Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности богослужения Великой субботы.



Имеет особое, уникальное богослужение. По сравнению с другими днями Страстной седмицы Великая суббота имеет более праздничный характер (уже начинает предчувствоваться пасхальное торжество). Великая (а не вседневная) вечерня, со входом и сугубой ектенией перед «Сподоби, Господи». На практике эта вечерня совершается в пятницу (днем или вечером). После входа читаются 3 паремии, апостольское и евангельское чтения. По «Ныне отпущаеши» поются тропари «Благообразный Иосиф» и «Мироносицам женам» — эти тропари являются одновременно воскресными седальнами Октоиха 2-го гласа, т. е. в службе появляются воскресные песнопения. Однако эти тропари поются здесь не полностью, а только до середины, окончание тропарей, содержащих явное прославление Воскресения Христова, здесь не поется. Во время пения тропарей выносят Плащаницу — этот момент не описан в богослужебных книгах (см., например, Богослужебные указания).

На повечерии положен известный канон, который называется «на плачь Пресвятой Богородицы». На практике этот канон может читаться отдельно, сразу после вечерни.

Утреня Великой субботы на практике совершается в пятницу вечером. Поется «Бог Господь» (а не «Аллилуия», как во все другие дни Страстной седмицы). Те же тропари, что и на вечерне + воскресный тропарь 2 гласа «Егда снизшел еси» (т. е. увеличивается число воскресных песнопений). Особенным, уникальным моментом утрени Великой субботы является пение 17-й кафизмы Псалтири с особыми «похвалами», схожими по форме с величаниями. После 17-й кафизмы поются воскресные тропари по непорочнах «Ангельский собор удивися» — ещё один блок воскресных песнопений. Пение воскресных песнопений предваряет переход к пасхальному торжеству.

Вечерня накануне Пасхи соединяется с литургией свт. Василия Великого и по Уставу должна начинаться в 4 часа вечера, но на практике она бывает в субботу утром. На ней поются воскресные стихиры 1-го гласа и стихиры Постной Триоди, читается 15 паремий, после которых следует пение «Елицы во Христа» (вместо Трисвятого, это след крещальной литургии), чтения и всё последование литургии.

Система памятей периода Пятидесятницы. Цветная Триодь. 50 глава Типикона.

Воскресные дни: Пасха, Антипасха, неделя жен-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне, о слепом, св. отцов 1-го Вселенского Собора, праздник Пятидесятницы, неделя всех святых. Светлая седмица после Пасхи имеет особый литургический статус и особый устав богослужения. В пятницу Светлую празднуется память иконы Божией Матери «Живоносный Источник», в среду 4-й седмицы — Преполовение Пятидесятницы, его отдание бывает в среду 5-й седмицы, в среду 6-й седмицы отдание праздника Пасхи, в четверг 6-й седмицы — Вознесение Господне. В субботу перед Пятидесятницей — вселенская родительская суббота.

Книгой этого периода подвижного годового круга является Цветная Триодь, которая носит такое название из-за праздника Входа Господня в Иерусалим (неделя цветоносная), потому что когда-то Триодь делилась на Постную и Цветную иначе, и Цветная начиналась с пятницы 6-й седмицы.

Богослужение Пасхи Господней и Светлой седмицы. Сравнение устава служб первого дня Пасхи и других дней Светлой седмицы.

Пасхальная утреня предваряется пасхальной полунощницей с чтением канона Великой субботы, устав этой полунощницы можно сопоставить с уставом воскресной полунощницы. Крестный ход. Начало особого пасхального устава богослужения: утреня без шестопсалмия, без «Бог Господь», без кафизм. На этой утрени нет привычных особенностей праздничных служб — нет полиелея и величания, нет чтения Евангелия. Только пение тропаря Пасхи со стихами пс. 67, великая ектения и канон с малыми ектениями после каждой песни, на практике на каждой песни бывает каждение (ектении и каждения увеличивают торжественность, так же, как и открытые всё время царские врата). На хвалитех поются воскресные стихиры Октоиха 1-го гласа и стихиры Пасхи. Читается Огласительное слово свт. Иоанна Златоуста — одно из немногих сохранившихся в практике назидательных чтений. Поются особые пасхальные часы, последование которых заменяет все часы, повечерие и полунощницу. На литургии праздничные антифоны; торжественное чтение начала Евангелия от Иоанна с повторами на разных языках.

На вечерне в Светлую седмицу также особый устав — отменяется 103 псалом и кафизма, («Господи, воззвах» остается), отменяется «Ныне отпущаеши». Обязательно бывает вход и пение великого прокимна. Особенностью вечерни в 1-й день Пасхи (в воскресенье вечером) является чтение Евангелия.

На Светлой седмице на утрене отличия: к канону Пасхи прибавляются богородичны, малые ектении после 3-й, 6-й и 9-й песней, поются воскресные стихиры не 1-го, а других гласов Октоиха (в понедельник — 2-го, во вторник — 3-го... в пятницу — 6-го, в субботу — 8-го). Крестный ход бывает не на утрене, а после литургии, на ходе носят артос.

Основные особенности богослужения воскресных и будних дней от Антипасхи до Вознесения.

В целом — все службы предваряются пением или чтением «Христос воскресе» трижды, на литургии всегда поется «Приидите поклонимся... Воскресый из мертвых...». Во все будние дни на утрене перед 50 псалмом поется «Воскресение Христово видевше» один раз (а в воскресенье трижды).

Служба Антипасхи особенная — вся служба по Триоди, практически нет воскресных и пасхальных песнопений. Устав службы напоминает устав двунадесятых господских праздников, когда при совпадении с воскресеньем отменяется воскресная служба.

В богослужении остальных воскресных дней соединяются последование Пасхи (стихиры и канон), воскресное последование Октоиха (воскресные песнопения помещаются прямо в Триоди Цветной), последование Триоди (жен-мироносиц, расслабленного и т. д.).

В богослужении будних дней соединяются: воскресные песнопения Октоиха (они распределяются по всем будним дням, ради попразднства Пасхи — однако сами пасхальные песнопения поются только в воскресный день! ), будничные песнопения Октоиха и песнопения Триоди (попразднства воскресных дней — жен-мироносиц, расслабленного и т. д.). Этот необычный устав характерен только для этого периода.

Особенности богослужения воскресных и будних дней от Вознесения до недели всех святых.

После отдания Пасхи прекращается употребление пасхальных песнопений в воскресные дни и воскресных песнопений в будние дни. Это период двух двунадесятых праздников (Вознесения и Пятидесятницы) с их попразднствами, а служба попразднства такая же, как и в другие праздники — поются стихиры и каноны праздника вместе со стихирами и канонами святого Минеи, Октоих отменяется.

В воскресенье 7-е после Пасхи попразднство Вознесения соединяется с воскресной службой и со службой Триоди (память св. отцов 1-го Вселенского Собора). Минея не поется.

Праздники Месяцеслова, приуроченные к воскресным дням: памяти отцов Вселенских Соборов, воскресные дни перед Рождеством Христовым, Неделя всех святых, в земле Российской просиявших.

Имеются в виду: память св. отцов шести Вселенских Соборов в воскресенье, ближайшее к 16 июля ст.ст. (т. е. от 13 и до 19 июля), память св. отцов 7-го Вселенского собора в воскресенье, ближайшее к 11 октября ст. ст., неделя св. праотец за 2 воскресенья до Рождества (с 11 по 17 декабря ст.ст.), неделя св. отец в воскресный день перед Рождеством (18–24 дек.), неделя св. отец после Рождества. Все эти службы будут помещаться в Минее, под опорной датой (16 июля, 11 октября) или под первым числом, когда эта память может случиться (11, 18, 26 декабря). Величание на эти памяти не поется, но есть стихиры, каноны, паремии и проч. Устав дней памяти отцов Всел. Соборов сходен с уставом недели 7-й по Пасхе (память св. отцов 1-го Всел. Собора).

Недавно установленные недельные памяти: 1) память новомучеников и исповедников российских в воскресенье вокруг 25 января ст. ст.; 2) Неделя всех русских святых, которая в нынешней практике Русской Церкви фактически является частью триодного цикла, но служба помещается в майской или июньской Минее. В эти два воскресенья есть пение величания.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I.5.Особенности этнической структуры населения Сербии в составе СФРЮ.
  2. II. Особенности применения положений о поручительстве по облигациям
  3. III. Особенности грамматического строя
  4. VI. Особенности методического обеспечения
  5. VII. Общие особенности умственной сферы.
  6. XVIII. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
  7. XXIII. Особенности перевозки грузобагажа повагонными отправками
  8. АБТЦ-2003. СТРУКТУРА, ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ.
  9. Агротехника выращивания и формирования кустарников в школах. Особенности выращивания сортовых сиреней и роз в кустовой и штамбовой форме.
  10. Амортизационные группы (подгруппы). Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп)
  11. Анализ состояния рынка чёрного чая, в т.ч. особенности конъюнктуры Российского рынка в настоящее время.
  12. АНАТ0М0-ФИЗИ0Л0ГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОПЫТ И КОПЫТЕЦ


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1060; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь