Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности развития детского голоса



Детский голос обладает особыми качествами. Голосовые связки короткие и тонкие. Звук, образовавшийся в гортани очень слабый. Он усиливается резонаторами. Поэтому детский голос очень легкий, несильный, но звонкий. При неправильном извлечении звука (форсировании) голос у детей приобретает неприятное звучание. Чрезмерное громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей.

Посредством пения упражняется и совершенствуется детское дыхание. При пении упражняется и артикуляционный аппарат, что способствует ясному произношению. Дети охотно и легко копируют движения нижней челюсти, губ, щек и языка воспитателя, которые при пении максимально активны. Сила звука вызывает большую амплитуду колебаний голосовых связок. У детей возникает крикливость, что также вредно для развития детского голоса.

Поэтому первоочередной задачей учителя является охрана голоса ребенка и создание спокойной обстановки при обучении. Очень важно, чтобы ребенок пел спокойно, естественным голосом, без крика. При обучении детей пению педагогу необходимо:

- удерживать детей от громкого пения; негромкое пение – одно из важнейших условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов;

- при выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапазон песен, который должен соответствовать объему голоса детей данного возраста.

Для того, чтобы обучать детей правильному пению, следует соблюдать певческую установку. От правильного положения корпуса при пении зависит качество звука и дыхания.

Во время пения дети должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев, так как в таком положении у них лучше работают дыхательные мышцы. Многие стоят под прямым углом к полу. Руки лежат свободно на коленях. Голову надо держать прямо, не напрягаться. Рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука.

Разучивать песни с детьми надо сидя. А уже разученные песни можно петь и стоя, так как в таком положении дыхательные мышцы работают активнее, и звучность пения заметно улучшается. При пении стоя голова держится прямо, руки опущены. Разучивание песни на уроке с «коррекционными» детьми – процесс многоплановый. Чтобы воплотить в исполнении художественный замысел композитора, учителю необходимо не только овладеть дирижерским жестом но и провести большую работу, а именно: выявить эмоциональное содержание песни, поставить учебно-воспитательные задачи, определить трудности, которые могут возникнуть при разучивании песни, составить ее исполнительский план, подобрать распевки на материале песни.

Учителю приходится преодолевать значительные трудности, связанные с неразвитостью музыкальных способностей и голосового аппарата ребят, их психологическими особенностями (неусидчивостью, быстрой утомляемостью, недостатком внимания, гиперактивностью). Он ставит не только учебные задачи – научить петь, брать дыхание, формировать звук, петь интонационно верно в небольшом диапазоне, связно, но и педагогически – научить детей петь выразительно, развивать у них музыкальный слух и память, прививать любовь к музыке и пению.

Способы разучивания школьной песни различны, можно установить лишь последовательность основных моментов этого процесса:

1. краткое вступительное слово педагога;

2. исполнение песни учителем;

3. беседа с детьми о песне;

4. чтение поэтического текста песни;

Разучивание песни.

В разучивание песни можно выделить три этапа: ознакомление, усвоение первого куплета, разучивание всей песни, закрепление и художественное исполнение песни.

В кратком вступительном слове учителю следует сообщить детям название песни, рассказать о том, кто ее сочинил. В зависимости от характера песни необходимо сказать несколько слов о ее содержании. Пояснения должны быть очень краткими и образными, тогда они достигнут своей цели.

Показ учителем песни лучше начинать со слов: «Послушайте песню, которую мы будем разучивать». Основные требования к показу песни учителем: играть аккомпанемент на нюанс тише, чем петь мелодию, тогда более понятен текст песни. Нельзя допускать ошибок, остановок, незнания слов при игре и пении. Песня должна быть выучена и исполнена эмоционально, с хорошей дикцией, выразительна по нюансам, агогике, в соответствии с собственной трактовкой учителя. Аккомпанемент песни, звучащий на фортепиано, следует играть мягко, неназойливо, выделяя более сложные мелодические скачки или ритмические фигурации. Исполнение в целом должно создавать яркий, впечатляющий художественный образ, только тогда оно вызовет у детей желание выучить прослушанную песню.

Важный момент в работе учителя музыки в классах коррекции – беседа о песни. Она должна строиться с учетом возрастных особенностей учащихся, предполагает знакомство поэтического текста песни, использование наглядности, разбор эмоционально-смыслового содержания песни, обращение к воображению детей. Поэтому беседа о песни имеет большое воспитательное и образовательное значение. После прослушивания песни у детей может возникнуть желание высказать свои впечатления о характере и содержании песни, о мелодии и движении голосов, о динамических оттенков и темпах.

Поэтический текст песни педагогом читается выразительно. Затем учитель предлагает всем вместе выразительно прочитать текст. Учащиеся должны читать текст негромко, ясно и отчетливо выговаривая слова. Содержание песни воспринимается эмоциональнее, если на плакате кроме текста есть рисунок, соответствующий содержанию песни. Грубейшей ошибкой является заучивание текста с детьми методом скандирования.

В процессе разучивания песни используются учебно-ролевые игры и задания, разучивание по фразам. Учителю следует обращать внимание детей на правильность звукового интонирования мелодии песни, ритмическую четкость, правильность певческого дыхания и звукообразования, выразительность динамики и дикции. Разученные детьми фразы соединяются в предложение, предложение – в периоды.

Как правило, работа над одним произведением рассчитана на несколько уроков: на первом – дети знакомятся с песней и выучивают первый куплет, на втором – повторяют первый куплет и учат текст следующих куплетов, на третьем – выстраивают с учителем исполнительский план. Из-за недостаточного произвольного внимания младших школьников, занимающихся в коррекционных классах, на каждом уроке следует работать не над одним произведением, а как минимум – над двумя, контрастными по характеру и трудности. Так, если одна из песен знакома детям по предыдущему уроку, вторая может быть новой; если первая – оживленная по характеру, то вторая – спокойная и неторопливая.

Способы создания благоприятных психологических условий для занятия пением играет значительную роль в вокально-хоровой работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. В условиях благоприятных взаимоотношений возникает то состояние взаимного понимания, доверия, доброжелательности, которое оказывает на детей воспитательное воздействие. Ребенок должен чувствовать теплое, приветливое отношение, получать поощрение своим действиям, одобрения успехам. Задания, предлагаемые педагогам в работе должны быть доступны, а в дальнейшем развитии усложняться. Успех сопутствует педагогу, который творчески подходит к делу – обдумывает варианты последовательности совместной деятельности с учащимися, умеет включить в работу не только активную часть класса, но и малоинициативных учеников.

Таким образом, пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, развитие его психических функций, а также на психофизиологические процессы, такие как дыхание, газообмен, кровообращение, сердечную деятельность, работу эндокринной системы и т. д. Оно помогает углублению и регуляции дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе пения особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Правильное пение вызывает у ребенка чувство комфорта, а сочетание музыки и литературного текста делает пение более конкретным видом музыкальной деятельности, чем восприятие музыки, обеспечивая доступность его для школьников.

По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются переживания ребенка. У ребят возрастает интерес как к содержанию песни. Так и к ее воспроизведению. Обучение пению требует от ребенка с проблемами большой активности и умственного напряжения, концентрации внимания. Он учится сравнивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполнению мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных предложений, оценивать качество исполнения.

В процессе обучения пению, с одной стороны, формируется вокальная, исполнительская культура, которая является составной частью музыкальной и художественной культуры, с другой - осуществляется коррекция имеющихся вторичных отклонений в развитии ребенка с проблемами. Пение помогает в решении познавательных, воспитательных и коррекционных задач в работе со школьниками с проблемами:

- формирование основ певческой вокально-хоровой культуры, развитие художественно-эстетического вкуса, приобщение к исполнительской деятельности;

- развитие вокального слуха, умение различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодий, умения слушать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки;

- овладение вокально-хоровыми навыками (певческим дыханием, звукообразованием, дикцией, артикуляцией, строем, ансамблем);

- формирование певческих умений детей, исполнение песен с помощью взрослого и самостоятельно, в сопровождении инструмента и без него;

- усвоение через пение нравственно-эстетических ценностей и формирование способности к сопереживанию, умению различать добро и зло, уважать труд, бережно относиться к природе, животным, с нежностью общаться с мамой, быть уважительным с другими взрослыми и сверстниками;

- коррекция посредством певческой деятельности в развитии, проявляющихся в нарушениях функций организма, а также в познавательной деятельности, особенно речи, эмоционально-волевой, личностной сферах.

У детей с ЗПР часто наблюдаются нарушения в развитии музыкального слуха, его ритмической и динамической основы. У таких детей отмечаются слабость и неустойчивость, прерывистость дыхания, хрипловатый, монотонный голос, часто с носовым оттенком, вялая размытая дикция. Однако специально подобранный репертуар с учетом возможностей диапазона детей данной категории, применяемые в игровой форме приемы вокально-хоровой работы обеспечивают коррекционную направленность пения и дают положительные результаты. У детей развивается мелодический слух, появляются голосоведение, интонационная выразительность.


Поделиться:



Популярное:

  1. Cтадии развития организации, виды оргструктур, элементы организационной структуры
  2. I. Основные этапы становления и развития физической культуры в России и зарубежных странах
  3. I.5.Особенности этнической структуры населения Сербии в составе СФРЮ.
  4. II. Особенности применения положений о поручительстве по облигациям
  5. III Исследование функционального развития чувствительности
  6. III. Особенности грамматического строя
  7. IX. Естествознание и перспективы развития цивилизации
  8. VI. Особенности методического обеспечения
  9. VII. Общие особенности умственной сферы.
  10. XVIII. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
  11. XXIII. Особенности перевозки грузобагажа повагонными отправками
  12. А. В. Петровский разработал следующую схему развития групп. Он утверждает, что существует пять уровней развития групп: диффузная группа, ассоциация, кооперация, корпорация и коллектив.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 973; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь