Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


У старших дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ



Развитие эмоциональной сферы является важной составляющей в личностном развитии ребенка. Эмоции принимают участие в возникновении любой творческой деятельности ребенка и в развитии его мышления. Ребенок идет к осмыслению своих действий и поступков через чувства. Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.

Без чувственно-эмоционального постижения окружающего невозможно приобщение к культурным ценностям. Способность к сопереживанию, вчувствованию увеличивает возможность чувственно-эмоционального постижения мира. В свою очередь, успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения необходимо начинать с дошкольного возраста, наиболее сензитивного к эмоционально-образному восприятию окружающего мира.

На основе анализа психолого-педагогической литературы мы выявили, что в структуру понятия эмоциональной сферы входят эмоции и чувства. Эмоции – это реакция человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску, а чувства – это своеобразно выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.

Изучив литературу по педагогике и психологии периода детства, мы выявили особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте: ребенок осваивает социальные формы выражения чувств, изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение, чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические. Следовательно, для развития эмоциональной сферы детей необходимо: полноценное эмоциональное общение ребенка с взрослым, познание ребенком окружающего мира в процессе разнообразных видов деятельности, построение ребенком собственной деятельности.

Огромное значение в решении этой педагогической задачи имеет обращение к музыкальной игре. Музыкально-игровая деятельность включает детей в двигательное и интонационное самовыражение, развивая умения выражать свои эмоции и понимать эмоции окружающих людей – взрослых и сверстников. Вовлечение детей в процесс эмоциональной передачи музыкальных образов через движения, интонирование, рисование обогащает их эмоциональный опыт, гармонизирует эмоциональные проявления.

Проводя опытно-поисковую работу по развитию эмоциональной сферы у детей, мы выдвинули гипотезу: данный процессбудет эффективным, если:

· разработать комплекс музыкальных игр, в которых дети будут включаться в двигательное и интонационное самовыражение.

· вовлекать детей в процесс эмоциональной передачи музыкальных образов через движения, интонирование.

· подобрать музыкальный репертуар для организации двигательных и интонационно-речевых игр, который будет обогащать, и гармонизировать эмоциональную сферу детей.

Нами был разработан цикл занятий по развитию эмоциональной сферы детей в музыкально-игровой деятельности.

Занятия были построены на дидактических принципах, которые особенно важны для организации музыкальной игры с дошкольниками.

· Принцип психологической комфортности (создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентации детей на успехи и главное ощущение радости, получение удовольствия от самой игры).

· Принцип творчества (креативности). Данный принцип предполагает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

· Принцип вариативности развивает не только творческое «изобразительное мышление» у детей и педагога, но и тренирует способность спокойного, философски относиться к «тупиковым ситуациям», принцип дает свободу творчества и самому педагогу, помогает ему находить бесконечное множество различных вариантов реализации требуемого содержания в работе с детьми.

· Принцип индивидуального подхода. Данный принцип позволяет учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперед своим темпом.

Перечисленные выше дидактические принципы выполнялись нами не эпизодически, а постоянно и в системе.

Игровой метод придавал воспитательному процессу привлекательную форму, облегчал процесс запоминания и освоения упражнений, повышал эмоциональный фон игры, способствовал развитию воображения и эмоциональной сферы ребенка.

Комплексно – тематический план

Название занятий Задачи Музыкальные игры
1. Бабочки и жуки» Развивать фантазию воображение; дать детям возможность применять свои умения и навыки посредством движений; побуждать детей к активном участию в музыкальной игре; учить различать и изображать эмоции с помощью мимики, жестов и движения, использую танцевальные, песенные и игровые импровизации. «Бабочки и жуки»
2.   «Осень - дирижёр» «Дирижёр» «Осень по садочку ходила» Дворник и листочки»
3.   «Путешествие в подводный мир» «Водоросли» «Всё как Я! » «Водяной»
4. «Зимняя прогулка» «Заколдованный лес» «День, ночь»
5. «Стойкий оловянный солдатик»» «Нашей Армии - салют», «Ровным кругом», «Солдатики».
6. «Мама – солнышко моё» «Игра со стульчиками» «Считалочка», «Баю - бай»
7. «Космонавтом быть хочу» «В невесомости»
8. «Баллада о юном барабанщике» «Ровным кругом», «По дороге мы идём»
9. « Путешествие Незнайки и его друзей» «В невесомости», «Водитель машины»

 

Занятие состояло, как правило, из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть - занимала от 5 до 15% общего времени. Её задачи сводились к тому, чтобы создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание. Я использовала игровые приемы на снятие психологического дискомфорта, эмоциональной напряженности детей. Это способствовало более полному раскрепощению каждого ребёнка, более полному и естественному проявлению чувств и эмоций у детей.

Основная часть - продолжительность от 70 до 85% от общего времени. В этой части решались основные задачи по развитию эмоциональной сферы детей. На этой стадии дети вовлекались в творческие задания по развитию эмоциональной сферы детей. Мы использовали методическое пособие Н.Г. Куприной «Теория и методика музыкального развития детей дошкольного возраста», игры из пособия М. Чистяковой, а также игры по методике А. Бурениной.

Заключительная часть - занимала от 3 до 7% общего времени. В этой части постепенно снижалась нагрузка, обеспечивался постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей.

На занятиях часто использовались наглядные пособия (видеослайды, фотографии, рисунки). Материалы занятий были представлены на методическом объединении для воспитателей и музыкальных руководителей города, а также на семинаре практикуме для педагогов по теме ”Инновационные технологии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста”, где была показана работа с пиктограммами.

В занятии всегда присутствовали проблемная ситуация или занимательный сюжет. Особая роль уделялась развитию у детей мимики и жестикуляции. Проводились игры “Веселые превращения”, “Представьте себе, что мы зайчики, мишки и другие звери, “Игры с воображаемыми предметами” (с мячом, с куклой и др.).

В ходе музыкально-игровой деятельности дети сочиняли истории, участвовали в играх-драматизациях (“На лесной поляне”, “На болоте”), проигрывали мини-этюды, пантомимы, которые вызывали у детей большой восторг. Использовали шапочки, костюмы, атрибуты, магнитофонные записи, видеослайды. К изготовлению костюмов и декораций привлекались родители, что также способствовало стимулированию интереса детей к занятиям.

Часто проводились игры на развитии творчества “Что ты слышишь за окном? ”, “Передай позу”, “Ровным кругом” которые развивают у детей память, слуховое внимание, координацию движения, воображение и фантазию. Применялись упражнения и этюды: “Угадай, что я делаю? ”, “Превращение детей” (в насекомых, в зверей), проигрывали этюды на основные эмоции “ГРУСТЬ”, “РАДОСТЬ”, “ГНЕВ”, “УДИВЛЕНИЕ”, “СТРАХ”… Такие упражнения развивают у детей умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Игры на жестикуляцию “УХОДИ”, “СОГЛАСИЕ”, “ПРОСЬБА”, “ОТКАЗ”, “ПЛАЧ”, “ВСТРЕЧА”, “ПРОЩАНИЕ”.

Не каждый ребенок сразу мог включиться в ту или иную деятельность. Танцевальное творчество требует сплоченного, дружного коллектива. В коллективе нет равных детей: одни раскрепощенные, уверенные в себе, другие замкнутые, отчужденные. И чтобы работа проходила плодотворна и эффективно, на занятии создавались условия для ощущения эмоционального благополучия, комфорта для каждого ребёнка, для свободного и естественного проявления индивидуальных качеств. Музыкальные игры давали детям возможность выразить свои эмоции, формировали у них способность добиваться максимальной выразительности своих движений.

Свою музыкальную деятельность я строила в комплексе со специалистами и воспитателями. Участвовала активно в методической работе по данной теме:

· консультация для педагогов на педагогическом совещании по теме «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-игровой деятельности»; (приложение 2);

· разработала для воспитателей и специалистов ОУ мультимедийные методические пособия. К каждому сюжету подбирала музыкальное произведение;

· разрабатываю и предоставляю аудио материал воспитателям и специалистам для музыкальных игр в групповой комнате и на родительских собраниях;

· представила конспект музыкального занятия «По небу плыли тучки» в сборнике Уральского Государственного педагогического университета «Учить и учиться» г. Екатеринбург (2010);

· подобрала серию компьютерных игр по эмоциональной сфере ребёнка дома и предложила их на родительском собрании

Проделанная работа в ходе формирующего этапа опытно-исследовательской деятельности была эффективна. Были проведены музыкально-двигательные игры, задания на развитие эмоциональной уравновешенности, эмоциональной выразительности, эмпатии в игровом взаимодействии.

Репертуар игр был разнообразен. Дети стремились показать выразительный образ с помощью мимики, интонации, жестов и пластических движений. Для повышения эмоциональной выразительности мы использовали наглядный показ. Уточняя выразительный образ, мы бережно относились к проявлению инициативы, поощряли творческую активность детей. Проведенные нами игровые упражнения из цикла по развитию эмоциональной сферы оставили у детей яркие впечатления. В процессе данных игр дети мыслили, фантазировали, импровизировали, создавали новые образы.

По результатам итогового этапа опытно- исследовательской деятельности нами сделаны следующие выводы:

1. После ряда проведенных игровых действий и заданий на развитие эмоциональной сферы возросли показатели «эмоциональная уравновешенность», «эмоциональная выразительность», «эмпатия в игровом взаимодействии».

2. Четыре дошкольника из восьми показали высокий уровень развития эмоциональной сферы, что составило 50% от общего количества исследуемых детей, три - средний уровень, что составило 37, 5% от общего количества испытуемых детей.

3. Низкий уровень эмоциональной сферы выявлен у одного ребенка – 12, 5%.

 

Щербакова А. И.,

Студентка ИПиПД УрГПУ


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1297; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь