Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ВСТРЕЧА ПЕРВАЯ. Самый главный предмет
Скажите, милые, какое У нас тысячелетье на дворе?
Мирозданье - лишь страсти разряды, Человеческим сердцем накопленной. Б. Пастернак
Дорогие друзья! Сейчас вы открыли книгу, которая посвящена самому главному явлению жизни. Предмет нашего обсуждения - Музыка. Ах, вот как? Вы не согласны с моим утверждением о главенстве музыки? Почему? Вы считаете, что физика и химия важнее? Многие тоже так думали, пока не спросили у великого учёного-химика - лауреата Нобелевской премии, как он добился таких успехов в области химии. И учёный вдруг высказал очень странную мысль: «Мне помогла музыка Моцарта». - При чём здесь музыка? - удивлённо спросите вы. ...Затем беседовали с лауреатом Нобелевской премии в области физики. И вопрос был тот же - о причинах его успехов. Учёный неожиданно ответил: «Меня вдохновила музыка Баха». При чём здесь Бах, ведь речь идёт о физике? ...Самый великий физик мира играл на скрипке. И когда его спрашивали, как он открыл теорию относительности, то он объяснял: «Мне помогли законы красоты», - и показывал на свою скрипку. Звали этого физика Альберт Эйнштейн. А его друг (тоже великий физик) Нильс Бор играл на фортепиано. Эйнштейн и Бор часто встречались и вместе играли сонаты Моцарта, Бетховена, Брамса. Почему? Случайное совпадение? Великий физик Макс Планк вообще до последнего момента не мог решить, кем он будет: музыкантом или физиком. Правда, большим музыкантом он оставался всегда. Почему гениальный художник, скульптор и архитектор итальянского Возрождения Микеланджело Буонаротти говорил: «Хорошая живопись - это музыка, это - мелодия». Зачем ему понадобилось сравнивать живопись с музыкой, да ещё сравнивать с музыкой только «хорошую живопись»? Следовательно, для Микеланджело музыка - это высший критерий в искусстве? Почему про архитектуру говорят: «Архитектура - это застывшая музыка». Значит, можно сказать, что «музыка - это движущаяся архитектура»? И теперь, пожалуй, мы приближаемся к возможному ответу на вопрос: «Почему музыка - главный предмет? » Одни из вас станут химиками и забудут многое из того, чему вас учили на уроке физики. Другие - физиками и забудут большую часть химии. Третьи увлекутся историей и настолько глубоко погрузятся в изучение, в попытки постичь историю человечества, что забудут как физику, так и химию. Но кем бы вы ни стали, какую бы профессию вы себе ни избрали, если музыка останется с вами, то ваши шансы получить Нобелевскую премию в области физики, химии, медицины, литературы увеличиваются во много раз. Факт этот подтвердят многие величайшие учёные, работающие в самых разных областях науки. И всё потому, что классическая музыка, оказывается, - настоящее питание для человеческого мозга. Питание для мозга математика, для мозга учёного-химика, для специалиста в области истории и вообще всех других областей. Чем больше учёные изучают принципы музыкального воздействия, тем больше они говорят о музыке как важнейшем условии научного и художественного мышления, о музыке как серьёзном лекарственном средстве против многочисленных (и особенно нервных) болезней. А поскольку общеизвестно, что в основе почти всех болезней лежат заболевания нервной системы, то можно смело говорить о музыке как лекарстве против подавляющего большинства болезней, о музыке как энергии космоса, способной поддержать творческую энергию внутри человека, о музыке как вершине всех искусств, помогающей воспринимать иные виды искусства. Человек, понимающий и чувствующий музыку, намного глубже воспримет поэзию, изобразительное искусство, творения литературы, постулаты философов. Именно потому, что (повторяю) на вершине энергетической пирамиды творчества и мышления находится МУЗЫКА. - Но почему именно музыка? - спросите вы. - Почему не живопись, не поэзия, не архитектура? Сейчас я попробую доказать вам, что Музыка - вершина всех искусств. Давайте проведём один эксперимент. Сядем лицом друг к другу. Будем смотреть друг на друга и, отвлекаясь от имени сидящего напротив вас, его характера, попробуем понять, что такое ЧЕЛОВЕК. Кто это? Я буду рассказывать о Человеке, поочерёдно используя три различных вида искусства: Риторику, Поэзию, Музыку Вариант первый: Риторический (или словесный). Человек - это часть космической энергии, заключённой в земное тело для пребывания в нём очень ограниченное время. Человек - это часть Вселенной. Каждый человек уникален и неповторим. Когда каждый из нас появился на Земле, произошло событие не только семейного масштаба. И даже не планетарного. РОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА - это Вселенское событие, ибо никогда никого подобного этому новорожденному до его рождения во Вселенной не существовало. СМЕРТЬ ЧЕЛОВЕКА - не трагедия родных и близких только, ЭТО - трагедия Вселенной, ибо бесконечная во времени и пространстве Вселенная никогда ничего подобного этому человеку больше не создаст. Каждый ЧЕЛОВЕК УНИКАЛЕН. Об этом нельзя забывать ни на минуту. И ещё одна, на мой взгляд, очень важная мысль: посмотрите на человека, сидящего напротив вас, и подумайте о том, СКОЛЬКО МИЛЛИОНОВ КАК БЫ СЛУЧАЙНОСТЕЙ ПРОИЗОШЛО В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, ЧТОБЫ ИМЕННО ЭТОТ ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕЙ СВОЕЙ УНИКАЛЬНОСТИ ПОЯВИЛСЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. Десять тысяч лет назад его прапрапрапрапрапра................................ прадедушка выжил в одной из межплеменных войн. Это редкая удача в те времена - выжить. Его прапрапрапрапрапрабабушка встретила именно этого мужчину и родила ребёнка, который не умер в младенчестве. Или в момент рождения. И это — великое чудо, поскольку тогда детская смертность должна была быть не меньше чем 99%. Этот ребёнок сумел вырасти и не умереть от заражения крови (ведь тогда не существовало антибиотиков, и любая рана могла стать смертельной). Этот ребёнок выжил, вырос и встретил именно ту женщину, которая стала прапрапрапра бабушкой человека, сидящего напротив вас. И так - тысячи поколений подряд!!! Как радостно сознавать, что в истории человечества происходили не только страшные войны, извержения вулканов, уничтожения миллионов людей, гибель Атлантиды, землетрясения, но и процесс сохранения жизни представителей многих-многих поколений, результатом чего является появление Человека, на которого вы сейчас смотрите. Жизнь этого человека бесценна не на уровне риторики только. Ведь если с ним что-то случится, то прервётся многотысячный ряд поколений, приведших к существованию ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА. Разорвётся цепь бесконечных, порой невероятных выживаний, фантастических судеб. Естественно, то же самое можно (нужно! ) сказать о вас. В вашем существовании на Земле не может не быть какого-то очень важного смысла. Увы, не всегда легко разгадать этот смысл, найти свой путь, не поддаться на миллионы примитивных соблазнов, реклам, провокаций, а упрямо идти своей уникальной дорогой. Ведь и сам Человек - неповторимое создание Вселенной! НО это не просто - быть самим собой, СОХРАНИТЬ СВОЮ УНИКАЛЬНОСЬ, ибо уже с детства в нас проявляется способность к подражанию. И человек порой даже не догадывается, что тот, кем он является в результате этих многочисленных подражаний, на самом деле не он, а масса мозаичных кусочков, частей, влияний, копирований... Фраза друга, воздействие отца, очередной герой «Фабрики звёзд», система, в которой человек живёт, фрагмент какого-нибудь фильма, учитель физкультуры или литературы, эпизод негативного (или позитивного) впечатления детства, обрывок рекламы и т. д. Всё это постоянно влияет на каждую формирующуюся личность. Но, несмотря на развившийся дар подражания, вы должны знать, что у вас на Планете есть задача. Возможно, вы - гениальная личность, которая оставит после себя очень важную мысль или музыку. Или научное открытие. А может быть, ваша предначертанность - встретить и полюбить какую-то конкретную женщину на Земле. И ваш с ней ребёнок совершит гениальное открытие. Но даже в подобном случае вы должны сделать всё, чтобы ваш ребёнок попал в замечательное окружение, в семью, где царит любовь и поддержка. Чтобы он сумел максимально реализовать свои возможности. А может быть, тайная цель Вселенской Комиссии по Улучшению Человеческого Рода направлена не на вашего сына или дочь, а на вашего внука или внучку. И его (её) задача - спасти человечество от неизлечимой болезни. Или сочинить музыку, которая поможет человечеству избежать очень страшной войны. В этом случае ваша задача ещё сложней. На вас лежит ответственность уже за два последующих поколения. Но не меньшую ответственность вы несёте и за человека, сидящего напротив вас. Ведь его происхождение и путь к тому, чтобы оказаться рядом с вами на планете, так же сложен и невероятен, как и ваш. Вариант второй: Поэтический. Японские учёные попытались найти самое глубокое стихотворение в мировой поэзии. И нашли его не в Японии (хотя японская поэзия безмерно глубока), не в Англии (имеющей целое созвездие величайших поэтов) и не во Франции (повлиявшей на поэзию почти всей Европы), а...в России. И это не стихотворение Пушкина (хотя среди пушкинских стихов есть немало творений самого глубокого уровня), и не стихотворение Лермонтова (феноменального поэта-романтика), и не Тютчева (одного из подлинных философов поэзии). Глубочайшим было названо стихотворение Гавриила Державина «Бог». (О Державине модуляция 1 во второй части книги.) Не зная всей мировой поэзии, я готов, тем не менее, согласиться с японскими учёными, ибо и сам не нашёл стихотворения глубже. Такое впечатление, что Державин получил подсказку ОТТУДА. И чем больше я читаю Державина, тем больше понимаю, что этот стих, написанный в 1784 году, через сто лет после нас будет ещё более актуален и глубже понят. Пока безостановочное развитие науки только подтверждает правоту Державина. Во второй части книги я даю этот стих целиком. Поскольку не хочу терять нашего с вами времени на поиски книги Державина, а мечтаю о том, что вы после окончания чтения этой главы-встречи немедленно (и очень медленно) прочтёте Оду Державина «Бог» (модуляция 1). (А затем будете читать и перечитывать всю жизнь.) Но сейчас, когда мы сидим друг перед другом - Человек против Человека, мы прочтём лишь ту часть стиха, где говорится о высшем создании Бога - Человеке. Это - о каждом из нас, и это о том, кто сидит напротив. Поэт обращается к Богу в попытке догадаться, в чём смысл ЧЕЛОВЕКА в целой череде Божьих Созданий. Где место человека в мире. И делает глубочайший вывод:
Частица целой я вселенной, Поставлен, мнится мне, в почтенной Средине естества я той, Где кончил тварей ты телесных, Где начал ты духов небесных И цепь существ связал всех мной. Я связь миров, повсюду сущих, Я крайня степень вещества, Я средоточие живущих, Черта начальна божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь - я раб; я червь - я Бог!
Для того чтобы оценить этот фрагмент, необходимо несколько раз прочесть его, выделяя каждое (! ) слово, оценивая его (слова) необходимость, невозможность обойтись без него. Затем попытаться понять каждую строку, поскольку каждая строчка - глубокая мысль, за каждой строкой - уникальная догадка в попытке познать Человека. И не только Человека, но и принципов вселенского устройства. Внимательно посмотрите друг на друга и почувствуйте, что всё это написано о вас и о том, кто сидит напротив вас. Прочитайте этот фрагмент друг другу. И возьмите его (и всю оду Державина) с собой в Жизнь. Клянусь, в вашей жизни будет немало ситуаций, когда этот стих поможет вам. Осмелюсь предположить, что здесь, в этом фрагменте, - ответ на вопрос о том, Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы