Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Если человек падает с верхнего этажа на землю, то когда спрашивают его, как он упал, отвечает, что ничего не запомнил ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
И правда в том, что человек должен верить, что, когда Творец ему немножко открывается, то он начинает чувствовать величие Царя и, таким образом, притягивается к Нему, становясь незаметным, как свеча на фоне факела. И если он продолжает возвеличивать значимость призыва, услышанного им свыше, то в соответствии с его способностью возвеличить этот призыв, растет в нем стремление к духовному. И начинает ощущать, как вышел из мира материального и вошел в мир, полный совершенства. Но если забывает оценить важность этого призыва к Царю и обращается к Нему, но начинает наслаждаться и привносить имеющееся наслаждение в свое желание получать и не остерегся, воздав хвалу и благодарность за то, что приблизил его Создатель. Тотчас же выталкивают его вон из чертогов Царя. И это происходит настолько быстро, что не успевает человек почувствовать, что выбросили его уже. И лишь спустя некоторое время приходит к осознанию этого и видит, что он выброшен. Но в то время, когда выбрасывали его, оставался без сознания. И потому не смог этого почувствовать. И в нашем мире, если человек падает с верхнего этажа на землю, то когда спрашивают его, как он упал, отвечает, что ничего не запомнил. Только теперь он видит, что находится в больнице, но ничего не помнит. Т.е. кто поднял его с земли, и кто доставил его в больницу, - все забылось. То же самое и в духовном. В тот момент, когда выбросили его из дворца Царя - он не помнит, кто его выбросил. Т.е., не помнит, что послужило причиной того, что " упал" из своего состояния, в котором находился в полноте совершенства, когда был полон радости от этого состояния. И также не помнит человек то время, когда упал из возвышенного своего состояния на землю, чтобы была у него возможность сказать: " До сих пор я был в порядке, и только в этот момент упал". Момент этот, когда выпал из своего состояния - он не способен запомнить. Но спустя некоторое время он открывает свои глаза и начинает видеть и понимать, насколько он весь сейчас находится в мире материальном. И восстановление это, т.е. возвращение сознания и видения того, что он находится вне Дворца, может произойти через несколько часов или даже через несколько дней, когда вдруг увидит, что погружен в желания этого мира, и вспомнит тогда, что было у него однажды состояние подъема. Статья Рабаша из книги " Шлавей Сулам" Мера выполнения заповедей (1986 г. 25) Мы видим действительность у маленьких девочек, когда родители купили им тряпичные куклы, чтобы играться ими… Известно, что человек не может жить без пропитания. То есть " пропитанием" называется то, что питает человека, что от этого он существует в своей жизни, и говорит, что ради этого стоит жить. И, конечно, есть много ступеней в пропитании человека. Есть те, которые удовлетворяются малым. То есть бывает у человека пища, как пища животного, то есть то, чем животное удовлетворяется. Он говорит: " Для меня этого достаточно и стоит жить ради такого пропитания (заработка)". И в сравнении с заработком других, называется, что он удовлетворяется малым. И бывает, что говорят, что хватит им, если будет заработок на подобие тому, что хватает, чтобы пропитать малых детей, что это вдобавок тому, что у животных. Что есть в них заинтересованность, когда играют в прятки и игрушки и тому подобное. И они довольны этим. И говорят, что то, от чего мы получаем удовольствие не обязано быть истинным. Но даже, если это ложь, также и из неё мы находим своё пропитание. И наоборот, от вещей истинных, мы не находим в этом никакого вкуса. Как пример, который я часто привожу, какой мы видим действительность у маленьких девочек, когда родители купили им тряпичные куклы, чтобы играться ими. И случается иногда, что мать находится на кухне, и готовит необходимое на шаббат. И есть у неё дома годовалый грудной ребёнок и этот младенец плачет. И мать говорит своей маленькой дочке: " Иди поиграй с младенцем. Так и младенец будет доволен и я буду довольна тем, что смогу приготовить необходимое на шаббат". И мы видим на самом деле, что девочка не пойдёт. И если бы мы спросили девочку: " Почему ты не хочешь играть с младенцем, и ты играешь только со своей куклой, и ты целуешь её, и почему ты не хочешь играть с настоящим ребёнком, а не с ребёнком, сделанным из тряпок? Разве не видишь ты, что мама делает совсем наоборот, что никогда она не целует твою куклу, но только настоящего ребёнка? Конечно, девочка ответила бы: " Моя мама не хочет наслаждаться жизнью, поэтому она (не) может играть с куклой. Но я ещё хочу наслаждаться жизнью, поэтому не способна играть с настоящим ребёнком". И также бывает, в работе, что не может человек получить удовольствие от истинного содержания в работе, но именно от лжи он восторгается (приходит в действие), и получает наслаждение и вдохновение от этого. И если говорят ему: " Не пристало тебе удовлетворяться в работе от того, что не является истинным", -он отвечает: " Я хочу ещё получать мирские удовольствия, поэтому я удовлетворяюсь малым, тем, что я занимаюсь Торой и Заповедями". Статья Рабаша из книги " Шлавей Сулам" Что это за основа, на которой построено духовное. (1988 г. 16) Мама, которая хочет обучить ребенка самостоятельно ходить… Это подобно матери, которая хочет обучить ребенка самостоятельно ходить. Она становится на колени и дает ребенку приблизиться к ней. В момент, когда она видит, что дитя уже рядом с ней, мать удаляется от ребенка. И это для того, чтобы ребенок привык ходить самостоятельно дальше, чем он проходил прежде. Однако ребенок начинает плакать. Ведь он старается и прикладывает усилия, чтобы приблизиться к матери, и плачет - зачем же мать отодвинулась от него? И он думает, будто мать ненавидит его и поэтому отодвигается от него. И не в состоянии оправдать мать тем, что ее удаление на пользу ребенку. Вместе с тем, ребенок еще не начавший ходить - мать не отходит от него, а он видит, что все время, что он идет, мать держит его за руку и водит ребенка. Так же и в работе духовной. Прежде чем человек начинает самостоятельно " ходить", т. е. прежде чем он выйдет из масс, работа которых вся сводится лишь к выполнению действий без намерения ради Творца - это называется " мать поддерживает ребенка за руку и водит его". Это значит, что человек не ощущает удаленности со стороны Высшего, более того, он не видит никаких недостатков в своей внутренней работе. Само собой, он не может сказать, что удаляются от него. Ведь он чувствует, что он близок. Причина этому - что он идет по общей борозде масс, для которых вознаграждением является собственная польза. Если так, данный подход близок эгоизму. Поэтому эго не против его работы и, само собой, человек ощущает себя совершенным. Находим, что он в состоянии, когда мать держит его за руку и водит его. В то же время, когда он выходит из общей массы и хочет работать альтруистически, он подобен ребенку, начинающему самостоятельно ходить. Тогда " мать" удаляется от него. Каждый раз, когда он думает, что уже подошел к тому, чтобы работать альтруистически (леашпиа), показывают ему свыше, что далек он еще от альтруистической работы. Чем же показывают ему, что он далек? Показывают каждый раз, что же это " аль менат леашпиа" - " альтруизм ради Творца". Тогда эти мысли приводят человека к посторонним размышлениям настолько, что иногда он хочет убежать от дальнейшей работы над собой. Статья Рабаша из книги " Шлавей Сулам" Что это - степень возвращения к Творцу? (1989 г. 1) Ребенок берет веревку, кладет ее на плечо другого и говорит: " Ты будешь лошадью, а я наездником" Допустим, человек может представить себе, что самое главное, что было у него - когда ощущал, насколько же важно ему духовное. И наблюдая за собой, а также за всем миром, видел, как бесполезно, бесцельно проходит время. Но когда находился в возвышенном состоянии, все в его глазах были как дети малые, забавляющиеся игрушками. Например, мы видим иногда, как ребенок берет веревку, кладет ее на плечо другого и говорит: " Ты будешь лошадью, а я наездником". И тогда двое наслаждаются своей игрой. И если сказать этим детям: " Вы же играете выдуманными вещами, ведь ты на самом деле не лошадь, а он не наездник", - то они не поймут, о чем это им говорят. Так и человек, который представляет себе то время, когда был в возвышенном состоянии: он относился к остальным людям, занятым только материальными проблемами, как взрослый, смотрящий на игры детей. Статья Рабаша из книги " Шлавей Сулам" О милосердии (1986 г. 4) Мы охотно видим недостатки детей соседа и не замечаем их у своих собственных… как известно, мы охотно видим недостатки детей соседа и не замечаем их у своих собственных. Так как недостатки наших детей скрывает любовь к ним. Попробуйте сказать человеку что-нибудь плохое о его детях, и он сразу начнёт возражать и рассказывать о хороших чертах своих детей. Возникает вопрос, почему это так? Я слышал от Бааль Сулама, благословенна память праведника, что в действительности у каждого человека есть свои хорошие и плохие черты. Поэтому и сосед, и отец детей говорят правду. Но у соседа нет той любви к чужим детям, как есть у отца, которому глаза застилает любовь и которому хочется видеть лишь хорошие качества своих детей. Тем не менее отец тоже видит правду, хотя и не всю, просто плохие качества своих детей он не замечает, потому что он не получает от этого удовольствие. Так вот любовь к товарищам как раз требует того, чтобы мы видели только хорошие качества товарища и не замечали его недостатки. Поэтому если ты видишь какой-либо недостаток у товарища, то это значит на самом деле, что этот недостаток не у товарища, а у тебя, и недостаток проявляется в том, что у тебя нет истинной любви к товарищу, вот ты и видишь его плохие качества. Статья Рабаша из книги " Шлавей Сулам" О важности товарищей (1984 г. 17.) Папа сказал своему сыну, что если он будет хорошим мальчиком, то он купит ему игрушечную машинку… Действительно, человек получит оплату, только не такую, на которую он надеялся в начале своего пути. Изменится сама суть оплаты. Приведём пример. Папа сказал своему сыну, что если он будет хорошим мальчиком, то он купит ему игрушечную машинку. После этого папа уехал за границу и работал там несколько лет. Когда же он вернулся, сын его уже вырос и желает не игрушечную, а настоящую машину. Так как сын повзрослел, то он, конечно же, согласился на такую замену. Можно ли сказать, что отец обманул сына? Конечно нет. Статья Рабаша из книги " Шлавей Сулам" Что такое " желание отдавать"? (1984 г. 16.) Человек с маленьким ребёнком идёт по улице и ребёнок горько плачет… Бааль Сулам рассказал притчу о человеке, у которого есть претензии к Творцу из-за того, что Он не удовлетворяет его просьбы. Это похоже на то, что человек с маленьким ребёнком идёт по улице и ребёнок горько плачет, и все прохожие, которые смотрят на отца, думают: " Какой жестокий человек! Он может спокойно слушать плач своего ребёнка и не обращает внимания на него". Получается, что у прохожих плач ребёнка вызывает жалость, но не у отца ребёнка. В конце концов прохожие не выдержали и спросили отца ребёнка: " Где же твоё милосердие? " На что человек ответил: " А что же мне делать, если мой любимый сын, которого я берегу как зеницу ока, просит у меня булавку, чтобы почесать себе глаз. Разве из-за того, что я не выполняю его просьбу, меня можно назвать жестоким? Ведь если я сжалюсь над ним и дам ему булавку, он выколет себе глаза и станет слепым". Поэтому мы должны верить, что всё, что Творец делает нам, это для нашего же блага, тем не менее мы должны просить Его убрать те горести, которые постигли нас. Но мы должны сознавать, что наша молитва это одно, а ответ на молитву это другое, т.е. мы сделали то, что были обязаны сделать, мы попросили Творца, но Он, как сказано в притче, сделает то, что во благо нам. Статья Рабаша из книги " Шлавей Сулам" Да продаст человек крышу свою (1984 г. 9.) Заставляли его до тех пор, пока не сказал - хочу я… И это похоже на то, как если ребенок не хочет есть из-за отсутствия удовольствия от еды, то родители все равно дают ему кушать, вне зависимости от того, хочет он или нет. И даже если ребенок не получает никакого удовольствия от еды, то в конце концов, даже принуждение даст ему возможность существовать и расти. Конечно, лучше, если ребенок сам хочет кушать, то есть, что получает удовольствие от еды. Но даже без наслаждения, т.е. полностью методом принуждения - тоже можно воздействовать на ребенка. Это же можно сказать и о работе на Творца. Если человек выполняет Тору и заповеди путем принуждения, т.е. заставляет сам себя выполнять их, хотя тело сопротивляется всему, что касается духовного, то и тогда действие, которое он совершает, делает свое, т.е. с помощью этих действий он может прийти к состоянию, когда у него появится желание выполнять. И тогда все выполняемые действия он не делает впустую, и все, что совершает, имеет отношение к духовному. И это объясняет требование мудрецов " приблизить его к желанию Творца": " Дайте учителям приблизить ученика, чтобы заставляли его". И написано: " к желанию его". Почему? - Заставляют его, пока не скажет -" хочу я". Это означает, что было тяжело мудрецам объяснить, почему написано " к его желанию, направленному к Творцу". То есть, все его действия, которые совершает, чтобы приблизиться к связи с Творцом, не называются " действие", если он не хочет совершить их ради Творца, что называется " желание, направленное к Творцу". Но если этот человек еще не в состоянии произвести действие ради Творца, то нет никакого значения у его действий. Как будто не сделал ничего, так как нет еще у него желания к Творцу. Но написано " приблизь его", т.е. учит тем, что заставляет его. Т.е. даже насильно, если не хочет выполнять ради Творца, тоже называется " приближающийся" (приносящий себя в жертву). Так как ему тяжело, потому что не хочет принести себя в жертву желанию Творца, и если так, то противоречит начало фразы концу ее. И об этом сказано: " Заставляли его до тех пор, пока не сказал - хочу я". Объясняется, что это соответствует правилу, которое вывели мудрецы: " В любом случае пусть занимается человек Торой и заповедями, даже не ради Творца, потому что из намерения " не ради Творца" придет к намерению " ради Творца" (Псахим, 50, 72). И смысл этого в том, чтобы обходить самого себя раз за разом, несмотря на то, что тело не согласно работать на Творца, т.к. если не видит пользы для себя, не в состоянии сделать ничего. Статья Рабаша из книги " Шлавей Сулам" Понятие " радости" (1986 г. 19) Мать дает детям еду… В любом случае, если человек уверен, что получает или получит в будущем удовольствие от усилия, он может его совершить. Но если человек сомневается в получении вознаграждения за усилие, не будет у него энергии, т.е. сил произвести это усилие. И сами усилия могут быть такие, которые человек желает выполнять и от которых он может отказаться. Например, мать дает детям еду, и хотя закупить продукты, приготовить, накормить детей - это работа, но ее можно разделить на действия, от которых она с удовольствием откажется, как закупка продуктов и приготовление, как делается в домах состоятельных людей, и от которых не откажется, как видеть своих детей в процессе кормления, потому что это для нее наслаждение самой их кормить, и не попросит за это ни этот, ни будущий мир в вознаграждение, потому что уже наслаждается от самого процесса, самой работы, своего усилия, которое в таком случае не считается усилием, потому как покрывается немедленным наслаждением. Или как человек в процессе поглощения пищи, может быть и устает, совершая действия, но не считает это за работу, потому как получал наслаждения от самого действия. Статья Рабаша из книги " Шлавей Сулам" " Всякое (животное), идущее в жертву всесожжения - мужского пола" - в работе (1990 г. 24) Если есть опасение, что младенец выйдет на улицу один ночью, то говорят ему, что на улице медведь и другие злые звери… … о том что удерживают корабль в плавании исключительными мерами, то так заведено в мире: если есть опасение, что младенец выйдет на улицу один ночью, то говорят ему, что на улице медведь и другие злые звери. Потому что иначе младенец не способен понять, то есть если ему дадут понять правду, что нет ни льва, ни медведя снаружи, а просто полезнее ему пойти спать, а главное, чтобы остался внутри и не выходил из дома - то не в состоянии младенец принять правду. Поэтому да будет тебе известно, мой брат, что чтобы принять путь истины и истинные слова моего отца и учителя - не многие люди способны слышать правду, так как только множество детей видишь ты. И что я могу сказать тебе, в то время, когда ты находишься в доме младенцев, и впечатляешься от них, и пишешь мне, что они счастливы и смеются, и веселятся? Ведь так и положено младенцу - быть paдocтным и веселым. И известно правило, что не принимают во внимание ни то, когда младенец плачет, ни когда он веселится, поскольку все его впечатления, переживания, и желания - только о вещах никчемных. А ты впечатляешься, когда видишь, как младенец плачет во время молитвы, и когда он весел и танцует - впечатляешься тоже. И пишешь, что ты завидуешь тому как cмeются и танцуют дети, и чего ты хочешь – снова стать младенцем? Ho да будет тебе известно, мой брат, что уже прошла для тебя пора детства, потому что до того как вошел учиться в класс отца моего и учителя - танцевал подобно им. И достаточно тому, кто понимает... Послание 5, Шамати (Рабаш) Червяк, что родился внутри редьки, сидит в ней и думает, что весь мир Творца так же горек, лишен света и мал, как та редька, в которой он родился… И знаю я, что это совершенно не признается философами, и не могут они согласиться, что человек, столь ничтожный в их глазах, есть центр всего великого творения. Но они подобны тому червяку, что родился внутри редьки, сидит в ней и думает, что весь мир Творца так же горек, лишен света и мал, как та редька, в которой он родился. Но в то мгновение, когда пробивает кожуру и выглядывает наружу из редьки, поражается и восклицает: " Я считал, что весь мир подобен редьке, в которой я родился, но теперь я вижу перед собой огромный, светящийся, прекрасный мир! ". Так и те, находящиеся в кожуре их желания получать, в которой родились и не пытались получить особое средство - Тору и заповеди действия, способные пробить эту твердую оболочку и обратить ее в желание отдавать Творцу, конечно же, они поневоле решают, что они ничтожны и пусты, (каковы они и есть на самом деле), и представить себе не могут, что все это огромное творение создано только для них. Но если бы занимались Торой и заповедями во всей их чистой красоте для отдачи Творцу, и пробили бы кожуру желания получать, в котором родились, и получили бы желание отдавать, то немедленно открылись бы их глаза и смогли бы они увидеть и постичь и себя, и все ступени мудрости, разума и ясного знания во всей их красоте и наслаждении, что уготованы им в духовных мирах, и тогда сами сказали бы они то, что сказано мудрецами: " Хороший гость говорит: " Все, что сделал хозяин, - сделал для меня". Предисловие к книге " Зоар" (Бааль Сулам) Притча о петухе и летучей мыши, ждавших света… И уже приводили мудрецы красивую притчу по этому вопросу об отрывке: «Горе тем, кто жаждет дня Господня! Зачем он вам, день Господень? Это мрак, а не свет! » [Амос, 5: 18]. Притча о петухе и летучей мыши, ждавших света. Сказал петух летучей мыши: «Я жду света, потому что свет – он мой. А тебе зачем свет? » [Санедрин, 98, стр.2]. И совершенно ясно, что если учащиеся не удостоились от ло-лишма прийти к лишма – так это оттого, что они лишены веры и потому не получили никакого света от Торы и поэтому во тьме ходить будут и умрут не в мудрости. Однако удостоившимся совершенной веры обещано мудрецами, что даже если занимаются Торой ло-лишма, свет, что в ней, возвращает их к Источнику. И удостоятся – даже без предварения мучениями и жизнью в страданиях – Торы лишма, приводящей к жизни в счастье и благе как в этом мире, так и в мире грядущем. И о них сказано: «Тогда наслаждаться будешь в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли» [Йешаяу, 58: 14]. Предисловие к «Талмуду Десяти Сфирот» (Бааль Сулам) Милосердие и правда согласились, а справедливость и мир ополчились… В " Мидраше Раба" в главе " Был сотворен человек", где говорится о том, что Творец сотворил человека, властвующего над ангелами, которые разделились на группы. И сказали одни из них: " Сотвори". А другие сказали: " Не сотвори". Как сказано: " Милосердие и правда согласились, а справедливость и мир ополчились. - Милосердие сказало – создавай, потому что в нем заложено милосердие. Правда сказала - не создавай, потому что весь он - ложь.- Справедливость сказала - создавай, потому что он вершит справедливость. Мир сказал - не создавай, потому что он – сплошные раздоры. Что же сделал Творец? Взял и отправил Правду на землю, как сказано: " И послана была Правда на землю". Обратились ангелы к Творцу: " Почему пренебрегаешь подобием Своим? Подними Правду с земли, как сказано: " Правда из земли произрастет". Предисловие к книге Паним Меирот уМасбирот (Бааль Сулам) Ксендз взял нескольких котов, обучил их на официантов и одел в униформу… И видит человек в своём состоянии случай, который рассказывали о раби Ионатане, что был у него спор с ксендзом, который заявил, что в состоянии изменить природу. На что раби ответил, что природу, которую создал Творец, изменить нельзя, и только Творцу подвластно это действие, но не под силу человеку. Тогда ксендз взял нескольких котов, обучил их на официантов и одел в униформу. Организовал застолье, пригласил царя, министров и раби. И снова затеял спор об изменении природы. Раби Ионатан снова возразил, что только Творец в состоянии изменить природу. Ксендз предложил сначала начать трапезу, а затем продолжить спор. Вошли официанты - коты, переодетые в обслугу, накрыли столы с аккуратностью настоящих официантов. С изумлением смотрели король, ксендз и министры на чудеса официантов. И были совершенно уверены, что после такого представления не осталось места для споров. И все смотрели с удивлением на безмятежность раби. Ни капли удивления и смятения не заметили они на его лице, несмотря на то, что " чёрным по белому" сейчас показали ему возможность изменить природу. И как отреагировал раби Ионатан? А раби по окончании трапезы, когда официанты стояли в ожидании, чтобы убрать со столов, вынул табакерку. Все подумали, что он собирается понюхать табак, но когда открылась табакерка, то все увидели несколько выбегающих из неё мышей. И как только заметили их официанты, то забыли сразу свои обязанности и гостей, и бросились ловить мышей, так как природа их кошачья требовала этого. Так все увидели правоту раби Ионатана. То же происходит и с нами: когда " тело" человека начинает со всей серьёзностью показывать вкус к наслаждениям от любви к себе, тут же забрасывает человек и Тору, и работу, и Творца и мчится достичь наслаждений, которые показывает ему тело. И тогда видит он, что нет никаких сил самостоятельно вытащить себя из состояния любви к себе. Статья Рабаша из книги " Шлавей Сулам" Четыре ступени в работе: Праведник - и хорошо ему, Праведник - и плохо ему, Грешник - и плохо ему, Грешник - и хорошо ему (1985 г. 38.) Для Заметок Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы