она умерла, он поседел от горя. Любовная лирика Тютчева этого периода полна трагизма , до определенного момента (а именно до 50-х годов XIX века) вся любовная лирика Тютчева была выстроена на чувствах страсти и обожания.

Любовная лирика Тютчева, от самых ранних ее этапов до самых поздних, возвеличивает силу любви. Любовь для поэта «волшебный мир», «живая прелесть», «неразгаданная тайна», «весенняя нега», «земное провиденье» и она же «сон – одно мгновенье», после которого наступит пробужденье. Он понимает быстротечность любви, от того она становится еще ценнее, еще дороже. Любовная лирика Тютчева всем своим видом провозглашает великолепие Любви

3 .Однако в 1850 году приходит новое время в любовной лирике Тютчева – начинается «денисьевский цикл», названный так в честь Елены Александровны Денисьевой. Эта любовь была так сильна и разрушительна, что ради нее Федор и Елена пожертвовали почти всем, что у них было: семьей, родственниками, карьерой, положением в обществе. Общественное мнение осуждает их связь, но сила притяжения сильнее и они остаются вместе вплоть до смерти Денисьевой. Последний этап в любовной лирике Тютчева наиболее тяжелый и трагичный, но именно этот этап считают самым искренним и сильным из всего творчества поэта. Любовная лирика Тютчева далеко не всегда созидающая сила, она умеет и нести разрушение. Так, любовь как роковая страсть, как всеразрушающая сила, воспевается в любовной лирике Тютчева времен так называемого «денисьевского цикла». «О как убийственно мы любим», - провозглашает Тютчев, понимая, что в угоду любви приходится губить «что сердцу нашему милей», но любовь жестока – она требует жертв. Любовная лирика Тютчева в этом контексте полна сравнений любви с роком, со смертью, с жестокою судьбой: «роковое слиянье» души с душой родной, «поединок роковой», «блаженство и безнадежность», «встреча роковая», два близнеца – «самоубийство и любовь».

4. Тютчев не певец идеальной любви - он, как и Некрасов, пишет о ее " прозе" и о своих чувствах: любовь к самому дорогому неожиданно оборачивается мучительством. Но он утверждает, что важно понимать любимого, смотреть на себя его глазами, бояться совершить опрометчивые поступки в отношениях с любимым:

О, не тревожь меня укорой справедливой!

Поверь, из нас двоих завидней часть твоя:

Ты любишь искренно и пламенно, а я -

Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.

В интимной лирике Тютчева рождается мучительное признание несовместимости красоты со злом бытия. Вместе с любовью поэт переживал тоску, безысходность положения, предчувствие смерти.

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Любовь у Тютчева очень похожа на его природу, на весь особенный мир его поэзии. Любовь для него - борьба, мучение, безнадежность. Тютчева больше всего интересует не проявление любви, а ее тайна: " Как неразгаданная тайна, живая прелесть дышит в ней - мы смотрим с трепетом тревожным на тихий свет ее очей…" Тайна, которую никто из смертных не в силах разгадать..

Любовная лирика Тютчева замечательна тем, что в ней поэт отражает свои пережитые чувства. Каждый раз, читая стихи Тютчева, мы открываем для себя что-то свое. Его лирика рождает напряжение чувств и мысли.

Билет № 16


Поделиться:



Популярное:

  1. C.Для предоставления возможности сравнивать рыночные стоимости акций компаний одной отрасли
  2. I. Краткое изложение данных истории болезни
  3. II. Нравственный облик, церковно-общественная деятельность, нестроения и злополучия Константинопольской патриархии (во второй половине XV и в XVI в.).
  4. III. Нравственный облик, церковно-общественная деятельность, нестроения и злополучия Константинопольской патриархии (от конца XVI в. до настоящего времени).
  5. III. По способу работы со своими проблемами среди клиентов можно выделить следующие типы
  6. Microsoft PowerPoint 2007 и его новые возможности
  7. PEST-анализ макросреды предприятия. Матрица профиля среды, взвешенная оценка, определение весовых коэффициентов. Матрицы возможностей и матрицы угроз.
  8. V. Механизм, преобразующий крутящий момент, передающийся от двигателя через сцепление, по величине и направлению, позволяет отключать двигатель от ведущих мостов на длительное время.
  9. А. И. Черевко. Расчет и выбор судовых силовых трансформаторов для полупроводниковых преобразователей. Севмашвтуз, 2007.
  10. А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко Формирование перцептивных механизмов и предметных образов на основе внешних ориентировочно-исследовательских операций и действий субъекта
  11. Автор сетует на то, что мы не занимаемся гигиеной собственных мыслей, а также советует ЖЕЛАЮЩИМ, как можно научиться думать
  12. Автор утверждает, что в мире царит такой семантический шум, что договориться просто невозможно, а потом объясняет, что сделать это очень легко


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 2258; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь