Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные законы диалектики, их смысл и характеристика содержания.



К акие бы исторические формы и виды не приобретала диалектика, в центре ее внимания всегда была проблема развития. Для понимания сущности процесса развития в диалектике используются такие фундаментальные категории как «отношение», «связь», «взаимодействие».

Категория «отношение» означает форму бытия, форму соотнесения объекта с другим объектом. Представление об отношении возникает как результат сравнения любых двух предметов по выбранному основанию сравнения. В частности, сравнение по величине порождает понятие о числовых отношениях; сравнение по времени появления или исчезновения – понятие о временных отношениях. Чаще всего в философии рассматриваются два вида отношений: 1) отношения связи (выражение всеобщей зависимости) и 2) отношение изолированности (обособленности).

Категория «связь» служит для обозначения специфического отношения, при котором наличие или изменение одних объектов выступает условием наличия или изменения других объектов. Можно сказать, что связь – это разделенная в пространстве-времени взаимообусловленность существования явлений и процессов. Соответственно изолированность определяется как отношение объектов, при котором существование или изменение одного из них не вызывает существование и изменение другого.

Особым типом отношений является «взаимодействие». Взаимодействие есть всеобщая форма отношения предметов или явлений, результатом которого является их взаимное изменение. Два и более взаимодействующих предмета или явления составляют систему, в которой совершается процесс превращения движения, причины в действие и обратно.

Философия и наука фиксируют многообразие связей. Выделяются пространственные и временные; механические, физические, химические, биологические, социальные связи; существенные и несущественные; случайные и необходимые; возможные и действительные; внутренние и внешние; повторяющиеся и уникальные; объективные и субъективные; причинные и следственные связи.

Если связь можно характеризовать как существенную, устойчивую, повторяющуюся, внутреннюю, объективную и необходимую, то речь идет о законе. Понятие «закон» отражает внутренне присущую природе явлений реального мира тенденцию изменения, движения, развития, определяющую общие этапы и формы становления и самоорганизации конкретных развивающихся систем явлений природы, общества и духовной культуры человечества. При этом формой конкретного проявления закона выступает закономерность. Познанная закономерность, положенная в основание того или иного вида деятельности, называется принципом (лат. principium – начало, основа). Принципами называют фундаментальные научные положения, в которых выражаются объективные тенденции развития мира и конституируются параметры теоретической и практической деятельности человека.

Диалектика представляет собой систему принципов, законов и категорий, которая позволяет теоретически охватить развивающийся мир как целостность в единстве и многообразии его объективных связей и отношений.

Применительно к диалектике можно говорить о двух основных принципах: принципе всеобщей связи и принципе развития. В отличие от конкретных наук, философия акцентирует внимание на всеобщих связях, которые проявляются во всех сферах бытия – в природе, социуме, духовной жизни, – хотя в каждой из них специфически. Конкретные же науки имеют дело со связями, проявляющимися в отдельных срезах реальности.

Диалектический принцип развития указывает на определенный тип качественных изменений объекта, который развертывает изначально заложенный в нем потенциал. Развитие есть порождение предметом своих собственных состояний или, выражаясь словами Гегеля, развитие есть самоосуществление предмета. Оно есть непрерывный процесс развертывания, перехода от одного качественного состояния к другому.

Свою конкретизацию принципы диалектики находят в основных законах диалектики. Это законы: 1) единства и борьбы противоположностей; 2) взаимоперехода качественных и количественных изменений; 3) «отрицания отрицания». Эти законы были сформулированы Гегелем.

Закон единства и борьбы противоположностей указывает, что источником развития являются противоречия, внутренне присущие всем предметам и явлениям.

Процесс развития проходит через три необходимых стадии: стадию тождества, стадию различия, и стадию противоположности. Различие понимается как неравенство предмета самому себе, как стремление выйти за границы тождества, как имманентная «озабоченность» предмета, внутреннее желание выйти за пределы самого себя. В реальной действительности предмет всегда представляет собой единство тождества и различия, давая толчок движению. Это единство постепенно приводит к противоположностям, которые одновременно: а) взаимно предполагают и б) взаимно исключают друг друга, при этом не только в разных, но и в одном и том же значении; в) взаимопроникают и, при определенных условиях, взаимопереходят друг в друга. Взаимодействие противоположностей между собой рождает противоречие. В процессе разрешения (снятия) противоречия рождается новое основание, содержащее новое тождество, и процесс повторяется.

Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей говорит о том, что развитие представляет собой процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многочисленных противоречий. Внутренняя противоречивость, борьба противоположностей дает толчок к развитию, к нарастанию противоречий, к исчезновению старого и возникновению нового.

Этот закон, собственно как и другие законы диалектики, имеет всеобщий характер и проявляется в многообразии противоречий, присущих природе, обществу и человеческому мышлению.

Закон взаимоперехода качественных и количественных изменений раскрывает всеобщий механизм развития, указывает, каким именно способом оно осуществляется.

Содержание этого закона раскрывается через категории «качество», «количество», «мера», «скачок».

Качество представляет собой устойчивую совокупность свойств, указывающих на то, чем данная вещь является, в чем ее специфика. По Гегелю, это есть тождественная бытию определенность. Если предмет утрачивает свою внутреннюю определенность, он утрачивает свое качество. Различают качество как непосредственную определенность, которая воспринимается нашими органами чувств, и качество как совокупность существенных свойств предмета, которое воспринимается опосредовано через мышление путем абстрагирования.

Количество – это совокупность внешних свойств предметов и явлений действительности, которая указывает на величину, размеры, объем, иначе говоря, – на пространственно-временное положение этих предметов.

Качества не существует без количества (как и количества без качества). Их единство составляетмеру, которая представляет собой те количественные границы, в рамках которых существует данное качество.

При достижении границ меры происходит переход от одного качества к другому, протекающий в форме скачка (нагрев воды до определенных пределов превращает ее в пар). Скачок - это момент перехода от одного качества к другому, это перерыв постепенности, непрерывности.

Из всего многообразия скачков обычно выделяют скачки в виде взрыва, когда качество переходит в другое качество мгновенно, и медленные, когда элементы нового качества появляются постепенно.

Накопление количественных изменений (степень и темп развития предмета, число его элементов и т.п.) в определенный момент времени обязательно приводит к качественному преобразованию предмета (скачку) и возникновению нового предмета, нового качества. Последнее, в свою очередь, оказывает обратное действие на характер количественных изменений.

Итак, закон перехода количественных изменений в качественные показывает, что количественные изменения постепенно накапливаясь, при достижении границ меры приводят к качественным изменениям, протекающим в виде скачка.

Цикличность, поступательность и направленность развития характеризует з акон отрицания отрицания.

Важнейшей категорией данного закона является категория «отрицания». В диалектике отрицание характеризуется двумя моментами: уничтожением и сохранением. Диалектическое отрицание - это не уничтожение предмета любым способом, а уничтожение, которое есть вместе с тем и сохранение (единство уничтожения и сохранения). Оно предполагает связь, преемственность между старым и новым. Если бы отрицание было полным, абсолютным, то не было бы развития как единого процесса.

Категория «отрицание» отражает один из моментов процесса развития, само же развитие, реализуя себя в виде спирали, представляет собой бесконечную цепь следующих друг за другом отрицаний. Диалектика как теория развития и метод познания устанавливает определенный порядок, повторяемость и закономерность в следовании отрицаний (например, зерно – росток - зерно), что находит свое отражение в законе отрицания отрицания.

Форма циклического развития в этом законе – «триада», исходный пункт которой – утверждение; второй момент – отрицание этого утверждения; третий момент – отрицание данного отрицания. Гегель схематично пояснил это следующей логической формулой: тезис – антитезис – синтез. Второе отрицание (синтез) есть возврат к изначальному тезису, но возврат на более высоком уровне понимания, с учетом антитезиса. Действие данного закона можно обнаружить в целостном, относительно завершенном отрезке развития. Этот закон нельзя представлять как жесткую схему, которой следует пользоваться во всех сферах без исключения, тем более «втискивать» в эту схему всю действительность в ее разнообразии, включая и поливариантный процесс познания.

З акон отрицания отрицания, выражая сложный, спиралеобразный характер развития, показывает, что на определенном этапе развития повторяются на качественно новой основе некоторые особенности пройденных этапов.

Законы диалектики имеют важное методологическое значение для научной и практической деятельности. Каждый из них дает возможность выявить отдельные стороны процесса развития, указать на его источник, причины, механизм, формы и направленность развития. Законы диалектики позволяют понять следующее: а) закон единства и борьбы противоположностей - почему происходит развитие, его источник и содержание; б) закон перехода количественных изменений в качественные - как происходит развитие, его механизм; в) закон отрицания отрицания - в каком направлении происходит развитие, какова связь нового со старым.

Значение диалектики заключается не только и не столько в том, что она дает ответ на вопрос «что есть? » или «как протекают процессы? », но главным образом в том, что она направляет мышление и деятельность человека, составляя методологическую базу для дальнейшего познания и практического преобразования действи­тельности.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 842; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь