Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мониторинг развития ритмопластики у дошкольников



в условиях дополнительного образования

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования музыкально-художественная деятельность определена как одна из основных видов деятельности, специфика которой помогает ребенку проявить заложенные в его природе эмоционально-образную восприимчивость, творческую и познавательную активность, реализовать потребность в движении и игровом взаимодействии с окружающими. Значительным развивающим потенциалом в работе с дошкольниками обладает музыкальное движение, связанное с моторно-мышечными, пространственными, тактильными, зрительными ощущениями и способствующее развитию ритмопластики как способности, интегрирующей различные личностные качества ребенка.

В условиях дополнительного образования этот потенциал усиливается благодаря возможностям активного участия родителей в образовательном процессе. Пластика движений - особый символический язык, через который проявляется внутренний мир личности, устанавливаются ее контакты с социальным окружением. Пластическое поведение родителей играет важную роль в освоении ребенком норм поведения, соответствующих данному обществу и данной социальной группе, дает ориентиры в идентификации себя с определенными культурными традициями. Организация занятий по развитию ритмопластики у детей через музыкальное движение в совместной деятельности с родителями под руководством педагога в группах развития школ искусств позволяет на практике реализовать идею музыкального воспитания дошкольников как разностороннего личностно-развивающего процесса.

Для проведения мониторинга развития ритмопластики у детей в условиях дополнительного образования мы выделили следующие критерии: моторно-двигательный, эмоционально-образный, креативный, коммуникативный.

Моторно-двигательный критерий проявляется через совокупность показателей: 1) ритмичность, координированность, естественность движений, ориентация в пространстве; 2) способность к выражению через движение разнообразных эмоций 3) стремление к эстетической упорядоченности и завершенности создаваемого ритмопластического образа.

Эмоционально-образному критерию соответствуют показатели: 1)восприятие метроритмической структуры музыки; 2) отражение в движении особенностей музыкальной формы и смены эмоционального содержания музыкальных образов.

Креативный критерийраскрывается через показатели: 1) разнообразие способов двигательного самовыражения при восприятии музыки; 2) умение использовать накопленный двигательный опыт в новых ситуациях; 3) оригинальность движений в создании ритмопластического образа.

Коммуникативному критерию соответствуют показатели: 1) готовность к общению, стремление к доброжелательному взаимодействию с окружающими; 2) умение «подстраиваться» к ритмопластике различных партнеров, поддерживать ритмопластический диалог в процессе невербальной коммуникации; 3) владение этикетными пластическими моделями поведения.

На основе совокупности выделенных критериев и показателей мы определили уровни: минимальный, достаточный, высокий, а также разработали уровневые характеристики развития ритмопластики детей. При разработке уровневых характеристик мы учитывали, что занятия по авторской программе предусматривают работу с детьми от полутора до семи лет. Этот период мы разделили на три этапа и разработали уровневые характеристики по выделенным критериям и показателям для каждого этапа в соответствии с возрастными возможностями детей. На исходном этапе диагностики для детей полутора лет мы использовали следующие уровневые характеристики по выделенным критериям и показателям.

Минимальный уровень - плохо ориентируется в пространстве, хаотично двигается по классу. При ходьбе и беге спотыкается, запинается за препятствия, не стремится обойти их. Новые предметы вызывают интерес и стремление производить с ними действия, но повторить с ними движения за взрослым не удается. Не проявляется эмоциональной и моторной реакции на музыку, интереса к выполнению упражнений. За происходящим в зале предпочитает наблюдать со стороны, не умеет наладить контакт с окружающими, не включается в совместную деятельность, часто капризничает.

Достаточный уровень - при помощи взрослого ориентируется в пространстве. Ходит и бегает, избегая препятствия, но движение в заданном направлении вызывает затруднение. Кружится, приседает, прыгает, хлопает, двигается с предметами, подражая взрослому. Частично выполняет простейшие упражнения партерной гимнастики. Эмоционально реагирует на музыку, проявляет интерес к новым звукам, музыкальным игрушкам и инструментам, передает в движении тихие и громкие звуки, быстрый и медленный темп звучания, различает высокий и низкий регистры. Проявляет интерес к занятиям, с удовольствием включается в игры и танцы. Активно использует средства невербального общения во взаимодействии со своими родителями, хотя контакты с другими родителями и детьми в классе вызывают затруднение.

Высокий уровень -самостоятельно ориентируется в пространстве, ходит и бегает в заданном направлении, избегая препятствия. Легко копирует движения взрослого с использованием предметов и без них: кружится, приседает, прыгает с двух ног, хлопает, а также самостоятельно воспроизводит заданные движения. Полностью выполняет простейшие упражнения партерной гимнастики. Эмоционально реагирует на музыку: пританцовывает под веселую музыку, а услышав грустную музыку, может даже заплакать. Подпевает, если слышит знакомую песню. Передает в движении элементы музыкальной формы: смену темпа, динамики, регистра, метрическую пульсацию. Совместно с взрослым исполняет простейшие ритмические рисунки при помощи шумовых инструментов, звучащих жестов. Активно включается в совместную музыкально-ритмическую деятельность с родителями, предлагает им свои варианты пластического взаимодействия. Свободно вступает в контакт с другими детьми и их родителями в играх и упражнениях. Владеет этикетными пластическими нормами поведения: простые формы прощания, приветствия, благодарности, выражения доброжелательности и т.д.

Уровень развития ритмопластики у детей фиксировался с помощью педагогического наблюдения за активностью участия в музыкально-ритмических играх, качеством выполнения разнообразных заданий и упражнений.

Опытно-поисковая работа проводилась на базе МБОУК ДОД ЕДШИ №4 «АртСозвездие» по авторской методике «Танцуем вместе с мамой».

Анализ результатов, полученных в ходе исходно-установочного этапа опытно-поисковой работы, показал, что у большинства детей по всем критериям преобладал минимальный уровень. При этом наиболее низкие результаты были продемонстрированы по креативному и коммуникативному критериям (низкий уровень - 63%), что естественно для возраста детей – 1, 5 года. Достаточный уровень преобладал в группе по эмоционально-образному критерию – 43 % и моторно-двигательному – 46%.

Авторская методика развития ритмопластики у детей дошкольного возраста предусматривает три взаимосвязанных этапа (ориентировочный, репрезентативный, импровизационно-продуктивный) нацеленных на развитие ритмопластики детей на уровнях освоения подражательного, изобразительного и выразительного движения. Для этого были разработаны комплексы музыкально-ритмических игр с различной тематикой, каждый из которых повторялся от 4-х до 8 раз в зависимости от освоения детьми его содержания. Каждый комплекс включал в себя игры, объединенные одной тематикой, связанные определенной сюжетной линией.

Первый этап – ориентировочный (возраст детей 1, 5 - 3 года) выстраивался на подражании ребенком движений своей мамы (которая, в свою очередь, повторяет движения всех упражнений за педагогом). Развитие ритмопластики по всем критериям происходило на основе методов повтора, имитации движений и методов тактильного взаимодействия мамы и ребенка. Метод тактильного моделирования элементов музыкального языка использовался для формирования у ребенка общих представлений о темпе, метроритме, динамике, регистре. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивалась у малыша через телесные ощущения, подстройку к маминым движениям, а у мамы – через наглядное воспроизведение особенностей музыкальной формы в игровом контакте с ребенком. Метод тактильного взаимодействия способствовал созданию ситуации эмоциональной комфортности, что для ребенка раннего дошкольного возраста является определяющим фактором усвоения музыкального материала, а для взрослого – условием раскрепощения. В тактильном взаимодействии, на чувственной основе у ребенка эффективней развивалась эмпатия: формировались позитивные модели общения с окружающими людьми, связанные с доверием, доброжелательностью, ощущением порядка и эмоционального равновесия. В дополнении к методу тактильного моделирования использовался метод словесного моделирования характера движений («песенки-подсказки»), что способствовало развитию у детей эмоциональной выразительности движений. Организованная музыкально-ритмическая деятельностьпервого этапа проводилась в группах раннего эстетического развития для детей от 1, 5 до 3 лет в следующих формах: совместная деятельность детей и родителей под руководством преподавателя, совместная деятельность детей и родителей в домашних условиях, совместные развлечения и праздники.

На втором этапе – репрезентативном, (возраст детей 3 – 5 лет) развитие ритмопластики детей и родителей происходило на уровне освоения изобразительного движения. На первый план выступил метод ритмопластической драматизации (передача в движении образов окружающего мира), непосредственно связанный с развитием детского воображения, которому присуща «действенная форма изображения при посредстве собственного тела» (Л.С. Выготский). Творческое осмысление окружающего мира (образы птиц, животных, растений, природных стихий) через движение стало возможным на этом этапе благодаря уже приобретенному запасу движений, которые дети и родители учились комбинировать и адаптировать к новым игровым ситуациям. Метод ритмопластической драматизации позволил сформировать модели позитивного и гармоничного поведения в окружающей среде (бережного, чуткого, доброго, ответственного отношения к окружающему миру природы и людей). Поэтические тексты фольклора и современных произведений для детей, положенные в основу музыкально-ритмических драматизаций, стали «понятийным материалом», который в доступной и привлекательной для ребенка образной форме закреплял содержание позитивных пластических моделей поведения. Игровые сюжеты развертывались совместными усилиями детей, родителей и педагога таким образом, чтобы дети имели возможность побывать в разных ролях, «примерить» на себя различные модели поведения, осознать через собственный опыт значимость и выразительность их пластического воплощения, транслировать положительные образы через пластику движений сначала в ситуации игры, а затем и в ситуации реальной жизни. На этом этапе родители и дети исполняли самостоятельные роли в играх и танцах. При этом индивидуальное внимание мамы к своему ребенку помогало избегать негативных ситуаций, связанных с особенностью среднего дошкольного возраста: неустойчивость эмоционального состояния, большая подвижность, быстрая утомляемость от интенсивных движений, неспособность без перерыва ходить, бегать, долго ждать сигнала в играх. Активное творческое взаимодействие с ребенком стимулировало внимание родителей к педагогическим аспектам своей деятельности, повышало их педагогическую грамотность. Музыкально-ритмическая деятельностьвторого этапа в группах раннего эстетического развития для детей 3-4 лет сочетала разнообразные формы: деятельность детей под руководством преподавателя, совместная деятельность детей и родителей под руководством преподавателя, совместная деятельность детей и родителей в домашних условиях, развлечения и праздники.

Третий этап развития ритмопластики детей – имровизационно-продуктивный (5 - 7-ми лет) и родителей был связан с освоением выразительного движения. Ведущими являлись методы пластической интерпретации звучащей музыки (пластическое интонирование и моделирование музыкальной формы, пластическое фантазирование и самовыражение под музыку), подразумевавшие высокий уровень развития у детей и взрослых на данном этапе эмоциональной отзывчивости на музыку и направленные на совершенствование эстетической выразительности движений и творческой активности. Доминировали также и методы пластической коммуникации (эмоционально-ритмической подстройки в танцевальных импровизациях, пластических диалогов), направленные на развитие эмпатии в коллективной музыкально-ритмической деятельности. Вариативность методики на данном этапе представлена в сочетании различных форм деятельности, которые подбираются преподавателем и родителями с учетом интересов и возможностей ребенка и представлена творческими проектами, деятельностью детей под руководством преподавателя, самостоятельной деятельностью детей, совместной деятельностью детей и родителей под руководством преподавателя, совместной деятельностью детей и родителей в домашних условиях, совместными развлечениями и праздниками.

Результаты итоговой диагностики показали положительную динамику в развитии ритмопластики детей по всем выделенным нами критериям. Возросло количество детей с высоким уровнем развития ритмопластики: по моторно-двигательному критерию на 50 %, по образно-эмоциональному критерию на 39 %, по креативному критерию на 68 %, по коммуникативному критерию – на 46%. Количество детей с минимальным уровнем снизилось до 2% по всем критериям: соответственно на 43%, 41 %, 61%, 61% меньше.

Результаты опытно-поисковой работы подтверждают, что организация процесса развития ритмопластики у детей в самостоятельной и совместной с родителями деятельности детей под руководством педагога обеспечивает детям: эмоциональную комфортность, необходимую для раскрепощенности и свободы двигательного аппарата; педагогическую поддержку со стороны значимых взрослых, способствующую активному освоению музыкальных закономерностей через движение; ситуацию успеха, стимулирующую творческие проявления в музыкально-двигательном самовыражении; ценностные ориентиры через примеры позитивного взаимодействия на основе эмпатии в музыкально-ритмической деятельности.

Авторская методика «Танцуем вместе с мамой» реализуется на базе МБОУК ДОД ЕДШИ №4 «АртСозвездие» более 10 лет. За эти годы она доказала свою эффективность. Разработанные материалы по мониторингу развития ритмопластики у детей на каждом этапе образовательно-воспитательного процесса могут быть использованы в учреждениях разного типа в системе дополнительного образования.

Новикова Л.

студентка ИПиПД УрГПУ


Поделиться:



Популярное:

  1. Cтадии развития организации, виды оргструктур, элементы организационной структуры
  2. I. Основные этапы становления и развития физической культуры в России и зарубежных странах
  3. III Исследование функционального развития чувствительности
  4. IX. Естествознание и перспективы развития цивилизации
  5. А. В. Петровский разработал следующую схему развития групп. Он утверждает, что существует пять уровней развития групп: диффузная группа, ассоциация, кооперация, корпорация и коллектив.
  6. Автоматизированная система мониторинга вычислительной среды и обнаружения сетевых атак.
  7. Акселерация и ретардация развития
  8. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
  9. Алгоритм исторического развития ЭВМ
  10. Алгоритмы классического цикла управления и основные направления развития менеджмента в здравоохранении.
  11. Альтернативные истории развития КМ
  12. Анализ деятельности предприятия и основные направления развития


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1527; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь