Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Праздники Рождества Христова и Богоявления, богослужебные особенности по сравнению с другими двунадесятыми праздниками: предпразднество, служба сочельника (навечерия), служба праздника.




Отличаются от других двунадесятых. Бдение состоит из великого повечерия, второй половины вечерни (начиная с литии) и утрени. Предпразднство длинное, 4–5 дней, а не 1 день, как у других двунадесятых. В предпразднстве есть особые стихиры на хвалитех и особые каноны на повечериях, которых нет в другие предпразднства, эти каноны подражают канонам Страстной седмицы. Накануне праздника особенная служба с царскими часами (как в Великую пятницу), вечерня соединяется с литургией, читается большое количество паремий (как в Великую субботу) — опять же, много особенностей, копирующих службы Страстной седмицы.

Накануне и в сам праздник Богоявления бывает великое освящение воды — его последование есть в Минее. Молитвы этого чина частично совпадают с аналогичными молитвами в чине таинства крещения.

Служба 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часов: чинопоследование, время совершения, разновидности (обычные, великопостные, царские, пасхальные).

Чин обычного часа: начало, 3 псалма, Слава, тропари (из Октоиха или Минеи), стихи часа, Трисвятое по Отче наш, кондак, Г.п. 40 раз, молитва, возглас, ещё молитва — это можно посмотреть по Часослову. В Великий пост в будние дни после 3 псалмов может добавляться целая кафизма, тропари читаются из Часослова с пением и поклонами, а в конце молитва Ефрема Сирина с поклонами. На 6-м часе перед стихами часа добавляются тропарь пророчества, прокимен, паремия и ещё один прокимен (всё это берется из Триоди). Царские часы — 3 раза в год, на них каждение, часть псалмов заменяются на другие, поются особые стихиры после тропарей, есть чтения из Ветхого Завета, Апостола, Евангелия. Пасхальные часы — все по одному и тому же чину, все из пасхальных песнопений, есть аналогия с чином обычного часа: Христос воскресе — Приидите поклонимся, Воскресение Христово — 3 псалма, ипакои — тропари, ... Господи, помилуй 40 раз и там, и там. Эти пасх. часы заменяют вечерние и утренние молитвы.

Литургия в православном богослужении: виды литургий, время и дни и совершения; изменяемые части литургии.

Три литургии, свт. Иоанна Златоуста обычная, свт. Василия Великого 10 раз в году (1 января, накануне Рождества и Богоявления, в воскресные дни Вел. поста, в Великий четверг и субботу), Литургия Преждеосвященных даров минимум 16 раз в году (в среду и пятницу Вел. постом (1–6 седмицы), в другие будние дни поста при полиелейном святом, в четверг 5-й седмицы, в пон.—среду Страстной седмицы). Златоустова и Васильева похожи, отличаются некоторыми особенностями (более длинные молитвы, вставка слов «Даде святым своим учеником и апостолом рек», замена «Достойно есть» на «О Тебе радуется»). Преждеосвященная особенная, всегда соединена с вечерней, есть поклоны, другая «херувимская», нет анафоры. Изменяемые части литургии: изобразительны или антифоны, тропари на блаженнах, входное «Приидите поклонимся», тропари и кондаки по входе, Трисвятое, чтения, херувимская, «Достойно есть», причастен.

Система постов: многодневные посты, однодневные посты, сочельники, сплошные седмицы.

Четыре больших поста, их даты, устав поста (2 строгих и 2 менее строгих). Однодневные: Воздвижение Креста, Усекновение главы Иоанна Предтечи, сочельник Богоявления — пища с маслом. Среда и пятница всего года, кроме «святок» (от Рождества до Богоявленского сочельника) и сплошных седмиц: после недели мытаря и фарисея (причина — полемика с монофизитами, а не попытка быть не как фарисей!), сырной (без мяса), после Пасхи, после Пятидесятницы.

Пищевой пост, несколько уровней воздержания: пища без мяса, без молочного и яиц, без рыбы, без растительного масла, сухоядение (без вареной пищи), хлеб и вода, полное воздержание.

Литургический пост, невкушение пищи в определенные периоды суток, а именно: после повечерия (нарушение называется «поздноядением»), до литургии. С этим также связано количество трапез в день: в праздничные 2 трапезы (в большие праздники 3) — после литургии и после вечерни. В постные дни 1 трапеза (после 3 часов пополудни), причем в субботу и воскресенье всё равно 2 трапезы, поэтому суббота и воскресенье, строго говоря, постными днями не являются.



Годовой подвижный богослужебный круг, его богослужебная книга. Основные памяти воскресных дней подготовительного периода к Великому посту и самого Великого поста.

Наиболее очевидная часть этого круга — период от недели мытаря и фарисея до недели всех святых. Кроме того, день Пасхи обуславливает распределение пения гласов Октоиха и новозаветных чтений литургии на весь год до следующего Великого поста, поэтому последующий период Октоиха тоже может считаться частью подвижного годового круга.

Книга этого круга — Триодь, называется так потому, что в ней много неполных канонов, «трипеснцев» (из трех «од», песней). Делится на Постную и Цветную, название «Цветная» связано с Неделей ваий (неделя цветоносная). Воскресные памяти подготовительного периода: мытаря и фарисея, о блудном сыне, мясопустная (о Страшном суде), сыропустная (изгнание Адама, прощенное воскресенье). Великопостного периода: неделя православия, свт. Григория Паламы, Крестопокл., прп. Иоанна Лествичн., прп. Марии Егип. Делятся на 2 группы — господские памяти и памяти святых. Воскресные службы этого периода имеют определенные богослужебные особенности, из которых самые заметные — пение «Покаяния отверзи ми двери» во все недели от мытаря и фарисея до 5-й недели поста, а также «На реках вавилонских» в 3 недели перед постом.

Богослужение будних дней Великого Поста. 49 глава Типикона.

Богослужение с понедельник по пятницу в 1–6 седмицы Великого поста. Когда-то такое богослужение имело статус будничного, но было вытеснено из других дней богослужением с «Бог Господь» (которое было богослужением малых праздников) и осталось только Великим постом. В 49 главе это богослужение описано в понедельник 1-й седмицы.

Важно понимать отличия от обычного будничного богослужения с «Бог Господь»: «Аллилуия» на утрене и троичны, поклоны, добавление молитвы Ефрема Сирина в концах служб с поклонами, отсутствие литургии или служение литургии Преждеосвященных Даров. Пение песнопений Триоди Постной, которая в основном вытесняет Октоих. Особый устав чтения Псалтири, которая прочитывается не 1, а 2 раза за седмицу, на утрени обычно 3 кафизмы, есть кафизмы на часах. Сугубая ектения в конце вечерни и утрени заменяется на «Господи, помилуй» 40 раз (уменьшается торжественность). Много чтений из Ветхого Завета: паремии на вечерне (из Бытия и Притчей) и на 6-м часе (из пророка Исайи) (последование часов и литургии можно оставить для других билетов).

Совершение Литургии в период пения Постной Триоди.

Когда поется лит. Василия Великого, когда — Преждеосвященных (см. вопрос 5). Чинопоследование литургии Преждеосвященных Даров, описано в Служебнике. Некоторые важные особенности современной практики можно почерпнуть из Богослужебных указаний — о вынимании Тела Христова из дарохранительницы на 1-й славе 18-й кафизмы, о каждении на 2-й славе, о переносе на жертвенник на 3-й, о поклонах во время этой службы.

Богослужение «особых» дней Великого Поста: дней пения Великого покаянного канона, дней поклонения Кресту на 4-й седмице.

Великий покаянный канон, разделенный на 4 части, на повечериях в понедельник — четверг 1-й седмицы (ирмосы, троичны и богородичны всё равно поются каждый день). Читается в начале великого повечерия, а не в 3-й части этой службы, как другие каноны, как будто этот канон мыслится как отдельная служба, предваряющая великое повечерие.

Тот же канон целиком на утрене четверга 5-й седмицы, из-за этого перераспределяются кафизмы во всей 5-й седмице. На утрене этого четверга великий канон соединяется с трипеснцами Триоди, после 6-й песни поются блаженны (редкий случай — блаженны на утрене), бывает чтение жития прп. Марии Егип. (одно из немногих оставшихся в практике чтений), в этот четверг — литургия Преждеосвященных Даров.

Поклонение Кресту после недели Крестопоклонной бывает в понедельник и среду 4-й седмицы на 1-м часе, а в пятницу после последования изобразительных (и Крест уносится). В среду 4-й седмицы поется по Триоди особое последование в честь Креста (стихиры и канон).





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.007 с.) Главная | Обратная связь