Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Роман И.С.Тургенева «Рудин» и проблема «лишнего человека»Стр 1 из 9Следующая ⇒
Вопросы по лит-ре 1. Что такое натуральная школа? На примере одного произведения. (Пример Гоголя – «Шинель») 2. Трагическое «свое» в повестях И.С.Тургенева ((на примере 1 повести «Ася»). Роман И.С.Тургенева «Рудин» и проблема «лишнего человека» 4. Трагическое, «наложенное историей», в романах Тургенева (на примере 1 романа «Отцы и дети») Обыкновенная история» А.И.Гончарова - роман воспитания. Роман Гончарова «Обломов». В чем его современность? Философская лирика Тютчева Любовная лирика Ф.И. Тютчева («денисьевский цикл»). Гражданская поэзия Н.А.Некрасова Любовная лирика Н.А.Некрасова («панаевскй цикл»). Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать? » (новые люди, особенный человек, теория «разумного эгоизма») Фантастический реализм» Достоевского Своеобразие темы «маленького человека» в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди» Ф.М.Достоевский. Роман «преступление и наказание». Жестокий эксперимент Раскольникова (мотивы и следствия) Раскольников и Свидригойлов. В чем их «общая точка»? Соня Мармеладова Роман Ф.М.Достоевского «Идиот». Смысл названия. Какой он князь Мышкин? Мышкинский путь спасения человечества. Удался ли он? Мышкин- Настасья Филипповна- Рогожин. Мышкин- Настасья Филипповна-Аглая. Чья правда побеждает в романе Достоевского «Братья Карамазовы» Ивана или Алеши? «»Легенда о великом Инквизиторе». Дмитрий Карамазов как «человек Достоевского» Особенности творческого метода Л.Н. Толстого: «диалектика души», тема счастья, «человек- динамическое тождество» Война и мир» Л.Н. Толстого. Духовные поиски его любимых героев. Роман Толстого «Анна Каренина». Тема, смысл эпиграфа. Опровергнута или осужден в романе Анна Каренина. Константин Левин. В чем принцип соотношения сюжетных линий Анны и Левина? 1. Что такое натуральная школа? На примере одного произведения. (Пример Гоголя – «Шинель») Натуральная школа — условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х годов, возникшего под влиянием творчества Николая Васильевича Гоголя. К «натуральной школе» причисляли Тургенева и Достоевского, Григоровича, Герцена, Гончарова, Некрасова, Панаева, Даля, Чернышевского, Салтыкова-Щедрина и других. Натуральное», то есть безыскусственное, строго правдивое изображение действительности. Признаками: общественно-значимая тематика, захватывавшая более широкий круг, чем даже круг социальных наблюдений (зачастую в «низких» слоях общества), критическое отношение к социальной действительности, реализм художественного выражения, боровшийся против приукрашивания действительности, самоцельного эстетства, романтической риторики. Белинский подчеркивал социальную направленность этого реализма как его особенность и задачу, когда, протестуя против самоцельности «искусства для искусства», утверждал, что «в наше время искусство и литература больше, чем когда-либо, сделались выражением общественных вопросов». Реализм натуральной школы в трактовке Белинского демократичен. Натуральная школа обращается не к идеальным, выдуманным героям — «приятным исключениям из правил», но к «толпе», к «массе», к людям обыкновенным и чаще всего к людям «низкого звания». Литература натуральной школы, просуществовавшая довольно активно около десяти лет, стремилась к очерковости и сюжетной редуцированности. В качестве главенствующего утвердился “физиологический очерк”, философским лозунгом был позитивизм. После смерти Белинского само название «натуральная школа» было запрещено цензурой.
2 Билет. Трагическое «свое» в повестях И.С.Тургенева ((на примере 1 повести «Ася»). Вместе с образом «тургеневской девушки» в произведения писателя входит образ «тургеневской любви». Это чувство, по мнению писателя, близко революции: «...однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье, молодость стоит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя, и что бы там впереди ее не ждало - смерть или новая жизнь, - всему она шлет свой восторженный привет». Все тургеневские герои проходят испытание любовью - своего рода проверку на жизнеспособность не только в интимных, но и в общественных убеждениях. Любящий герой прекрасен, духовно окрылен, но чем выше он взлетает на крыльях любви, тем ближе трагическая развязка, а затем - падение. По мнению Тургенева, любовь трагична потому, что перед ее стихийной властью беззащитен и слабый, и сильный человек. Своенравная, роковая, неуправляемая любовь распоряжается человеческой судьбой. Это чувство трагично еще и потому, что идеальная мечта, которой отдается влюбленная душа, не может полностью осуществиться в пределах природного круга. Тургенев - тонкий психолог и знаток женского сердца. Он удивительно нежно рассказывает о возвышенной, доверчивой и стыдливой женской любви, заглядывает в самые глубины женского сердца и создает трогательный образ любящей девушки. Обаяние многих тургеневских героинь заключается в том, что их характеры раскрываются в момент напряженного поэтического чувства, изменяются под влиянием светлой и облагораживающей любви. В своих повестях тех лет Тургенев запечатлел образ русской женщины в момент ее духовного пробуждения, в ту пору, когда она начала осознавать себя как личность: тургеневская героиня не удовлетворяется обыкновенными домашними заботами, она «многого требует от жизни, она читает, мечтает... о любви... но для нее это слово много значит». Она ждет героя, в котором для нее воплощено все - «и счастье, и любовь, и мысль», - героя, который способен изменить ход жизни, противостоять «людской пошлости». Поверив в героя, героиня Тургенева «благоговеет перед ним... учится, любит! ». От тургеневского героя Ася ждет ответа на самый болезненный и насущный вопрос русской жизни того времени: «что делать? » Ася - героиня, наделенная «благородной душой и удивительной силой характера». Господин Н. встречает ее, когда она томится от избытка жизненных и духовных сил, ее тяготит праздность, она вся во власти высоких человеческих порывов, мечтает «пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг». Ее терзают мысли, еще неведомые герою повести: «Дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали? » - тоска по деятельной, полной полезного смысла жизни уже знакома Асе. Ася мечтает о подвиге. Нравственное, духовное изменение героини противопоставлено скудости образа главного героя повести. Неровность и противоречивость характера Аси во многом объясняется ее происхождением и двусмысленным положением в обществе: дочь крепостной женщины и барина, она рано начала задумываться над несправедливостью жизни, прямая и открытая, она стремилась к правде и не могла понять, «отчего никогда нельзя сказать всей правды». В сердце «тургеневской девушки» бьются гордость, отвага, стремление к независимости, она считает, что «лесть и трусость - самые дурные пороки». Ася - национальный, типично русский характер, ей близок духовный мир любимой пушкинской героини: «А я хотела бы быть Татьяной ». Сначала создается впечатление, что господин Н. окажется достойным Аси, но « сама Ася, с ее огненной головой, с ее прошедшим, с ее воспитанием» его пугала. Герой обманул самые святые ее надежды. Тургеневская «Ася» окончательно уничтожила веру в то, что люди, подобные господину Н., способны «изменить своим благородством характер нашей жизни». От повести к повести обобщение, которое нес в себе образ Аси, становилось все более глубоким и современным, вбирая черты, каждый раз освещающие новую сторону русской действительности. В «Асе» Тургенев психологически точно описал, как в юном сердце, впервые полюбившем, обостряются все чувства, и герой ощущает поток жизни, его невидимое течение. Тургеневские героини - девушки, исполненные радужных, «крылатых надежд», впервые открывающие для себя новый мир ярких чувств.
Философская лирика Тютчева Федор Иванович Тютчев - первый в истории русской литературы поэт, центральной темой творчества которого являются « предельные основания бытия», общие вопросы мироустройства. Ею лирический герой не является выразителем какой-то определенной философской концепции, он только задастся «проклятыми», не имеющими ответа вопросами: что есть человек? для чего он заброшен I в мир? для чего сотворена сама природа? в чем загадка природного бытия? Драматическое ощущение бесперспективности философского поиска нашло отражение в знаменитом тютчевском четверостишии: «Природа – сфинкс. И тем она верней...». 8 Билет. Любовная лирика Ф.И. Тютчева («денисьевский цикл»). В зрелые годы Тютчев был полон страстей. В 1850, будучи женатым человеком и отцом семейства, влюбился в 24-летнюю Е.Денисьеву, почти ровесницу своих дочерей. Открытая связь между ними, во время которой Тютчев не оставлял семью, продолжалась 14 лет, у них родилось трое детей. Общество восприняло это как скандал, от Денисьевой отрекся отец, ее перестали принимать в свете. Все это привело Денисьеву к тяжелому нервному расстройству, а в 1864 она умерла от туберкулеза. Потрясение от смерти любимой женщины привело Тютчева к созданию «денисьевского цикла» – вершины его любовной лирики. В него вошли стихи О, как убийственно мы любим... (1851), Я очи знал, – о, эти очи!.. (1852), Последняя любовь (1851–1854), Есть и в моем страдальческом застое... (1865), Накануне годовщины 4 августа 1865 г. (1865) и др. Любовь, воспетая в этих стихах как высшее, что дано человеку Богом, как «и блаженство, и безнадежность», стала для поэта символом человеческой жизни вообще – муки и восторга, надежды и отчаяния, непрочности того единственного, что доступно человеку, – земного счастья. В «денисьевском цикле» любовь предстает как «роковое слиянье и поединок роковой» двух сердец.
После смерти Денисьевой, в которой он винил себя, Тютчев уехал к семье за границу. Год провел в Женеве и Ницце, а по возвращении (1865) в Россию ему пришлось пережить смерть двоих детей от Денисьевой, затем матери. За этими трагедиями последовали смерти еще одного сына, единственного брата, дочери. Ужас подступающей смерти выразился в стихотворении Брат, столько лет сопутствовавший мне... (1870). В строках этого стихотворения поэт предчувствовал свою «роковую очередь».
Вплоть до начала 1850-х годов любовь изображается Тютчевым в основном как страсть: Люблю глаза твои, мой друг...» (1836); «С какою негою, с какой ТОСКОЙ влюбленной...» (1837); «Еще томлюсь тоской желаний...» (1848). Поэт не только передает оттенки собственных переживаний, но и описывает эмоциональное состояние возлюбленной. Мотивы скоротечности счастья, гибельности любви, вины перед любимой женщиной особенно характерны для стихотворений из так называемого «Денисьевского цикла» («В разлуке есть высокое значенье...», 1851; «Не говори: меня он, как и прежде, любит...», 1851 или 1852; «Она сидела на иолу...», 1858; «Весь день она лежала в забытьи...», 1864, и другие).
Е. А. Денисьевой Тютчев увлекся в 1850 году. Эта поздняя, последняя страсть продолжалась вплоть до 1864 года, когда подруга поэта умерла от чахотки. Ради любимой женщины Тютчев почти порывает с семьей, пренебрегает неудовольствием двора, навсегда губит свою весьма успешную карьеру. Однако основная тяжесть общественного осуждения обрушилась на Денисьеву: от нее отрекся отец, се тетка вынуждена была оставить свое место инспектрисы Смольного института, где учились две дочери Тютчева. Эти обстоятельства объясняют, почему большинство стихов «Денисьевского цикла» отмечено трагедийным звучанием, как, например, это:
О, как убийственно мы любим, Давно ль, гордясь своей победой, Куда ланит девались розы, Ты помнишь ли, при вашей встрече, И что ж теперь? И где ж всё это? Судьбы ужасным приговором Жизнь отреченья, жизнь страданья! И на земле ей дико стало, И что ж от долгого мученья, О, как убийственно мы любим!
Тютчев, используя громкие, грозные метафоры, пишет о том, как часто мы убиваем самое прекрасное, что в нас есть. Тютчев как бы пытается предупредить читателей обо всех опасностях любви, предостерегает, призывает быть осторожнее. На протяжении всего стихотворения идет контрастом то, какой Она была при первой встрече и то, что с Ней сделали его любовь, толпа, незаслуженные упреки. 9 Вопрос. Гражданская поэзия Н.А.Некрасова Лирика Н. А. Некрасова - новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли, чувства, взгляды человека новой социальной эпохи - представителя демократических кругов. Лирические стихи Некрасова ознаменовали собой новый подход к действительности, утверждали в поэзии принцип гражданственности. По правдивости и глубине раскрытия внутреннего мира человека, по полноте и многообразию охвата жизни лирика Некрасова не только подытоживала достижения русской поэзии XIX века, но и во многом определяла ее дальнейшее развитие. Ключевым произведением, раскрывающим понимание Некрасовым роли поэта и поэзии в жизни, является его стихотворение « Поэт и гражданин». В нем Некрасов говорит о гражданском долге поэта - служить своему народу, порабощенному и измученному, привлекать внимание «ликующей толпы» к его трагической судьбе: ...Пора вставать! Ты знаешь сам, Какое время наступило; В ком чувство долга не остыло, Кто сердцем неподкупно прям, В ком дарованье, сила, меткость, Тому теперь не должно спать... Некрасов в своих стихотворениях описывал безжалостные, но правдивые картины человеческого горя и страданий обездоленных людей. Поэт любил свой народ, сочувствовал ему и считал борьбу за его счастье и свободу великой целью, ради которой стоит жертвовать жизнью: Иди в огонь за честь Отчизны, За убежденье, за любовь... Иди и гибни безупречно, Умрешь не даром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь - Некрасов говорит не только о том, что поэзия всегда связана с жизнью, он требует от поэта гражданского подвига и осуждает пассивность, уклонение от решения общественных проблем, прикрываемое рассуждениями об ином, «высоком» назначении поэзии: Любовь поэта к народу порождала неумолимую ненависть к его угнетателям. Любовь и ненависть были той силой, которая определяла внутренний пафос его творчества. Поэту чуждо пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а, наоборот, энергично и страстно борется за ее переустройство, разоблачает тех, кто мешает счастью народа. Сатирическим пафосом проникнуто одно из самых известных стихотворений - «Размышление у парадного подъезда». Владельцу роскошных палат, считавшему «жизнью завидной волокитство, обжорство, игру», поэт противопоставляет бедных, измученных крестьян, нищую Россию. Крестьяне в стихотворении забиты и покорны: И пошли они, солнцем палимы, Повторяя: «Суди его Бог! », Разводя безнадежно руками, И, покуда я видеть их мог, С непокрытыми шли головами... Именно эту покорность, неспособность к борьбе и стремится подчеркнуть Некрасов, тем самым желая пробудить в народе сознание необходимости борьбы. Стихотворение завершается авторским раздумьем о судьбе России. В скорбных словах поэта слышится не только горячее сочувствие к ограбленному крестьянину, но и обвинение власть имущих. Поэт призывает народ подняться на борьбу с поработителями: - Ты проснешься ль, исполненный сил? Гражданская позиция Некрасова, его горячая любовь и сострадание к простому народу и негодование по отношению к представителям власти предопределили образ его Музы. Она запечатлена не в традиционной символике античной мифологии, а в образе страдающей крестьянки: Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя. И музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная! » Муза Некрасова — это плачущая, скорбящая Муза бедняков, Муза народа, гордая и прекрасная в своих страданиях, призывающая к отмщению. Лирический герой поэзии Некрасова представляет собой человека, любящего свой народ, переживающего из-за несправедливого отношения к нему, сочувствующего его несчастью, резко критикующего самодержавно-крепостнический режим и призывающего народ к борьбе за свободу. Несомненно, что поэзия Некрасова внесла значительный вклад в формирование общественного мнения пятидесятых годов XIX века, повлиявшего на отмену крепостного права в России в 1861 году. В стихотворении «Элегия», написанном в 1874 году за три года де смерти, Некрасов пишет: Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая - «страдания народа» И что поэзия забыть ее должна, — Не верьте, юноши! не стареет она. Некрасов видел, что после отмены крепостного права экономическое положение крестьян фактически не изменилось, а значит и его «бой» за счастье народа не мог быть прекращен. Своему предназначению поэт остался верен до конца. Задание: Определите черты характера героини на основе анализа текста. Цикл открывается стихотворением «Ты всегда хороша несравненно…» Ты всегда хороша несравненно, Ты хохочешь так бойко и мило, Так добора ты, скупая на ласки, Что с тобой настоящее горе Это самое светлое и оптимистичное из всех любовных стихотворений Некрасова. Оно настолько отличается от последующих, что литературоведы долго не решались отнести его к «панаевским». Любовь героини в нем радостная и искрометная, жаркая и нежная. А сама героиня не только «хороша несравненно», но умна и остроумна, весела и насмешлива, кокетлива и лукава, женственна и обаятельна. Именно такой и была молодая Панаева. Вопрос: Как воздействует любовь лирической героини на угрюмого поэта? Примерный ответ: Ее любовь оказывает гармонизирующее влияние на поэта, укрепляет его силы, спасает от жизненных невзгод, которых немало досталось на долю Некрасова. … с тобой настоящее горе В «Современнике» Панаева опубликовала многие повести и рассказы: «Женская доля», «Капризная женщина», «Безобразный муж», «Неосторожное слово» и др. Бесценны ее «Воспоминания», воссоздающие бытовую сторону жизни литераторов того времени, о которой не прочитаешь в других источниках. Словом, Панаева была не только привлекательной женщиной, но и интересным талантливым человеком. Обращенные к Панаевой стихи: « Когда горит в твоей крови…», «Поражена потерей невозвратной…», «Я не люблю иронии твоей…», «Да, наша жизнь текла мятежно…», «Так это шутка, милая моя…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Давно отвергнутый тобою…» – это своеобразный роман, имеющий начало и конец. В нем влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, пишут и сжигают письма, вспоминают и пытаются забыть. Развитие отношений Панаевой с Некрасовым шло драматично и неровно. Но, несмотря ни на что, поэт считает дни, проведенные с любимой, счастливыми, наполненными жизненной энергией. А когда измученные душевной борьбой, упреками и ссорами, они расставались – а расставались они неоднократно, – то Некрасов дни, проведенные без Панаевой, дни мрачной тоски и страдания, вычеркивал из жизни. Вот лишь один из подобных «эпизодов»: Расстаться было неизбежно – Одно из самых серьезных расставаний произошло в 1855 году. Но после этих событий пройдет еще долгих 10 лет их сближений и разлук. Когда у Некрасова в 1857 году открылась казавшаяся неизлечимой болезнь горла, Панаева сопровождала его в Вене, Риме, Париже, где Некрасов консультировался со светилами медицины. Но со временем у Панаевой развиваются и нарастают пессимистические настроения. Умерли дети, рожденные в браке с Панаевым, а затем – с Некрасовым. Нередко Некрасов вымещал на ней свою хандру, не заботился о своем слабом здоровье и много времени проводил в картежной игре. Умом поэт понимал и душой чувствовал, до какого состояния довели их сложные отношения его самую близкую женщину, как изменилась любимая внутренне и внешне с тех пор, как они узнали друг друга. В стихах он каялся перед ней: Страдалица! Стоишь ты предо мной Что осталось от веселой, кокетливой и притягательной женщины, от «несравненной» ее красоты и обаяния?!. Объяснить метаморфозы отношений любящих не может по-настоящему никто. После расставания с Некрасовым Панаева вышла замуж за публициста А.Ф. Головачева. Как бы там ни было, она была женщиной, которую Некрасов обессмертил в своих любовных стихах. Выводы: Любовная лирика Некрасова явилась новым словом в развитии русской поэзии. Она разрушила привычные представления. В стихотворениях Некрасова возлюбленная поэта выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник лирического героя, равная ему во всем. Если у предшественников Некрасова доминировало одно настроение, на первый план выступало одно чувство, то в некрасовских стихотворениях любовное чувство выступает во всей своей сложности, противоречивости, непредсказуемости, а порой обыденности – Некрасов опоэтизировал и «прозу любви». Поразительно и то, что всю гамму чувств поэт умел передать необычайно емко, кратко, выразительно, доверительно, откровенно, используя все богатство родного языка.
11 Вопрос. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать? » (новые люди, особенный человек, теория «разумного эгоизма») В основе ее идеологии идеология мещанства: главный смысл существования человека - польза. для того, чтобы быть убедительной, новой идеологии требуются быстрые успехи, доказательства собственной эффективности. Главное слово " новых людей" - польза. Делать благо всегда выгоднее для человека потому что добро порождает добро, потому что сам человек при этом получает моральное удовлетворение, а не только пользу и тем самым также совершенствуется. Многое в романе рассчитано на эпотаж. Именно это и есть норма для обыкновенных людей. Новая этика – разумный эгоизм, точность расчёта. Поскольку с материалистических позиций христианская нравственность отрицается. Никакого бессмертия души => рай надо строить на земле. Переоценивается право нравственного выбора. Разумное переустройство мира. Есть одна истина, наука одна. Единственно верное учение о жизни человека – научное. Единственно нравственное – выгода. По Достоевскому это значит, что все всех перегрызут. А п о Чернышевскому разумный, глобальный эгоизм. Надо, чтобы все жили богато и счастливо, тогда никто никого не убьёт. Выгода себе означает прежде всего выгоду ближнего. «Освобождая её, я освобождаю себя». Признательность – это неправильно. М и Ж должны быть прежде всего друзьями. Теория разумного эгоизма Чернышевского («жизнь во имя другого») есть не что иное, как этическое выражение необходимости объединения и взаимопомощи, взаимоподдержки людей в труде. Героев Чернышевского объединяет одно великое «дело» - дело служения своему народу. Поэтому источником счастья этих людей является успех того дела, которое составляет смысл и радость жизни каждого из них. Мысль о другом, забота о друге, основанная на общности интересов в едином стремлении, в единой борьбе, - вот что определяет моральные принципы героев Чернышевского. Эгоизм «новых людей» тоже строится на расчете и выгоде отдельного человека. Неслучайна ошибка Марьи Алексеевны, подслушавшей разговор Лопухова с Верочкой: «То, что называют возвышенными чувствами, идеальными стремлениями, - все это в общем ходе жизни совершенно ничтожно перед стремлением каждого к своей пользе, и в корне само состоит из того же стремления к пользе… Эта теория холодна, но учит человека добывать тепло…Эта теория безжалостна, но, следуя ей, люди не будут жалким предметом праздного сострадания…Эта теория прозаична, но она раскрывает истинные мотивы жизни, а поэзия в правде жизни…». Вопросы по лит-ре 1. Что такое натуральная школа? На примере одного произведения. (Пример Гоголя – «Шинель») 2. Трагическое «свое» в повестях И.С.Тургенева ((на примере 1 повести «Ася»). Роман И.С.Тургенева «Рудин» и проблема «лишнего человека» 4. Трагическое, «наложенное историей», в романах Тургенева (на примере 1 романа «Отцы и дети») Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 2125; Нарушение авторского права страницы