Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Хвалебная песнь правому полушариюСтр 1 из 25Следующая ⇒
У человека всегда были способы привести в соответствие реальность и свои представления о ней. Одни из этих способов имеют отношение к более молодому, левому нашему полушарию, и отражают логические попытки анализа и объяснения нашего поведения, другие – более древние и имеющие отношение к правому полушарию, создают системы образов, метафор по принципу подобия и повторения. Этот тип правополушарного, образного мышления был присущ нашим предкам, особенно, первобытным, а в наше время – детям, женщинам и поэтам (считая поэтами также художников и прочих творческих представителей богемы). Взрослые мужчины по своей сути значительно более технократичны, инструментальны. А дитя – оно только что из природного лона, женщина совсем недавно (каких-нибудь двадцать лет тому назад) его оттуда выпустила, а поэт просто призван воспевать и возвращать технократов обратно в благословенное лоно, про которое они то и дело забывают, изобретая динамит и атомные бомбы. Вот и получается, что одна из социальных функций правого полушария – напоминание " заучке" левому о том, откуда оно родом, чтобы не рубить своих же корней. Вторая же функция – исправление тех бед, которое успевает наделать левое полушарие в собственном доме – психической жизни своего хозяина. " Актеры, музыканты и поэты – целители уставших наших душ" (так Игорь Тальков написал и лучше не сказать). Музыка, стихи, театр, солнечная улыбка малыша, смех юной женщины – что лучше этого исцеляет душевные раны? Собственно, и физические. Когда-то давно я прочитала статью о Нормане Казинсе, известном публицисте, истории его заболевания и излечения. Его свалил ревматоидный полиартрит в варианте болезни Бехтерева. Эта болезнь поражает позвоночный столб, резко ограничивая его подвижность и нередко приводя к инвалидности своего обладателя. Казинс об этом знал. Знал он также, что лечение этой болезни, проводимое в то время с помощью аспирина и витамина " С", редко давало положительный эффект. Эра нестероидных противовоспалительных препаратов еще не наступила. Казинс хотел стать снова здоровым и знал, что это зависит от него. Его опыт подсказал ему, что человек в хорошем настроении гораздо быстрее справляется со своими хворями, чем угрюмый и отягощенный печалями. Он попросил своих друзей привезти в его палату кинопроектор и комедийные кинофильмы. Казинс с утра до вечера смотрел комедии, смотрел и смеялся. Правда, терпения руководства и персонала больницы по отношению к ненормативному методу лечения хватило ненадолго, и Казинс переселился со своим скарбом в гостиничный номер. Не помню, сколько длился этот необычный курс лечения, но точно известно, что он увенчался успехом. Третья функция правого полушария – его участие в поисках человеком своего места в системе мироздания и определения своей роли в системе Бытия. Через ряд образов человек всегда старался отождествить себя с теми или иными явлениями природы. Это помогало ему чувствовать свою причастность к стихиям, природным силам, осмысливать свое существование. Так рождались тотемы, и посвященный воин в нужный момент умел исполниться духом своего предка, сильного, ловкого или хитрого животного. У древних славян традиционно было принято отождествление с волком (отсюда представление о вервольфах, волкодлаках), а у древних скандинавов – с медведем. Воины-медведи назывались берсерками. В битве они были ужасны для врага. Их мужество и отвага были безграничны, они шли в бой голыми, кусая край своего щита от избытка ярости, и одерживали победы, которые были не под силу простым людям. Образ медведя помогал мобилизовать собственные внутренние ресурсы, использовать их максимально. К этой же функции имеют прямое отношения и другие проявления магического (символического) мышления – использование графической символики – знаков, которые с одной стороны становились алфавитами, а с другой стороны – системой символов, отражающих сокровенное знание людей о своей природе и природных силах вообще. Есть символы, значение которых носит всеобщий и международный характер, во всяком случае, в индоевропейском бассейне. К ним относятся спирали (символ гармонии с миром магии), лабиринты, на которых сосредоточивались и отправлялись в шаманские путешествия между мирами, свастика – символ солнца и света, пятиконечная звезда – символ вечности и совершенства, ромб с крючьями – знак плодородия, бога Фрейра (другое его имя Инг, Ингви – отсюда название одной из рун – Ингуз). Руны – система таких символов, использовавшаяся еще до Рождества Христова на территории индоевропейского культурного бассейна. Есть две версии появления рунических символов. По одной из них они сформировались у нордов (скандинавы, древние германцы, кельты, славяне) из северо-италийского алфавита в результате военно-культурного обмена между югом и севером. По другой версии шесть тысяч лет назад на территории Евразии существовала этническая общность индоевропейцев – ариев, которые имели общую письменность и алфавит, а позднее разными ветвями мигрировали в Индию и на северо-запад Европы, образовав этнос нордов. Т.о. их письменность и алфавиты развились из единого индоевропейского корня, потому имеют много общего. Сходство рунического алфавита с древнеиталийским письмом по свидетельству культурологов является наиболее очевидным. Цель этой книги не столько мантика (гадание) и магия (волшба), хотя и не без этого, сколько попытка понять сюжеты нашей жизни с их помощью, имея в виду значение рун, как концентрата, квинтэссенции духовного опыта человечества, мощного носителя символической, закодированной информации. НАЗВАТЬ сюжет, НАЗВАТЬ героя – значит, дать возможность обрести реальное бытие. " Вначале было слово". Осознавание – вот ключевое слово этого труда, и без него дальнейшие речи и деяния бессмысленны. Понять, хотя бы до возможных пределов, где я и кто я – однажды становится необходимым по мраке невежества, в котором люди живут, механически повторяя сценарии предков. Последняя форма невежества, которая привела нас к сумеркам богов – это забвение своих корней, животворного начала рода человеческого. Чрезмерно увлекаясь высшими сферами Прави, мира высокой духовности, мы забываем о подземной и прародящей Нави, и даже не видим у себя под носом мир явленный. А, осознав сюжет, в котором мы находимся в настоящее время, может быть, сможем ответственнее и грамотнее и радостнее принимать участие в строительстве собственной дальнейшей истории. Современные мифологи считают, что базовых сюжетов в нашей жизни не так много. К ним можно отнести путь героя, домохозяина, шамана, мудреца (отправляю вас к книге Д. Соколова " Книга сказочных перемен" ), плута-трикстера (он же Солнечный ребенок), Великой Матери. Все они описаны в фольклоре и эпосе народов мира, заложены в магических ритуалах и религиозных культах. И на страницах книги у нас будет возможность вспомнить их. Именно вспомнить, а не узнать впервые, потому что предшествующий опыт бесчисленных наших предков включает его весь, а опыт нашей личной жизни также воплотил львиную его долю.
Руны старшего Футарка
Футарк – система рунических символов, использовавшихся для мантики (гадания) и магии, это часть древней индоевропейской Традициии, носитель сакрального знания. Само слово " футарк" является аббревиатурой имен первых шести рун: Фе, Уруз, Турисаз, Ансуз, Райдо, Кано. Считается, что наиболее древний и традиционный рунический алфавит состоит из 24 рун. Его и назвали старшим футарком в отличие от младших, более поздних формаций, состоящих из 18, 33 и т.д. рун. До нашего времени дошло достаточно мало сведений о таинствах наших предков – очень разрозненные сведения о рунах. Не зря значение слова " руна" это тайна. Так же мало известно об элевсинских мистериях древних греков. Эти знания, по-видимому, были небезопасны, ими обладали и их хранили только мисты, посвященные. Сейчас представители как научного, так и интуитивного пути познания делают попытки реконструкции древней Традиции, т.к. становится ясно, что современный цивилизованный человек, потеряв почти все из наследия своих предков, не смог найти ему достойной замены в воспитании детей, своем мировоззрении, постижении смысла жизни. Я не думаю, что Традицию можно и нужно возрождать в ее первозданном виде, с сохранением в точности всех ритуалов и отвергая плоды последующих эпох. Но понять, что является сутью человека, закономерностью его развития, необходимо. Есть смысл взять все лучшее и необходимое из нашего прошлого, понять и развить Традицию. Все возвращается на круги своя, только на другом качественном уровне. Двадцать четыре руны старшего Футарка отражают различные важнейшие грани нашего бытия, как и более пространные формы хранения информации – мифы о богах и героический эпос, а также – другие мантические системы, такие, как арканы Таро и Книга перемен И-цзын. Не могу удержаться от сравнения рунного круга с прекрасной диадемой из драгоценных камней – рун. Рассказывая о рунах, я стремилась сохранить их традиционное значение, которое никак не может быть случайным. Т.о. отчасти эта работа носит исследовательский характер в рамках единства историко-культурного (в частности, мифологического), религиоведческого, и психологического подходов. Основой теоретического представления о рунах стали " Младшая Эдда" Снорри Стурлуссона, " Старшая Эдда", скандинавские саги, работы современных авторов – Эдреда Торссона, Фрейи Асвинн, Ральфа Блюма, Констанина Сельченка, Антона Платова, Галины Бедненко. С другой стороны здесь представлен и собственный опыт общения с рунами, постижения внутреннего круга магии. Опыт этот оформлен в частности в годичный рунический календарь, который, безусловно, может быть оспорен специалистами, но для меня он прояснил те аспекты рун, которые были непонятны раньше, при разорванном восприятии каждой из них. Когда я представила связную картину непрерывной череды периодов действия рун, в голове " сошлись файлы" по известному выражению моего любимого сатирика Михаила Задорнова. Рунный круг стал кругом судьбы, мифологемой жизни человека. Кроме того, позднее я нашла почти точные соответствия этого календаря с таблицей Найджела Пенника, в которой он сопоставляет значения рун и знаков Зодиака. Если выбрать за точку отсчета зимний солнцеворот, и расположить в этой точке мировое древо шаманских путешествий Иггдрасиль (руну Эйваз), а остальные руны – через каждые 2 недели в их классическом порядке, то возникает картина, которую я неторопливо опишу дальше. В результате работы с руническим календарем возникло представление о руне рождения, что весьма напоминает астрологические аспекты рождения. Возник также образ рунного веера Великой Богини, представление об архетипе Начальной Бездны, как живородящей пустоты и растворяющей человека лавки " Нужных вещей". Обо всем этом пойдет дальше речь. Еще раз вернусь к самой теме. Почему мне кажется важной эта работа? Потому что древняя духовная Традиция вовсе не умерла, а существует в виде различных форм правополушарного, образного мышления людей, их потребности в связи с породившей их природой, персонифицированной в различных богах. Я думаю, что Традиция, во всяком случае, истинная, необходимая людям, похожа на супругу Зевса, Геру, которая время от времени заходила в чудесный источник и вновь обретала девственность. Поэтому в современной нам жизни я вижу много параллелей с древними традициями духовной жизни людей, их внутреннее сходство при внешней непохожести. Даже христианство, нещадно сражающееся с древними богами, не смогло уйти от проявлений магического мышления (причащение – вкушение тела и крови господа нашего есть обряд приобщения к таинствам и духовной силе). Это процесс, который определен не нами, а наше дело – найти свое место в происходящем.
Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы