Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Итак, свободный пьяница-сосед - раб. Бетховен же, лишённый судьбой слуха, - свободен.
Давайте попробуем найти слова, которые не будут иметь никакого отношения к действительно изящной и прелестной музыке Штрауса и которые помогут нам проникнуть в глубины музыки МОЦАРТА (и только Моцарта! ). К восприятию уникальной музыки Моцарта есть, на мой взгляд, один особый ключ, открывающий самую неожиданную тайну его жизни. Это прежде всего шокирующая строчка из письма Вольфганга Моцарта к отцу Леопольду. «Папа, Вы себе даже не представляете, какой это ужас - каждый вечер ложиться в постель, не зная, проснусь ли я утром». Что-о-о-о?!! Вот вам и грациозный, вот вам и гармоничный,... и т.д. Моцарт с его невероятной болезненностью, с его телом, которое любая простуда могла свести в могилу. Моцартовский организм обладал очень слабой иммунной защитой, поэтому врачи много раз буквально «вытаскивали» Моцарт из объятий смерти. Для того чтобы понять, что я не фантазирую, просто перечитайте все моцартовские письма, письма его отца Леопольда к жене (когда они были на гастролях). Никто, как Моцарт, ТАК не чувствовал невероятной незащищённости своего физического тела. Никто, как Моцарт, ТАК не ощущал присутствие Смерти в каждом дне. У меня есть доказательство того, что Моцарт знал о том, что он скоро умрёт. Но именно тогда, когда Моцарт понял, что дни его сочтены, он и совершил тот музыкальный поступок, который нам сейчас предстоит услышать. И поступок этот рождён не страхом смерти, а наоборот, величайшим в мировой музыке постижением Знака Бессмертия. Когда Моцарту было восемь лет, он сочинил свою первую симфонию. К тому времени он был уже автором большого количества музыкальных произведений, в том числе сонат, арий, произведений для клавесина, скрипки, хоровой музыки. И только в «солидном» восьмилетнем возрасте (когда время касается Моцарта, то происходят, буквально, космические парадоксы) Моцарт почувствовал себя достаточно зрелым для написания симфонии. Прежде чем вы начнёте слушать Первую симфонию восьмилетнего(! ) Моцарта, попробуйте представить себе своих знакомых шестилетних детей. Ибо, во-первых, сейчас - акселерация, а во-вторых, Моцарт даже в те времена воспринимался ещё моложе своего возраста. Он был крохотной куклой. Предлагаю вам услышать симфонию целиком (в ней три части). Симфония такая же крохотная, как и её автор. И если в первой и третьей частях можно легко услышать детские игры, то во второй части - невероятная глубина. Совершенно непонятно, когда Моцарт УСПЕЛ почувствовать всё то, что он написал. И когда вы будете слушать эту музыку, обратите внимание на странный мотив валторн (весьма мистических инструментов, предки которых - лесные рога; в переводе с немецкого «валторна» - лесной рог). Те, кто знает ноты, могут спеть или сыграть её: ми-бемоль - фа - ля-бемоль-соль. Эта мелодия носит латинское название сап tus firmus, что в переводе на русский язык означает - основная мелодия. Она взята малышом-Моцартом из древних Григорианских хоралов (см. модуляцию 26). Эта интонация звучит неожиданно таинственно-жутковато. Она - словно лесные страхи. Страх темноты, незащищённости. В музыке Моцарта этот мотив встречается затем много раз в различных произведениях. Думаю, что он рождён детским страхом смерти. Именно в это время Моцарт особенно много болел. (А значит, был на грани между жизнью и смертью.) Послушайте первую симфонию Моцарта. Через двадцать пять лет Моцарт пишет свою последнюю симфонию. Мы знаем, что последнюю. Вопрос: знал ли об этом Моцарт? Уверен, что знал! И, думаю, вы меня поддержите, услыхав её последнюю часть. Она начинается тем же мотивом, который когда-то открыл первую страницу моцартовского симфонизма. Только на этот раз мотив звучит в до-мажоре. (Тональность, не имеющая никаких знаков, она как чистый лист бумаги или тональность чистых обертонов Космоса.) Перенесение мотива из первой симфонии в последнюю - акт для творца не простой: необходимо какое-то особое знание, чувствование или предчувствие. И перед тем как вам предстоит услышать Финал «Юпитера», предлагаю вам один фрагмент из моей книги «Тайны гениев»: «Когда же Моцарт испытал ощущение приближающейся смерти? Может быть, страх смерти пришёл к нему, когда он получил заказ написать Реквием, или на полтора года раньше, когда он создавал Сорок Первую (последнюю) симфонию - «Юпитер»? Или ещё раньше, когда он сочинял свой оперный реквием - «Дон Жуан»? ДУМАЮ, НАМНОГО РАНЬШЕ. Во всяком случае, уверен, что когда восьмилетний Моцарт создавал свою первую симфонию, страх смерти у него уже полностью сформировался. Этот страх преследовал Моцарта всю его короткую жизнь Более того, страх смерти - основная движущая сила моцартовского творчества. У Моцарта очень мало музыки, где так или иначе не появляется образ Смерти. Почти в каждом его произведении Смерть - это всего несколько тактов, несколько звуков, несколько движений, несколько секунд. А затем Моцарт использует все свои сипы, чтобы избежать Смерти, чтобы отшутиться, отвлечься, облегчённо вздохнуть Я убеждён, что невероятная гармоничность моцартовской музыки - подлинный разговор с Богом. «Я буду писать для Тебя такую музыку, - словно говорит Моцарт Богу, - что, услыхав её, Ты не сможешь, ты не решишься лишить моей музыки Твой Мир». Вся этика моцартовской музыки зиждется на том, что Гармония должна победить Смерть. Чем слабее здоровье Моцарта, тем интенсивнее его музыкальные Приношения. В конце жизни это уже не приношения, а непосредственное сотрудничество с Богом - музыкальный аналог структур ВСЕЛЕННОЙ. Финал симфонии «Юпитер» воспринимается как опыт построения в музыке параллельных миров, или хотя бы прояснение идеи Божественного Бессмертия». Теперь вам предстоит постичь последнюю часть последней симфонии Моцарта. После того как мы услышали в прошлых наших встречах двухголосие из «Картинок с выставки» Мусоргского, а также грандиозную фугу И.С. Баха, думаю, у вас не будет проблем почувствовать моцартовское многоголосие. Впервые после Баха музыка не только вновь поднялась на его баховский уровень, но и доказала, что время полифонии (многоголосия) не ушло безвозвратно вместе с великим Бахом, а проявляется в новых формах. Перед нами - одна из самых величественных картин Вселенной. Неслучайно современники прозвали симфонию «Юпитер». Дело в том, что планета Юпитер была тогда только что открыта, и астрономы и им сочувствующие считали, что Юпитер больше Солнца. Значит, и у них появилась мысль о космичности моцартовской музыки. Слушайте! А в качестве задания предлагаю вам попробовать обосновать, почему Моцарт построил такой мост между первой и последней симфониями. У меня в предыдущей книге есть попытка предложить версию, но, во-первых, совершенно необязательно что я прав, а во-вторых, эта тема поистине достойна внимания. Но, возвращаясь к нашей теме доказательств Бессмертия, могу сказать, что я не знаю доказательства сильнее, чем у Моцарта в этой музыке. И если не верить в Бессмертие, то и эта музыка должна отправиться туда же, где «Фауст» Гёте, Музыка Баха, Мистерии Скрябина, борьба со Злом Шостаковича. В небытие. И тогда древний церковный напев, который в Первой симфонии звучит как хрупкий мотив детских страхов, сказочных лесов и тёмных комнат, а в последней симфонии запускается в Космос и превращается в музыку Вечности, будет воспринят лишь как жалкая попытка избавиться от страха смерти. И, наконец, в заключение наших встреч хочу сказать, что когда последний Человек откажется от Великой музыки, сочтёт Культуру лишь развлечением, заполнением свободного времени - мы обречены на СМЕРТЬ. Да здравствует Ж-И-З-Н-Ь !!! Вопрос к читателям: Почему В.А. Моцарт построил мост между первой и последней симфониями?
Часть вторая. МОДУЛЯЦИИ
Маленькая справка
Модуляция в музыке - это переход в другую тональность. Наиболее распространена модуляция, основанная на гармоническом родстве тональностей. Совершенная модуляция - модуляция с закреплением новой тональности.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы