Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Знакомство с главным героем и структурой книги. Дитя Солнца.




 

"Мелькнет такое в проблесках зрачка

Или в морщинке, вычерченной тонко,

Что я в ребенке вижу старика,

А в старике – вчерашнего ребенка"

(Н. Доризо).

 

Это мальчик (но и девочка тоже), он же бог-Всеотец Один (в скандинавской мифологии) или Велес (в славянской) с многочисленными своими проекциями и ипостасями в виде других богов собственного пантеона. Нередко нашим героем будет бог-трикстер Локи (скандинав), его близнецы Гермес-грек, Меркурий – римлянин и Тот-египтянин. Герой будет всеми богами по очереди, т.к. первобытное мышление предполагает не рабское отношение к богам, а родственное, т.е. богоподобная сущность подразумевает возможность развития себя до божественного уровня. Один западно-славянский князь в период крещения Европы ответил послам Ватикана таким образом:

– Вы у своего бога рабы, а мы у своих богов – дети.

Боги древних были, во-первых, изначально, выходцами из мира людей и становились примерами для подражания и идентификации. Отголосками такой системы представлений являются такие современные языковые обороты, как "прекрасен, как юный бог", не говоря уже о богинях.

Если люди похожи на Солнце, давшее им жизнь, то и их жизнь в общих чертах напоминает солнечный цикл. Так же, как оно, мы рождаемся утром нашей жизни, достигаем расцвета, пребываем некоторое время в зените нашей внешне активной жизни, затем можем играть все меньшую роль в социальном плане, зато набираемся опыта и имеем шанс стать мудрыми и духовно просветленными. Но постепенно наш век подходит к концу, и солнце нашей жизни закатывается, тонет в ночи. В древности в различных мифологиях люди представляли эти самые короткие дни зимнего солнцеворота как борьбу Солнца с чудовищем, например, Волком у древних скандинавов.

В конце концов, главный герой (героиня) это я, а также с не меньшими основаниями и Вы, читатель.

Теперь о структуре книги: о каждой руне будет рассказано по определенному плану. Этот план отражает мое представление о рунах, как о драгоценных камнях, имеющих множество граней. Не в моих силах описать их все, но некоторые – просто необходимо.

Сначала современная сказка, метафорическая грань. Это нужно для того, чтобы запустить процесс ассоциативного, образного, первобытного мышления. Герои сказок самые разные, объединять их будет проникнутость духом действия руны, отражением вполне определенного периода в развитии человека. Сказки в основном мои. Их появление на свет связано с "сильными" для меня местами (и их людьми), в которых я бывала и переживала самые существенные страсти и размышления. И, бог ты мой, все это заквашено на такой длинной предыстории, в которой явственно различимы лишь образы моих бабушек и угадываются тени дедушек. Некоторые сказки я позаимствовала с упоминанием авторов. Почему сказки, а не что-то другое? Просто я их всегда любила и люблю. Мой внутренний "бэби" не собирается отказываться от этой благодати. Надо сказать, что почти любая сказка имеет более сложный сюжет, нежели отражение одной руны. Она, как правило, концентрирует немалый фрагмент жизни. Просто акцент стоит там, где мы его видим в данном случае.

Мифологические параллели и психологический смысл знака – это система базовых представлений, совокупность древних архетипов, некое сплетение корней древа жизни. Это древние и повторяющиеся на разные лады истории о героях и богах. Психологическое осмысление имеет целью выявление связи между очень древними структурами и современной жизнью человека.

В книге будет развернуто представление о рунической периодизации цикла развития человека. Под циклом понимаю период существования и развития кого-либо вплоть до физической либо психической смерти-возрождения.

Не менее важны календарные параллели, т.е. соответствие между конкретными событиями и руническими смыслами соответствующего периода.

И, конечно, мантика и магия. Мантика есть процесс вопрошения своей судьбы, и оракулом служит система древних рунических знаков – Футарк. Под магией имею в виду в первую очередь ее внутренний, интуитивный круг, который позволяет работать со своими собственными состояниями и их изменениями. В меньшей степени будет затронут внешний круг ее – совокупность действий, ритуалов, обрядов, направленных на изменение внешних параметров ситуации. Почему здесь затронут вопрос магии – во-первых, потому, что она является таким же продуктом и инструментом первобытного мышления, как руны и религия, во-вторых, потому, что ее проявления реально существуют. Больше всего меня как профи, интересует материнская магия – магия помощи своему ребенку. Любая мать обладает в этом плане реальным могуществом, превосходя любые другие совокупные воздействия. Я считаю достаточно безнравственным оказывать профессиональную психологическую и психотерапевтическую помощь ребенку изолированно от его родителей, не включая их в число самых активных терапевтов. Делать так – значит, признать их духовными и психическими калеками или паразитами. Мать – по своей сути целящая и растящая Беркана. Если она в силу каких-либо тяжелых обстоятельств утратила эти свойства, помощь ребенку должна начинаться с помощи его матери, с реанимации ее внутреннего "бэби", с его исцеления.



Некоторое внимание я уделила графической символике рун, связи их формы и содержания. Существует так называемая руническая йога, т.е. система поз, имитирующих рунические символы, например, руну Иса отражает скованная поза прямо стоящего человека со сдвинутыми ногами и прижатыми к туловищу руками. В позе Тейваз руки человека уже свободно отстоят от туловища подобно оперению стрелы. Не исключено, что эти телесные и метафорические ассоциации грешат натяжками, но все же проясняют образный ряд.

Несколько рун я позволила себе смелость сопоставить с гексаграммами И-Цзын, просто там, где мне случилось заметить существенное сходство. На самом деле, я не думаю, что древние китайцы и древние скандинавы могли выдумать что-то принципиально разное про одного и того же человека, даже если он не произошел от нашей земной амебы (это для тех, кого обижает родство с обезьяной), а занесен на землю в виде вселенских семян разума каким-нибудь космическим ветром.

 

Языческие руны и монотеизм

  Как разорвать свет и тень, ночь и день?

 

Как уже ясно, руны есть наследие языческого периода жизни социума. Их смысл связан с верой в асов, древних скандинавских богов (и их славянских аналогов). Ее современный вариант в Исландии – Асатру, что дословно означает "вера в асов". Возникает вопрос – может ли занятие рунами уживаться с верой в бога христианского? С точки зрения отцов церкви, скорее всего, нет. Либо бог, обращение за светлым знанием к Нему, либо самостоятельное ведовство, значит, ведьмовство. Но, по сути дела, такое решение по принципу "да" или "нет" это отрыв ребенка от груди матери, просветленного духа от его материальной оболочки, правого полушария от левого, это лоботомия, приводящая к усмирению и полной покорности прооперированного шизофреника. На самом деле, люди не желают отказываться как от одного, так и от другого. Веруя в светлые образы Христа и Богоматери, нередко обращаются своими мыслями и чувствами к растительным и животным духам и богам, исполняются мощью и производительной силой подземного мира Нави. Как разорвать свет и тень, ночь и день? Кому же это под силу? Древние языческие религии были в этом смысле более функциональны и экологичны, имея в своих пантеонах и светлых богов и темных, признавая необходимость существования и тех и других.

Нечего греха таить, что к рунам и другим древним мантическим системам обращаются тогда, когда душа не на месте, "в дни сомнений, в дни тягостных раздумий...". Обращаются тогда, когда вопросов больше, чем ответов, когда не творчество, созидание, а изучение мира и самого себя все еще являются ведущим мотивом жизни. Человек в ситуации плодоношения, спонтанной самореализации не задается лишними вопросами, ему ясно, что делать, как и зачем. Обращаются к гаданию и самоанализу сомневающиеся, пребывающие в сумерках, тучах своей жизни. И, знаете, это неплохой способ пережить тягостный период, особенно, если не просто выслушивать ответы на свои вопросы, но и изучать опыт своих ошибок, обдумывать прошлое, чтобы делать настоящее и будущее.

 


Руны, их имена и символы

 

1. Фе (Феу) 9. Хагалаз 17. Тейваз

 

2. Уруз 10. Наутиз (Науд) 18. Беркана

 

3. Турисаз (Турс) 11. Иса 19. Эваз

 

4. Ансуз 12. Йер (Йара) 20. Манназ

 

5. Райдо 13. Эйваз (Иваз) 21. Лагуз

 

6. Кано 14. Перт 22. Ингуз

 

7. Гебо 15. Альгиз 23. Одаль (Отила)

 

8. Вуньо 16. Соулу (Совелу) 24. Дагаз

 

 


Фактор Трикстера

 

  "Крики и ревущий хохот донеслись и из другого места – именно от левого подъезда и, повернув туда голову, Григорий Данилович увидел вторую даму, в розовом белье. Та прыгнула с мостовой на тротуар, стремясь скрыться в подъезде, но вытекавшая публика преграждала ей путь, и бедная жертва своего легкомыслия и страсти к нарядам, обманутая фирмой поганого Фагота, мечтала только об одном – провалиться сквозь землю". (М. Булгаков "Мастер и Маргарита")

 

А теперь позвольте перейти к основному судьбоносному фактору, самоактивному и во многом безжалостному, наивному и любознательному как дитя и, как правило, всесокрушающему. Без него невозможны какие-либо кардинальные изменения. Это фактор революционных, а не эволюционных изменений.

Название главы – это меткое выражение А. Платова о функции богов – трикстеров. Следуя дальше ему и другим своим заочным учителям, собираюсь дальше провести параллели с древней мифологией индоевропейцев. Поэтому необходимо определиться, какие бывают боги и как они соответствуют друг другу в разных культурах. Зачем это нужно в преддверии рунного круга? Да потому, что этот персонаж будет регулярно присутствовать во всех рунах трансформации, радикальных поворотов судьбы. Это и Соулу, и Эваз, и Лагуз, и сразу тройка: Ансуз, Райдо, Кано, и, конечно, Хагалаз.

Ж. Дюмезиль создал систему классификации языческих богов на основе кастовой системы древних индусов. Эти касты таковы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (ремесленники, крестьяне) и шудра – неприкасаемые, бесправные. Так и многочисленные боги имеют свои вполне определенные специализации. Касте брахманов соответствуют боги магии и смерти: Один, Велес или Волос (у славян), возможно, Аполлон у греков (он может исцелять болезни, но и может их насылать). Их руны – Ансуз (руна богов), Эйваз (Иваз), Перт, Альгиз, Лагуз. Касте кшатриев соответствуют боги войны и громовержцы: Тор и Тюр у скандинавов, Перун у славян, Арес у греков и Марс у римлян. Этой касте соответствуют такие руны, как Соулу, Тейваз, Турисаз. Касте вайшья принадлежат боги плодородия: Фрейр и Фрейя у скандинавов, Даждьбог у славян, троица Деметра-Персефона-Геката и Дионис у греков. Их руны – Ингуз (руна плодородия), Йер и Феу.

Не вполне ясно обстоит дело с последней кастой неприкасаемых. Если провести социальные параллели, то в Европе им могут соответствовать юродивые, убогие, божьи люди, а также – скоморохи, шуты – все, кто резко выделяется из общей среды людей, занятых полезными и понятными видами деятельности. Они не связаны с какой-либо прагматической функцией в социуме. Функция некоторых из них носит мистический характер, они на свой лад общаются с высшими силами, обладают нередко странной властью, они способны своими пророчествами и неуместными шутками вывести из равновесия любую систему. Что касается самой Индии и ее неприкасаемых – вот что известно о секте садху – исповедующих культ Шивы. Шива – бог, которого называют медитирующим аскетом и который согласно священным текстам в период завершения мирового цикла вызовет силы огня и уничтожит этот мир, для того, чтобы создать новый, когда будет на то его желание и воля. Садху пользуются скверной репутацией – это бродячая секта, промышляющая "чудесами" и торгующая талисманами, они неопрятны и не чисты на руку, медитируют редко, экономически не производительны. В санскритологии есть представление по поводу содержания их жизни как "подвижничества-трюкачества". В Индии к ним относятся с опаской и не стремятся к разоблачениям как шарлатанов. А вдруг они и впрямь просветленные?

Я далека от мысли, что эта группа может быть однородной. В ней просматриваются четко не менее трех подгрупп: божьи люди, юродивые, принадлежащие миру Прави (пользуясь христианской терминологией, они сродни ангелам) – первая, шуты-плуты, скоморохи (сродни бесенятам, и они отлично чувствуют себя везде, как космополиты) – вторая, а третья – социальный балласт, маргиналы, люди с минимальными волевыми побуждениями. Объектом нашего внимания, наверняка, является средняя подгруппа. Среди богов это те, чье поведение носит скандально-вызывающий характер и постоянно провоцирует изменения. Для такого бога уже есть в литературе, посвященной мифологии, определение – трикстер, т.е. бог-плут, пересмешник, пройдоха, хулиган, трюкач, нередко вор и обманщик, покровитель вина и азартных игр. Бог-провокатор, он шутки ради занят проверкой на вшивость.

У Л. Гумилева в его исследовании "Этногенез и биосфера земли" есть введенное им понятие – "пассионарий", т.е. "страстный". Пассионарии это люди с очень сильными эмоциональными побуждениями, заставляющими их изменять агрегатное состояние среды. При этом логическое объяснение их поведению обнаружить практически не удается. Просто очень хочется совершить то или другое – воевать, захватывая все новые земли, или устраивать дворцовые перевороты. Что угодно – лишь бы не сидеть на месте, а быть непосредственным участником новых событий. При этом у пассионария инстинкт самосохранения значительно менее интенсивен, чем его жажда деятельности. Действие любой ценой – его девиз. В этом понятие "пассионарий" сближается с представлением о трикстере. Именно от него зависит, состоится ли героическое посвящение бога-воина или магическое посвящение бога смерти. Бог перемен, фактор трансформации. Не зря во всех европейских и восточных государствах при дворе всегда был шут, второе "я" монарха, который пользовался немыслимыми привилегиями и которому прощались все прегрешения. Он действует не во имя какой-то идеи, а от избытка сил, неистребимого и гипертрофированного инстинкта исследователя и первооткрывателя. Ему просто интересно посмотреть, что будет, если дернуть за эту веревочку. Вспомните Карлсона из детской книжки Астрид Линдгрен. У шведов Карлсон весьма одиозный герой. Отношение к нему примерно то же, что и к богу-трикстеру Локи. Сравните это с нашим российским обожанием этого скомороха. А наши Иван-дурак, Емеля тоже трикстеры, хотя внешне простоватые. Некто средний между божьим человеком и трюкачом, который сам исполнен верой в свои фокусы: "ступайте, сани, сами домой!". Но они все-таки значимо ближе к миру Прави, просветленности, простоте душевной, чем их западные близнецы. У всех у них нет ни малейшей зависимости от внешних приличий, общепринятых ценностей, они действуют по внутреннему наитию. И тех и других отличает детская непосредственность восприятия и поведения, защищенность богами.

Познакомимся поближе с этим обаятельным и небезопасным персонажем с точки зрения мифологии.

Гермес (Меркурий в римской мифологии) – сын Зевса и Майи. Область его специализации – это бог всевозможных новшеств, его считают тем, кто изобрел меры, числа, азбуку, и научил этому людей. Азбука и руны – происходят из одного общего корня. Т.о. Гермес вполне может быть отцом рун. Гермес – бог посланник, аналог славянского крылатого пса Симаргла. Он охраняет пути, он покровительствует путникам в путешествии при жизни, он же ведет души умерших в их последний путь – в царство Аида. Гермес – бог покровитель путей и путников и бог торговых сношений и торговли. Он дает в торговле барыш и посылает людям богатство. Он же и бог красноречия, вместе с тем – изворотливости и обмана. Никто не может превзойти его в ловкости, хитрости и даже в воровстве. Это он украл однажды в шутку у Зевса его скипетр, у Посейдона – трезубец, у Аполлона – золотые стрелы и лук, а у Ареса – меч. А также был главным героем истории с похищением священных коров Аполлона. Это свое первое преступление он совершил, еще пребывая в колыбели. На то он и бог, чтобы, раскрутив свои пеленки, незаметно выскользнуть и нарушить покой самого гармоничного и просветленного бога. С Гермесом также тесно связаны истории Диониса и Пана, которые имеют немалое отношение к процессам трансформации. С одной стороны Дионис и Пан явные боги плодородия, но без трансформации, разрушения мертвых оболочек зерна, им не выполнить свою основную функцию. Поэтому их поведение имеет явственные черты необычности, странности, разрушительности, презрения к общепринятым нормам поведения.

Дионис по одной из версий – сын Зевса и земной женщины Семелы. Ревнивая Гера, супруга Зевса, под видом повитухи научила несчастную женщину попросить громовержца показаться перед ней в своем истинном виде. Он же не мог отказать любимой в ее просьбе, и она погибла от его молний. Едва не погиб и Дионис, но божественный отец спас сына, зашив его к себе в бедро и затем переродив его (это имеет отношение к руне Альгиз – защиты, призывания богов). Гера не остановилась в своем мщении, и наслала безумие на воспитателя Диониса – Атаманта, и тот хотел убить воспитанника. Вот тогда вмешался Гермес, и унес юного Диониса к нимфам, которые воспитали мальчика. Дионис – бог виноделия и веселья, вакханалий, мощных трансформационных и очищающих процедур, аналогичных, по-видимому, состоянию психической смерти-возрождения. Сам Дионис был еще богом безумия, которым он заражал всех, с кем соприкасался. Обновиться человеку можно только одним способом – отказаться от прежнего своего ума, чтобы исполниться новым.

Пан – сын Гермеса и нимфы Дриопы, постоянный спутник Диониса-Вакха в его вакханалиях вместе с безумными менадами, сатирами, фавнами – всей этой козлоногой и козлорогой братией. Значение культа Диониса и его спутников, было так велико, что в их честь разыгрывались специальные спектакли, посвященные смерти и ежегодному возрождению Диониса, сопровождаемые хором козлообразных спутников. Эти спектакли прозвали трагедиями от древнегреческого "tragos", что значит, козел. Нужны ли еще доказательства значимости роли Трикстера? На этих доступных всем спектаклях (в отличие от мистерий – таинств для посвященных) люди могли удовлетворить свою потребность в партиципации, т.е. в сопричастности силам природы и их возрождающим, обновляющим силам.

В древнем Египте аналогом Гермеса является бог Тот. Дж. Фрезер в своей "Золотой ветви" описывает следующую историю по текстам Плутарха. Когда-то египетский календарный год состоял из трехсот шестидесяти дней. Небесная богиня Нут вступила в любовную связь с богом земли Гебом. Когда Ра, муж Нут, узнал об этом, он разгневался и провозгласил, что не будет в году такого дня, когда Нут смогла бы разрешиться от бремени. Тогда Тот, другой любовник богини, бог с головой ибиса, сыграл в шашки с Луной и выиграл у нее одну семьдесят вторую каждого дня, получив таким образом пять полных дополнительных к году дней. Так легенда объясняет появление современного года. А богиня Нут получила возможность разрешиться от бремени сначала Осирисом, затем его сестрой и женой Исидой, коварным Сетом и его женой Нефтидой.

Скандинавский Локи, которого в летописях называют то асом, то ётуном (из рода великанов, олицетворяющих слепые силы самой природы) – бог плутовства, раздора, интриги, воровства, всевозможных проказ и проделок, а также стимулятор и непосредственная причина всех значительных событий в Асгарде (городе богов-асов) и во всех девяти мирах. Крайне неудобный бог, вместе с тем кровный брат Одина, спутник Тора в его героическом путешествии в страну великанов к Утгарду-Локи. Он же – мать (это не опечатка) чудесного коня Одина с восемью ногами – Слейпнира, добытчик золотых волос Сив, супруги Тора, ожерелья Брисингамен Фрейи, богини любви, красоты и плодородия, оружия Одина – копья Гунгнир, золотого вепря бога плодородия Фрейра и молота Тора – Мьёлльнир.

Вот некоторое сюжеты, связанные с Локи. Его выходки часто носят бесцельный характер, просто от скуки. Он участвует с другими асами и асиньями в пире у морского великана Эгира и устраивает там перебранку. Он поносит богов и богинь, говоря им в глаза самую неприятную правду, не щадя самого Одина. "Локи сказал: "Ты, Один, молчи! Ты удачи в боях не делил справедливо: не воинам храбрым, но трусам победу нередко дарил ты". Один сказал: "Коль не воинам храбрым, но трусам победу нередко дарил я, то ты под землей сидел восемь зим, доил там коров, рожал там детей; ты – муж женовидный", Локи сказал: "А ты, я слышал, на острове Самсей бил в барабан, средь людей колдовал, как делают ведьмы, – ты – муж женовидный"". ("Старшая Эдда"). В результате Локи покидает собрание, т.к. появляется Тор со своим молотом Мьёлльнир и грозит ему.

"Найдя на костре полусгоревшее женщины сердце, съел его Локи; так Лофт зачал от женщины злой; отсюда пошли все ведьмы на свете". ("Старшая Эдда"). Кроме того, вместе с великаншей Ангрбодой он производит на свет трех чудовищ – Волка Фенрира, который в Рагнарек проглотит Одина, мирового змея Ёрмунганда, который также выступит против богов, и Хель, которая станет хозяйкой страны мертвых Хель в Нифльхейме. Одна половина ее цвета мяса, а другая мертвая, синяя. Эта физическая асимметрия и положение в обществе роднит ее с нашей славянской бабой ягой. Сам же Локи рукой слепого Хёда губит сына Одина Бальдра доброго и в Рагнарёк выступает инициатором гибели богов. Но этот же Локи вольно или невольно способствовал тому, что светлый Бальдр отсиделся в сумерки богов в царстве мертвых, и смог воскреснуть после гибели богов для нового мира. А многие плутни Локи отличались изяществом и блистательностью. Особенно хороша история, описанная Снорри Стурлуссоном в "Младшей Эдде" о строительстве Асгарда – города асов. Однажды к асам пришел некий великан и предложил за три полугодия построить им крепость. В качестве награды за работу он хотел ни много, ни мало – солнце, луну и первую красавицу Асгарда – богиню Фрейю. В помощь себе он попросил коня Свадильфари. Боги сомневались в выгодности такой сделки, но Локи убедил их, что великан не успеет справиться с работой и проиграет. Великан начал трудиться, и конь Свадильфари делал еще больше, чем он. Когда до окончания срока осталось три дня и великану осталось только достроить ворота, стало ясно, что придется рассчитываться с мастером. Тогда Локи обернулся прекрасной кобылицей и увел Свадильфари с собой. Великан остался один и не смог вовремя закончить работу. Асы ему не заплатили, а Локи в образе кобылы родил потом от Свадильфари восьминогого коня Слейпнира, быстрее которого не было на свете. Хозяином его стал сам Один. Однажды слоняясь от скуки и не зная, чем заняться, Локи решил слетать к великанам и узнать, не замышляют ли они что-нибудь против асов. Он сходил к богине красоты Фрейе и попросил ее соколиное оперение. Добрая Фрейя дала ему оперение, и Локи, обратившись в сокола, полетел в Ётунхейм. Там, достигнув дома великана, славившегося своим умом и силой, он сел на крышу и устроил страшный шум, привлекая к себе внимание. Хозяин увидел сокола на крыше и велел слугам поймать его. Локи-сокол решил притвориться спящим и взлететь в самый последний момент, но достался все-таки слугам, поскользнувшись на черепице крыши. Великан посадил его в клетку и держал его там три месяца без еды и питья, пока Локи не сознался, кто он на самом деле. Тогда великан поставил условие его освобождения из клетки: он должен уговорить бога Тора прийти к нему без своих атрибутов силы – молота Мьёлльнир, пояса силы и железных рукавиц, и сразиться с ним. Локи обещал и сделал это. Хорошо, что Тор его не подвел и сумел победить великана голыми руками. Таков северный Локи.

Было бы несправедливо, говоря о персонажах индоевропейских мифов, не упомянуть богов индуизма. Кришна, один из наиболее значительных аватар (земных воплощений) бога Вишну, в детстве был шутником и плутишкой, крал масло на маслобойне у своих приемных родителей, за что и был неоднократно наказан. Шива, который уже был упомянут, является также, как и Вишну, синкретической сущностью, т.е. всеобъемлющей и неразделимой в своей многоаспектности. Один из его аспектов – мощный созидательный потенциал, что отражает фаллическая символика, присущая культу Шивы, но другой аспект прямо противоположен – это потенциальное разрушение, готовность к сожжению старого мира, чтобы со временем мог восторжествовать новый мир. Как тут не вспомнить Локи-скандинава? Особенно, если учесть, что один из сыновей Шивы, Картикейя – бог войны и покровитель воров.

В этой же струе у Дж. Фрезера ("Золотая ветвь") есть описание древних римских Сатурналий, которые происходили в течение недели до зимнего солнцеворота. Это были массовые народные гуляния, в которых все и вся становилось с ног на голову, когда рабы играли роль господ, а господа безропотно им прислуживали. В те дни избирали царя Сатурналии, который одевался в шутовскую корону и мантию, и пользовался огромными привилегиями и почестями. В конце Сатурналии он либо должен был покончить самоубийством, либо его убивали. На следующий день воцарялся новый мир. Этнологи видят в римских Сатурналиях предтечу последующих италийских и прочих европейских карнавалов, общей чертой которых оставалась вывернутость всего строя жизни наизнанку и власть короля-шута, который в конце карнавала, исполнив свою роль в трансформации, обновлении мира, умирал, как умирает зерно, давая жизнь колосу. Сатурн и был богом умирающего зерна, аналогом Урана древних греков. А ведь Уран был оскоплен своим сыном, Кроносом. Семя Урана стало жертвой, принесенной для продолжения процесса оплодотворения, как природного цикла. Надо сказать, что в последующих карнавальных культурах в Европе и на Руси герой-шут тоже изначально являлся пострадавшей стороной. Это происходило с Пульчинелло в Италии, Полишинелем во Франции, Панчем в Англии и нашим русским Петрушкой, которого нередко в конце ярмарочного спектакля нечистая сила уносила в ад.

 

"Много дней грустил король.

Не знал народ, что за беда.

И кто-то во дворец привел

Смешного карлика-шута.

Карлик прыгал и кричал,

Народ безумно хохотал,

А шут смешить не прекращал,

На пол вдруг король упал.

Хо! Хо! Все вверх дном!

Хо! Хо! Все ходуном!

Хохот со всех сторон!

Хохот в веселом царстве!

...От усталости и смеха

Несчастный люд изнемогал,

Валялись стражники в доспехах,

И каждый страшно хохотал.

Не стало больше короля.

Все, как один, сошли с ума.

Летели месяцы, года

В веселом царстве карлика-шута!

Хо! Хо! Все вверх дном!

Хо! Хо! Все ходуном!

Хохот со всех сторон!

Хохот в веселом царстве шута!"

(из песни "Король и шут" одноименной панк-рок группы)

 

Последний фрагмент иллюстрирует современный вариант мистерии разрушения – молодежную рок-культуру. Не уверена, что создатели и участники группы "Король и шут" имеют представление о богах-трикстерах, древних мистериях и сумерках богов, но именно так у них получилось и по форме и по содержанию. Эффект концертов наиболее популярных рок-групп поистине катастрофичен, летят если не головы, то крыши, подростки проходят инициацию разрушения безмятежного и отсвечивающего розовым утра своей жизни для того, чтобы войти в жесткие светотени своего дня. Солист рок-группы "Rammstein" Тилль Линдеманн говорил о песнях своей группы, что это личный Апокалипсис. Рагнарёк... Трудно таким образом переоценить современный вариант мистерии обновления. Кого-то воротит от тяжелого рока и металлики (понимаю – еще недавно сама принадлежала к когорте отворачивающих носы) и они могут спросить, а нельзя ли как-нибудь потише, поприличнее пройти эту самую инициацию-трансформацию? Увы. По мифологии как-то не получается. В жизни тоже. Вы же сами видите – рок неистребим. Рок – судьба – вирд – это все одно и то же.

 





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.) Главная | Обратная связь