Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


У дошкольников как педагогическая проблема



Семейная традиция – это способ хранения семейных ценностей. Человек, в отличие от всех остальных живых существ, принадлежит одновременно к двум мирам: земному приходящему и вечному миру духовных ценностей – миру культуры. Нормы и ценности культуры конкретизируются соответствующими традициями, обычаями, обрядами, ритуалами, системой запретов («табу»). Ценности и нормы культуры взаимосвязаны: ибо нормы и являются культурными ценностями. Традиция – это способ хранения культурных ценностей. «Окультуренность» человека в исторических формах его существования происходит благодаря сохранению традиций и, наоборот, разрыв культурных связей и традиций грозит крахом культуры (Л. Н. Коган).

Семейная традиция – это духовный феномен, присущий сознанию членов семьи, рода, включающий в себя нормы и ценности, не регламентированные юридическими установлениями и принимающий статус семейного закона, регулирующего, интегрирующего и организующего жизнь семьи. Семейные традиции – это неписаные законы семейной жизни и воспитания.

В моем исследовании формирование представлений о семейных традициях у дошкольников рассматривается как нравственная категория и является одним из компонентов нравственной воспитанности.

Семейные традиции имеют аксиологическое и нормативное значение, играют важную роль в нравственном развитии дошкольника.

Необходимость формирования представлений о семейных традициях у дошкольников продиктовано изменением социальной ситуации развития общества, семьи и ребенка (образование ценностно-нормативного вакуума, снижение авторитета старшего поколения, забвение семейных традиций).

Каждая нация, народность имеет свои традиции. Любая семья должна быть сопричастной к своим семейным (национальным) традициям и семейным (фамильным) традициям.

Традиции – это наиболее устойчивые компоненты культуры, составляющие ее «каркас», имеющие нормативное и аксиологическое значение. Традиции в сфере нравственных отношений остаются актуальными на длительное время. Они складываются, а не создаются. Традиция – это способ хранения культурных ценностей.

Социально – нравственная культура семейного воспитания не автономна. Она тесно связана с культурой духовной, политической, экономической. философской, эстетической. В формировании нравственности личности семья опирается на все компоненты культуры. Одной из проблем социально – нравственной культуры семейного воспитания является то, насколько полно и оперативно переводит, трансформирует семья социальные потребности, задачи, установки в непосредственную практику домашних нравственных отношений, как корректируется семейная мораль, моральный климат семьи.

От мировоззренческих установок и нравственно-оценочных критериев, принятых в семье, зависит то, какие нравственные нормативы она выбирает, какие отсеивает, какие усиливает, а какие ослабляет, осуществляя свой коллективный моральный выбор. Для ребенка – дошкольника, семья – это целое общество, по нормам которого он судит о жизни вообще. Социально-нравственная культура семьи предупреждает ограничение, обеднение ее задач только утилитарной бытовой сферой (взгляд на семью только как на возможность регенерации, восстановления затраченных за день сил: питание, комфорт, отдых, развлечение).

Эффективность нравственно-педагогического воздействия достигается наличием воспитательных традиций, общей созидающей личность атмосферой семьи. Такой организацией деятельности ребенка, которая основана на нравственно-педагогическом мышлении воспитателя, умеющего в любой момент мыслить образами ребенка, передавать ему свой опыт и социальные знания через тот возрастной аппарат нравственного мышления, образов и чувств, которыми он сегодня располагает. Официальная отечественная педагогика обладает богатым арсеналом педагогических средств, способствующих воспитанию ребенка, но в настоящее время актуальной является проблема задействования традиционной культуры (Г.Н.Волков, И.С.Кон, Е.В.Субботский и др.). Народная семейная педагогика, возникшая как искусство воспитания, как практика, отражает «педагогическую культуру народных масс, выработанную тысячелетним опытом и бытующая в народе до наших дней». В исследовании Г.Н.Волкова убедительно показано, что семейные традиции, как в фокусе, собирают сложившийся опыт семейно-домашнего воспитания.

В дошкольной педагогике выполнен ряд исследований посвященных проблеме использования средств народной педагогики в целях воспитания ценных качеств и свойств личности. Народную игру как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье исследовала Г.Н.Гришина. Изучением семейной этнопедагогики занимались П.М.Пашаева, Н.Н. Булатова, Р.И. Бочарова. Проблема воспитания интереса к русской семейной традиционной культуре нашла свое отражение в диссертации Е.С.Бабуновой.

Среди педагогов-исследователей, первой предложила свою классификацию С. Х. Темурова. Она, проанализировав опыт семейного воспитания узбекского народа на прогрессивных традициях, на протяжении длительного исторического этапа, разделяет их по характеру отношения к социальному прогрессу на две группы:

- прогрессивные народные традиции;

- реакционно-религиозные традиции.

Прогрессивные традиции она классифицирует по форме выражения на торжественно-праздничные и будничные (повседневные).

С. Х. Темурова предлагает классификацию традиций, касающихся сферы семейно-бытовых отношений:

- забота старшего о младшем;

- традиция уважения к старшим;

- традиция уважения к женщине;

- гостеприимство;

- семейный совет.

Данные традиции служат основой нравственного воспитания личности.

В психолого-педагогических исследованиях известных ученых А.В.Запорожца, Л.А. Венгера, А.Н.Леонтьева, Н.Н.Поддьякова, А.В. Петровского и других установлено, что социальная ориентация детей в общественно-историческом опыте начинается со становления такой социально-нравственной ценности, как постижение образа семьи, развитие «понимания чувств близких и родных» (Н.Н.Поддьяков). По мнению Е.А.Аркина, постижение образа семьи облегчается в свою очередь тем, что в ней дети «не учатся жить, а живут».

Проблема приобщения личности к традициям семьи рассматривалась в работах Л.В.Загик, В.М.Ивановой, Н.Ф.Виноградовой, Т.М.Марковой, О.Л.Зверевой и других. Авторами даны различные трактовки освоения дошкольниками семейных традиций как части общенародной, национальной культуры:

- организация взаимодействия детей со старшими в семье (Т.А. Маркова, С. П. Тищенко);

- ознакомление дошкольников с традиционными праздниками, приобщение детей к домашнему хозяйству (Н.Ф.Виноградова, Л.В.Загик, И.С.Хомякова, Н.А.Стародубова и др.);

- признание особой роли родительского авторитета, этики внутрисемейного общения, образа жизни, стиля внутрисемейных отношений (В.М.Иванова, Л.А.Таланова, О.Л.Зверева, Т.А.Репина);

- значимость организации совместной работы с родителями по воспитанию у детей нравственно-волевых, гуманных, гражданских качеств (Н.Ф.Виноградова, Л.В.Загик, И.С.Хомякова, Н.А.Стародубова и др.);

- освещение вопросов, связанных с воспитанием реалистических представлений о природе, социальной жизни, развитии познавательных интересов детей в семье (Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова, Т.А.Куликова, Л.Ф.Островская);

- применение в семейном воспитании произведений народного творчества, искусства, народных традиций (Л.Д.Вавилова, Д.О.Дзинтере).

В педагогических исследованиях Н.Ф.Виноградовой, Л.В.Загик, Т.А.Марковой прослеживается мысль о необходимости приобщения детей к семейным традициям при условии тесного сотрудничества детского сада и семьи.

Проблема традиций семейной педагогики является ведущей при изучении становления традиционного воспитания. И.С. Кон, исследуя воспитание в различных культурах, подчеркивает, что этническое сознание каждой национальной общности входит в непрофессиональную бытовую деятельность. Сферой такой деятельности обычно является семья, где происходит развитие и сохранение педагогических духовных ценностей.

По мнению ученых И.С.Кона, А.В.Мудрика и др., семья выступает одним из институтов социализации человека. Исследование традиционного воспитания детей в семье авторы предлагают давать на основе общей программы, что позволит привести в систему традиционные формы воспитания у разных народов. В работах И.С.Кона четко прослеживается мысль о недопустимости абсолютизирования и идеализации семейного традиционного воспитания и вместе с тем автором отмечаются положительные стороны семейной народной педагогики.

И.С.Кон пишет, что «традиционное воспитание органически связано с личным образом жизни, типом хозяйственной деятельности и социальными отношениями. Оно рассчитано на повторение и воспроизводство ранее созданных образцов поведения, структур сознания, установок и т.д. В этом его сила, но одновременно, и его слабость»

В педагогических работах Г.В. Годиной, Л.В. Загик, Т.А. Марковой, Т.А. Куликовой отмечается, что традиции и обычаи занимают важное место среди факторов, воздействующих на процесс воспитания и формирования личности дошкольника в семье, и являются значимыми компонентами социально-педагогической среды. Исследователи подчеркивают, что воспитательная значимость семейных традиций благодаря своей постоянной повторяемости постепенно перенимаются всеми членами семьи как обязательные нормы для совместной жизни. Дети, включенные в систему традиций, воспитываются незаметно для самих себя. Именно в этом их воспитательное воздействие. Ребенок усваивает практику нравственных поступков, не замечая, что кто-то занимается его воспитанием.

Известный ученый Б.Г. Лихачев в своем педагогическом труде «Простые истины воспитания» особо подчеркивает стабилизирующую функцию семейных традиций. Наличие системы традиций стабилизирует семью, организует жизнь всех ее членов, способствуя развитию общения детей и родителей.

Анализируя данные философских, этнографических и психолого-педагогических исследований можно выделить следующие особенности традиционного семейного воспитания:

- тщательная подготовка подрастающего поколения к семейной жизни; осуществление полидифференцированного подхода к воспитанию: девочкам давали обязательный минимум знаний по домоводству, мальчик должен приобрести целый ряд трудовых умений и навыков, так как он в будущем опора и кормилец;

- почитание старших и заботливое отношение к младшим, сохранение преемственности поколений; почитание родителей, уважительное отношение к их опыту;

- раннее приобщение детей к труду, осознание неразрывности процессов нравственного и трудового воспитания;

Формирование представлений о семейных традициях у дошкольников включает в себя три компонента: когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий. При этом когнитивный (информационно-содержательный компонент) выступает как система усвоенных личностью семейных ценностей на уровне убеждений социальных знаний – понятий, правил, норм, оценок, ценностей. Эмоционально- мотивационный компонент – личностный смысл, который придается отношению. Поведенческо-деятельностный компонент – совокупность обобщенных приемов познавательной деятельности. Это приемы фактического и оценочного анализа ситуаций и явлений, приемы актуализации личных ценностей, целеполагания (процесса выбора и постановки целей, вмешательства в жизненные ситуации), а также приемы выбора способов воздействия с целью превращения исходных ситуаций в желания, коррекции намеченных целей и способов поведения.

Критерием когнитивного компонента является полнота представлений о семейных традициях у дошкольников. Показателями данного критерия выступают знания:

- родословной, иметь представление о системе родства. Оперирование понятиями «род», «родня», «родословная», «родовое древо», «прабабушка», «прадедушка» и т.д.

- способов проявления уважения к памяти предков: чтить память минутой молчания, участвовать в проведении дней поминовения;

- семейных реликвий, их дифференциация в окружающем мире. Осознанно относиться к семейным реликвиям, как овеществленной памяти предков, близких. Понимать нравственную сущность данных предметов;

- норм семейного этикета в общении со старшими (приветствовать при встрече, прощаться, уступать места, не повышать голоса и т.д.);

- способов проявления уважения к родителям (помощь, забота, сюрпризные моменты);

- о труде взрослых, о значении труда для окружающих, о нравственной сущности труда, об отношении к человеку труда;

- основных правил семейной этики: нельзя обманывать друг друга, обижать, унижать, брать без спроса чужие вещи, нельзя пользоваться только результатами чужого труда, заботиться друг о друге, помогать, защищать, вежливо общаться друг с другом, убеждать, доводить начатое дело до конца, осознавать идею единства, целостности семьи;

- основные семейные праздники, их историю, цель проведения и т.д.

2 критерий – (эмоционально-мотивационный) сформированность эмоциональных проявлений о семейных традициях у дошкольников. Показателем данного критерия являются:

- чувство гордости за свою семью, род, сопричастности к роду, его традициям;

- положительные эмоции по отношению к семейным реликвиям;

- внимательное отношение к старшим, замечать оттенки настроения, проявлять заботу, сочувствовать, испытывать положительные эмоции при общении со старшими, стремиться создавать у них хорошее настроение;

- радость от общения с родителями, сочувствовать, сопереживать, замечать изменения в настроении;

- чувство гордости за свой труд и труд окружающих, радость от проделанной работы, быть сопричастным к трудовым традициям семьи;

3 критерий – (поведенческо-деятельностный) активность в решении проблемных ситуаций на вербальном и реальном уровне по отношению к семейным традициям. Показателями данного критерия являются:

- умение составлять свою родословную, бережно относиться к семейным реликвиям, соблюдать условия хранения, при необходимости участвовать в реставрационной деятельности;

- соблюдение норм и правил семейного этикета при общении со старшими, прислушиваться к советам стариков, ценить их жизненный опыт, мудрость.

- соблюдение норм и правила этикета в общении с родителями (здороваться, прощаться, желать «доброго утра» и т.д.), оказывать посильную помощь, с желанием выполнять поручения родителей;

- созидательное отношение к окружающему миру, иметь постоянные обязанности по ведению домашнего хозяйства и увлечения, выполнять поручения взрослых.

- помощь взрослым в организации, оформлении семейного праздника (Дня рождения, юбилея и т.д.), уметь приготовить близким подарки, сюрпризы, поздравить.

Проведенное нами исследование, было направлено на выявление уровня знаний общества о семейных традициях. Ниже представлены результаты нашего исследования.

Представления родителей о семейных традициях:

- традиция – это праздник, который отмечается из года в год – 26% ответов родителей. «Традиция – это особый праздник, который отмечается в семье ежегодно», «традиция - это традиционные праздники, торжества. Юбилеи», «традиция – это торжественные и праздничные дни, которые проводятся регулярно, каждый год или чаще», «традиция – это праздник, который отмечается и в стране, и в семье».

Наибольшую популярность среди гражданских праздников имеет Новый год. Этот праздник отмечают как семейный праздник. День защитника Отечества – 23 февраля отмечают 33%. Международный женский день 8-е марта отмечают всей семьей 75%, 1-е Мая семейным праздником считают 13% респондентов, День Победы отмечается в 43% семей.

Традиционным праздником семьи был назван день рождения кого-либо из членов семьи. 51% семей сегодня на день рождения приглашают гостей. 34% иногда день рождения отмечают без приглашенных, они выбрали ответ: «бывает по-всякому». 15% семей отмечают день рождения членов семьи без приглашения гостей.

Профессиональные праздники (День учителя, День медицинского работника, День машиностроителя, День полиции и т.д.) отмечают в семье 23% опрошенных.

В числе религиозных традиций особое место занимают христианские праздники – 78%. 21% опрошенных родителей иногда посещают церковь, никто из участвующих в анкетировании родителей не соблюдает религиозные посты.

Недостаточное распространение в семье получили краеведческие традиции. 21% семей отметили, что они редко посещают музей, 33% - очень редко бывают в музее с детьми, 45% - музей вообще не посещают.

Трудовыми традициями семьи были названы совместная уборка квартиры – 67%, совместная работа на огороде, в саду – 72%. 51% респондентов отметили, что в их семьях существует справедливое распределение обязанностей и взаимопомощь.

Родители отмечают благотворное влияние семейных традиций на формирование личности ребенка, при этом особую роль традиции они видят в формировании нравственных качеств личности: «традиции воспитывают дух», «учат законам жизни», «формируют привычки».

Таким образом, традиционные увлечения членов семьи является общим фоном семейного воспитания, на котором идет процесс формирования нравственности ребенка, даже если семейные увлечения не связаны напрямую с этическими категориями. Семейные традиционные увлечения формируют атмосферу творчества и созидательности, воздействуют на формирование нравственного сознания, чувства и поведения.

Таким образом можно сделать вывод о том, что формирование представлений о семейных традициях обеспечивает возникновение желания соблюдать и изучать их. Формируя представления о семейных традициях у дошкольников мы выявили, что ребенок имеет представления о семейных ценностях, и проявляет уважение к своей семье и близким. Проявление уважительного отношения к семейным традициям в поведении даже в тех случаях, когда у ребенка наблюдается отрицательное настроение.

Семейные традиции, выполняя свои основные родовые и видовые функции, фиксируя положительные семейные отношения, направляя, упорядочивая и интегрируя их, играют важнейшую роль в формировании гармоничных семейных отношений. Воспитывая уважительное отношение к семейным традициям, мы тем самым формируем уважительное отношение к членам семьи, родным, близким, людям вообще. Постепенно усваиваемая система семейных законов, начинает детерминировать поведение ребенка, делая его более нравственным при условии, если традиции семьи прогрессивны и позитивны. В результате субъективной интериоризации традиции присваиваются индивидом и становятся его личностным «этосом», законом. По сути, семейными традициями становятся общечеловеческие нормы и ценности. Нормы и ценности человечества, преломленные через призму семьи, облегчают для ребенка процесс их восприятия и усвоения.

Литература

1. Волков К.Н. Педагогика жизни. – М.: 1989 –162с.

2. Кон И.С. Ребенок и общество. 1988 – 270с.

3. Субботский Е.В. Как рождается личность. 1978 – 94с.

4. Гришина Г.Н. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье. Автореферат дисс.канд. пед. наук.1989 -14с.

5. Основы дошкольной педагогики под ред. А.В. Запорожца, Т.А.Марковой.- Педагогика, 1980.

6. Венгер Л.А, Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988.

7. Леонтьев А.Н.Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат, 1977.

8. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М.: Педагогика. 1977.

9. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении.- 1993.

10. Воспитателю о работе с семьей. Пособие для воспитателя детского сада Л.В.Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Маркова /Под ред. Виноградовой Н.Ф. – М.: Просвещение, 1989.

11. Хомякова И.С. Воспитание заботливого отношения к окружающим – важная задача формирования личности ребенка За единство принципов воспитания детей в дошкольном учреждении и семье. Из опыта работы. Сост. Т.А. Маркова, Л.Г.Емельянова. – М.: Просвещение, 1982.

12. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М.: 1987.

13. Лихачев Б.Т. О критериях оценки нравственной воспитанности школьников. – М.: Сов. Педагогика. – 1987.(5).

 

Филиппова Г.В.,

студентка ИПиПД УрГПУ


Поделиться:



Популярное:

  1. Bizz: Белье стирается вперемешку с чужим или как?
  2. Bizz: Допустим, клиент не проверил карман, а там что-то лежит, что может повредит аппарат. Как быть в такой ситуации?
  3. I AM HAPPY AS A KING (я счастлив как король)
  4. I. Какие первичные факторы контролируют нервную активность, то есть количество импульсов, передаваемых эфферентными волокнами?
  5. II. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ
  6. III КАК РАСТУТ НА НОВОЙ ГВИНЕЕ
  7. III. Половая связь – лишь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви.
  8. IV. Как узнать волю Господню.
  9. IX. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
  10. IX. Толерантность как нравственная основа социокультурной деятельности библиотекаря
  11. SWOT-анализ организации как метод выявления и предупреждения организационно-управленческих конфликтов.
  12. А как мы можем узнать, кем человек является на самом деле?


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 759; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь