Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 3. Значение пастырского подвига новомучеников и исповедников Российских в ХХ веке.



 

Трагическим оказался минувший XX век для Русской Православной Церкви – гонения, которые на нее обрушились, по силе и масштабу сравнимы разве что с временами первых веков христианства. На необозримых российских просторах взошли на свою Голгофу сотни тысяч безвинных страдальцев и исповедников. Они приняли мученическую кончину " за слово Божие и за свидетельство, которое они имели" (Откр. 6, 9). В Соборе новомучеников Российских – епископы и священники, монахи и миряне, мужчины и женщины, старцы и младенцы. Они не только сами засвидетельствовали свою веру кровью, но и укрепляли малодушных, молились о своих мучителях. Своим исповедническим подвигом они в который раз в истории засвидетельствовали, что " врата ада не одолеют Церковь Христову" (Мф. 16, 18).[56]

Придя к власти, большевики сразу же начали войну против Церкви. Мотивом гонений они объявили ее контрреволюционность, но на самом деле с момента установления советской власти и конца гражданской войны " большевики не могли указать ни одного факта" контрреволюционной деятельности Церкви в России. Кроме того, гонения только укрепляли поддержку церковным народом именно гонимой части Православной церкви, т.е. так называемых " староцерковников" или " тихоновцев".

Серьезным потрясением церковной жизни явилось повсеместное вскрытие мощей святых угодников Божиих. 14 февраля 1919 г. Наркомат юстиции издал постановление об организованном вскрытии мощей. Вскрытие проводили специальные комиссии в присутствии священнослужителей, составлялись протоколы. Если в результате обнаруживалось, что мощи сохранились не в целости, то это обстоятельство в целях атеистической пропаганды выдавалось за сознательный обман и подделку. И некоторые из православных людей, превратно представлявшие церковное учение о святых мощах, соблазнялись этим. [57]

В 1920-1930 е гг. советская власть последовательно стремилась реализовать цели, сформулированные В. И. Лениным в марте 1922 г. и уничтожить Православную Российскую Церковь: «Все соображения указывают па то, что позже сделать нам этого не удастся, ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс, который бы либо обеспечивал нам сочувствие этой массы, либо, по крайней мере, обеспечил бы нам нейтрализование этих масс в том смысле, что победа в борьбе с изъятием ценностей останется безусловно и полностью на нашей стороне... Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий» (Архивы Кремля. Кн. 1. С. 141-142) [58].

От слов к делу тогда переходили незамедлительно. Исполняя предначертания своих вождей, бойцы просветительского фронта устраивали грандиозные демонстрации идейного и культурного превосходства интернационального атеизма над религиозной тьмой. Как вспоминает свидетель той эпохи, профессор А. Ч. Козаржевский, " на Пасху в церкви посылались хулиганы, которые свистели, ругались, раскачивали толпу верующих. К церкви подвозили усилительные установки и громом вульгарной музыки старались заглушить церковное пение". Кроме того для борьбы с религиозными предрассудками в стране вводилась пятидневная рабочая неделя, и воскресенье поэтому переставало быть выходным днем.

Вскоре началось массовое закрытие Церквей. Так, в 1928 г. в РСФСР закрыли 354 церкви, а в 1929 г. уже 1119, из которых 322 были разрушены. Разрушались великие святыни русского народа: в Москве в июле 1929 г. уничтожили часовню Иверской Божией Матери, а в 1930 г. – Симонов монастырь, в 1931 г. взорвали символ православной России – Храм Христа Спасителя, который впрочем. За 8 лет до своего уничтожения был отнят у православной Церкви обновленцами. Некоторые из храмов, известных всему миру (храм Василия Блаженного, Казанский Собор) были обращены в музеи.

По всей стране шла война с колокольным звоном. Колокола сбрасывали под тем предлогом, что они мешают слушать радио и оскорбляют религиозные чувства нехристиан. В начале 1930-х гг. был снят и перелит самый большой в России 67-тонный колокол Троице-Сергиевой Лавры. Запрещен был колокольный звон и в Москве.

Иконы уничтожались тысячами. В газетах мелькали сообщения о том, как то в одной, то в другой деревне их сжигали целыми телегами. Уничтожали иконы древнего письма, рвали и сжигали богослужебные книги, при разгроме монастырей гибли также рукописные книги, хранившиеся в монастырских библиотеках, подлинные археографические памятники. Драгоценная церковная утварь переплавлялась в лом.

Разгул дикого вандализма вызвал в душах людей отвращение и ужас. Народ в большинстве своем оставался еще верующим и православным, но русские люди не имели уже сил постоять за себя. Не многих рабочих и крестьян удавалось вовлечь в святотатственные преступления, но остановить врагов Церкви, удержать их от кощунственных злодеяний, защитить святыни было некому: не только физически, но и духовно народ был раздавлен. [59]

Для сохранения канонического строя церковной жизни в пору гонений, для сохранения апостольского преемства, в 1923 г., как и прежде совершались многочисленные епископские хиротонии: 49 архиерейских рукоположений за один год. Такого предреволюционная Россия не знала. Среди принявших на себя крест епископского служения, которое сулило тогда страдания, заточение, а то смерть, были бесстрашные и мудрые архипастыри: священномученики Петр (Полянский), Иларион (Троицкий), Петр (Зверев), Серафим (Звездинский), Афанасий (Сахаров). Эти хиротонии совершались и явно, и тайно, по благословению Патриарха Тихона, " да не оскудеет в русском епископате благодать Божия и преемственность рукоположений". Тайные хиротонии стали совершаться в 1922 г., как только разразилась обновленческая буря и началась массовая кампания арестов православных архиереев.[60] В результате они утрачивали возможность управлять своими епархиями или викариатствами – в большинстве случаев епархиями управляли не правящие, а находившиеся временно на свободе и в пределах своей епархии викарии. Сосланные архиереи часто назначались на кафедры по месту ссылки, когда там открывалась вакансия.

В результате ареста архипастырей епархиальная организация оказалась разрушенной. Почти все епархии, большинство из них имело по одному храму на миллион верующих, находились под временным управлением остававшихся на свободе архиереев – Патриаршего Местоблюстителя патриарха Сергия, митр. Алексия (Симанского), архиеп. Николая (Ярушевича), Сергия (Воскресенского).[61]

Во время первой пятилетки, когда в 1929 г. развернулась кампания против частного предпринимательства, Церковь рассматривалась как частное предприятие. Священники, епископы и приходы облагались совершенно непомерным налогом, как " доходные" частные предприятия. В случае неуплаты налога они могли быть арестованы, а их приходы закрыты. Так, выписка из письма епископа Ижевского Синезия митрополиту Сергию гласит: " Священники задавлены непосильными обложениями… задушены принудительными работами…обложение производится мясом, льном, маслом, яйцами, живностью, дичью…Денежные взыскания: сельскохозяйственный налог, на индустриализацию, облигации госзаймов, на приобретение инвентаря, тракторизацию, самообложение и прочее. За невыполнение в срок, часто исчисляемый часами, - опись имущества, выселение из домов, отдача под суд, ссылка и прочее. Все духовенство безотносительно к возрасту и здоровью мобилизуется на лесозаготовке, без оплаты труда. …Епископ Синезий…сам, при получаемом содержании в 120 рублей в месяц, обложен суммой в 10703 рубля, которую он должен уплатить в двухдневный срок".

В 1922-1927 гг. нелегальность Патриаршей Церкви использовалась как средство давления на нее, как кнут, который должен был принудить ее иерархию к уступкам власти. С 1929 г. власть по своему усмотрению сузила сферу легальной церковной жизни, сведя только лишь к богослужебной деятельности, а все иные формы церковной жизни квалифицировав как незаконные, преступные и подлежащие репрессии. В 1930-е гг. существование подпольной церковной жизни стало одним из поводов для репрессий против Церкви как подпольной, так и легальной.

Российская Церковь, подобно гигантскому айсбергу, погружающемуся под воду, скрывалась за границей легальности, оставляя " над водой" лишь крошечную верхушку. Между тем само церковное подполье носило массовый и разнообразный характер.[62]

В 1938 г. советская власть завершила 20-летний период гонений, в результате которых процесс разрушения был доведен до состояния необратимости. Если уничтоженные или превращенные в склады храмы можно было в обозримой перспективе восстановить или отстроить заново, то расстрелянные более 100 архиереев, десятки тысяч священнослужителей и сотни тысяч православных мирян стали невосполнимой утратой для Церкви. Последствия этих гонений сказываются и в наши дни. Массовое уничтожение святителей, просвещенных и ревностных пастырей, множества подвижников благочестия понизило нравственный уровень общества, из народа была выбрана соль, что привело его в угрожающее состояние духовного разложения.[63]

Множество новомучеников и исповедников ХХ века совершили нетленный подвиг, со славой перенесли страдания, были превознесены богом и сделались похвалой Церкви. Как это перекликается с настроением, мирочувствием и подвигом первых христиан! Достаточно вспомнить послания апостольского мужа св. Игнатия Богоносца, отдавшегося в руки мучителей, и спешившего принести себя в чистую жертву Христу Богу, и умолявшего христиан не препятствовать этому. " Никакой пользы не принесут мне удовольствия мира, ни царство мира сего. Лучше мне умереть за Иисуса Христа, нежели царствовать над всею землею…Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшаго …Хочу быть Божиим: не отдавайте меня миру. Пустите меня к чистому свету: явившись туда, буду человеком. Дайте мне быть подражателем страданий Бога Моего". (Послание св. Игнатия к Римлянам, IV).[64]

Никогда не иссякала в России духовная жажда подражания Христу, стяжания праведности и святости Христовой. Не стоит город без святого и село без праведника, - говорили в старину на Руси.


Заключение.

 

Ввиду обширности материала данной темы мною было изучено пастырское служение новомучеников и исповедников Российских только лишь в период от начала ХХ века до Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Этот период очень насыщен событиями, которые в корне изменили историю православной России, русского народа, строй церковной жизни. Отвергнув накопившийся многовековой опыт христианства, беспощадно растоптав его давние традиции и устои, пытаясь построить новое безбожное общество, советская власть неоднократно убеждалась в тщетности своих усилий в борьбе с непобедимой православной верой, господствующим в людях животворящим Духом, христианским терпением и мужеством.

Это доказывает проведенная в начале 1937 г. перепись населения СССР. По предложению Сталина в нее был включен вопрос о религии, на который отвечали все граждане, начиная с 16 лет. Правительству, и в особенности Сталину, хотелось узнать, каковы же их реальные успехи за 20 лет борьбы с верой и Церковью, кем называют себя люди, живущие в государстве, исповедующем в качестве религиозного суррогата воинствующее безбожие. Всего населения от 16 лет и старше в Советской России оказалось в 1937 г. 98, 4 млн. чел., из них 44, 8 млн. мужчин и 53, 6 млн. женщин. Верующими себя назвали 55, 3 млн. чел., из них 19, 8 млн.— мужчины и 35, 5 млн.— женщины. К неверующим себя отнесла меньшая, но все же достаточно значительная часть — 42, 2 млн. чел., из них 24, 5 млн.— мужчины и 17, 7 млн.— женщины. Из переписи с ясностью следовало, что население страны осталось православным, сохранив национальные духовные корни. Предпринятые с 1918 г. усилия в борьбе с Церковью и народом, осуществленные как с помощью судов, так и с помощью внесудебных административных преследований, не привели к желаемому результату, а если исходить из данных переписи населения, то можно сказать, что они потерпели крах. Сталину были очевидны размеры неуспеха строительства безбожного социализма в стране. Ему стало ясно, насколько беспощадно-кроваво должно быть новое гонение и невиданная война с народом, в результате которой не лагерь, не каторжные работы ждали непокорных (причем непокорных не на деле, а только идейно, отличных своей верой), а приговоры к расстрелу и смерть. Так началось новое, последнее гонение, которое должно было физически сокрушить православие – гонение 1937 года.[65]

Но никто и ничто: " ни смерть, ни теснота, ни гонения, ни голод, ни опасность - не могли отлучить их от любви Божией" (Рим. 8, 35-37)[66]. Все это они преодолевали силою возлюбившего их Бога, поэтому Церковь не была уничтожена, она выстояла и воссияла сонмом святых. Их жизнь и смерть были самой убедительной проповедью истинности и неразрушимости Христова дела. Кровь мучеников, по словам Тертуллиана, всегда была семенем, из которого вырастал новый народ Божий. Именно для этого - для прославления Имени Божия, для освящения Церкви Христовой через подвиг мученичества, исповедания веры были посланы Господом все испытания для верующих людей.

На мой взгляд, задача современных православных христиан сделать правильные выводы из итогов кровавых страниц истории минувшего ХХ века, чтобы не повторить те ошибки, которые послужили причиной гонений и породили соблазн в народном сознании.


Библиографический список

 

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Изд. " Российское Библейское Общество", 2002. – 1360с.

2. Алексей Беглов. В поисках " безгрешных катакомб". Церковное подполье в СССР. – М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, " Арефа", 2008.-352с.

3. Владимир Воробьев, прот. Пастырское служение в РПЦ. XX в.// Православная энциклопедия РПЦ. – М., 2000. – Церковно-научный центр " Православная энциклопедия". Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – т.0. - 295-301с.

4. Владислав Цыпин, прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный период: Новейший период. – Учебный комитет РПЦ, МДА. – М., 2004. – 839с.

5. Владислав Цыпин, прот. РПЦ в Новейший период 1917-1999 гг. // Православная энциклопедия РПЦ. – М., 2000. – Церковно-научный центр " Православная энциклопедия". Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – т.0. - 134-145с.

6. Владислав Цыпин, прот. Русская Православная Церковь (1917-1925) М: Издание Сретенского монастыря, " Молодая гвардия", М: 1996. 335с.

7. Владислав Цыпин, прот. Русская Православная Церковь 1925-1938гг. М: Издание Сретенского монастыря, " Молодая гвардия", М: 1999. – 429с.

8. Галкин А. К., Дамаскин (Орловский), игум. Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский. //Православная энциклопедия РПЦ. – М., 2004. – Церковно-научный центр " Православная энциклопедия". Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – т.8. - 629-633с.

9. Дамаскин (Орловский), игум. Гонения на РПЦ в советский период. // Православная энциклопедия РПЦ. – М., 2000. – Церковно-научный центр " Православная энциклопедия". Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – т.0. - 179-188с.

10. Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним: В 6 кн. – Тверь: ООО Изд-во " Булат", 1996. – Кн.2. – 526с.

11. Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним: В 6 кн. – Тверь: ООО " Булат", 1999. – Кн. 3. – 623с.

12. Игнатия, мон. Старчество на Руси – М: Издательство Московского Подворья Свято – Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. – 315с.

13. Иоанн Златоуст, свт. Собрание сочинений: В 12 т. – М.: Православная книга, 1991. – Т. 2. – 899с.

14. Никон (Рклицкий), архиеп. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время 1863-1936 гг. Кн. 2. Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, Нижний Новгород, 2004. – 741с.

15. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские: Ч. 1. – Репр. изд. товарищества " Светлячок" М.: 1949г. – 288с.

16. Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. – М.: Республика, 1995. 511с.

17. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917 – 1941гг. Документы и фотоматериалы – М.: Издательство Библейско – Богословского Института св. апостола Андрея, 1996. – 352с.

18. Смолич И.К. Жизнь и учение старцев // Путь к совершенной жизни. О русском старчестве: Сб. статей // М: Издательство Православного Свято – Тихоновского Гуманитарного университета, 2005.-528с.

19. Трифон (Туркестанов), митр. Древнехристианские и Оптинские старцы //Путь к совершенной жизни. О русском старчестве: Сб. статей / М: Издательство Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, 2005.-528с.

20. Шкаровский М. В., Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно – церковные отношения в СССР в 1939 – 1964гг.), М.: Издательский дом " Грааль", 2000. - 399с.

21. Экземплярский В. Старчество // Путь к совершенной жизни. О русском старчестве: Сб. статей / М: Издательство Православного Свято – Тихоновского Гуманитарного университета, 2005.-528с.


[1] Георгий Шавельский, протопресв. Русская Православная Церковь перед Революцией. - М: Издательство " Артос-Медиа". 2005. – С. 256.

[2] Георгий Шавельский, протопресв Указ соч. 2005.С. 258-261

[3] Георгий Шавельский, протопресв. Указ. Соч. С. 254.

[4] Георгий Шавельский, протопресв. Указ. соч. С. 264-265.

 

[5] Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Изд. " Российское Библейское Общество", 2002. – С. 1015.

[6] Георгий Шавельский, протопресв. Указ. соч.С. 245-246

[7] Иоанн Златоуст, свт. Слово о священстве. Собрание сочинений: В 12-ти т. – М.: Православная книга, 1991. – Т.2. Кн.2. – С. 423-424

[8] Иоанн Златоуст, свт. Там же. С. 430-433.

[9] Георгий Шавельский. Указ.соч. С. 244- 247.

[10] Воробьев В. прот., Пастырское служение в РПЦ XX в. // Православная Энциклопедия РПЦ. - М.: Церковно научный центр " Православная Энциклопедия". 2000. – т.о. – С. 296.

[11] Воробьев В. прот., Там же. - С. 284-285.

[12] Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. - М., 2000. – С. 68.

[13] Владислав Цыпин, протоиерей. Указ. соч.С. 280.

[14] Владислав Цыпин, протоиерей. История Русской Православной Церкви. М.: Изд-во Учебного комитета РПЦ. 2004. – С. 327-329.

[15] Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. - М.: Республика, 1995. – С. 22-31.

[16] Шкаровский М. В. Указ.соч. С. 68.

[17] Поспеловский Д.В. Указ.соч. С. 33-34.

[18]Экземплярский В. Путь к совершенной жизни: О русском старчестве.- М.;: 2006.Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005. –С. 205.

[19] Правосланая энциклопедия РПЦ. Указ. соч. С. 290.

[20] Экземплярский В. Указ. соч. С. 108-109.

[21] Экземплярский В. Указ.соч. С. 21.

[22] Воробьев В, прот. Пастырское служение в РПЦ. ХХ в. //Православная Энциклопедия РПЦ. Под общ. Ред. Патр. Московского и всея Руси Алексия II М.: Церковно-научный центр" Православная Энциклопедия".2000. – С. 292.

[23] Воробьев В. прот., Пастырское служение в РПЦ ХХ в. // Православная Энциклопедия РПЦ. М.: Церковно – научный центр " Православная Энциклопедия". 2000. – С. 299.

[24] Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Изд. " Российское Библейское Общество", 2002. – С. 1323.

[25] М. Польский, протопресв. Новые мученики Российские. - Репр. Изд. 1949 г. – Кн.1. – С. 6.

[26] М. Польский, протопресвитер. Указ. соч. С. 10-15.

[27] Энциклопедия РПЦ. Вероучение Владимиро-Волынская епархия. Церковно-научный центр " Православная Энциклопедия". М., 2004. – т.8. – С. 631-632.

[28] Никон (Рклицкий), архиеп. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время 1863-1936. Кн. 2. – Нижний Новгород. – 2004. – С. 608-609.

[29]. Никон ( Рклицкий), архиеп. Указ.соч. С. 615-616.

[30] М. Польский, протопресвитер. Указ.соч. С. 24.

[31] Владислав Цыпин, протоиерей. История РПЦ.- МДА. М.; 2004. – С. 582.

[32] Православная энциклопедия РПЦ. Церковно-научный центр " Православная энциклопедия". М., -2000. – С. 181.

[33] Владислав Цыпин, протоиерей. Указ. соч. С. 583.

[34] Библия. Указ. соч. С. 1018.

 

[35] Православная энциклопедия РПЦ. Указ. соч. С. 182.

[36] Владислав Цыпин, прот. Указ. соч. С. 583.

[37] Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. – М.: Изд-во " Республика", 1995. – С. 157-158.

[38] Шкаровский М. В. РПЦ при Сталине и Хрущеве. Изд. " Грааль". М.: 2000. – С. 90.

[39] Владислав Цыпин, протоиерей. Русская Православная Церковь, 1925-1938гг. Изд. Сретенского монастыря.М.: 1999. – С. 204.

[40] Владислав Цыпин, прот. История РПЦ. МДА. М.: 2004. – С. 584-586.

[41] Православная энциклопедия РПЦ. Указ. соч. С. 185.

[42] Владислав Цыпин, прот. Русская Церковь (1917-1925). Изд. Сретенского монастыря. М.; 1996. – С. 273.

[43] Беглов Алексей. В поисках " безгрешных катакомб". Церковное подполье в СССР. – М.: Изд. Совет РПЦ, " Арефа", 2008. – С. 62-63.

[44] Владислав Цыпин. История РПЦ. МДА. М.: 2004. – С. 586.

[45] Беглов А. Указ. соч. С. 73.

[46] Цыпин В., прот. История РПЦ. МДА. М.: 2004. – С. 625-626.

[47] Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Кн.5. Тверь, 2001. С. 330.

[48] Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. М., 1999. С. 172-174.

[49] Игумен Дамаскин (Орловский). Там же. – 86, С. 406-407.

[50] Беглов А. В поисках " безгрешных катакомб". Церковное подполье в СССР. – М.: Издательский Совет РПЦ, " Арефа", 2008. – С. 44-46.

[51] Игнатия, мон. Старчество на Руси. М.: Издательство Московского Подворья Свято – Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. – С. 72.

[52] Беглов А. Указ. соч. С. 48.

[53] Беглов А. Там же. С. 84.

[54] Беглов А. Указ. соч. – С. 85-86.

[55] Воробьев В. прот., Пастырское служение в РПЦ ХХ в. // Православная энциклопедия РПЦ. //М.: Церковно – научный центр " Православная Энциклопедия" Под общ. Ред.Патр.Моск. и всея Руси Алексия II. 2000. – Т-0. С. 296.

[56] Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия РПЦ XX столетия. Изд. " Булат", Тверь, 2000. Кн.4. – С.4.

[57] Владислав Цыпин, прот. Русская Церковь (1917-1925). Изд. Сретенского монастыря. 1996. – С. 142.

[58] Православная энциклопедия РПЦ. М.: 2000. – С. 182.

[59] Владислав Цыпин, прот. Указ. соч. С. 199-204.

[60] Владислав Цыпин, прот. Русская Церковь (1917-1925). Изд. Сретенского монастыря. 1996. – С. 74-75.

[61] Владислав Цыпин, прот. История РПЦ. МДА. М.: 2004. – С. 574.

[62] Беглов А. В поисках " безгрешных катакомб". Церковное подполье в СССР. М.: Изд. Совет РПЦ. " Арефа", 2008. – С. 99.

[63] Православная энциклопедия РПЦ. М.: 2000. – С. 184.

[64] Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия РПЦ XX столетия. Кн. 2. –Изд. " Булат", Тверь. 1995. – С. 3-4

[65] Православная Энциклопедия РПЦ. Церковно-научный центр " Православная Энциклопедия".Т. 0. М.; 2000.-С. 186.

[66] Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Изд. " Российское Библейское Общество". 2002. – С. 1233-1234.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 912; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.062 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь