Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Эпилог: беда в том, что люди рано стали людьми⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
В конце сороковых годов замечательный советский исследователь, генетик человека С. Давиденков выдвинул гипотезу: биологическая эволюция от обезьяны к человеку была исключительно быстрой на последнем этапе и далеко не прямой. Естественный отбор решал уйму совершенно новых задач, многое решалось как бы вчерне. Если бы человек и дальше эволюционировал как обычный биологический вид, все решения были бы в конце концов найдены, отшлифованы, все лишнее убрано. Но в самый разгар биологической эволюции случилось невиданное – человек в значительной мере вышел из-под влияния естественного отбора незавершенным, недоделанным. И таким остался навсегда. (Чтобы быть совсем точным: человек ушел не от всех воздействий отбора. Например, отбор на устойчивость к заразным болезням, от которых нет вакцин и лекарств, продолжает действовать. Может изменяться и поведение. Если долго не будет найдено средство от СПИДа, то в охваченных пандемией популяциях в Африке будет происходить отбор, увеличивающий в популяции число людей, генетически склонных к строгой моногамии, поскольку от СПИДа умирают и сексуальные партнеры, и их дети.) А вышел человек из-под действия отбора потому, что главным условием успеха стала не генетически передаваемая информация, а внегенетически передаваемые знания. Выживать стали не те, кто лучше устроен, а те, кто лучше пользуется приобретенным и с каждым поколением возрастающим знанием о том, как строить, как добывать пищу, как защищаться от болезней – как жить. Так и осталось, например, нерешенным противоречие между громадной головой ребенка и недостаточно расширившимся – из-за необходимости быстро ходить — тазом женщины, и поэтому роды тяжелы, мучительны и опасны. Специализация «по интеллекту» сопровождалась неизбежным удлинением периода обучения: мало иметь большой мозг, его нужно еще заполнить знаниями, а делается это успешно только в период, когда в нем образуются новые структуры и связи, то есть в детстве, до наступления половой зрелости. Поэтому детство у человека, по сравнению с млекопитающими сходных размеров, чрезвычайно растянулось. Щенок дога за год вырастает до размеров взрослого человека, успевает научиться всему, что нужно в самостоятельной жизни, и уже способен размножаться. Более интеллектуальные человекообразные достигают самостоятельности не столь быстро – к 3–4 годам, а половозрелости – лишь к 6–10 годам. Человек созревает в половом отношении еще медленнее, к 12–14 годам, а самостоятельным становится не раньше этого срока, а чаще и позже. И все эти годы ребенок человека менее самостоятелен, чем детеныш человекообразных, нуждается в заботе, опеке и обучении. Чтобы человеческий род продолжался, «среднестатистическая» мать должна вырастить до самостоятельного возраста больше двух детей как минимум. Предполагают, что у первобытной женщины, как и у человекообразных, ребенок рождался раз в 3–4 года. Чтобы второй и третий ребенок стали взрослыми, мать должна прожить после полового созревания шестнадцать – двадцать лет. А средняя продолжительность жизни первобытного человека была двадцать пять лет, такая же, как у человекообразных. За эти годы и у матери, и у отца очень велик шанс погибнуть. Ясно, что парная семья в таких условиях становилась непригодной. Частично проблема ранней смертности компенсируется тем, что у человека, как и у шимпанзе, матери помогают в заботе о детях ее сестры и старшие дочери. У девочек есть сильная инстинктивная потребность нянчить младших братьев и сестер. Если их нет, то нянчат кукол, если кукол нет, они способны создать их сами. Но эта взаимопомощь на уровне одного пола не решает проблемы. Отягощенные детьми матери могут добывать пищу только собирательством растительной в основном пищи. Однако мозг человека во время своего развития нуждается в снабжении белками животного происхождения, в том числе и белками позвоночных животных. Иначе наступает так называемый алиментарный маразм — ребенок становится тупым, не способным учиться. Животную же пищу могут догонять, ловить и убивать только не связанные детьми мужчины. Поэтому у предков человека выживание зависело от того, удастся ли заставить самцов заботиться о самках. Эту простую для других видов задачу в данном случае отбору решить было трудно, так как самому простому решению противоречило зашедшее у высших приматов очень далеко доминирование самцов над самками. Видимо, отбор решил задачу несколько экстравагантным путем, сходным с решением ее у верветок. Используя врожденную инверсию доминирования перед спариванием как исходный плацдарм, он начал усиливаться и продлевать ее, делая самку перманентно привлекательной для самца, способной к поощрительному спариванию. Если самке удавалось удержать около себя самца, ее дети выживали, если нет – погибали. Возросшая привлекательность самки могла бы укреплять моногамные отношения, но это не решало главной проблемы – недостаточной продолжительности жизни родителей. Ее решал переход к групповому браку. В этой системе детеныш не остается без отца, ибо многие, если не все, самцы в группе относятся к нему как к собственному. (Кстати, теория матриархата выросла из одного факта – называния у некоторых народов в древности детей не по отцу, а по матери, но отражает это неизбежную в групповом браке неопределенность отцовства, а совсем невозможную при первобытной жизни «власть женщин».) Поскольку групповому браку предшествовал моногамный, постольку программы последнего сохранялись и тоже влияли на поведение. Так что до идиллического бесконфликтного группового брака верветок человек, видимо, не доходил. Более вероятно, что в рамках группового брака праженщина стремилась к компромиссному варианту — иметь одну более прочную связь и сколько-то вспомогательных; возможно также, что ввиду ревнивости прамужчин ей было удобнее скрывать некоторые связи. Сосуществование программ моногамного брака и группового позволяет, комбинируя их, получать и полигинию (женщины живут по программе моногамного брака, а мужчина – по программе группового), и полиандрию (женщина живет по программе группового брака, а мужчины – моногамного), и, конечно, моногамный брак или групповой в чистом виде. Поэтому в дальнейшем, при изменении условий жизни, люди так легко могли переходить к разным системам брачных отношений. Например, земледельцам более всего подходит моногамия, а скотоводам-кочевникам более подходила полигиния. Вот почему унаследованные нами от предков программы так противоречивы, в то время как у других видов программы весьма согласованны, притерты друг к другу; новые программы реализуются четко, а древние, которым они пришли на смену, либо подавлены, либо подправлены. Итак, читатель, теперь вам ясно – для этологов многие странности сексуально-брачного поведения человека расшифровываемы. Многое в этой области мы можем понять и объяснить, но почти ничего не можем отменить или исправить. Эти инстинкты сидят в нас и влияют на наше поведение и сознание. Именно поэтому остались нерешенными и противоречия между половыми, брачными, семейными инстинктами и нормами общественного поведения. Поэтому так часто мы ведем себя неудачно, даже просто плохо и в том случае, когда руководствуемся внутренними мотивами, и в том случае, когда сознательно стремимся делать все им наперекор.
Знание – сила. 1989. № 7.
ГЛОССАРИЙ Авункулат (от лат. avunculus – брат матери), широко распространённый в традиционных обществах социальный институт, оформляющий особые отношения между индивидом (чаще мужского пола, реже – женского) и братом его/её матери. Авункулокальность (от лат. avunculus – брат матери и locus – место), норма брачного поселения, при которой молодые селятся вместе с братом матери мужа. Адопция (от лат. adoptio – усыновление), форма установления родства искусственного – включение индивида или нескольких лиц в какую-либо родственную группу или семью. Альфонс, мужчина, живущий на средства любовницы (в отличие от сутенера, который живет на средства проститутки-любовницы). Амбилинейность (от лат. ambo – оба и linea – линия), правило счёта родства, формирующее (подобно унилинейности) лишь одну линию происхождения от предка к потомку, но позволяющее в каждом поколении привлекать к этому любого из родителей. Амбилокальность (от лат. ambo – оба и locus – место), норма брачного поселения, при которой молодые по выбору (определяемому самыми различными обстоятельствами) поселяются либо там, где до брака жил жених, либо там, где до брака жила невеста. Андреон, в Древней Греции мужское сообщество, мужской клуб, принятие в который подростка означало признание его взрослости. Андрогиния, наличие у человека одновременно мужских и женских свойств. Психическая андрогиния – наличие одновременно психических свойств, более присущих мужчине и более присущих женщине. По В. Далю андрогин – двуполый, двуснастный, двусбруйный, обуполый, межеумок, распетушье, курея; женовидный мужчина – девуня, девуля, раздевулье, бабеня, бабуля, а женатый – бабаяк; мужевидная женщина – мужлан, мужланка, мужлатка, бородуля (или бородата), размужичье. Андропауза, состояние мужского организма после климакса. Характерны резкое снижение уровня мужских половых гормонов, ослабление либидо и эрекции, нередко застойное семяизвержение. Наступает в возрасте 55–60 лет. Изменения в организме мужчины старше 55 лет: 1) эрекция наступает медленнее, требует больше прямой стимуляции; 2) эрекция несколько слабее, чем раньше; 3) яички при половом возбуждении поднимаются медленнее и не так высоко; 4) обьем эякулята уменьшается, интенсивность семяизвержения снижается; 5) уменьшается естественная потребность в семяизвержении; 6) рефрактерный период становится продолжительнее. Ассимиляция (от лат. assimilatio – подражание, уподобление, сходство) этническая, частичная или полная утрата культуры в пользу другой, обычно доминирующей культуры, включая и смену этнической идентичности. Аталычество (от тюрк. аталык – заменяющий отца), характерная для традиционных или традиционно ориентированных обществ форма установления родства искусственного – обычай отдачи ребёнка на воспитание в другую семью. Бигмены (от англ. big men – большие люди), тип лидеров, власть которых, не имея наследственного характера, основывается на обладании богатством и на проявлении высокой социальной активности. Билатеральность (от лат. bi – двойной и latus – сторона). В области систем терминов родства – симметричные отношения индивида с родственниками как со стороны отца, так и со стороны матери. Билинейность (от лат. bi – двойной и linea – линия), термин из области счёта родства, встречающийся в разных значениях. Билокальность (от лат. bi – двойной и locus – место), норма брачного поселения, при которой супруги по очереди живут то там, где до брака жил жених, то там, где до брака жила невеста. Большой дом, жилище большой или сложной, семьи. Брак, санкционированный обществом союз между одним мужчиной и одной женщиной (парный брак, моногамия), между одним мужчиной и более чем одной женщиной (полигиния), между одной женщиной и более чем одним мужчиной (полиандрия). Брачное поселение, брачная локальность, послебрачная резиденция, термин, обозначающий совокупность форм поселения брачных пар после заключения брака. Брачное состояние (Marital status), позиция индивида по отношению к браку, определяемая в соответствии с обычаями и правовыми нормами данной страны. В международной практике, а также в отечественной демографической статистике принято выделять четыре стандартные категории брачного статуса: никогда не состоявшие в браке (single), состоящие в браке (married), вдовые (widowed) и разведенные (divorced). Брачный выкуп, плата (в виде различных материальных ценностей, позднее - в денежной форме), которую жених, его семья или родственная группа дают семье или родственной группе невесты. Взаимопомощь, в широком смысле – система обмена услугами и материальными ценностями, составляющая основу социального существования и пронизывающая человеческое общежитие в любой культуре. Вириавункулокальность (от лат. vir – муж, avunculus – брат матери и locus – место), поселение брачной пары вместе с братом матери мужа. Вирилокальность (от лат. vir – муж и locus – место), норма брачного поселения, при которой молодожёны поселяются там, где до брака жил жених. Возрастная организация, система социальных институтов, одна из форм реализации в архаических обществах половозрастной стратификации, восходящей к естественному разделению/объединению труда и общественных функций по полу и возрасту. Вокативная система терминов родства (в отличие от референтивной), система терминов обращения (папа, мама). Генс (лат. gens – род), у древних римлян патрилинейная родственная группа. Двойной счёт родства (англ. double descent), дуолинейность, система счёта родства, при которой одновременно формируются и патрилинейные и матрилинейные родственные объединения. Дислокальность (от лат. dis – приставка, означающая разделение, разграничение, и locus – место), норма брачного поселения, при которой молодые не живут совместно, а продолжают жить раздельно, встречаясь лишь время от времени. Домохозяйство (дворохозяйство, крестьянский двор, домашняя группа, хозяйственная группа), обособленная ячейка общества, в рамках которой происходило производство общественного продукта, его потребление, а также воспроизводство рабочей силы, т.е. самого человека. Дуальная организация (система половин, двухклассовая система), взаимобрачное (эпигамное) объединение двух родов или фратрий. Женские союзы (женские общества), первобытный социальный институт, объединяющий женщин из разных общин. Избегание, норма, ограничивающая или запрещающая контакты между определёнными категориями родственников и свойственников. Инициации (от лат. initiatio – посвящение, совершение таинства), обряды посвящения, один из видов обрядов перехода. Инцест (от лат. incestum – преступная связь, кровосмешение), 1) в римском религиозном праве – ритуальная нечистота вообще, позднее - в более узком смысле – преступление, нарушающее религиозный устав. Со временем понятие инцеста было воспринято светским правом для обозначения кровосмесительных половых связей. Каста (от лат. castus – безупречный, чистый, непорочный), социальный институт, признаками которого являются эндогамия, замкнутость и наследственность общественного статуса и профессии. Клан (от кельтск. clann – родня, потомство), объединение родственников. Предок конкретный. Клиторидэктомия, удаление части или всего клитора, чаще в религиозных целях (например, у скопцов). Конкубинат, сожительство мужчины и женщины без заключения брака. В Древнем Риме конкубинат условно признавался законным у воинов, а также в случае постоянного сожительства при невозможности брака, например, сенаторов с вольноотпущенницами, гетерами, актрисами. Корпоративная группа, 1) группа, часто кровнородственная, например, линидж, которая обладает сильно развитыми сознанием и чувством единства; 2) группа, представляющая собой единое «юридическое лицо», например линидж, владеющий общей собственностью. Кровная месть, обычай, требующий обязательного возмездия за убийство человека или нанесение ему увечий. Кровная месть представляла собой одно из наиболее действенных средств социальной регуляции и защиты личности или группы в обществах, где отсутствовала или слабо проявлялась государственная власть. Кросскузены, дети разнополых сиблингов. Кувада (от франц. couvade – «высиживание яиц»), обрядовая имитация отцом акта деторождения во время родов жены или сразу после них с целью утвердить или продемонстрировать свои права на ребёнка. Кузенный брак, форма обязательного или предпочтительного брака, распространённая преимущественно в доклассовых и раннеклассовых обществах, а также в элитных слоях более развитых обществ. Кузены, дети сиблингов. Кулиджа феномен, более быстрое восстановление потенции самца при контакте с новой привлекательной самкой, чем с той, с которой он уже спаривался. Название связано с историческим анекдотом. Президент США К. Кулидж посетил животноводческую ферму. Жена обратила его внимание на высокую половую активность быка-производителя. «Ты права, дорогая, – ответил Кулидж, – но ты заметила, что он ни одну корову не покрыл дважды? ». Кумовство, форма родства искусственного, возникшая на основе отношений между кумовьями – крёстными отцом и матерью с родителями крестника и друг с другом. Куртизанка, проститутка, продажная женщина высшего общества или находящаяся на содержании у человека из высшего общества. Латеральность (от лат. latus – сторона), в области систем терминов родства принцип различения двух категорий родственников идивида: с материнской стороны (матрилатеральность) и отцовской стороны (патрилатеральность). Левират (от лат. levir – брат мужа), обычай, предписывающий женитьбу на вдове брата. Линидж (англ. lineage, от лат. linea – линия, ряд), наиболее распространённая в догосударственных обществах форма унилинейных родственных объединений, имеющих либо отцовскую, либо материнскую филиацию и основанных на генеалогическом принципе. Линия родства, последовательность родственников, связанных друг с другом отношениями порождения. Матриархат (от лат. mater – мать и греч. arche – власть), гинекократия, материнское право, гипотетически реконструировавшаяся этнологами-эволюционистами стадия социальной эволюции, характеризующаяся доминированием женщин в семье и обществе. Матрилатеральность (от лат. mater – мать и latus – сторона), понятие из области систем терминов родства, обозначающее связи эго с родственниками со стороны матери. Матрилинейность (от лат. mater – мать и linea – линия), унилинейное правило счёта родства, учитывающее из поколения в поколение связи детей только с матерью. Матрилокальность (от лат. mater – мать и locus – место), норма брачного поселения, при которой молодые поселяются там, где живёт или жила мать жены, чаще всего - в матрилинейной группе жены. Моногамия (от греч. monos – один и gamos – брак), брак одного мужчины с одной женщиной. Мужские союзы (мужские общества), первобытный социальный институт, объединявший мужчин – членов разных общин. Мужской дом, общественное строение, служащее местом собраний для взрослых мужчин общины или деревни. Незаконнорожденный – рожденный женщиной, не состоящей в браке. Раньше повсеместно, а ныне в некоторых странах такие дети не пользуются правами наравне с рожденными в браке. Неолокальность (от греч. neos – новый и лат. locus – место), поселение новобрачных на новом месте – там, где до этого не жил ни один из них. Неполная семья, семья, в которой отсутствует один из родителей (как правило, отец). Нередко приводит к неправильному половому воспитанию ребенка, повышая у него риск развития сексуальных расстройств в будущем. Нуклеарная семья, семья, состоящая из супругов с детьми или без детей, или одного из родителей со своими детьми. Обряды перехода (франц. rоtes de passage, англ. rites of passage), обряды, отмечающие и формально закрепляющие переход индивида или группы людей в новую социальную категорию и приобретение нового социального статуса. Община, в широком смысле – естественно сложившееся надсемейное объединение людей, характеризующееся общностью интересов, иногда общностью происхождения, эмоциональным или культурным единством и т.п. (напр., земляческая, эмигрантская, религиозная община). Ортокузены, дети однополых сиблингов. Патриархат (от греч. pater – отец и arche – власть, начало), отцовское право – в узком смысле, управление, осуществляемое отцом семейства, в расширительном смысле – управление, сосредоточенное в руках мужчин или ещё шире – доминирующее положение мужчин в семье и обществе. Патрилатеральность (от лат. pater – отец и latus – сторона), понятие из области систем терминов родства, обозначающее связи эго с родственниками со стороны отца. Патрилинейность (от лат. pater – отец и linea – линия), унилинейное правило счёта родства, учитывающее из поколения в поколение связи детей только с отцом. Патрилокальность (от лат. pater – отец и locus – место), норма брачного поселения, при которой молодые живут там, где живёт или жил отец мужа. Патронимия (от греч. pater – отец и onyma – имя), 1) родственная или территориальная группа, наименование которой происходит от общего мужского предка 2) унилинейная генеалогическая родственная группа, ведущая своё происхождение от общего мужского предка; 3) объединение семей, главы которых ведут своё происхождение от общего мужского предка. Побратимство (посестримство), одна из форм родства искусственного. Подшучивание, шуточное родство (англ. joking relationship), форма отношений между индивидами и группами, состоящая в подчёркнутой демонстрации близости или, наоборот, неприязни между людьми при помощи шуточных действий и высказываний. Полиандрия (от греч. poly – много и aner, род. пад. andros – муж, мужчина), форма полигамии, брак одной женщины с более чем одним мужчиной. Полигамия (от греч. poly – много, и gamos – брак), брак одного мужчины с более чем одной женщиной или одной женщины с более чем одним мужчиной. Полигиния (от греч. poly – много, и gyne – женщина), форма полигамии, брак одного мужчины с более чем с одной женщиной. Популяция (от лат. populus - население, народ), группа людей, населяющая определённую территорию и связанная более тесным родством между собой, чем с представителями других групп. Потлач (на яз. нутка – дар), обычай ряда индейских народов – демонстративное раздаривание и уничтожение человеком материальных ценностей в присутствии специально приглашённых гостей, сопровождаемое обильным пиром. Пубертатные обряды(от лат. pubertas - половая зрелость, возмужалость, зрелый возраст), один из видов обрядов перехода. Референтивная система терминов родства (в отличие от вокативной), система обозначения терминов родства (отец, мать). Род, термин, употребляемый для обозначения разнообразных унилинейных родственных объединений, члены которых ведут своё происхождение от единого предка, и которые типичны для доиндустриальных обществ; экзогамный унилинейный коллектив, для которого характерны также символы единства (тотем, родовое имя, регалии, символ, девиз, иногда родовой культ). Родство, связь между людьми (родственниками), обусловленная общностью их происхождения – одного лица от другого (прямая линия родства) или разных лиц от общего предка (боковые линии родства). Родство искусственное (фиктивное, названое, крёстное, псевдородство, квазиродство, сродство), разновидность социального родства, повсеместно распространённая в традиционных обществах. Родство территориальное (соседское, общинное), разновидность родства искусственного, широко распространённая в традиционных обществах для установления (или укрепления) отношений между локальными группами. Родство шуточное, форма отношений между индивидами и социальными группами (иногда между родственниками и свойственниками), для которых характерна подчеркнутая демонстрация близости, что проявляется в виде шуточных действий или высказываний, которые при другом составе партнеров, и в ином социальном контексте, воспринимаются как неприличные или непристойные. Рэмидж (англ. ramige от rame – ветвь, ответвление), амбилинейная кровнородственная группа, сформированная на основе учёта генеалогического старшинства. Свойство, свойственное родство, родство по браку, тип социального родства, связь между людьми (свойственниками), основанная на отношениях между одним из супругов и родственниками другого, а также между родственниками супругов. Семья, минимальное социальное объединение, основывающееся на связях по браку, кровному родству или каких-то иных отношениях (напр., неформализованных половых) и существующее во всех человеческих обществах. Септ (от ирл. sept – клан, племя), амбилинейная кровнородственная группировка с представлением о едином предке, но без учёта генеалогических связей и соответствующего внутреннего членения. Сиб (от англ. sib – родство, потомство), унилинейная кровнородственная группировка с представлением о единстве происхождения, но без учёта генеалогических связей и соответствующего внутреннего членения. Сиблинги (англ. siblings), дети родителей индивида, (родственники второй степени родства). Системы родства, системы родства, супружества и свойства, исторически обусловленные системы отношений социального родства, представляющие собой совокупности принципов группировки родственников и свойственников. Системы терминов родства, номенклатуры родства, исторически обусловленные системы наименования отношений социального родства, представляющие собой план выражения систем родства, с которыми их часто отождествляют. Сорорат (от лат. soror – сестра), обычай, предписывающий женитьбу вдовца на сестре умершей жены. Счёт родства, принцип учёта происхождения индивида в форме выстраивания линейных связей по рождению между ним и его предками. Тайные союзы, тайные общества, ранговые союзы, социальный институт, возникший на основе мужских союзов (реже женских союзов). Тайные союзы выполняли функции социальной регуляции и управления. Уксорилокальность (от лат. uxor – жена и locus – место), норма брачного поселения, при которой молодые живут там, где до этого постоянно жила невеста. Умыкание, заключение брака через похищение невесты. Унилатеральность (от лат. unus – один и latus – сторона), в области систем терминов родства принцип выделения всех родственников индивида с какой-либо одной стороны: материнской (матрилатеральность) или отцовской (патрилатеральность). Унилинейность (от лат. unus – один и linea – линия), принцип счёта родства, учитывающий из поколения в поколение связи детей только с родителем определённого пола. Филиация (от лат. filius, filia – сын, дочь), 1) прослеживание родства от одного поколения к другому; 2) нисходящая линия родства – от предков к потомкам. Фратрия (от греч. phratria – братство), термин, введённый в этнографию Л.Г. Морганом для обозначения объединения нескольких родов одного племени. Эдипов комплекс, фаза раннего психологического развития индивида, когда ребенок ощущает сильное чувство любви к своей матери и одновременно чувство ненависти к своему отцу, потому что отец обладает сексуальными правами на мать. Этот период наступает в возрасте 4–5 лет (Эдипова стадия), когда большинство детей учится обходиться без постоянного присутствия своих родителей. Экзогамия (от греч. exo – вне и gamos – брак), норма, в соответствии с которой разрешаются браки только за пределами определённой, чаще всего родственной группы. Эмансипация женщин, процессы социальной мобильности женщин, связанные с социальной дифференциацией женщин как отдельной социальной группы (со своими интересами, отличными от интересов семьи, рода, детей, и т. д.) и выходом женщин из приватной сферы в сферу публичную. Термин появился в середине ХIХ в. и изначально обозначал движение женщин за освобождение от зависимости и/или угнетения, отмену ограничений по признаку пола, стремление к правовому равенству полов. Эндогамия (от греч. endon – внутри и gamos – брак), норма, предписывающая заключение брака в пределах определённой социальной группы или категории. Эпигамия, норма, предписывающая заключение брака между членами определённых социальных общностей; направленность брака (коннубиум). Эстрогены – женские половые гормоны: эстриол, эстрадиол и др.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы