Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Вопрос. Любовная лирика Н.А.Некрасова («панаевскй цикл»).




Любовные признания Николая Алексеевича Некрасова были посвящены его единственной музе – Авдотье Яковлевне Панаевой – и вошли в так называемый «Панаевский цикл».

Дороги поэта и его будущей музы пересеклись в 1845 году, когда Некрасов почти ежедневно по делам «Современника» бывал в доме Панаевых. Авдотья Яковлевна, будучи хозяйкой, должна была принимать гостей, занимать их, участвовать в разговорах, в обсуждении литературных и редакционных дел. В это время она была в расцвете молодости и покоряла сердца многих. Ее называли одной из самых красивых женщин Петербурга.

«Это была небольшого роста, не только безукоризненно красивая, но и привлекательная брюнетка. Ее любезность была не без оттенка кокетства; ее темное платье отделялось от головы дорогими кружевами или гипюрами, в ушах у нее были крупные бриллианты, а бархатистый голос звучал капризом избалованного мальчика. Она говорила, что дамское общество ее утомляет и что у нее в гостях одни мужчины», – писал А.А. Фет.

Некрасов, увидев Панаеву, влюбился. День встречи со своей будущей возлюбленной он называет самым счастливым, от которого начинается отсчет настоящей жизни. Страсть вспыхнула внезапно и осветила его одинокую труженическую жизнь. Панаева была замужем, и поэт долго боролся с охватившим его чувством, но бесполезно… Влечение было обоюдным.

В 1846 году Некрасов вступает с Авдотьей Яковлевной в гражданский брак, который продлится 15 счастливых и мучительных лет. И хотя документальных свидетельств практически не сохранилось: письма Некрасова Панаева сожгла, осталось лишь одно его письмо к ней и четыре ее письма, – мы можем по стихам Некрасова восстановить весь этот необычный «роман».

«Панаевский цикл» отличает жгучая исповедальность, биографичность; в нем запечатлены многие эпизоды, «случаи» из их жизни, ссоры и примирения, жажда понимания и счастья.

Давайте обратимся к поэтическим строкам Некрасова.

Задание: Определите черты характера героини на основе анализа текста.

Цикл открывается стихотворением «Ты всегда хороша несравненно…»

Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум;

Ты хохочешь так бойко и мило,
Так врагов моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь;

Так добора ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят меня, –

Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед – в это темное море
Без обычного страха гляжу.
(1847)

Это самое светлое и оптимистичное из всех любовных стихотворений Некрасова. Оно настолько отличается от последующих, что литературоведы долго не решались отнести его к «панаевским». Любовь героини в нем радостная и искрометная, жаркая и нежная. А сама героиня не только «хороша несравненно», но умна и остроумна, весела и насмешлива, кокетлива и лукава, женственна и обаятельна. Именно такой и была молодая Панаева.

Вопрос: Как воздействует любовь лирической героини на угрюмого поэта?

Примерный ответ:

Ее любовь оказывает гармонизирующее влияние на поэта, укрепляет его силы, спасает от жизненных невзгод, которых немало досталось на долю Некрасова.

… с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед – в это темное море
Без обычного страха гляжу.

В «Современнике» Панаева опубликовала многие повести и рассказы: «Женская доля», «Капризная женщина», «Безобразный муж», «Неосторожное слово» и др. Бесценны ее «Воспоминания», воссоздающие бытовую сторону жизни литераторов того времени, о которой не прочитаешь в других источниках. Словом, Панаева была не только привлекательной женщиной, но и интересным талантливым человеком.

Обращенные к Панаевой стихи: «Когда горит в твоей крови…», «Поражена потерей невозвратной…», «Я не люблю иронии твоей…», «Да, наша жизнь текла мятежно…», «Так это шутка, милая моя…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Давно отвергнутый тобою…» – это своеобразный роман, имеющий начало и конец. В нем влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, пишут и сжигают письма, вспоминают и пытаются забыть.



Развитие отношений Панаевойс Некрасовым шло драматично и неровно. Но, несмотря ни на что, поэт считает дни, проведенные с любимой, счастливыми, наполненными жизненной энергией. А когда измученные душевной борьбой, упреками и ссорами, они расставались – а расставались они неоднократно, – то Некрасов дни, проведенные без Панаевой, дни мрачной тоски и страдания, вычеркивал из жизни. Вот лишь один из подобных «эпизодов»:

Расстаться было неизбежно –
И за тебя теперь я рад.
Но с той поры как все кругом пустынно,
Отдаться не могу с любовью ничему,
И жизнь скучна, и время длинно,
И холоден я к делу своему.

Одно из самых серьезных расставаний произошло в 1855 году. Но после этих событий пройдет еще долгих 10 лет их сближений и разлук. Когда у Некрасова в 1857 году открылась казавшаяся неизлечимой болезнь горла, Панаева сопровождала его в Вене, Риме, Париже, где Некрасов консультировался со светилами медицины.

Но со временем у Панаевой развиваются и нарастают пессимистические настроения. Умерли дети, рожденные в браке с Панаевым, а затем – с Некрасовым. Нередко Некрасов вымещал на ней свою хандру, не заботился о своем слабом здоровье и много времени проводил в картежной игре. Умом поэт понимал и душой чувствовал, до какого состояния довели их сложные отношения его самую близкую женщину, как изменилась любимая внутренне и внешне с тех пор, как они узнали друг друга. В стихах он каялся перед ней:

Страдалица! Стоишь ты предо мной
Прекрасным призраком с безумными
Глазами!
Упали волосы до плеч,
Уста горят, румянцем рдеют щеки,
И необузданная речь
Сливается в ужасные упреки,
Жестокие, неправые… Постой!..
Не я обрек твои младые годы
На жизнь без счастья и свободы,
Я друг, а не губитель твой!
Но Ты не слушаешь…

Что осталось от веселой, кокетливой и притягательной женщины, от «несравненной» ее красоты и обаяния?!. Объяснить метаморфозы отношений любящих не может по-настоящему никто. После расставания с Некрасовым Панаева вышла замуж за публициста А.Ф. Головачева. Как бы там ни было, она была женщиной, которую Некрасов обессмертил в своих любовных стихах.

Выводы:

Любовная лирика Некрасова явилась новым словом в развитии русской поэзии. Она разрушила привычные представления. В стихотворениях Некрасова возлюбленная поэта выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник лирического героя, равная ему во всем.

Если у предшественников Некрасова доминировало одно настроение, на первый план выступало одно чувство, то в некрасовских стихотворениях любовное чувство выступает во всей своей сложности, противоречивости, непредсказуемости, а порой обыденности – Некрасов опоэтизировал и «прозу любви». Поразительно и то, что всю гамму чувств поэт умел передать необычайно емко, кратко, выразительно, доверительно, откровенно, используя все богатство родного языка.

 

11 Вопрос. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» (новые люди, особенный человек, теория «разумного эгоизма»)

В основе ее идеологии идеология мещанства: главный смысл существования человека - польза. для того, чтобы быть убедительной, новой идеологии требуются быстрые успехи, доказательства собственной эффективности. Главное слово "новых людей" - польза.Делать благо всегда выгоднее для человека потому что добро порождает добро, потому что сам человек при этом получает моральное удовлетворение, а не только пользу и тем самым также совершенствуется. Многое в романе рассчитано на эпотаж. Именно это и есть норма для обыкновенных людей. Новая этика – разумный эгоизм, точность расчёта. Поскольку с материалистических позиций христианская нравственность отрицается. Никакого бессмертия души => рай надо строить на земле. Переоценивается право нравственного выбора. Разумное переустройство мира. Есть одна истина, наука одна. Единственно верное учение о жизни человека – научное. Единственно нравственное – выгода. По Достоевскому это значит, что все всех перегрызут. А по Чернышевскому разумный, глобальный эгоизм. Надо, чтобы все жили богато и счастливо, тогда никто никого не убьёт.

Выгода себе означает прежде всего выгоду ближнего. «Освобождая её, я освобождаю себя». Признательность – это неправильно. М и Ж должны быть прежде всего друзьями.

Теория разумного эгоизма Чернышевского («жизнь во имя другого») есть не что иное, как этическое выражение необходимости объединения и взаимопомощи, взаимоподдержки людей в труде. Героев Чернышевского объединяет одно великое «дело» - дело служения своему народу. Поэтому источником счастья этих людей является успех того дела, которое составляет смысл и радость жизни каждого из них. Мысль о другом, забота о друге, основанная на общности интересов в едином стремлении, в единой борьбе, - вот что определяет моральные принципы героев Чернышевского.

Эгоизм «новых людей» тожестроится на расчете и выгоде отдельного человека. Неслучайна ошибка Марьи Алексеевны, подслушавшей разговор Лопухова с Верочкой: «То, что называют возвышенными чувствами, идеальными стремлениями, - все это в общем ходе жизни совершенно ничтожно перед стремлением каждого к своей пользе, и в корне само состоит из того же стремления к пользе… Эта теория холодна, но учит человека добывать тепло…Эта теория безжалостна, но, следуя ей, люди не будут жалким предметом праздного сострадания…Эта теория прозаична, но она раскрывает истинные мотивы жизни, а поэзия в правде жизни…».





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 2191; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.) Главная | Обратная связь