Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема2. Организация учебно-музыкальной деятельности детей с отклонением в развитииСтр 1 из 2Следующая ⇒
Тема2. Организация учебно-музыкальной деятельности детей с отклонением в развитии Лекция 5 Особенности вокально-хоровой работы в коррекционных классах начальной школы В настоящее время значительной проблемой школьного образования является выработка технологии работы с детьми, имеющие различные отклонения психического развития. Актуальна она и для организации музыкального воспитания данного контингента учащихся. Наличие в отечественной общеобразовательной школе большого количества детей с замедленным психическим развитием – тревожная социальная и психолого-педагогическая проблема. При этом различные виды искусства, и в частности, музыка, должны сыграть свою роль в преодолении эмоционального и интеллектуального отставания детей данной группы. Музыкальное воспитание – это одно из могучих средств формирования личности учащихся, развития их творческих способностей и музыкального вкуса. Музыкальное воспитание развивает эмоциональную отзывчивость, воздействует на чувства, душевное состояние, учит любить и понимать музыку. Среди форм организации музыкального образования пение представляет собой наиболее доступный вид музыкальной деятельности на уроках музыки. Хоровое пение в начальной школе ставит перед собой задачи: способствовать художественному воспитанию учащихся, развивая в них любовь к музыке; помогать распространению музыкальной культуры в детской среде путем усвоения необходимых музыкальных навыков и знаний; развивать у детей умение пользоваться музыкой и песней как средствами организации разумного отдыха, через которые можно глубже, эмоциональнее воспринимать все жизненные явления. На сегодняшний день образование детей чаще всего имеет дифференцированных характер. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постепенно увеличивается и, по данным разных исследователей, колеблется в пределах 20%-30% общего числа детей младшего школьного возраста. Для таких детей на базе общеобразовательных школ созданы специальные классы развивающего обучения, где пение играет важную роль. Хоровое пение развивает воображение ребенка, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, голосовой аппарат. Чувство радости, через хоровое искусство вводит «коррекционных» детей в окружающий мир, способствует укреплению памяти, активизации словаря, учит самостоятельности. Песни формируют музыкальную культуру школьников, воздействуя на чувства детей, вызывая определенное отношение к тому, что в них передано: любовь к Родине, природе, родителям, школе, товарищам. В русской хоровой культуре хоровое пение главенствовало с древних времен. В песне народ изливал душу, с песней брался за работу, с песней шел на смертный бой. Песня единственным образом объединяла поколения. Так с колыбельной мамы песня входила в мир ребенка, песней пестовали детей, песней уму-разуму учили. Песня отождествлялась с самой жизнью. Хоровое пение – один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему музыкальному развитию. Методика практической работы с детьми в начальных классах показала влияние певческой исполнительской деятельности на всестороннее развитие ребенка. Пение воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства, художественно-музыкальный вкус. У детей появляются любимые песни, и они поют их в повседневной жизни. Пение способствует также умственному развитию детей, ибо раскрывает перед ними целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни. Пение следует также рассматривать как средство укрепления организма школьников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Занятия пением помогают организовать, объединять детский коллектив, способствует развитию чувства товарищества. В процессе пение воспитываются такие важные черты личности как воля, организованность, выдержка. Выразительное исполнение произведений должно быть непременно эмоциональным. В них должно чувствоваться глубина понимания музыкальных образов. Цель хорового искусства – дать возможность детям посредством самого доступного инструмента (голоса) - приблизится к музыке на столько, чтобы быть не только слушателем, но и активным исполнителем музыкального произведения. Задачи обучения пению детей в коррекционных классах: - образовательные: постановка и развитие голоса, формирование вокально-хоровых навыков, знакомство с репертуаром; - воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности внимания, ответственности в момент коллективного музицирования; - развивающие: развитие музыкальных способностей, музыкального слуха, певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона. Разучивание песни. В разучивание песни можно выделить три этапа: ознакомление, усвоение первого куплета, разучивание всей песни, закрепление и художественное исполнение песни. В кратком вступительном слове учителю следует сообщить детям название песни, рассказать о том, кто ее сочинил. В зависимости от характера песни необходимо сказать несколько слов о ее содержании. Пояснения должны быть очень краткими и образными, тогда они достигнут своей цели. Показ учителем песни лучше начинать со слов: «Послушайте песню, которую мы будем разучивать». Основные требования к показу песни учителем: играть аккомпанемент на нюанс тише, чем петь мелодию, тогда более понятен текст песни. Нельзя допускать ошибок, остановок, незнания слов при игре и пении. Песня должна быть выучена и исполнена эмоционально, с хорошей дикцией, выразительна по нюансам, агогике, в соответствии с собственной трактовкой учителя. Аккомпанемент песни, звучащий на фортепиано, следует играть мягко, неназойливо, выделяя более сложные мелодические скачки или ритмические фигурации. Исполнение в целом должно создавать яркий, впечатляющий художественный образ, только тогда оно вызовет у детей желание выучить прослушанную песню. Важный момент в работе учителя музыки в классах коррекции – беседа о песни. Она должна строиться с учетом возрастных особенностей учащихся, предполагает знакомство поэтического текста песни, использование наглядности, разбор эмоционально-смыслового содержания песни, обращение к воображению детей. Поэтому беседа о песни имеет большое воспитательное и образовательное значение. После прослушивания песни у детей может возникнуть желание высказать свои впечатления о характере и содержании песни, о мелодии и движении голосов, о динамических оттенков и темпах. Поэтический текст песни педагогом читается выразительно. Затем учитель предлагает всем вместе выразительно прочитать текст. Учащиеся должны читать текст негромко, ясно и отчетливо выговаривая слова. Содержание песни воспринимается эмоциональнее, если на плакате кроме текста есть рисунок, соответствующий содержанию песни. Грубейшей ошибкой является заучивание текста с детьми методом скандирования. В процессе разучивания песни используются учебно-ролевые игры и задания, разучивание по фразам. Учителю следует обращать внимание детей на правильность звукового интонирования мелодии песни, ритмическую четкость, правильность певческого дыхания и звукообразования, выразительность динамики и дикции. Разученные детьми фразы соединяются в предложение, предложение – в периоды. Как правило, работа над одним произведением рассчитана на несколько уроков: на первом – дети знакомятся с песней и выучивают первый куплет, на втором – повторяют первый куплет и учат текст следующих куплетов, на третьем – выстраивают с учителем исполнительский план. Из-за недостаточного произвольного внимания младших школьников, занимающихся в коррекционных классах, на каждом уроке следует работать не над одним произведением, а как минимум – над двумя, контрастными по характеру и трудности. Так, если одна из песен знакома детям по предыдущему уроку, вторая может быть новой; если первая – оживленная по характеру, то вторая – спокойная и неторопливая. Способы создания благоприятных психологических условий для занятия пением играет значительную роль в вокально-хоровой работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. В условиях благоприятных взаимоотношений возникает то состояние взаимного понимания, доверия, доброжелательности, которое оказывает на детей воспитательное воздействие. Ребенок должен чувствовать теплое, приветливое отношение, получать поощрение своим действиям, одобрения успехам. Задания, предлагаемые педагогам в работе должны быть доступны, а в дальнейшем развитии усложняться. Успех сопутствует педагогу, который творчески подходит к делу – обдумывает варианты последовательности совместной деятельности с учащимися, умеет включить в работу не только активную часть класса, но и малоинициативных учеников. Таким образом, пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, развитие его психических функций, а также на психофизиологические процессы, такие как дыхание, газообмен, кровообращение, сердечную деятельность, работу эндокринной системы и т. д. Оно помогает углублению и регуляции дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе пения особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Правильное пение вызывает у ребенка чувство комфорта, а сочетание музыки и литературного текста делает пение более конкретным видом музыкальной деятельности, чем восприятие музыки, обеспечивая доступность его для школьников. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются переживания ребенка. У ребят возрастает интерес как к содержанию песни. Так и к ее воспроизведению. Обучение пению требует от ребенка с проблемами большой активности и умственного напряжения, концентрации внимания. Он учится сравнивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполнению мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных предложений, оценивать качество исполнения. В процессе обучения пению, с одной стороны, формируется вокальная, исполнительская культура, которая является составной частью музыкальной и художественной культуры, с другой - осуществляется коррекция имеющихся вторичных отклонений в развитии ребенка с проблемами. Пение помогает в решении познавательных, воспитательных и коррекционных задач в работе со школьниками с проблемами: - формирование основ певческой вокально-хоровой культуры, развитие художественно-эстетического вкуса, приобщение к исполнительской деятельности; - развитие вокального слуха, умение различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодий, умения слушать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки; - овладение вокально-хоровыми навыками (певческим дыханием, звукообразованием, дикцией, артикуляцией, строем, ансамблем); - формирование певческих умений детей, исполнение песен с помощью взрослого и самостоятельно, в сопровождении инструмента и без него; - усвоение через пение нравственно-эстетических ценностей и формирование способности к сопереживанию, умению различать добро и зло, уважать труд, бережно относиться к природе, животным, с нежностью общаться с мамой, быть уважительным с другими взрослыми и сверстниками; - коррекция посредством певческой деятельности в развитии, проявляющихся в нарушениях функций организма, а также в познавательной деятельности, особенно речи, эмоционально-волевой, личностной сферах. У детей с ЗПР часто наблюдаются нарушения в развитии музыкального слуха, его ритмической и динамической основы. У таких детей отмечаются слабость и неустойчивость, прерывистость дыхания, хрипловатый, монотонный голос, часто с носовым оттенком, вялая размытая дикция. Однако специально подобранный репертуар с учетом возможностей диапазона детей данной категории, применяемые в игровой форме приемы вокально-хоровой работы обеспечивают коррекционную направленность пения и дают положительные результаты. У детей развивается мелодический слух, появляются голосоведение, интонационная выразительность. Тема2. Организация учебно-музыкальной деятельности детей с отклонением в развитии Лекция 5 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы