Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Глава 5 ФИЗИЧЕСКОЕ И АСТРАЛЬНОЕ ТЕЛА




Тело, состоящее из плоти, костей, мышц, нервов, мозга, желчи, слизи, крови и кожи, является объектом исключительной заботы для очень многих. Люди делают его своим богом, потому что принимают себя за физическое тело, когда говорят «я». Как таковое, тело лишено чувств, без которых оно действует совершенно рефлекторно, автоматически. Мы можем наблюдать это во время сна, когда тело принимает позу и делает движения, которые бодрствующий человек делать не станет. Подобно матери-земле, тело слагается из несчётного количества крошечных «жизней». Каждая из них представляет собой точку чувственного восприятия. Это не только микробы, бациллы и бактерии, которые, в свою очередь, состоят из других жизней, но и эти, крошечные, состоят из ещё меньших жизней. Они не есть клетки тела, но из них клетки состоят, и их наличие в клетке всегда держится в пределах, определяемых её эволюционной стадией. Эти жизни постоянно вращаются и движутся все вместе по всему телу как через пустые полости, так и через плоть, мембрану, кости и кровь. Более того, они выходят на определённое расстояние за видимые, внешние границы тела.

Одна из загадок функционирования физического тела заключена в этих «жизнях». Их действия, побуждаемые жизненной энергией, называемой прана или джива, объясняют активное существование и физическую смерть. «Жизни» подразделяются на два класса, из которых один – разрушители, другой – защитники. Они воюют друг с другом с рождения человека и до полной победы разрушителей. В этой борьбе сама жизненная энергия приводит соревнование к концу, потому что процесс жизни убивает. Это звучит еретически, но теософия считает это фактом. В молодом теле клетки-защитники ещё могут бороться с клетками-разрушителями. Благодаря здоровым органам, в которых разрушители, пока ещё не могут справиться с защитниками, молодое тело способно ассимилировать жизненную энергию из своего окружения. Но каждый день, истратив все силы на сопротивление потоку жизни, тело впадает в сон. Процессы сна и бодрствования – это не что иное, как восстановление во сне баланса, нарушенного активностью бодрствующего тела. Можно сравнить этот процесс с тем, что происходит в дуговой электролампе, где блистающая дуга света в точке сопротивления является символом активно бодрствующего человека. Во сне мы насыщаемся жизненной энергией, а не сопротивляемся ей. Когда мы бодрствуем, мы расходуем её. А поскольку жизненная энергия существует вокруг нас, подобно океану, в котором мы плывём, наша способность расходовать её определённо лимитирована. В момент пробуждения энергия в наших органах и жизненная энергия вне нас находятся в равновесии; собираясь лечь спать, мы переполнены жизненной энергией, которая утомляет и, в конце концов, приводит тело к смерти. Такое соревнование не может продолжаться вечно, поскольку жизненная энергия всей Солнечной системы противопоставлена силе сопротивления, сфокусированной в одном маленьком человеческом теле.

Тело рассматривается Учителями Мудрости как наиболее преходящая, меняющаяся и иллюзорная часть структуры человека. Хотя его можно осязать, но каждый следующий момент тело не такое, как было, каждая его часть находится в непрерывном движении, оно созидается и разрушается постоянно. Древние ясно понимали это, и поэтому у них была тщательно разработанная доктрина (называемая Нитья Пралайа) о непрерывном изменении материальных вещей и их постоянном разрушении. Сейчас это известно науке как учение о полном разрушении и восстановлении тела каждые семь лет. В конце первых семи лет это уже не то тело, что было в начале этого периода. Сформировавшись в период с рождения и до зрелости, человеческое тело, в основном, сохраняет свою внешнюю форму от зрелости и до смерти, хотя клетки его меняются за это время семь и больше раз. Для науки остаётся загадкой: что такое клетка и как сохраняется человеческий облик.

Клетка – это иллюзия, это просто слово. Она не существует как материальный объект, поскольку каждая клетка состоит из других клеток. Тогда, что же такое клетка? Это идеальная форма, внутри которой располагаются действительные физические атомы, состоящие из «жизней». Как уже было сказано, физические атомы постоянно покидают тело, следовательно, каждый момент они должны покидать клетки. Таким образом, существует не физическая клетка, но её отсутствующие пределы, идеальные стенки и общая форма. Молекулы, состоящие из атомов, занимают внутри этой формы позицию согласно законам природы, и тут же часть атомов уступает своё место другим атомам. Процесс, происходящий в теле, аналогичен процессу, происходящему в земле, в Солнечной системе. Можно сказать, что то же самое, только медленнее, происходит во всех материальных объектах. Они все находятся в постоянном движении и изменении. Это знают наши современники, это знали древние. Описанное выше объясняет существование ясновидения, яснослышания, телепатии и чтения мыслей. Это знание помогает нам понять, насколько обманчива видимость нашего тела.



Хотя, строго говоря, второй составляющей человека считается астральное тело (называемое на санскрите лита шарира), мы будем рассматривать жизненную энергию (на санскрите прана, или джива) вместе с ним, поскольку для нас феномен жизни более просто представляется в связи с телом.

Жизнь не есть результат действия органов тела, и она не прекращается после того, как тело распадается. Жизнь – это всепроникающий принцип, она подобна океану, в котором плывёт Земля. Жизнь пронизывает планету и каждое существо, каждый объект на ней. Жизнь работает непрерывно, вечно пульсируя сквозь нас. Вселяясь в тело, мы просто используем его как сугубо специфический инструмент взаимодействия с праной или дживой.

Строго говоря, прана – это дыхание, и в качестве такового оно необходимо для жизни человеческого механизма (наиболее подходящее для этого случая слово). Джива значит «жизнь», включающая и жизнь души, поскольку вся жизнь исходит от Высшей Жизни. Таким образом, джива имеет более общее применение, в то время как прана – более специфическое. Было бы неправильным говорить, что каждый имеет определённое количество жизненной энергии, которая возвратится в свой источник после смерти тела. Скорее можно сказать, что жизненная энергия действует в любой находящейся в ней массе материи. Мы расходуем её по мере жизни, но она есть, независимо от того, живы мы или нет. Когда мы живы, жизненная энергия поддерживает деятельность наших органов, после нашей смерти она поддерживает существование несчетного количества существ, которые появляются, когда наше тело начинает распадаться. Мы не можем положить конец этой жизни, подобно тому, как не можем уничтожить воздух, в котором летают птицы. Подобно воздуху жизненная энергия наполняет космическое пространство нашей планеты, и поэтому нет такого места, где бы были недоступны её блага или где можно было бы избежать её последней сокрушающей силы. Однако для того, чтобы поддерживать жизненную деятельность организма, прана нуждается в посреднике, роль которого выполняет астральное тело.

Астральное тело имеет много названий, вот некоторые из них: линга шарира (наилучшее из всех, на санскрите это означает прообраз тела), эфирный двойник, фантом, видение, призрак, доппельгэнгер, астральная душа, иррациональная душа, животная душа, бхута, элементарий, периспри, привидение, дьявол, демон. Некоторые из названий означают состояние астрального тела после окончательного отделения от трупа. Бхута, дьявол и элементарий – почти синонимы, первое из них на санскрите, два других – на английском языке. Для индусов бхута – это астральное тело после смерти, когда оно уже не связано с физическим телом и с разумом. В их понимании отделённое от сознания оно является дьяволом. Индусы не слишком ошибаются в этом, если отбросить старое представление о дьяволе как об ангеле, падшем с небес. Разница только в том, что этот дьявол поднимается с земли.

Могут возразить, что термин «астральное тело» не соответствует своему значению. Но для этого есть объяснение. Английский язык формировался и развивался в борьбе человека за существование, и массы используют его, по большей части, в коммерческих целях. Поэтому в нём ещё не созданы слова, необходимые для обозначения той большой группы органов и способностей, которые относятся к невидимому человеку. И поскольку философы наших дней пока не признали существования этих невидимых органов, нужных слов в английском языке и нет. Только «астральное тело» более или менее подходит для описания невидимого человека. Оно довольно близко соответствует действительности, потому что субстанция, из которой астральное тело формируется, берётся, грубо говоря, из космической или звёздной материи. Название астрального тела на древнем санскрите более точно определяет его значение. Линга шарира – это прототип, прообраз или модель физического тела. Это лучше, чем «эфирное тело», – название, позволяющее думать, что астральное тело следует после физического, тогда как на самом деле оно предшествует ему.

По сравнению с физическим, у астрального тела более тонкая текстура, и оно обладает бо́льшей прочностью на разрыв. Благодаря этому оно мало изменяется в течение жизни человека, в то время как физическое тело изменяется постоянно. Обладая определённой прочностью, астральное тело также очень эластично, что позволяет ему растягиваться на значительное расстояние. Итак, будучи достаточно крепким, астральное тело в то же время гибкое, пластичное. Оно состоит из электромагнитного материала, из которого состояло всё в мире в том туманном прошлом, когда процесс эволюции ещё не достиг времени создания физического тела человека. Однако нельзя сказать, что это сырой или грубый материал. Он прошёл через огромный период эволюции, через несчётное количество очищающих процессов и был доведён до степени гораздо более тонкой, чем грубые физические элементы, доступные нашему взгляду и прикосновению.

Астральное тело является главной моделью для построения физического тела человека, у всех других царств природы есть такие же астральные прообразы. Минералы, растения и животные аналогично имеют своих эфирных двойников, и только этим можно объяснить, как из каждого семени вырастает с ним сходное, как все чувствующие существа порождают себе подобных. Известно, что из семени дуба вырастает дуб, факт, который биологи могут подтвердить, но не могут объяснить. Мыслители древности знали истину, и, благодаря усилиям Е.П.Блаватской, с ней смог познакомиться Запад и все, кого вдохновляют её труды.

Излагаемая доктрина провозглашает, что в ранние периоды эволюции глобусов Земли сначала был задуман план, или идеальная форма, всех царств природы. Затем на основе астральной материи и при помощи жизненного принципа этот план начал постепенно осуществляться. Прошли миллионы лет, пока астральное тело человека было сформировано и доведено до совершенства. После этого наступил период появления первого физического человека, что соответствует аллегории мифа об Эдемском саде. Прошёл ещё один колоссально долгий период времени «опускания в материю», пока не наступил момент, когда для астрального тела стало возможным одеть себя в «одежду из кожи». Так сформировалась нынешняя физическая форма человека. Эта теория объясняет библейский стих, где описывается, как Адам и Ева получили свои «одежды из кожи». То была самая нижняя точка, дно того, что можно назвать последним духовным циклом. Потому что с этого момента внутренний человек, увеличивая духовное влияние, стремился поднять всю массу физической материи на более высокий уровень с тем, чтобы после окончания этого этапа эволюции она была готова двигаться дальше на следующем длительном периоде эволюции. Итак, возвращаясь к астральному телу, можно сказать, что ещё до рождения для растущего в утробе матери ребёнка есть идеальная модель, по которой он формируется. Расположением молекул в эфирном прототипе тела можно объяснить, как формируется его скелет, как глаза выступают на поверхность лица и много других загадок эмбриологии, оставленных медициной без внимания, загадок, которым дано описание, но нет объяснения. Ничем другим, только этим можно объяснить случаи аномалий у ребенка, возникающие в материнском чреве, отрицаемые медиками, но хорошо известные тем, кто внимательно наблюдает и фактически знает, что такое случается довольно часто. Растущее физическое тело находится в полной зависимости от своей астральной модели и одновременно связано с материнским воображением физическими и психическими органами. Картины ужаса, страха и им подобные, заполняющие сознание матери, в равной мере влияют на астральное тело ребёнка. В случае, когда ребёнок рождается без ноги, могло произойти следующее: мысли и сильное воображение матери действуют таким образом, что происходит отсечение или уменьшение ноги в астральном прототипе, и в результате отсутствия части модели молекулы не могут сформировать физическую ногу. То же самое происходит во всех подобных случаях. Мы можем наблюдать человека, всё ещё чувствующего свою ногу, которая была отрезана хирургом, или ощущать пальцы, которые были ампутированы, и всё это потому, что астральный орган существует в прототипе, и человек чувствует его так, как будто физический орган находится на своём месте. Ни нож, ни кислота не могут ранить астральное тело, но на ранних стадиях его роста идеи и воображение воздействуют на него с силой кислоты и остротой стали.

У обычного человека, никогда не практиковавшегося в оккультизме или не имеющего особых способностей к тому от рождения, астральное тело не может отдаляться от физического больше чем на несколько футов (1 фут ~ 30 см. – Перев.). Оно является частью физического тела, укрепляет его и соединено с ним так же, как волокна манго неотъемлемы от фрукта. Но есть такие люди, у которых, благодаря опыту в прошлых жизнях на Земле, есть врождённая способность неосознанно выделять астральное тело. К ним относятся медиумы, некоторые провидцы, многие истеричные типы, каталептики и некоторые больные туберкулёзом. Оперировать своим астральным телом могут также и те, кто тренирует себя долгими годами суровой дисциплины, изменяющей их моральный и психический облик, и благодаря которой они приобретают способности, намного превосходящие способности среднего человека нашего времени. Такие люди полностью преодолели иллюзию, что физическое тело – наиболее важная часть человека, кроме того, они изучили действующие в этом теле химические и электрические законы и сознательно применяют свои знания. В других случаях акт отделения астрального тела происходит потому, что нет силы его предотвратить, вызвать по желанию или во избежание риска, сопровождающего использование природных потенций такого высокого свойства.

В астральном теле есть действующие органы наружных органов чувств. Это органы зрения, слуха, обоняния, осязания. Астральное тело имеет свою систему нервов и артерий, по которым движется астральный эквивалент того, чем является кровь для физического тела. Это и есть наша реальная личность. Там находятся подсознание и пассивная память – то, чем оперируют и чем ставят в тупик современные гипнотизёры. Когда физическое тело умирает, астральное тело становится свободным от связи с ним. Поскольку в это же время бессмертная Триада перемещается на другой план сознания, астральное тело становится просто оболочкой, которая подвергается разрушению через определённое время. Оболочка содержит память о событиях жизни умершего и, благодаря этому, рефлекторно и автоматически может повторять то, что тот знал, говорил, думал, видел. Оболочка остаётся вблизи мёртвого тела до тех пор, пока оно полностью не разрушится, после чего начинается её собственный процесс разрушения. Астральная оболочка может быть видима при определённых условиях. На спиритических сеансах – это привидение, которое выдаётся за истинный дух того или иного индивидуума. Привлечённое мыслями медиума и участников сеанса, оно, как смутная тень, вибрирует над ними. Затем, благодаря энергии огромного числа элементалов и активному астральному телу медиума, проводящего сеанс или находящегося среди публики, привидение стимулируется к фиктивной жизни. С него, как с фотографии, в мозг медиума попадает отражение всех тех хвастливых свидетельств, которые спиритуалисты приводят в доказательство отождествления этих оболочек с умершим другом или родственником. А поскольку ни медиум, ни участники сеанса не знакомы ни с законами, управляющими их собственной природой, ни со своей структурой, ни с силами и функциями астральной материи и астрального человека, эти свидетельства принимаются как доказательство присутствия среди живых духа умершего.

Теософия не отрицает факты, происходящие на сеансах, но она даёт им объяснение совершенно противоположное тому, которое имеют в виду спиритуалисты. В доказательство своей правоты последние, конечно, не могут дать каких-либо логически научных объяснений феноменам, выполняемым так называемыми духами. Они могут просто осуществить определённый феномен, но провести анализ и сделать выводы о том, что же происходит, способен лишь тренированный мозг, ведомый бессмертной Триадой, состоящей из духа, души и разума.

Необходимо дать короткое разъяснение ещё одной группе феноменов спиритуализма: появление так называемых «материализовавшихся духов». Существует три объяснения этих явлений. Первое: поскольку астральная материя имеет свойство отражать невидимые образы, существующие в эфире, астральное тело медиума отделяется от своего физического тела и принимает облик так называемого духа. Второе: при определённом состоянии воздуха и эфира можно изменить вибрацию молекул полностью лишённой духа и сознания астральной оболочки умершего таким образом, что она становится видимой и ощутимой. Феномен плотности и веса можно объяснить другими законами. Третье: собирается невидимая масса электрической и магнитной материи, на которую из астрального света отражается образ любого человека, умершего или живого. Его принимают за «духа» этого человека, что не соответствует истине и что Е.П.Блаватская справедливо называла «психологическим обманом». Как ни странно, это единственное правдивое объяснение материализации, было дано «духом» на обычном сеансе, но именно оно никогда не признавалось спиритуалистами только потому, что опрокидывает их идею возвращения духов умерших людей.

И последнее: существованием астрального тела человека можно объяснить почти все странные психические явления, случающиеся в повседневной жизни, а также и те феномены, которые происходят в присутствии настоящих медиумов. Наличием астрального тела можно объяснить, что такое призрак и как он появляется. Кроме того, знание об астральном теле помогает устранить сомнения людей, чей здравый смысл мог бы пострадать от неверия в то, что они видели собственными глазами. Объяснение настоящей природы подобных феноменов помогает справиться с религиозным суеверием, а также рассеять страх неизвестности в случае, когда человек видит «привидение». Астральным телом можно также объяснить передвижение предметов без физического контакта, поскольку астральную руку можно протянуть, взять ею предмет и подвинуть его к телу. И если можно объяснить возможность такого явления, значит не надо смеяться над путешественниками, рассказывающими, что они видели, как индийский йог заставил кофейную чашку летать в воздухе или, как он без прикосновения приближал отдалённые предметы. Всё, что известно о ясновидении и яснослышании, можно объяснить наличием астрального тела и астрального света. Органы, позволяющие видеть и слышать, астральны по своей природе, а поскольку атомы всех материальных объектов непрерывно вибрируют, то астральные органы могут «видеть» и «слышать» везде, куда достигают распространяющиеся вокруг Земли во всех направлениях астральный свет или материя. И потому, находясь в городе, отдалённом многими милями от Стокгольма, великий провидец Сведенборг видел горящие там дома. Таким же образом любой ясновидящий нашего времени видит и слышит на расстоянии.

Глава 6 KAMA – ЖЕЛАНИЕ

Эзотерический буддизм» – книга, к которой должны обращаться все ученики теософии, потому что она написана на основании идей, данных автору Адептами, – называет четвёртый принцип структуры человека камарупой. На санскрите слово кама означает «желание». А поскольку идея, которую необходимо было передать, заключалась в том, что четвёртый принцип – это «тело или масса желаний и страстей», называемое на санскрите рупа, мистер Синнетт добавил его к слову кама. Так возникло слово камарупа. Я буду называть этот принцип его английским эквивалентом – страсти и желания, поскольку эти слова точно выражают его природу. Кроме того, я делаю это с целью заострить спорный вопрос, существующий между психологией и интеллектуальной философией Запада и Востока. Запад делит качества человека на интеллект, волю и чувства, но не понимает, являются ли страсти и желания отдельным принципом или это функции тела. Нет сомнения, большинство людей считает их результатом влияния плоти, поскольку часто их называют «желания плоти» или «аппетиты плоти». Однако, как для древних, так и для теософов ясно, что страсти и желания – это отдельный принцип, а не просто импульсы тела. Западная психология не помощник в этом вопросе, поскольку находится в младенческом возрасте и полностью лишена знаний о внутренней, то есть психической природе человека.

Таким образом, именно отсюда начинается существующее между ними огромное расхождение.

Не тело является причиной страстей и желаний – напротив, оно является их следствием. Желания и страсти снова и снова заставляют нас рождаться в каком-либо физическом теле на этой Земле или на другом глобусе. Благодаря страстям и желаниям мы следуем путём эволюции через смертные жилища, называемые жизнью на Земле. Благодаря желанию, возникшему в непознаваемой первопричине, в едином абсолютном существовании проявилась и посредством его влияния продолжает существовать полная коллекция проявленных миров.

Четвёртый принцип является балансирующим. Он стоит посередине, и от него пути ведут либо наверх, либо вниз. На нём основаны действия человека, он двигатель его воли. Как говорили древние герметисты: «За волей всегда стоит желание». Это так, ибо, независимо от намерения делать добро или зло, прежде всего, в нас должно возникнуть желание. У хорошего человека, который когда-нибудь может стать даже мудрецом, однажды, в одной из многих прожитых жизней, возникает желание стать праведником. Чтобы следовать по этому пути, ему надо постоянно сохранять в себе это желание. Даже если взять Будду или Иисуса, то сначала, в одной из жизней, они дали обет – а это и есть проявление желания – спасти весь мир или часть его, и они сохраняли это желание в своём сердце в течение несчётного количества жизней. Одинаково справедливо и другое: плохой человек, в каждой новой жизни следующий низким, эгоистичным и злобным желаниям, вместо того, чтобы очищать свой четвёртый принцип, развращает его. Согласно материально-научному аспекту эзотерических знаний, который касается использования внутренних, скрытых сил нашей природы, когда желание недостаточно сильно, воображение не срабатывает, потому что, даже если оно и создаёт форму или матрицу, воля не действует, если не движется, не направляется и не поддерживается на должном уровне желанием.

Желания и страсти по существу двояки. Низкие – это желания и страсти, которые постоянно связаны с мыслями, относящимися исключительно к физическому и астральному телам. Высокие – вызываются влиянием верхней Триады – разума, души и духа. Четвёртый принцип подобен знаку Весы. Когда Солнце (истинный человек), совершая свой путь через Зодиак, достигает созвездия Весов, оно покачивается в равновесии. Если оно пойдёт назад – все миры разрушатся, если пойдёт вперёд – всё человечество приблизится к совершенству.

В течение жизни человека принцип страсти и желания, как и астральное тело, располагается в нижней четверице структуры человека. Так же, как и эфирный двойник нашего физического тела, их можно изменить: увеличить или сократить, ослабить или укрепить, загрязнить или очистить.

В момент смерти кама информирует астральное тело, которое в дальнейшем становится просто оболочкой, и эти два взаимопроникающих принципа вместе покидают физическое тело. Только теперь название камарупа приобретает вложенный в это слово смысл, так как оказывается составленной соединением астрального тела и камы. Это соединение производит материальную форму, обычно невидимую, но её можно сделать видимой. Хотя в оболочке нет ни разума, ни сознания, она всё же имеет способности, которыми, при определённых условиях, можно оперировать. Такие условия обеспечиваются медиумом спиритуалистов, и в каждой комнате для сеанса присутствуют астральные оболочки умерших, вводящие в заблуждение участников сеанса, чья способность распознать истину разрушена сильным чувством удивления. У индусов эти оболочки – «дьявол», и у бедных медиумов нет больших врагов, чем они, ибо астральное привидение, или камарупа, – это только масса желаний и страстей, оставленных истинным человеком, который вознёсся в «рай», не имея никакого интереса к покинутым принципам и ещё меньше к сеансам медиумов. Поскольку благородная душа отсутствует, эти желания и страсти действуют только на низшую четверицу природы медиума и всегда подстрекают к действию лишь самые плохие их склонности. Таким образом, даже спиритуалисты признают, что в числе медиумов много обманщиков, а сами медиумы часто говорят: «Духи соблазнили меня, и я обманул по их наущению».

Привидение камарупы также является врагом нашей цивилизации, разрешающей приговаривать людей к смерти, выбрасывающей в эфир массу освобождённых от груза тел страстей и желаний. В любой момент они могут привлечь к себе восприимчивого человека, который, не видя в том зла, не может избавиться от попавших в его сознание видений совершённых преступлений, сопутствуемых проклятьями и желанием отомстить, картин пережитого в момент смерти. Вот почему преступления и новые идеи преступлений навязываются миру каждый день теми странами, где существует смертная казнь.

Астральные оболочки вместе с астральным телом медиума, которому помогают определённые силы природы, называемые теософией элементалами, производят почти все заслуживающие доверия феномены спиритуализма. Астральное тело медиума обладает способностью вытягиваться и выдвигать отдельные части. На основании этого создаются так называемые «материализованные духи». Астральное тело двигает предметы, сообщает информацию от умерших родственников, представляющую ничто иное, как воспоминания и картины из астрального света. И во всех этих манипуляциях медиумами используются оболочки самоубийц, жертв смертной казни и т. п. привидений, которые обитают в близком соседстве с физическим миром. Количество случаев общения с покинувшим тело духом можно посчитать по пальцам одной руки. Духи живых, но спящих людей, иногда принимают участие в сеансе. При этом медиумы не могут отличить их от массы астральных трупов, а сам человек не помнит о своём участии в сеансе и происшедших на нём событиях. То, что он не помнит об участии в сеансе, – вполне нормально. Подобным образом ребёнок видит, но не знает ничего о процессе зрения, или дикарь, не имея понятия, как работает его тело, прекрасно переваривает пищу. То, что упомянутые выше процессы происходят бессознательно и есть доказательство выдвинутой теории, поскольку действия внутреннего человека – это лишь бессознательная деятельность подсознательного ума. Конечно, использование таких слов, как «сознание» и «подсознание», относительно, и здесь подразумевается только бессознательность мозга. Гипноз окончательно доказал правоту вышесказанного, и когда-нибудь, в не столь далёком будущем, всё человечество будет разделять эти взгляды. Нельзя забывать, что астральные оболочки самоубийц и казнённых преступников существуют в астральном мире длительный период времени, находятся в самой тесной связи с нашим миром, ближе к нам, чем всё остальное из царства теней. Следовательно, они обязательно оказываются истинными руководителями происходящего на сеансе.

Страсти и желания вместе с астральным телом являются частью структуры человека, животных и растений, хотя в последних они едва намечены. Существовал такой период эволюции, когда будущие материальные принципы строения человека ещё не были развиты, а три высших принципа – разум, душа и дух – были латентны. До этого момента люди и животные принципиально не отличались друг от друга, поскольку наша животная природа состоит из астрального тела и желаний. Развитие зачатков ума создало человека, поскольку именно умственное развитие делает человека отличным от животных. Наш внутренний Бог берёт своё начало от Манаса, или разума, и теософия постоянно напоминает и предупреждает о борьбе, происходящей между этим Богом и нашей животной природой. Только в сравнении с высшими мы называем нижние принципы своей структуры «плохими», и именно на них основаны действия. Мы не можем подняться выше, пока не укрепим своё желание поступать лучше. Этот аспект четвёртого принципа называется раджас, или свойство активности и силы, в отличие от аспекта тамас – свойства невежества и безразличия. Нельзя вырасти духовно, пока раджас не станет активным и не даст импульс использовать принцип желаний для развития лучших качеств. Таким образом, очищенные и возвышенные желания постоянно направляют нас к истине и духовности. Утверждать последнее – это не значит учить потворствовать страстям или пресыщать их, ибо такой вредной теории теософия никогда не учила. Она предлагает использовать активность четвёртого принципа так, чтобы постоянно расти духовно и не поддаваться влиянию плохих качеств, которые, начинаясь с эгоизма и безразличия, приводят к гибели души.

Таким образом, в сделанном обозрении мы показали, что такое низшая четверица принципов структуры человека. Мы выяснили, что, поскольку на данном этапе эволюции у нас полностью развиты только низшие принципы, человеком сегодняшнего дня движут страсти и желания. Наши высшие принципы развиты только частично, в чём легко убедиться, лишь взглянув на цивилизации Земли. В таких странах, как Франция, Англия и Америка, торжество принципа страстей и желаний выражается в том, как люди выставляют себя напоказ, во внимании к искусству, взывающему к чувственности, в постоянной борьбе за власть и место под солнцем, во всех привычках и стиле жизни людей, где удовлетворение собственных чувств иногда считается высшей добродетелью. Но эволюционный прогресс человечества ведёт к тому, что всё большее развитие получает разум. Внешне это незаметно, но во всех странах мира можно видеть, как животное, обладающее зародышем истинного разума, постепенно становится человеком совершенного ума. Именно поэтому Великие Учителя, открывшие нашему познанию часть «старой» истины, говорят о нашем времени как о «переходном периоде». Гордящаяся собой наука и ещё более гордая религия не соглашаются с этим определением, считая, что мы никогда не изменимся. Но теософ, верящий своим Учителям, видит вокруг себя свидетельства того, что разум человечества растёт, что время догматизма ушло в прошлое. Для удовлетворения развивающегося ума настало «время вопросов», которые с каждым годом будут звучать всё громче и требовать ответов. Придёт время, когда догматизму будет положен конец, и человечество будет готово видеть стоящие перед ним проблемы, каждый устремится к лучшему для всех, и, в результате, совершенства достигнут те, кто стремится победить в себе животные страсти и желания. Именно поэтому, в который раз, старые доктрины открыты человеку. Теософия предлагает каждому глубоко задуматься над дилеммой и сделать выбор: следовать ли животному началу в себе или, позволив внутреннему Богу руководить своими действия, тянуться к высокому идеалу.

Четвёртый принцип нашей структуры, рассмотренный в более широком аспекте, позволит объяснить явления спиритуализма, гипноз, призраки, сумасшествие, а также «чудеса», показываемые факирами в странах Востока. Мы вернёмся к обсуждению всех этих феноменов в отдельной главе.

Глава 7 МАНАС

До сих пор, исследуя природу человека, мы рассматривали её низшие принципы, которые подвергаются распаду. Мы добрались до четвёртого принципа, или плана, – страсти и желания – и не касались ещё вопроса разума. Но даже то, о чём уже шла речь ранее, свидетельствует, что между обычными идеями относительно разума и теософским взглядом на этот вопрос существует огромная разница. Обычно разум представляется как нечто нематериальное, просто название для операций, производимых мозгом в извлечении мысли, процесс неизвестный, только предполагаемый или понимаемый так, что не будь мозга, не было бы и разума. Много внимания было уделено описанию некоторых функций и свойств ума, но при этом определения для описания истинно метафизической и духовной природы человека отсутствовали совершенно. Путаница и бедность языка в данном вопросе в основном связаны: первое – с религией, много веков утверждавшей и навязывавшей догмы и доктрины, которые невозможно было объяснить; второе – естественной борьбой между наукой и религией, которая разгоралась всё больше по мере того, как кандалы, надетые религией на науку, снимались и последней разрешалось оперировать фактами природы. Естественно, что в противодействие религии наука выбрала материалистический взгляд на человека и природу. Таким образом, ни та, ни другая до сих пор не обзавелась нужными словами для описания пятого, шестого и седьмого принципов структуры человека, называемых высшей Триадой, истинным человеком, вечным странником.

Пятый принцип – это Манас, слово, принятое классификацией мистера Синнетта и обычно переводимое как «разум». Ему давались и другие названия, но истинный смысл этого слова – тот, кто знает, понимает, мыслит. Шестой принцип – это Буддхи, или духовное сознание, седьмой – Атма или дух, луч, исходящий из Абсолюта. Английским языком можно лишь частично охарактеризовать Манас, оставив неописанными многие его свойства; что касается Буддхи – это вообще невозможно.

В процессе эволюции были развиты четыре низших принципа структуры человека, создана его материальная форма, наделённая мозгом, более развитым и глубоким, чем у любого другого животного. И, тем не менее, это был человек только по форме, но не по уму. Чтобы отличаться от других животных, для мышления, понимания и осознания самого себя человек нуждался в пятом принципе. Состоящая из Атмы и Буддхи Монада, без которой эволюция была бы невозможна, оказалась закованной в эту материальную форму. Вернёмся на миг в то время, когда у человечества отсутствовал разум. Возникает вопрос: «Кто дал ему разум, откуда он появился и что это такое?» Разум – это звено, соединяющее Божественный дух сверху и личность снизу. Он был получен неразумными Монадами от тех, кто прошёл этот же процесс эволюции намного, много раньше, в других мирах и системах миров. Таким образом, он пришёл из других эволюционных периодов, которые проходили и завершались задолго до того, когда Солнечная система начала существовать. Как ни странно и удивительно доктрина о разуме звучит в наше время, но если мы хотим правдиво рассказать о теософии, мы должны познакомить с этой теорией наших современников. При этом мы лишь передаём то, что было давным-давно сказано другими.





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

  1. Анализ понятий «физическое воспитание» и «физическая культура»
  2. БАЛАНС: ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
  3. Богем М.М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры //Теория и практика физической культуры. 1997. № 5. С. 18-20.
  4. Быстрота БЫСТРОТА КАК ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО И МЕТОДЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
  5. В случае Пип у тебя нет сомнений, поскольку она сама сказала, когда хотела бы умереть. Сказала, что хочет войти в Новый год.
  6. В этом священный ритм жизни. Вы подчиняетесь ему не только тогда, когда перемещаете энергию внутри своего тела. Вы также подчиняетесь ему, перемещая великую энергию внутри Тела Бога.
  7. Введение в биомеханику и биомеханические особенности строения тела человека
  8. Векторная сумма моментов сил, приложенных к телу, равна произведению момента инерции тела относительно данной оси на вектор углового ускорения.
  9. ВЗВЕШИВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА
  10. Виды антропометрических измерений тела человека
  11. Влияние Ума на Тело и Тела — на Ум
  12. ВОСПАЛЕНИЕ РАДУЖНОЙ ОБОЛОЧКИ И РЕСНИЧНОГО ТЕЛА (IRIDOCYCLITIS)




Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.) Главная | Обратная связь