Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структура и функции сознания. Сознание и мышление. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное



СОЗНАНИЕ в философии, соотнесенность знаний (сознание), т, е. первичных различий и ориентаций, определяющих многообразные отношения человека к миру, включая отношение к другим и к самому себе, определяемое иерархией первичных различий и ориентаций.

В рамках материалистической традиции понятие " С." характеризует важнейший системный компонент человеческой психики. Функционирование С. обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования. С. представляет собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут стать объектами предметно-практической деятельности ни самого сознающего субъекта, ни других людей.

В истории философии можно выделить различные традиции анализа С.

В античности возникают различные концепции сознания. Демокрит считал, что мысли состоят из легких атомов, т. е, сознание материально. В античности ценность человеческого разума, С. определялась степенью приобщенности его к единому принципу и началу миропорядка. В диалогах Платона раскрывается соотношение между сверхчувственным и природным, умопостигаемым космосом и космосом зримым, идеей, или эйдосом (бестелесным) и телом. Структура, трехкомпонентное, по Платону, строение человеческой души (вожделение, пыл, рассудительность) соответствует структуре души космоса, изображаемого в виде совершенного живого существа. Признается возможность самодвижения души, ее переселения и бессмертия. Приобретение истинного знания связывается с процессом припоминания человеческой душой своего пребывания в умопостигаемом мире.

Средневековая философия, придерживаясь субстанциального подхода, рассматривает С. как проявление в человеке искры надмирового божественного разума, который существует до природы и творит ее из ничего. Философия христианства обращает при этом внимание на внутреннюю напряженность и противоречивость душевной жизни человека. Наряду с С. в структуре души открывается слой, лежащий за пределами знания и не подвластный знанию. Признается спонтанная активность души, проявляющаяся как в самопознании, опыте самоуглубления и общения с всевышним разумом, так и в актах своеволия, следования страстям.

В философии Нового времени формируется представление о С. как замкнутом в себе внутреннем мире. С, предстает как самосознание, саморефлексия. Для Декарта С. — субстанция особого рода. Лейбниц признает психически деятельными субстанциями монады — неделимые первоэлементы бытия. Он вводит в философию понятие апперцепции, которое означает акт перехода бессознательных психических состояний и восприятий в отчетливо осознаваемые представления, в понимание, что они находятся в С. индивида. Наряду с субстанциальным подходом в философии Нового времени формируется также натуралистически-функциональный подход к объяснение С. Оно начинает рассматриваться (Ламетри, Кабанис, Гольбах и др.) в соответствии с достижениями физиологии и медицины в качестве особой функции мозга. Отличие С. от других функций мозга видится в том, что благодаря ему человек способен приобретать знания о природе и самом себе. Однако в натуралистически-функциональном подходе как разновидности метафизической традиции не вскрывалась социальная детерминированность С., его связь с развитием и функционированием культуры.

Концепцию сознания в кантовской философии определяется иначе. Место апперцепции как сознания, сопровождающего перцепции, занимает синтетическое единство сознания, которое выстраивает объект и благодаря этому — свою самотождественность как постоянную соотнесенность с самим собой в процессе конструирования объекта (по Канту: «Мы не можем мыслить линию, не проводя ее мысленно»), являясь тем самым условием превращения созерцания в объект. Воздействие рассудка на чувственность, т.е. привнесение связи в само по себе аморфное «многообразие» осуществляется через схемы времени – продукты силы воображения.

Кант структурирует сознание: (1) наши ощущения, чувства дают нам отдельные сведения о свойствах предметов и явлений; (2) практический разум/рассудок — анализирует данные чувств, отбросить не существенное и выделить существенные, обобщает, формирует понятия, законы; (3) чистый разум — приобщает нас к трансцендентному.

Предпосылками становления С. в марксизме выступают: эволюция свойства отражения, присущего материи, развитие зачаточного интеллекта животных; переход особой ветви гоминид от орудийной деятельности к предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда; развитие в процессе становления труда потребности в знаковой коммуникации и передачи из поколения в поколение приобретенного опыта, который закрепляется в семиотических системах, положивших начало формированию культуры как особого мира человека.

Феноменологическая традиция в современной западной философии рассматривает С. и субъективность как специфический вид бытия, который невозможно выразить в традиционно-гносеологическом ракурсе субъект-объектных отношений, поскольку " Я" не может наблюдать самого себя со стороны. С. в феноменологии описывается как нечто неотделимое от непосредственной жизненной реальности. Совершается вычленение некоторого дорефлексивного уровня С. и описание последнего в его сущностной " чистоте" и феноменальной явственности (Гуссерль, Сартр).

Основные функции сознания.

Первая и важнейшая — познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке.

Вторая, тесно связанная с первой, — творчески конструктивная, проявляющаяся в опережающем отражении, в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании, в частности, предметных форм, не существующих в природе. Природа не строит самолетов, не печет хлебы, не пишет романы. Все это продукты человеческого разума и человеческих рук. Эту функцию в философии часто называют воображение. Способность к воображению — один из наиболее мощных механизмов человеческой активности.

Третья функция — регулятивно управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром.

Наконец, четвертая функция - прогностическая. Человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их.

Можно еще указать систематизирующую функцию, критически оценочную и описательную, которые являются следствием перечисленных выше.

Сознание — это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то самосознание в свою очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание.

Важный элемент сознания — внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Далее, следует назвать память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. K эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье). К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие.

Важнейшей составляющей сознания является самосознание.

Самосознание — своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно и возрасте 2-4-х лет. В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня, Первый — уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе.

Самый высокий уровень развития самосознания — возникновение сознания «Я» как такого образования, которая хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля над своими действиями, так и их самооценки.

Таким образом, самосознание характеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с некоторым идеалом «Я», а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком своего «Я» опять-таки может реализоваться лишь через сопоставление себя с другими людьми. Это лишний раз свидетельствует об общественной природе сознания, формирующегося в ходе коллективной деятельности и человеческого общения.

Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы c предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - эго такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредотачивает внимание самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставлении с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.

Самосознание включает в себя процессы самопознания, самоидентификации, самоопределения. Внешне проявляется как система предъявляемых (явно и неявно) самооценок и оценок других, помещающаяся в основание задаваемой модели познавательных и социальных дистанций, позволяющих мне определять мое место в системе складывающихся вне меня связей и отношений как в теоретическом, так и практическом их срезе, а также вырабатывать механизмы самоутверждения меня в мире и самозащиты меня от мира, определяющие индивидуальные качества личности. Это вынесение себя и своего сознания вовне дополняется и фундируется обращением индивида на самого себя, направленностью сознания на самого себя, т. е. " вовнутрь". С. есть осознание собственных ценностно -символических оснований, предельных смыслов, задающих меня, мои знания, мои возможности отношения с миром и с самим собой. Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека. Сознание — важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная, поскольку последняя включает в себя и бессознательное.

Особое внимание вопросу о природе бессознательного уделял в свое время австрийский врач-психиатр и философ Зигмунд Фрейд. Он высказал ряд важных положений о сфере бессознательного. Все влечения человека, по Фрейду, сводились кроме сексуального (либидо) еще и к «инстинкту смерти» - Танатосу. Под инстинктом смерти Фрейд понимал стремление организма к возвращению в безжизненное состояние, желание стать неодушевленной материей. На основе этих позиций психоанализа была написана в l923 году книга «Я и Оно». В отличие от прежних воззрений, когда психоанализ исходил из трех уровней организации психической жизни — бессознательного, предсознательного и сознательного, в этой книге представлена новая модель Фрейда. Согласно этой модели психические инстанции обозначаются терминами: Ид, Эго, Супер-эго.

Ид - это примитивная часть человеческой личности (Оно), она включает все генетически первичные части личности, подчинена принципу удовольствия, не признает конфликтов. Эту часть Фрейд считает первоначально иррациональной и аморальной. Но требованиям этой части личности подчиняется другая часть (инстанция) личности — Я (Эго). Эго и отличие от Ид вырабатывает механизмы, позволяющие адаптироваться к требованиям среды, в которой существует личность. Принято называть эту часть личности посредником между стимулами из глубин организма и из среды, в которой живет личность. Эго отвечает за сохранение опыта внешних воздействий в памяти личности, контролирует требования инстинктов (происходящих от Ид) и это позволяет избегать угрожающие влияния. Третий уровень психической жизни личности — это Супер-эго, эта инстанция является источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Супер-эго является продуктом влияний, исходящих от других людей, включая и родителей и людей из окружающей социальной среды. Супер-эго возникает в детстве, связано с Эдиповым комплексом (идентификации с отцом) и служит моделью для ребенка.

Ид вырастает из наследственного опыта, Эго формируется из индивидуального опыта, а Супер-эго формируется как результат влияния других людей. Функции инстанций описываются 3. Фрейдом так. Если Эго примет решение или совершит поступок в угоду Ид, но в противовес Супер-эго, то Эго испытывает наказание в виде укоров совести и чувства вины. Причем Фрейд считает, что Супер-эго черпает энергию у Ид и поэтому действует жестоко.

Модель личности из Ид, Эго и Супер-эго предполагает сложность мотивационных структур поведения человека, причем биологическое сводилось к либидо, социальное к сексуальной направленности, Эго согласовывал требования реальности, бессознательного и Супер-эго. Получалось, что сознание и Я не являются идентичными.

По Карлу Юнгу, ученику Фрейда, Б. состоит из трех слоев:

1) " личностного Б." - поверхностного слоя Б., включающего в себя преимущественно эмоционально окрашенные представления и комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности;

2) " коллективного Б. — врожденного глубокого слоя Б., общего центра и ядра психики, имеющего не индивидуальную, а всеобщую природу, репрезентирующую опыт предшествовавших поколений людей и включающего в себя сверхличное универсальное содержание и образцы, выступающие в качестве всеобщего основания душевной жизни; «содержаниями коллективного Б.», в основном, являются архетипы — наследуемые всеобщие образцы, символы и стереотипы психической деятельности и поведения;

3) " психоидного Б." — наиболее фундаментального уровня Б., обладающего свойствами, общими с органическим миром и относительно нейтральным характером, в силу чего оно, не будучи полностью ни психическим, ни физиологическим, практически полностью недоступно сознанию.

Предпосылки возникновения сознания является присущее всей материи свойство отражения.

Отражение - это свойство материальных систем, объектов воспроизводить в ходе взаимодействия с другими системами, объектами в изменениях своих свойств и состояний их различные особенности и характеристики. Простые примеры отражения: отпечаток предмета на воске, объект и негатив на фотопластинке, изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока или атмосферного давления, и т.д.

Категории отражения:

(1) Отражаемое – то, что воздействует, отражается;

(2) Отражающее — то, что отражает;

(3) Отражает или непосредственно «след».

Отражение характеризуется рядом свойств:

1) оно предполагает не просто изменения в отражающей системе, а изменения, адекватные внешнему воздействию;

2) отражение зависит от отражаемого, оно вторично по отношению к нему;

3) отражение зависит от среды и особенностей отражаемой системы, играющей в процессе отражения активную роль.

Виды отражения:

1) Физическое — присуще неживой природе;

2) Биологическое — присуще живой природе. Отражением является наследственность (способность сохранять родовые признаки);

3) Социально-психическое — присуще человеку и высшим приматам.

Отражаемым для человека является весь мир. Отражающее — мозг. Отражение — это образ мира, они открываются в виде понятий = идеальные образы.

Билет 32


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1590; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь