Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Будничное богослужение: особенности вседневной вечерни и утрени с пением «Бог Господь» согласно 9-й главе Типикона.




Вопросы к зачету/экзамену в конце 2-семестрового курса литургики.

(с промежуточным зачетом после 1-го семестра).

19 вопросов. Лукашевич А.А. 2016 г., май.

 

Вопросы с пояснениями к ним, для улучшения понимания смысла вопросов и требуемого содержания ответов. Это только НАБРОСКИ ответов! Обязательно обращайтесь к главам Типикона и к богослужебным книгам и смотрите службы в оригинале.

 

Будничное богослужение: особенности вседневной вечерни и утрени с пением «Бог Господь» согласно 9-й главе Типикона.

Будничное богослужение противоположно праздничному и не имеет праздничных особенностей: нет входа, нет паремий, нет ектений после кафизм на утрене, не открываются царские врата, нет полиелея с величанием и чтения Евангелия, великое славословие не поется, а читается, в конце утрени есть стихиры на стиховне, которых нет в праздничном богослужении..

Будничное богослужение указывает на службы с понедельника по пятницу, описано в 9-й главе Типикона. В этой главе описано и богослужение с «Бог Господь», и богослужение с пением «Аллилуия» вместо «Бог Господь» (с «Аллилуия» — это богослужение с такими особенностями, которые мы видим только Великим постом — поклоны, служба без литургии). Такое смешение указаний указывает на определенную проблему и эволюцию понятия «будничного богослужения» — в древности под будничным богослужением понималась служба с «Аллилуия», похожая на великопостную, а служба с «Бог Господь» была службой малых праздников. В нашей современной практике именно служба с «Бог Господь» стала обычной, будничной, а служба с «Аллилуия» осталась только в Великом посту.

2. «Средние» праздники годового круга: праздничные знаки, примеры праздников, особенности богослужения.

Средние праздники — полиелейные и бденные, со знаками креста и креста в полукруге. Например, ап. Иоанн Богослов 26 сентября — бденный, ап. Фома 6 октября — полиелейный праздник (найдите ещё). Имеют праздничные особенности, которые во многом напоминают воскресное бдение — пение 103 псалма (только если бдение), «Блажен муж», «Господи, воззвах» на 8 (хотя бывает и на 6, как в будничном богослужении), вход, паремии, может быть лития (при бдении обязательно), на утрене полиелей, величание, чтение Евангелия, стихиры на хвалитех и затем пение великого славословия. Из Октоиха при такой службе почти ничего не поется. Конечно, если такой праздник попадет на воскресный день, служба Октоиха и Минеи будет соединяться.

Праздники Рождества Христова и Богоявления, богослужебные особенности по сравнению с другими двунадесятыми праздниками: предпразднество, служба сочельника (навечерия), служба праздника.

Отличаются от других двунадесятых. Бдение состоит из великого повечерия, второй половины вечерни (начиная с литии) и утрени. Предпразднство длинное, 4–5 дней, а не 1 день, как у других двунадесятых. В предпразднстве есть особые стихиры на хвалитех и особые каноны на повечериях, которых нет в другие предпразднства, эти каноны подражают канонам Страстной седмицы. Накануне праздника особенная служба с царскими часами (как в Великую пятницу), вечерня соединяется с литургией, читается большое количество паремий (как в Великую субботу) — опять же, много особенностей, копирующих службы Страстной седмицы.

Накануне и в сам праздник Богоявления бывает великое освящение воды — его последование есть в Минее. Молитвы этого чина частично совпадают с аналогичными молитвами в чине таинства крещения.

Служба 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часов: чинопоследование, время совершения, разновидности (обычные, великопостные, царские, пасхальные).

Чин обычного часа: начало, 3 псалма, Слава, тропари (из Октоиха или Минеи), стихи часа, Трисвятое по Отче наш, кондак, Г.п. 40 раз, молитва, возглас, ещё молитва — это можно посмотреть по Часослову. В Великий пост в будние дни после 3 псалмов может добавляться целая кафизма, тропари читаются из Часослова с пением и поклонами, а в конце молитва Ефрема Сирина с поклонами. На 6-м часе перед стихами часа добавляются тропарь пророчества, прокимен, паремия и ещё один прокимен (всё это берется из Триоди). Царские часы — 3 раза в год, на них каждение, часть псалмов заменяются на другие, поются особые стихиры после тропарей, есть чтения из Ветхого Завета, Апостола, Евангелия. Пасхальные часы — все по одному и тому же чину, все из пасхальных песнопений, есть аналогия с чином обычного часа: Христос воскресе — Приидите поклонимся, Воскресение Христово — 3 псалма, ипакои — тропари, ... Господи, помилуй 40 раз и там, и там. Эти пасх. часы заменяют вечерние и утренние молитвы.



Литургия в православном богослужении: виды литургий, время и дни и совершения; изменяемые части литургии.

Три литургии, свт. Иоанна Златоуста обычная, свт. Василия Великого 10 раз в году (1 января, накануне Рождества и Богоявления, в воскресные дни Вел. поста, в Великий четверг и субботу), Литургия Преждеосвященных даров минимум 16 раз в году (в среду и пятницу Вел. постом (1–6 седмицы), в другие будние дни поста при полиелейном святом, в четверг 5-й седмицы, в пон.—среду Страстной седмицы). Златоустова и Васильева похожи, отличаются некоторыми особенностями (более длинные молитвы, вставка слов «Даде святым своим учеником и апостолом рек», замена «Достойно есть» на «О Тебе радуется»). Преждеосвященная особенная, всегда соединена с вечерней, есть поклоны, другая «херувимская», нет анафоры. Изменяемые части литургии: изобразительны или антифоны, тропари на блаженнах, входное «Приидите поклонимся», тропари и кондаки по входе, Трисвятое, чтения, херувимская, «Достойно есть», причастен.

Система постов: многодневные посты, однодневные посты, сочельники, сплошные седмицы.

Четыре больших поста, их даты, устав поста (2 строгих и 2 менее строгих). Однодневные: Воздвижение Креста, Усекновение главы Иоанна Предтечи, сочельник Богоявления — пища с маслом. Среда и пятница всего года, кроме «святок» (от Рождества до Богоявленского сочельника) и сплошных седмиц: после недели мытаря и фарисея (причина — полемика с монофизитами, а не попытка быть не как фарисей!), сырной (без мяса), после Пасхи, после Пятидесятницы.

Пищевой пост, несколько уровней воздержания: пища без мяса, без молочного и яиц, без рыбы, без растительного масла, сухоядение (без вареной пищи), хлеб и вода, полное воздержание.

Литургический пост, невкушение пищи в определенные периоды суток, а именно: после повечерия (нарушение называется «поздноядением»), до литургии. С этим также связано количество трапез в день: в праздничные 2 трапезы (в большие праздники 3) — после литургии и после вечерни. В постные дни 1 трапеза (после 3 часов пополудни), причем в субботу и воскресенье всё равно 2 трапезы, поэтому суббота и воскресенье, строго говоря, постными днями не являются.

Годовой подвижный богослужебный круг, его богослужебная книга. Основные памяти воскресных дней подготовительного периода к Великому посту и самого Великого поста.

Наиболее очевидная часть этого круга — период от недели мытаря и фарисея до недели всех святых. Кроме того, день Пасхи обуславливает распределение пения гласов Октоиха и новозаветных чтений литургии на весь год до следующего Великого поста, поэтому последующий период Октоиха тоже может считаться частью подвижного годового круга.

Книга этого круга — Триодь, называется так потому, что в ней много неполных канонов, «трипеснцев» (из трех «од», песней). Делится на Постную и Цветную, название «Цветная» связано с Неделей ваий (неделя цветоносная). Воскресные памяти подготовительного периода: мытаря и фарисея, о блудном сыне, мясопустная (о Страшном суде), сыропустная (изгнание Адама, прощенное воскресенье). Великопостного периода: неделя православия, свт. Григория Паламы, Крестопокл., прп. Иоанна Лествичн., прп. Марии Егип. Делятся на 2 группы — господские памяти и памяти святых. Воскресные службы этого периода имеют определенные богослужебные особенности, из которых самые заметные — пение «Покаяния отверзи ми двери» во все недели от мытаря и фарисея до 5-й недели поста, а также «На реках вавилонских» в 3 недели перед постом.

Великая пятница (утреня).

Имеет уникальные чтения и песнопения и весь устав богослужения. По Уставу, утреня Великой пятницы начинается в 8 часов вечера и продолжается всю ночь, на практике бывает в четверг вечером. Это служба с чтением 12 Евангелий, последование Страстей. Поется «Аллилуия» и тропарь «Егда славнии ученицы», читаются страстные Евангелия, после каждого чтения поется «Слава долготерпению Твоему Господи» (вместо «Слава Тебе, Господи, слава Тебе»), после первых 5 Евангелий поются особые антифоны (по 3 после каждого чтения, всего 15 антифонов). После 6-го Евангелия поются блаженны с особыми тропарями (редкий случай — блаженны на утрене, а где ещё такое бывает?). Перед 7-м Евангелием прокимен. Служба оканчивается по будничному чину, пением стихир на стиховне, чтением «Благо есть» (как раз перед «Благо есть» читается последнее, 12-е Евангелие).

В этот день совершается особое последование царских часов (на практике они совершаются в пятницу утром), все часы идут подряд, без перерыва, с чтениями (см. другой билет).

Вопросы к зачету/экзамену в конце 2-семестрового курса литургики.

(с промежуточным зачетом после 1-го семестра).

19 вопросов. Лукашевич А.А. 2016 г., май.

 

Вопросы с пояснениями к ним, для улучшения понимания смысла вопросов и требуемого содержания ответов. Это только НАБРОСКИ ответов! Обязательно обращайтесь к главам Типикона и к богослужебным книгам и смотрите службы в оригинале.

 

Будничное богослужение: особенности вседневной вечерни и утрени с пением «Бог Господь» согласно 9-й главе Типикона.

Будничное богослужение противоположно праздничному и не имеет праздничных особенностей: нет входа, нет паремий, нет ектений после кафизм на утрене, не открываются царские врата, нет полиелея с величанием и чтения Евангелия, великое славословие не поется, а читается, в конце утрени есть стихиры на стиховне, которых нет в праздничном богослужении..

Будничное богослужение указывает на службы с понедельника по пятницу, описано в 9-й главе Типикона. В этой главе описано и богослужение с «Бог Господь», и богослужение с пением «Аллилуия» вместо «Бог Господь» (с «Аллилуия» — это богослужение с такими особенностями, которые мы видим только Великим постом — поклоны, служба без литургии). Такое смешение указаний указывает на определенную проблему и эволюцию понятия «будничного богослужения» — в древности под будничным богослужением понималась служба с «Аллилуия», похожая на великопостную, а служба с «Бог Господь» была службой малых праздников. В нашей современной практике именно служба с «Бог Господь» стала обычной, будничной, а служба с «Аллилуия» осталась только в Великом посту.

2. «Средние» праздники годового круга: праздничные знаки, примеры праздников, особенности богослужения.

Средние праздники — полиелейные и бденные, со знаками креста и креста в полукруге. Например, ап. Иоанн Богослов 26 сентября — бденный, ап. Фома 6 октября — полиелейный праздник (найдите ещё). Имеют праздничные особенности, которые во многом напоминают воскресное бдение — пение 103 псалма (только если бдение), «Блажен муж», «Господи, воззвах» на 8 (хотя бывает и на 6, как в будничном богослужении), вход, паремии, может быть лития (при бдении обязательно), на утрене полиелей, величание, чтение Евангелия, стихиры на хвалитех и затем пение великого славословия. Из Октоиха при такой службе почти ничего не поется. Конечно, если такой праздник попадет на воскресный день, служба Октоиха и Минеи будет соединяться.





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

  1. I.5.Особенности этнической структуры населения Сербии в составе СФРЮ.
  2. II. Особенности применения положений о поручительстве по облигациям
  3. III. Особенности грамматического строя
  4. VI. Особенности методического обеспечения
  5. VII. Общие особенности умственной сферы.
  6. XVIII. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
  7. XXIII. Особенности перевозки грузобагажа повагонными отправками
  8. АБТЦ-2003. СТРУКТУРА, ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ.
  9. Агротехника выращивания и формирования кустарников в школах. Особенности выращивания сортовых сиреней и роз в кустовой и штамбовой форме.
  10. Амортизационные группы (подгруппы). Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп)
  11. Анализ состояния рынка чёрного чая, в т.ч. особенности конъюнктуры Российского рынка в настоящее время.
  12. АНАТ0М0-ФИЗИ0Л0ГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОПЫТ И КОПЫТЕЦ




Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 874; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.) Главная | Обратная связь