Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВСТРЕЧА СЕДЬМАЯ. Одержимость



 

Когда мне было неполных семь лет, в наш класс вошла очень энергичная женщина. Она о чём-то поговорила с моей учительницей, и та указала на меня. В тот момент я не догадывался о том, что происходит собы­тие, которое тайным образом повлияет на всю мою последующую жизнь. Меня выбрали на роль Серёжи в инсценировке романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

Женщина оказалась режиссёром инсценировки. Звали её Ася Семёновна Лосева.

Я не случайно называю её имя в книге. Я хочу, чтобы оно ос­талось по крайней мере столько, сколько будут читать эту книгу. Потому что ей сейчас 96 лет, она живёт недалеко от меня в Стокгольме и ведёт себя так, что её ровесник-муж, много лет проработав­ший в качестве театрального режиссёра, Соломон Савельевич Казимировский пишет для неё и о ней стихи.

Но вернёмся к далёкому прошлому. Тогда Асе Семёновне было только 45. И прежде, чем дать мне роль, она рассказала о том, что происходит в романе.

Меня познакомили с «моей мамой» - Анной. Мне показали «моего отца» - Каренина. И вынуждены были рассказать потрясшую меня до глубины души историю жизни и смерти моей «мамы».

Оказалось, что в эпизоде, где мне предстоит играть, мама Анна, которую не допускают к сыну, тайно забегает в его (мою) спальню для того, чтобы увидеть его (меня) в последний раз. После этого она бросится под поезд и погибнет под колёсами.

Я, конечно же, немедленно спросил, почему моя «мама» долж­на погибнуть. И мне вынуждены были рассказать. Оказывается, Анна, будучи замужем за Карениным, безумно полюбила другого человека по фамилии Вронский. Ради своей любви она пошла на огромные жертвы.

Меня (сына Серёжу) у неё забирают навсегда, муж порывает с ней, весь свет осуждает Анну. Вронский вскоре разлюбил её. Жизнь Анны кончена. Осталось только попрощаться с сыном и покончить жизнь са­моубийством.

Представляете себе: вся эта невероятная информация набросилась на меня - ребёнка, которому не исполнилось ещё и семи лет!

Со мной произошло что-то ужасное.

Я бесконечно влюбился в мою «маму» - Анну. Исполнительница её роли была юной женщиной невиданной, с моей точки зрения, красоты. Высокая, стройная, с длинными золотистыми волосами, с тончайшими дворянскими чертами лица. И вот теперь представьте себе: я в своей спальне, в ночной рубашечке, и ко мне приходит «моя мама», которая, я знаю, сейчас уйдёт и бросится под поезд. Что я должен делать? Удержать! Сказать что-то такое, что «маму» остановит. Но ведь у меня был выученный текст, отступать от которого невозможно.

К тому же я понимал, что раз писатель написал, то никто в целом мире не может этого отменить.

И всё, что я делал, было незаметно для зрителя. Изо всех сил я крепко обнимал маму Анну, пытаясь объятия­ми передать ей мою мольбу: «Не уходи умирать! Я так люблю тебя! »

А вслух произносил текст...

На каждой репетиции, а затем на спектакле я пытался удер­жать её от смерти. Но не смог!..

И каждый раз она уходила от меня и умирала под колёсами страшного поезда. Ночами я не спал - я строил планы, я размышлял о том, что мне сделать, чтобы «мама» не уходила умирать.

Однажды ночью я даже придумал - закричать публике: «Удержите мою маму, иначе она погибнет! Помогите мне!!! » Я засыпал и просыпался весь в поту! Но утром понимал: закричать я не имею права. Ибо, согласно Толстому, Серёжа, то есть я, не должен знать о том, что видит «маму» в последний раз.

И я полюбил «маму» Анну до самоотречения. И я возненавидел Толстого за то, что он не позволяет мне спасти мою любимую «маму».

И я возненавидел Вронского. О, КАК я возненавидел Вронского! (Естественно, и актёра, который играл роль Вронского).

КАК он посмел разлюбить МОЮ МАМУ!!! Эта из-за него она оставляет МЕНЯ! Из-за него она расстаётся с жизнью!

Жизнь и театр, правда и вымысел соединились для меня в одно целое.

И наконец я осознал причину всех бед! Всё несчастье в том, что Анна не встретила меня! Только не маленького, как сейчас, а большого, взрослого. И Анна никогда не влюбились бы во Вронского, если бы на её пути встретился я.

Весь ужас в том, что мне только шесть лет!

Если бы я немедленно стал взрослым! Я написал бы для неё самые лучшие стихи, самую пре­красную музыку. Я рассказал бы ей такие истории, столь удивительные вещи, что если бы глупый Вронский проходил невдалеке, то Анна его даже бы и не заметила.

И зародилась, и навсегда сохранилась в моей жизни идея: я должен вырасти таким человеком, который способен за­щитить, спасти Анну от Вронского.

Когда мне было лет 14-15, я сформулировал это взрослым языком. Я должен суметь ВОСПИТАТЬ Анну. Я поставил перед собой задачу дать Анне пример, альтер­нативу духовного общения, узнав которое, она не воспримет Вронского всерьёз. Тогда у Вронского не будет ни одного шанса даже приблизить­ся к женщине, подобной Анне.

Эта идея сделала меня одержимым.

И сегодня все мои выступления, мысли, стихи, вся моя му­зыка, все мои книги посвящены, по сути, главной задаче - за­щитить Анну от Вронского.

Я ни в коем случае не провожу каких бы то ни было анало­гий между собой и гениальным композитором, о котором буду пи­сать дальше, нас объединяет только одно общее качество - одер­жимость.

...Жил в России музыкант. Играл на рояле (и прекрасно иг­рал! ), сочинял музыку (очень красивую музыку! ). Его музыку нельзя было назвать гениальной, уж больно он любил Шопена, подражал ему. Но достигнуть шопеновской глубины не смог, ибо Шопен - один во всей музыкальной истории. Вторым Шопеном быть невозможно. И вдруг!..

И вдруг музыкант понял! Понял, что он - не пианист. И не композитор - любитель Шопена. И не исполнитель музыки для восторженных дам. Он понял, что ему, Александру Скрябину (модуляция 14) СУЖДЕНО СПАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

 

Родимся в вихрь! Проснемся в небо!

Смешаем чувства в волне единой!

И в блеске роскошном

Расцвета последнего,

Являясь друг другу,

В красе обнаженной

Сверкающих душ

Исчезнем... Растаем...

 

Из философской программы А.Н. Скрябина

Он стал одержимым. Он не мог думать ни о чём другом!

Он должен спасти Мир от бездуховности, от глупости и злобы, от войн и преступлений. Для того чтобы исправиться, Человечество должно понять только одно - своё предназначение. Для этого необходимо приобщиться к Космосу.

Но каким образом?

Всё очень просто - через его, Александра Скрябина, музыку. И музыка эта прозвучит не в концертном зале, а там, где её услышит, ни много ни мало, всё Человечество. Нужно построить на вершине Гималаев огромную сферу. В ней должны поместиться десятки, сотни тысяч музы­кантов. Гигантский хор, невиданный доселе оркестр, специально пос­троенный орган, рояль.

И... ещё один инструмент, которого никогда раньше не существовало, - инструмент, при нажатии на клавиши которого появится СВЕТ!

Скрябин разработал систему, согласно своему световому представлению, где каждый звук соответствует цвету. Гигантские световые потоки будут освещать небо над на­шей Планетой. Все люди на всей Планете будут смотреть в небо, наблю­дать невиданные переливы красок, внимать неслыханной до­селе музыке и...

На Земле навсегда прервётся бесконечная цепь преступ­лений. Ибо гениальное Человечество благодаря музыке поймёт, что главное в жизни - это Воля. Путь к реализации Воли лежит через Томление, где творческая сила художника испытывается Предварительным Действом.

Постижение Волей своего Предназначения приведёт Человечество к Экстазу - творческому позна­нию тайн Бытия и Бессмертия. И музыку эту он, Скрябин, создаст на Земле для того, чтобы спасти Человечество.

Он - Скрябин - станет новым Прометеем. Он, как древнегреческий Титан, вновь принесёт Челове­честву Огонь. Только на этот раз - огонь Духа, который есть огонь Нового Спасения.

Но он знает и другое - Зло так просто не сдастся. Зло попытается уничтожить его, Скрябина. Зло должно стремиться прервать его работу по спасению Че­ловечества.

Как Зло сможет его уничтожить? Через смертоносные бактерии.

От них придётся защищаться. Дабы выполнить предназначение.

Скрябин начинает действовать. Он создаёт новые невиданные и неслыханные на Земле сочетания звуков. (И одновременно защищается от бактерий, прикрывая ноздри и рот платком, с зонтиком в любую погоду.)

Он экспериментирует со звуком, светом, цветом, словом. Он занимается глубочайшим изучением философов про­шлого. Он пишет симфонию под названием «Божественная поэма», где уже заглавия частей «Борьба», «Наслаждения» и «Божес­твенная игра» говорят сами за себя. (Бактерии его не возьмут! )

Наконец, грандиозное творение для огромного оркестра - «Поэма экстаза». Следом - «Прометей» или «Поэма Огня». Затем приходит черёд подготовительных эскизов к его глав­ной цели.

Он набрасывает музыку, которую называет «Предварительное действо». (Он продолжает жить. Бактерии бессильны! ) В его воображении появляется Индия.

Первое исполнение его «Предварительного действа» должно состояться в куполообразном храме, который отражается в воде. Здесь нет уже публики в традиционном смысле слова, только «посвящённые». В храме будут костюмы, танец, запахи, движе­ния, свет, шёпот.

«Высшая грандиозность - есть высшая утончённость», - пи­шет Скрябин.

А вот Мистерия, которую он напишет, сделает «посвящён-ным» всё Человечество. (Только бы успеть, пока смертоносные бактерии не вор­вались в его организм! )

Куполом концертного зала будет небосвод. Мигающие звёзды - тоже участники этого Действа. Весь Космос будет действующим в исполнении Мис­терии. Даже солнечные восходы и закаты он, Скрябин, впишет в свою Партитуру.

Скрябин разрабатывает программу, в которой мотивы Воли, Самоутверждения, Борьбы, Томления, Мечты введут Человечество в состояние Высшего творческого экстаза. Он, Скрябин, на пути к цели. (Только бы выдержать, не сдаться перед смертоносными бактериями! ) Даже особый прометеев аккорд сотворён им, чтобы вывести мир из Хаоса и привести его к Высшей Гармонии.

Скрябин непрерывно работает. И... внезапно... умирает от... бактерий. Флюс приводит к заражению крови. Скрябину было всего лишь 43 года.

Сегодня нам предстоит услышать музыку Скрябина.

Вначале это будет ранний «Патетический этюд». Уже в этюде вы сможете услышать скрябинскую одержи­мость, невероятную страстность, грандиозность эмоций.

А затем - «Поэма экстаза».

С этого момента вы станете горячими поклонниками Скрябина, такими, что вообще предпочитают его музыку всей остальной.

Но может случиться и другое. Вы больше никогда не будете слушать его музыку, ибо она окажется абсолютно далека складу вашей души.

И то, и другое происходит в среде ценителей искусства.

Музыка Скрябина никого не оставляет равнодушным. Или поклонение, или абсолютное невосприятие.

Услыхав его музыку, вы сами для себя решите: вы - скрябинист или антискрябинист.

Только не делайте поспешных выводов................................................

Вы не забудете на чистом листе бумаги написать о том, как вы относитесь к скрябинской одержимости? И к одержимости вообще. Вы обладаете одержимостью?

Одержимость - это хорошо или плохо? Существует ли в вашей жизни что-то, что делает её не просто ценной, но и сверхценной (такой термин существует в психологии)?

Если вы одержимы, то чего в вашей жизни больше - радости или тоски?

Итак, порассуждайте об одержимости.

А если кто-то, совершенно потрясённый музыкой Скрябина, создаст стихи, то радости моей не будет предела.

 

Постлюдия об одержимости (мой вариант)

Говорят, что когда Бетховен сочинял, то мимо его дома было страшно проходить. Ибо из окон доносилось что-то подобное звериному рыку. Люди, не знавшие, что там живёт Бетховен, склонны были полагать, что в квартире - сумасшедший.

Но послушайте музыку Бетховена. Там нет ни следа рычаще­го человека. Там - высочайший свет.

Роберт Шуман утверждал, что наилучшие мелодии ему дикту­ют из своих могил Моцарт и Бетховен. Такое может сказать только ненормальный! Но почитайте статьи Шумана о музыке (его статей ждали все любители музыки Европы), пообщайтесь с его прекраснейшей музыкой. В ней нет ни следа сумасшествия, но есть высочайшая красо­та и страсть.

Следовательно, существуют некоторые внешние проявле­ния одержимости, которые могут восприниматься как ненор­мальность.

Результатом же этого внешнего будет ГАРМОНИЯ СОВЕРШЕННОГО ТВОРЧЕСТВА.

Но совсем необязательно, чтобы одержимость проявлялась в таких странных внешних формах, как у Бетховена или Шумана. Бах, судя по утверждениям современников, был совершенно нормален во всех внешних проявлениях, но в музыке утвердил высшие контакты с Вечным.

Одержимость Баха заключалась в его невероятной работо­способности. Всё в его жизни было направлено на музыку, на постижение через музыку тайн Бога, Бытия, Духа и Вечности.

Но в то же время Бах был прекрасный семьянин, феноменаль­ный отец и педагог своих детей. (Из двадцати детей Баха выжило тринадцать, ибо в то время детская смертность была очень высока, а четверо из тринадцати стали выдающимися композиторами.)

Но когда у Баха спросили, как он достиг такого высокого уров­ня в своей профессии музыканта, то Себастьян ответил, что если все будут столь же прилежны, как и он, то добьются не меньших результатов.

Что? Посмеяться над подобным утверждением?

Хорошо бы. Но Бах, судя по всему, отвечал вполне серьёзно.

А может быть, шутил?

Один из главных вопросов, ответ на который я хотел бы получить: шутил ли Бах или он действительно считал, что дело ТОЛЬКО В ПРИЛЕЖАНИИ?

Другими словами, осознавал ли Бах степень своего величия, исключительности, уникальности?

А как вы думаете?

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь