Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Благодушное перенесении болезней.



 

Приготовив сердце свое к равнодушному перенесению нищеты, укоров и поношений, приступим к рассмотрению безропотного перенесения нами болезней.

Здешняя жизнь наша подобна маслу, горящему в лампаде. Как горение лампы состоит в полном распоряжении хозяина ее, так же точно наше здоровье и нездоровье, т.е. слабости физические и болезни, управляются по воле или допущению Божьему. По этому истинно предающий себя воле Божьей благодушно покоряется ее распоряжениям. Он, подобно пламени всегда стремящемуся к небу, обращается благонадежно во всем, его касающемся, к Богу, Создателю своему, молитвенно: Господи! благодарю Тебя сердечно за все Тобою ниспосылаемое мне; если Тебе угодно поддерживать меня в немощном теле безболезненно - благодарю Тебя; или же благоволишь живого меня покрыть струпьями или язвами, на много лет обложить болезнями и пригвоздить на болезненном одре, - буди воля Твоя, охотно соглашаюсь на все. Если Тебе только благоугодно это, то и мне оно будет полезно, как и самое здоровье. Достопримечательны в этом отношении слова одного славного учителя Иоанна Аквилы: " Одно благодарение, произнесенное пред Богом во время скорби, Ему приятнее, чем тысячи благодарений, принесенных во время благополучия; ибо всякий благодарит за оказанные благодеяния, но едва ли кто благодарит за оскорбление."

Некто передает повесть, что святой жизни девица была спрошена: каким способом достигла она такого совершенства в жизни? - Какими бы я не была отягчена и в какой степени тяжести болезнями, всегда просила себе у Бога большей еще болезни по любви к Нему, отвечала она. Другая же целомудренная девица, претерпевая адские мучения ради сохранения себя в целомудрии, и не надеясь дождаться скорого их окончания, обратилась сердечно к Богу, взывая: сладчайший, милый Боже! Вспомни, что Ты Господь мой и Создатель, вот я пред Тобою, суди меня праведно; я готова терпеть это геенское мучение, пока Тебе будет это угодно, сотвори со мной по воле Твоей святой. Таким образом всецело предав себя в волю Божью, провела она всю жизнь в любви Божьей и добрых делах.

Примеры эти показывают - необходимо возбуждать свою волю, чтобы она готова была как при здоровье, так и в болезни, постоянно содержать сердце в любви к Богу и ближним.

 

Бесстрашная встреча смерти.

 

Преданный Богу человек не живет для себя, но для служения Богу и ближним, а потому он не предоставляет себе права выбирать между жизнью и смертью по своей воле. То и другое предоставляет он воле Божьей. Он не пристрастен ни к долговечной жизни, ни к скорому отшествию в загробную жизнь.

Предоставляя себя во всем воле Божьей, говорит он внутренне к Богу: " благий Иисусе! Ты лучше меня знаешь, что мне полезнее: жить или умереть? сотвори же со мной, как Тебе угодно. Только, Господи мой, желал бы я умолить Тебя, чтобы Ты, по милосердию Своему, избавил меня от внезапной смерти: ибо грехи мои страшат меня; помяни меня, Господи, когда придешь судить живых и умерших. Но и в этом прошении моем все предоставляю Твоему преблагому решению и не противлюсь святой Твоей воле. Знаю, что " праведник, если преждевременно умрет, будет в покое" (Прем. Солом. 4: 7). Прости же, Господи, и очисти меня, яко согрешил пред Тобою! Посему я ни безвременной смерти убегаю, не боюсь смерти бедственной и ужасной по виду. Известно для сердечно верующего, что многие скончались мирно, но в ад низвергнуты, а много окончивших жизнь ужасающей, лютой смертью, - переселены на небо. Непостижимы для нас суды Божьи и неотвратимы, а потому охотно предоставляю себя благоволению Божьему относительно перехода из временной жизни в вечную: " ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни" (Рим. 14: 7. 8).

Архиерей Турский Мартин (во Франции) умирая, при последнем вздохе сказал: " Господи! если я полезен Твоему словесному стаду, то не отказываюсь трудиться, но да будет о сем воля Твоя" ! Признательная Церковь в своих песнях о нем свидетельствует, восклицая: " О муж предивный, в трудах не изнемогавший, смертью непобежденный и не ужаснувшийся ее даже на одре смертном, и тогда от жизни и трудов не отказывавшийся, предоставляя все о себе воле Божьей."

Вот пример достойный подражания! Один древний моралист - писатель сказал: свойство храбрых (доблестных) мужей есть - скорее презирать смерть, чем ненавидеть жизнь. Нерадивые из-за своей ленности унижаются, трудолюбивых же одна смерть удерживает от доброй деятельности.

Сама же смерть для всех есть последний неизбежный предел, к которому следует идти без страха, вполне предоставляя себя воле Божьей. Жизнь наша и смерть - обе находятся в премудрой и всеблагой Божьей власти. Богу одному известно что полезнее каждому из нас: продолжать ли жизнь или же умереть, поэтому мы должны охотно принимать от Него равно как жизнь, так и смерть с благодарностью за Его к нам милость. Желает ли Бог, чтобы мы жили? - С удовольствием да продолжаем жизнь, благодаря Бога при всяких обстоятельствах наших, как благополучных так и бедственных, заботясь только о достижении блаженства в загробной жизни. Желает ли Бог, да умрем? - С охотным сердцем умрем, как учит один из древних писателей: " да идем не лениво к смерти, которая приводит нас к бессмертной жизни." Увы! Так ли большая часть из нас ныне живет или умирает? Редко кто теперь умирает без сильного желания пожить еще и еще, редко умирает без вздохов и печали: а все это противно воле Божьей, ибо это желание показывает наше недовольство определенным от Бога пределом для нашей жизни.

Мы должны быть готовы к исходу каждый час, ибо час этот премудростью Божьей сокрыт от нас. Несправедливо укорять должнику своего кредитора за взыскание данного им своему должнику на определенный срок. Для нас же грешных всегда будут малы дни нашей жизни, если станем их считать. При этом размысли сам разумно, что простое продолжение жизни во времени само по себе, без отношения к нашей деятельности есть небольшое еще добро: оно не приведет тебя к блаженству. А поэтому будь доволен тем пределом жизни, который назначен тебе Богом и поспеши воспользоваться им для добрых дел, чтобы достичь блаженного покоя праведных.

Полное самоотвержение.

 

Наконец, как вывод или заключение этой главы, представляем читателю живые примеры тому, как Божьи святые, эти орлы доброй природы, прямо взирали на светлость умственного солнца воли Божьей, воли чадолюбивого Отца предвечного и всемогущего Творца, хранителя и распорядителя вселенной. В какой полноте и совершенстве подчиняли они свою волю Его воле с любовью и благоговением, и, не взирая ни на какие препятствия, последовали ей.

Кто был мужественнее в этом отношении святого Апостола Павла? Его не могли удержать на пути исполнения воли Божьей ни острие меча, ни блеск копий, ни бросание в него камнями, ни морские волнения, ни народные смуты, ни лютые бури, ни опасные и непроходимые дороги. В исполнении воли Божьей никакие препятствия не могли помешать ему: ни ужасные тюрьмы, ни троекратное биение его батогами, ни страх морского потопления, ни множество других бедствий, ни ежедневное ожидание смерти - по собственным его словам: " мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей" (2 Коринф. 4: 11). Святой Павел, говоря Духом Святым, не откажется идти в огонь, если бы того требовала воля Божья: " Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев своих, родных мне по плоти, то есть Израильтян" (Рим. 9: 3-4).

Что ты говоришь, о Павел, возглашает святой Иоанн Златоуст. Не ты ли сказал: " кто нас разлучит от любви Христовой" ? Не сомневайся, Златоусте, в словах Павловых: " я желал бы и проч." - они означают в высочайшей степени любовь Павлову ко Христу, ими выражал он свое сильное желание, чтобы наибольшее число израильтян возлюбили Христа. За это он готов был бы уделить им избыток заслуженного им блаженства и славы со Христом, но не то, чтобы он отказывался от любви Христовой. Смотри как орел тот прямо и неуклонно вперил глаза свои к праведному солнцу воли Божественной. Такое крепкое соглашение с Божественной волей собственной нашей воли ничто не преодолеет, хотя бы против него вооружилось множество миров со всеми орудиями лести, насмешек и мучений.

Многие святые Мученики охотно шли на мучение и поругание за Христа, вменяя за ничто пролить за Него кровь свою: ибо они среди жесточайших мучений изобильно поддерживаемы были Божественными утешениями, а потому охотно презирали мучения и самую смерть.

Так святой Лаврентий (пам. его 10(23) августа), лежа на раскаленной железной решетке, почивал подобно путнику, лежащему на мягкой постели. Поносимый во времена язычества крест целовал Андрей Первозванный, как бы чертог царский. Дождь камней, как бы капли приятной росы, принимал на себя Первомученик Стефан.

Всякий пребывающий в столь многих бедах и приближающийся уже к смерти, - если все это встречалось ему согласно воле и повелению Божьему и он готов был добровольно потерпеть все ради Бога, - тот по истине совершил величайший подвиг, как и быть должно. Ибо мы получили от Бога все как телесные так и душевные дары, и какое же из них может быть исключение, чего бы мы были в праве не отдавать Богу? Следовательно школьное изречение: " нет ни одного правила без исключений" - здесь неприменимо. Правило господства воли Божественной без всяких исключений: всякий желающий жить по воле Божьей, обязан самого себя и все свои поступки, пожелания и мысли сообразовать с волей Божьей.

Один наставник внушал своим ученикам следующее: " помните крепко учение человека, которого Бог избрал по сердцу Своему, Давида царя, он говорил Богу о самом себе: " готово сердце мое, Боже, готово сердце мое" (Пс. 107: 2), оно готово благодарить Тебя во время для меня благоприятное, готово и во время злополучное. Хочешь Ты поставить меня пастырем словесных овец? Хочешь вручить мне царскую власть? - готово сердце мое, Боже, готово сердце мое. Если же Ты, Господи, скажешь мне: " не хочу тебя, нет моего благоволения к тебе" - то вот я, сотвори со мной, как благоугодно Тебе (2 Цар. 15: 26). Вот достойное благочестивого царя глубочайшее смирение сердца и полное отречение своей воли. Ибо что значат слова: " не хочу тебя" ? - Это значит не хочу, чтобы ты был царем, не хочу чтобы продолжал свою жизнь.

" Я готов повиноваться Тебе, Господи, " говорит Давид. Все тяжкие испытания Давида, постигавшие его по Божьему попущению, и которые переносил он с глубочайшим смирением, такие как: гонение от Саула, возмущение против него злонравного зятя, и еще злейшего сына (Авессалома), покушавшегося на лишение отца венца царского и на само его здоровье, укрывательство его от преследования врагов в пещерах и звериных логовищах, кроткое перенесение ругательств, хулы и бросание в него камнями - во всем этом покорялся смиренно Давид воле Божьей, говоря: " да сотворит Господь со мной по благому своему усмотрению." Вот чудная добродетель, достойная достойнейшего царя! Ее ради одной он мог быть возлюбленным Богу, тем более, когда он возносил свои благодарения Богу со слезами за все приятное и неприятное, облекшись в одеяния плача и скорби. Так высоким считал он, муж по сердцу Божьему, что милость Божью готов был искупить всевозможными лишениями - пожертвованием своей свободы, детей, всех богатств и почестей и самого даже здоровья, чтобы только не противиться воле Божьей. Он предоставлял ей самого себя и все окружающее его, говоря при всяком событии: " готово сердце мое, Боже, готово сердце мое."

 

II. Пагубность своеволия.

О дин красноречивый учитель сказал: " неразумная наша воля Бога уничижает: ей бы хотелось, чтобы Бог не казнил ее за грехи или потому что Его нет, или по нежеланию вмешиваться в дела человеческие, или же по неведению о последних."

Следовательно, неразумная воля или вовсе отрицает бытие Божье, или, допуская его, считает Бога бессильным или не всеведущим и несправедливым. Для объяснения этих недоумений детского разума полезно привести следующую притчу.

Корень зла.

 

Некогда изверги рода человеческого: воры, грабители и разбойники, собравшись во множестве и написавши прошение, подали его судьям, желая, чтобы те постановили определение: " снять стоящие вне города орудия казней: виселицы, эшафоты и т.п., поставленные на пагубу людей, как омерзительные деревья, неприятные для зрения и противные для обоняния мимо ходящих и ездящих людей и истребить эти орудия."

На их прошение судьи отвечали: если желаете уничтожить древний обычай виселиц, то сначала прекратите свои злодеяния, кражи и разбои; тогда мы не замедлим истребить эти орудия казней, - только прикажите прекратиться всякому воровству и разбою; при этом разбирательстве дела один отважнейший из злодеев дерзнул возвысить свой голос перед судьями: " Господа Судьи! не мы положили начало кражам, грабительствам и разбоям, и так как не мы изобретали их, то и не можем их отвергнуть."

На это судьи отвечали им: " мы также не изобретатели виселиц, а потому не желаем и не можем уничтожить их."

Прародители человечества, преступив повеление Божье, пали в своеволие, т.е. присвоили себе неограниченное употребление свободы, дарованной им Богом, под известным условием, и тогда же были изобличены в этом самом их самовольном деянии (увидели свою наготу). Это нарушение воли Божьей обратилось в своеволие, в грех неизлечимый силами человеческими, грех, с которым родится все потомство Адамово. Последствием его были лютейшие казни: изгнание из рая, лишение райского сообщества с Богом.

Мы, позднейшие потомки Адамовы, печалимся о том, что сотворен ад (пекло) и часто обращаемся к Богу с просьбами, умоляя Его: Господи! не пошли нас на муки адские; о Господи, если бы Ты уничтожил ад, тогда бы мы были спокойны, без всякого страха. На это слово Божье отвечает нам: " удалите причину ада (грехи), и тотчас же угаснет пламень геенский" ! Но мы еще сильнее взываем: " о Господи! не мы же первые согрешили, почему же виновны мы в чужом, наследственном пороке? - Это грех прародительский, но не наш." Господь возражает нам на это: " и не Я виновник геенны преисподней, она - последствие гордости, преслушания; начало ее - древнее человека; это огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Матф. 25: 41). А чтобы вы не могли жаловаться, что вы обложены чужим оброком, Я дам вам через верных рабов Моих радостное для вас объявление (Евангельскую проповедь), которому никто не сможет противиться."

Какое это объявление? Некто не из последних верных рабов Божиих провозгласил давно в кратких и определенных словах о том, как легко может угаснуть геенский огонь; он сказал: " пусть престанет человеческое своеволие - и геенны не будет." Положение это основывается на следующих выводах:

а) что неприятно Богу более всего и достойно казни наше своеволие, противоречащее нашему Создателю? И на кого же будет столь сильно возгораться тот огонь, как не на наши вожделения? Так если мы претерпеваем холод или голод или другое зло переносим против своей воли, то страдает только своя воля нашего я. Но если все то принимаем мы благодушно, то мы уже руководимся высшей волей (т.е. волей Бога), попускающей терпеть нам неприятное с целью достижения общих, конечных благотворных целей. Какую пагубу причиняет человеку своеволие слушайте и бойтесь порабощенные им. Оно, во-первых, отчуждает человека и удаляет его от Бога, Создателя Своего, Которому каждый обязан служить и повиноваться;

б) оно (своеволие) не довольствуется только этим: оно присваивает и безумно расточает все дары Божьи, предоставленные человечеству, ибо вожделение человеческое не полагает себе меры: лихоимец не довольствуется малыми процентами, он желал бы, если бы было только возможно, завладеть богатствами всего мира. Но своеволие едва ли бы и этим ограничилось, и не возмутилось бы в своем безумии (страшно и выговорить) против Самого Создателя своего: " Сказал безумец в сердце своем: " нет Бога" " (Пс. 13: 1).

Своеволие - жесточайший зверь, лютейший онагр, хищный волк и лев свирепейший. Это - отвратительная проказа душевная, потребовавшая очищения во Иордане и строгого подражания в жизни Пришедшему не творить своей воли и молившему во время страстей своих Отца Небесного словами: " не Моя воля, но Твоя да будет." Пусть перестанет воля своя, и пламень геенский угаснет.

Вопрос: угаснет ли геенский огонь и каким образом может быть он погашен? - не есть вопрос детский и праздный. Огонь тот может быть погашен, это несомненно: Бог не отвергает наших молитв о погашении геенского огня, готов погасить его, только требует от нас отвержения нашего своеволия: прекратится своеволие, искоренится и геенна. Но кто принудит всех людей, чтобы каждый отвергся своей воли (т.е. самого себя), если она противна воли Божественной? - Каждый из нас это может сделать порознь над собою, если только он разумно рассудит: как только он перестал следовать своеволию и начал жить согласно воле Божьей, он уже и истребил то место в аду, где мог быть мучим в преисподней, то есть ад как бы был уже разрушен для него и пламя геенское погашено. Да погибнет же наше своеволие, да погибнет и геенна вместе с ним! Другие учителя выражают тоже самое другим оборотом речи: " око есть дверь и окно сердца; сомкни окно, и вожделение к стяжанию исчезнет."


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 789; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь