Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Развитие нравственного поведения у дошкольников
Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки, а привычки в наклонности К.Д. Ушинский Еще только ожидая ребенка, мечтают матери и отцы о том, каким он вырастет. Им хочется видеть своего сына или дочь добрым, честным, трудолюбивым человеком, преданным своей Родине, готовым постоять за своего товарища, умеющего жить в коллективе, жизнерадостного, доброжелательного в отношении к людям… Нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. В связи с этим разработка новых методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач, которую ставят перед психологами педагоги и родители. Нравственность - совокупность моральных норм и правил, регулирующих отношения и поведение людей в обществ. Под моралью понимают сферу культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие принципы, идеалы и ценности, регулирующие поведение и сознание человека. В понятие «нравственность» вкладывается более «приземленное», «живое» значение, включающее нормы реального практического поведения людей, при котором строгость высоких моральных принципов значительно смягчена. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида (нравственность является внутренней установкой человека). Нравственное поведение – это есть осмысление каждым человеком реалий окружающего мира, которое выливается в систему поступков. Поведение является реализацией нравственных ценностей, принятых в обществе: добра, свободы, справедливости, взаимопомощи и других. Основой нравственного поведения является поступок. Поступок несет в себе действие, которое может иметь положительную или отрицательную оценку общества. Поступком можно считать и воздержание от действия, когда человек не стремиться занять какую-либо позицию в возникшей жизненной ситуации. Оценки, которые общество дает поступкам человека, не всегда объективны, а также не существует определенных критериев этих оценок. Существуют мотивы, обеспечивающие нравственное (моральное) поведение. На основании этих мотивов существует несколько моделей нравственного поведения. Жертвенная модель нравственного поведения. Поведение здесь формируется на основе желания избежать сильных отрицательных эмоций. Например, человека не предать, даже зная, что он идет на верную смерть из-за того, что идеально представляет себе жизнь с сознанием невыполненного долга как сплошное мучение совести. Нравственная мотивация программного характера. Естественно, человек практически всегда планирует свою жизнь. Бывает, он представляет себя гением, бывает, мечтает о счастливой семейной жизни и материальном благополучии. Но в то же время он опирается на ряд критериев, которые показывают, как необходимо жить в этом мире. Нравственные ценности составляют фундаментальную часть этих критериев. Сострадание. Сострадание как основа нравственного поведения было основополагающим в концепциях Д. Юма, П. Кропоткина, А. Шопенгауэра. Шопенгауэр видел в сострадании исходную клеточку, основу морали, из которой выводятся все другие нравственные отношения. Суть сострадания, таким образом, заключается в том, что, проявляя жалость к другому, человек фактически косвенно жалеет самого себя, предполагая возможным, что он в такой же ситуации, как и человек, на которого реально распространяется отношение сострадания. Благотворительность. С помощью благотворительности человек часто пытается улучшить возможности другого, что может выражаться в отдельном акте помощи. Справедливость. Основой такого нравственного поведения могут быть общие представления о справедливости, развиваемые уже не только на основе морального, но и других форм общественного сознания. В эмоциональном плане нравственное поведение, основанное на идее справедливости, связано, прежде всего, с негативными эмоциями, возникающими тогда, когда справедливость нарушается (возмущение несправедливыми действиями или несправедливыми общественными порядками). Отношения людей друг к другу отражаются в понятии справедливости в связи с их принадлежностью к некоторому целому оценивается в нравственном сознании как несправедливое, как эгоизм. Такая оценка вызывает соответствующие отрицательные эмоции, которые составляют основу чувства справедливости. Что же касается положительных эмоций, то они, конечно, могут возникать по поводу восстановления нарушенной справедливости. Благоговение и героизм. Отношение отдельного человека к целому, т.е. к обществу, в котором он живет, к культурной среде своего обитания может выражаться в особом возвышенном чувстве сопричастности высшему бытию. В религиозном сознании такое чувство обычно характеризуется как чувство благоговения. По своей природе оно представляет развитое до высшей степени сознание уважения и благодарности. Но это чувство не возникает само по себе. Для того, чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое нравственное воспитание и формирование культуры нравственного поведения дошкольников, необходимо эту работу планировать. Планирование осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приёмы и формы организации детской жизни отбираются в соответствии с задачами нравственного воспитания. При планировании нужно предусмотреть постепенное усложнение содержания и методов с учётом достижений детей. План должен быть конкретен и реален, составлен с учётом тех условий, материальной базы, которые существуют в детском саду. Анализ литературы по проблеме выявил, что воспитание нравственных навыков – важнейшее звено формирования нравственного поведения. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми. Эти моральные чувства, служащие основой нравственного воспитания дошкольников, несовместимы с равнодушным, безразличным отношением к радостям и огорчениям сверстника, печальному настроению взрослых. Умение деликатно проявить внимание (но не быть назойливым! ) требует особого такта взрослых, с которых дети берут пример в искреннем проявлении чувств по отношению к другим людям. Решая задачи нравственного воспитания, важно учитывать возрастные особенности ребенка. Дети – дошкольники, как мы знаем, чрезвычайно восприимчивы. Психика малыша очень пластична, податлива. Все, что ребенок воспринимает, становится предметом его пристального внимания и прочно запоминается им. Анализ существующих программ нравственного воспитания показывает, что в современной психологии и педагогике доминируют когнитивный и нормативный подходы к нравственному развитию, в центре которых находится формирование морального сознания (усвоение моральных норм, оценок, положительных образцов). Вместе с тем наблюдения показывают, что у большинства детей знание моральных норм не переносится в реальное поведение; например, уже трех – четырехлетние дети прекрасно понимают, что делиться – хорошо, а жадничать – плохо, однако эта норма крайне редко реализуется в их конкретном поведении. Для формирования привычек нравственного поведения у детей дошкольного возраста, используются следующие методы: Беседа. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и т.д. Чтение и анализ художественных произведений, например, В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок? », А. Кузнецовой «Мы поссорились» К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница». Эстетический фон занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности воспитатель включает детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, воспитатель организует выставки работ. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми воспитатель использует коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого – средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего – школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом. Предлагаются подробные конспекты коллективных игр-занятий, игр с использованием сказок для формирования нравственных качеств дошкольников средней группы. Таким образом, планирование является важнейшим условием формирования культуры поведения и нравственного воспитания, без которого не возможна целенаправленная, последовательная и систематическая работа. Программа нравственного воспитания дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их обучения. Воспитатель ежедневно устанавливает душевную связь с ребёнком. Если это достигнуто, то ребёнку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются мудрые слова Я. Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут». Чепчугова К.С., студентка 2 курса ИПиПД, УрГПУ, г. Екатеринбург Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1080; Нарушение авторского права страницы