Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ДАННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА.
Выбор студии звукозаписи является крайне ответственным делом в жизни любого музыкального исполнителя или коллектива. Для записи ансамбля старинных инструментов, нам понадобятся определенные акустические и технические условия, позволяющие без каких-либо проблем произвести запись фонограммы. Если не вдаваться в физику, оно не должно быть максимально заглушено, а иметь определенное количество отражений в звуковом спектре. Это касается всех модулей (вокальных, инструментальных, микшерских, мастеринговых, аранжировочных и т.д.). Модули должны быть максимально звукоизолированы друг от друга. Объем студии должен зависеть от вида исполняемой музыки и подходящем временем реверберации, а так же важным фактором является количество исполнителей размещаемых в студии. Также при записи необходимо учитывать частотный диапазон инструментов. Обеспечение необходимых параметров, прежде всего оптимального времени реверберации, накладывает определенные требования на форму и размер студий. Требования к размерам и времени реверберации студийных помещений для записи, принятые в свое время как отечественные нормы для их технологического проектирования, даны в таблице 1.
Таблица 1.
Форма студии имеет существенное значение для обеспечения структуры ранних (в первую очередь боковых) отражений и однородности (диффузности) звукового поля, что очень важно для качественной записи звука. Кроме обеспечения оптимального времени реверберации принципиально важным параметром для студий является «ясность» или «четкость» для музыки. ОСОБЕННОСТИ ЗВУЧАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. Скрипка Смычковый струнный инструмент, самый высокий в группе оркестровых смычковых инструментов, Диапазон воспроизводимых частот для основных частот равен 196 Гц (G3)-3520 Гц (А7), в сольных партиях до 3951 Гц (В7), т. е. больше четырех октав. С учетом обертонов он достигает 6 кГц для нижних регистров и 10 кГц и выше для верхних. Спектр звуков скрипки содержит большое количество гармоник со значительными вариациями по амплитуде; примеры огибающих спектра (АЧХ) для старинных и современных скрипок показаны, скрипки возбуждались с помощью электромеханического возбудителя, установленного на подставке). В нижних регистрах (струна G3) фундаментальная частота имеет амплитуду на 20-25 дБ меньше, чем более высокие гармоники в спектре; в верхних регистрах амплитуда фундаментальной частоты становится наибольшей. Типичные формантные области спектра: для низких нот — 400 Гц; вторая очень важная формантная область — 800-1200 Гц. Состав спектра зависит от места приложения смычка: чем ближе к подставке, тем больше обертонов в спектре. Характерной особенностью спектров является наличие шумовых компонентов, возникающих при движении смычка. Этот смычковый шум «окрашен» за счет резонансов деки и воздушного объема. Динамический диапазон у скрипки составляет 30-35 дБ. Нижний уровень при исполнении составляет 42 дБ для низких и средних и 45 дБ для верхних частот (на расстоянии 6, 5 м). Верхний уровень 75 дБ и 80 дБ. Характеристика направленности. Угол излучения звука у скрипок имеет сильно выраженную частотную зависимость. На низких частотах в диапазоне до 700 Гц излучение происходит как от верхней, так и от нижней деки, а также от воздушного объема через эфы. На более высоких частотах излучение идет в основном от верхней деки, т. к. в этой области частот передача вибраций на нижнюю деку существенно уменьшается. Тембр. Скрипка обладает уникальными возможностями создания огромного многообразия тембральных оттенков звука: светлых, серебристых — в верхних регистрах; мягких, нежных — в средних; певучих, густых — в нижних.
Кларнет Кларнет - язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью. Спектр достаточно богат обертонами, поэтому полный частотный диапазон может достигать 7 кГц, (при исполнении ff даже до 12 кГц). Интересно отметить, что в спектре звуков нижних регистров четко видно практическое отсутствие четных гармоник, разница в уровнях нечетных и четных гармоник достигает 25 дБ, в верхних регистрах четные гармоники присутствуют примерно с одинаковыми уровнями. В спектре имеются две слабые формантные области: 1500-1700 Гц и 3700-4300 Гц.
Динамический диапазон у кларнета самый широкий из деревянных инструментов. На низких частотах он составляет порядка 35 дБ, на средних — 50 дБ, на высоких — 25 дБ. Самые громкие звуки — 80 дБ-C (могут достигать уровня 90 дБ-C на высоких частотах), самые тихие порядка 45 дБ-A (на расстоянии 9 м от инструмента). Атака звука ясная и четкая, происходит плавное нарастание амплитуд всех гармоник, время нарастания — 15-20 мс при острой атаке и доходит до 50 мс при мягкой. Характеристика направленности: наличие боковых отверстий, выполняющих функцию фильтра высоких частот, приводит к сложной структуре характеристики направленности: на низких частотах она имеет круговую форму, выше частоты 1000 Гц. Излучение происходит в основном из отверстий, а на частотах выше 3000 Гц острый лепесток сужается и направляется вниз, звук поступает к слушателям за счет отражений от пола. Только если раструб кларнета направлен на твердую поверхность пола, будет обеспечен высокий уровень отраженных высокочастотных звуков для слушателей.Тембр: из-за низкого уровня четных гармоник в нижних регистрах спектра тембр кларнета несколько глуховатый, гулкий; в средних регистрах — чистый (сопрановый) звук; в высоких регистрах — резкий (свистящий). На тембр сильно влияет настройка частоты среза фильтра высоких частот за счет отверстий: если при всех открытых отверстия частота среза выше 1500 Гц — тембр более яркий, если ниже — более глухой.
Гобой Гобой - язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком). Основной частотный диапазон гобоя — от 233, 1до 1567, 98 Гц, с учетом обертонов он достигает 9 кГц. Максимальная энергия в спектре 500-1500 Гц, имеется две выраженные формантные области 1400 Гц и 3000 Гц (слабая форманта имеется в области 4500 Гц). Динамический диапазон для нижних регистров составляет 20 дБ, для средних частот 30 дБ, для высоких — 25 дБ. Максимальный уровень звукового давления, достигает 75 дБ ниже и 80 дБ выше, минимальный— 50 дБ- (на расстоянии 9 м). Гобой имеет короткую ясную атаку, длительность которой 40 мс для нижних нот и 20 мс для высоких (на самых высоких она может составлять даже 10 мс); для мягкой атаки возможно увеличение времени установления до 100 мс в нижнем регистре и до 40 мс в верхнем. В области средних частот также имеется сильное излучение через боковые отверстия, в диапазоне свыше 4 кГц излучение направлено вниз, и звук попадает к слушателям в основном за счет отражений от пола. Тембр в низком регистре грубоватый, носовой; в среднем — чистый, приятный похожий на флейту; в высоком — светлый, резкий.
Флейта Частотный диапазон звучания концертной флейты составляет: для основных тонов от 246, 94 Гц (ВЗ) до 2489, 02 Гц (Е7), однако ноты ниже С4 и выше С7 трудно извлекаются, поэтому обычно используется диапазон от 261, 6 Гц (С4) до 2093, 0 Гц (С7). При исполнении на достаточно громком уровне полный частотный диапазон за счет обертонов имеет верхний предел примерно до 6 кГц. Для флейты - пиколло основной диапазон составляет 587, 3 Гц (D5)-4186 Гц (С8).Характерной особенностью флейты является плавный спад амплитуд четных и нечетных гармоник относительно амплитуды основной частоты. В спектре наиболее выражены амплитуды гармоник от первой до пятой. При переходе к более высоким тонам количество гармоник уменьшается, энергия сосредотачивается в области основного тона, причем нечетные гармоники несколько превалируют над четными. Имеется слабо выраженная формантная область около 800 Гц. В спектре присутствуют шумовые компоненты (за счет турбулентного шума вдувания); при этом в непрерывном спектре шума проявляются тональные компоненты, особенно при «передувании» за счет случайного возбуждения отдельных «неиспользуемых» резонансов — например, в диапазоне выше Е5 такие компоненты появляются на половине основной частоты и нечетных гармониках от нее. Динамический диапазон составляет 25 дБ на низких и 10 дБ на высоких частотах. Максимальный уровень (ff) для низких нот достигает 75 дБ-С, для высоких нот — 85 дБ-С (на расстоянии 9 м от инструмента). Тихие уровни возрастают от 50 дБ для низких тонов, до 75 дБ для высоких. Переходные искажения: время атаки звука у флейты самое длинное среди группы деревянных инструментов. Длительность нарастания звука уменьшается с повышением тона от 100 мс до 30 мс. Форма атаки и спада гладкая, однако процесс вступления обертонов характеризуется первоначальным появлением высоких компонент (из-за шумов вдувания) и так называемых «предварительных» тонов, обусловленных тем, что краевые тоны возбуждают в начале процесса атаки более высокие обертоны. Продолжительность этих высоких тонов во время атаки достигает примерно 50 мс.Коэффициент полезного действия этого инструмента низкий, меньше 1%, игра на флейте требует большого объема воздуха при неэкономичном расходовании его. Характеристика направленности остается достаточно широкой до высоких частот, т. к. диаметр выходного отверстия мал по сравнению с длиной волны. Имеется довольно значительное излучение от амбушюрного отверстия и от открытых боковых отверстий, которые начинают излучать с частоты порядка 2 кГц. Вид характеристики направленности на разных частотах показан на рис. Тембр звучания флейты чистый, светлый, прозрачный в среднем регистре, переходящий в резкие свистящие звуки в высоком регистре.
Ксилофон Настраиваемый ударный инструмент, имеющий очень долгую историю. Он широко распространен в Южной Америке, Африке и Азии. В XV веке ксилофон стал известен в Европе, в 1830 году был усовершенствован и превратился в популярный концертный инструмент. В современных ксилофонах (ксиломаримбах) часто используются трубчатые резонаторы. Такие резонаторы имеют нечетный набор гармоник с соотношением частот 1: 3: 5... (труба, закрытая с одного конца), поэтому вторая гармоника такой трубки и бруска совпадают. Это усиливает вторую частоту бруска и делает тембр звучания более резким (особенно при использовании жестких молоточков). Поскольку пластинки ксилофона изготавливаются в основном из дерева и других материалов, имеющих большой коэффициент затухания, то верхние обертоны быстро затухают, и их обычно не подстраивают к гармоническому ряду. Диапазон воспроизводимых частот — 174-2093 Гц, т. е. 3, 5 октавы, за счет обертонов до 6000 Гц. Большой ксилофон (ксиломаримба) имеет диапазон 130, 81 Гц (СЗ) до 4186 Гц (С8), т. е. 5 октав. Количество обертонов в спектре ксилофона невелико и высшие обертоны негармоничны. В спектре много шумовых компонентов. Динамический диапазон небольшой и составляет 25-30 дБ. Максимальный уровень звукового давления 75-85 дБ-C (на 1 м).Переходные процессы — время атаки 3 мс (при жестком молоточке) и 2 мс (при мягком), время спада (на 30 дБ) — 0, 1-0, 6 с.Характеристика направленности имеет на средних и высоких частотах вид восьмерки, т. к. бруски излучают как дипольный источник (вверх и вниз от плоскости расположения брусков).Тембр ксилофона сухой, острый, щелкающий.
Тамбурин Тамбурин относится к семейству рамных барабанов. Эти барабаны состоят из одной или двух ударных поверхностей, которые растянуты на раме. Поверхности изготовлены, как правило, из кожи животных. Эти поверхности называются также рабочими, так как по ним ударяют ладонями или специальными палочками для получения звука. Тамбурин - это маленький барабан. Его рабочая поверхность называется перепонкой и изготовлена из кожи теленка или пластмассы. Перепонка натянута по одну сторону обода. Обод – это следующая составляющая тамбурина. Между ободом и перепонкой находятся металлические диски. Любое встряхивание инструмента заставляет диски звенеть. Если наносить удары по тамбурину ближе к ободу, диски будут звучать резче, чем если наносить удары по центру тамбурина. Инструмент отличается довольно компактными размерами, что значительно облегчает его транспортировку. Тамбурин можно без проблем взять с собой, положив его в обычную сумку и переносить на любые расстояния. Его диаметр не превышает тридцати сантиметров, а глубина – не больше пяти сантиметров. Тамбурин относится к классу мембранофонов. Это означает, что инструмент производит звуки благодаря натянутой коже. Исполнитель ударяет по перепонке, кожа приходит в колебательное движение, что порождает звук. Инструмент имеет богатую историю. Тамбурин известен с библейских времен. Потом он фигурировал в Египте и Ираке. Гораздо позже он появился во Франции. Тамбурин был известен на юге Франции около восемнадцатого века. Обычно один и тот же исполнитель играл на флейте и аккомпанировал себе на тамбурине.
Маракасы Маракасы относятся к семейству трещоток и погремушек. Это семейство очень известно среди обывателей, поскольку погремушками все забавлялись в раннем детстве. Из самого названия понятно, что это инструменты не мелодичного звука, как, например, пианино или скрипка. Они, напротив, издают резкий звук, получаемый при встряхивании. На первый взгляд может показаться, что это незначительные инструменты, но это не так. Погремушки и трещотки – это то, без чего не может обойтись не один крупный оркестр. Они служат для создания неповторимых шумовых эффектов, которые придают музыке определенный колорит и создают эффект присутствия слушателя в музыкальной картине.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 848; Нарушение авторского права страницы