Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общественное производство, его виды, их особенность и взаимосвязь



Существование и развитие общества невозможно без производства материальных и духовных благ. Сущность общества – это процесс производства и воспроизводства людьми своей социальной жизни.

Общественное производство – это сознательная целенаправленная деятельность общества по производству вещей, идей, отношений между людьми с целью функционирования и дальнейшего развития индивидуального и общественного бытия. Оно включает в себя два вида человеческой деятельности: материальное производство, в процессе которого человек самоутверждается практически, и духовное производство, являющееся теоретическим бытием человека.

В процессе социальной жизни производятся: человек как биосоциальное существо, общественные отношения (экономические, социальные, политические и духовные), материальные и духовные ценности. Приоритетное положение в структуре общественного производства занимает материальное производство - целенаправленный, социально-организованный процесс, посредством которого люди, используя орудия труда, преобразовывают предметы природы с целью удовлетворения своих потребностей.

Основу материального производства составляет конкретный способ производства. Он характеризует специфику превращения человеком вещества природы в общественный продукт.

Способ производства представляет собой конкретно-историческое единство производительных сил и производственных отношений. Определяющей стороной этого единства выступают производительные силы. Производительные силы выражают отношение людей к предметам и силам природы. Их элементами являются люди (с их знаниями, опытом и производственными навыками), средства производства (орудия, предметы труда и инфраструктура производства) и наука (сокращающая потребность в сырье, рабочей силе, времени). Все элементы производительных сил изменяются и развиваются в ходе истории. В процессе развития общественного производства расширяется круг предметов труда. Предметы труда – это, как правило, не готовые продукты природы, а вещество природы в преобразованном человеком виде, это овеществленный труд человека. Важнейший элемент производительных сил – орудия труда, развиваются наиболее быстрыми темпами. Современные орудия труда – это сложнейшие машины, высокоразвитая техника, наука, ставшая непосредственной производительной силой общества. Наиважнейшей производительной силой является человек, обладающий знаниями, навыками, опытом, соединяющий своим трудом орудия и предметы труда, совершенствующий орудия и себя самого. Производительные силы – это показатель степени овладения человеком силами природы.

П роизводственные отношения представляют собой отношения между людьми в процессе производства. Структурными элементами этих отношений выступают отношения: а) технологические (производственно-технические); б) экономические (общественно-производственные), основанные на отношении к собственности на средства производства; в) обмена и распределения (товарные, товарно-денежные).

Производственно-технологические отношения зависят от характера и уровня развития техники и производственной технологии, организационно-экономические и социально-экономические – от форм собственности на средства производства. Социально-экономические отношения, включающие в себя отношения обмена, распределения и потребления благ и услуг, регулируется социальными нормами и нормами прав. Главным признаком при характеристике экономических и товарно-денежных отношений являются отношения собственности. Собственность есть институт, возникающий в хозяйственной, экономической сфере и означает право владения, распоряжения и использования некоторой доли общественного богатства. Собственность определяет, кто обладает экономической властью, кому достаются доходы от хозяйственной деятельности и какие материальные имущественные интересы ею порождаются.

Производительные силы общества в их исторически конкретном единстве с производственными отношениями образуют способ производства. Производительные силы и производственные отношения находятся во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. Основная функция производительных сил состоит в том, что они создают предметы, которые удовлетворяют разнообразные человеческие потребности. Их возрастание требует постоянного роста материального производства, двигает производительные силы, приводит к их количественному и качественному росту.

Производственные отношения – это та общественная форма, в которой происходит организация и функционирование производительных сил. Производительные силы, являясь более подвижным и активным элементом, играют определяющую роль в изменении производственных отношений. Последние, обладая относительной самостоятельностью, оказывают обратное влияние на производительные силы, ускоряя или замедляя их развитие. Это взаимодействие выражает общесоциологический закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Суть закона: определенные производительные силы требуют строго определенных, соответствующих их уровню развития производственных отношений. Производительные силы постоянно обновляются, развиваются, а производственные отношения в силу того, что в их основе лежат отношения собственности, более консервативны, имеют тенденцию к отставанию. Социальная система устойчива до тех пор, пока не разовьются новые производительные силы, т.е. не появятся новые технологии и новые ресурсы, использованию которых препятствуют существующие производственные отношения, закрепленные юридически и оправдываемые идеологически. Возникающее между ними противоречия приводят к изменению способа производства.

Новые производственные отношения, пока они соответствуют уровню, характеру и потребностям развития производительных сил, выступают двигателем их развития и ускорения общественного прогресса в целом, так как производственные отношения влияют и на другие стороны жизни общества, на иные элементы социальной структуры.

Механизм действия вышеуказанного закона неодинаков для различных этапов развития общества. Социальная практика убедительно показала, что он, собственно как и все социальные законы, проявляется в виде тенденции, т.е. определяет основную линию развития, не охватывая и не предопределяя множество отклонений и случайностей. Действие этого закона реализуется не автоматически, а через деятельность людей. На страже определенных производственных отношений (определенной формы собственности) стоит целая система социальных институтов. Приведение производственных отношений в соответствие уровню и характеру развития производительных сил реализуется через борьбу различных социальных сил.

Понятия «общественный базис» и «общественная надстройка» и их взаимосвязь. По работе К. Маркса «К критике политической экономики. Предисловие»

С точки зрения исторического идеализма общество представляет собой скопление отдельных индивидов, изолированных личностей, принимающих решения и осуществляющих их на свой страх и риск. Каждый такой индивид подобен Робинзону Крузо, живущему в одиночестве на необитаемом острове. Подобный взгляд характеризует буржуазное мировоззрение, воспевающее и обосновывающее индивидуальное предпринимательство, стремление к личной наживе. Согласно ему, каждый противостоит каждому. В обществе происходит война всех против всех.

Неверно думать, будто бы сторонники такого подхода полностью отрицают значение общественных групп и социальных связей. Они признают, что человек живет а действует в обществе, но, отстаивая право буржуазного индивида на независимость, личную инициативу, частную собственность, формальное равноправие и свободу выбора в политической деятельности, вольно или невольно отводят обществу и общественным отношениям роль своего рода «фона» или «сцены», на которой сильный, предприимчивый, независимый и не нуждающийся в других индивид идет к цели, устраняй без колебаний все, что стоит на его пути. К. Маркс называл такое понимание общества «робинзонадой».

В противоположность этому исторический материализм рассматривает общество как сложную систему, или, по выражению В. И. Ленина, «социальный организм», в котором каждый человек связан с другими людьми различными общественными связями и отношениями. Следовательно, для того чтобы понять общество и изучить законы его развития и функционирования, необходимо в первую очередь разобраться в существующих общественных отношениях, связях и процессах. Именно благодаря наличию устойчивых связей и отношений между людьми общество, несмотря на смену поколений, на протяжении многих столетий сохраняет свои основные черты и подчиняется одним и тем же объективным закономерностям. Таким образом, ключ к пониманию общественной жизни лежит в изучении не отдельных, изолированных «Робинзонов», а общественных отношений и связей, в которые включены различные группы людей и отдельные личности.

Какие же из этих отношений являются определяющими, детерминирующими? Признавая основой развития и функционирования общества способ производства, истори­ческий материализм рассматривает в качестве определяющих именно производственные отношения. Все остальные отношения и виды деятельности, например, семейно-бытовые, правовые, нравственные, политические, художественно-эстетические, военные, национальные и т. д., а также формы сознания, соответствующие этим отношениям и видам деятельности, как бы надстраиваются над производственными отношениями, подобно тому как этажи здания надстраиваются над его фундаментом. Поэтому производственные отношения, образующие экономический строй общества, принято называть его базисом (от греч. basis — основа, фундамент). Идеологические, правовые и политические отношения, а также общественные организации и учреждения, через которые эти отношения осуществляются, называют надстройкой общества. Она включает в себя и различные формы общественного сознания, отражающие объективные явления и процессы общественной жизни. Формулируя основы материалистического понимания общества, К. Маркс следующим образом охарактеризовал взаимосвязь базиса, надстройки, системы общественного производства: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания». Такой подход к обществу позволяет выявить устойчивые и необходимые связи между производственными отношениями, образующими базис общества, и различными элементами надстройки.

Надстройка не только возвышается над базисом, не только определяется им, но и оказывает на него активное обратное воздействие. При этом следует иметь в виду, что в надстройку классовых обществ входят общественные организации и учреждения, выражающие интересы различных общественных групп и классов и потому по-разному действующие на базис. Одни из них укрепляют базис, выражая интересы тех классов и общественных групп, которым этот базис обеспечивает господствующее положение в обществе; другие элементы надстройки, выражающие интересы эксплуатируемых классов и общественных групп, лишенных прав и власти, расшатывают базис, стремятся к его изменению и в конечном счете к установлению новых производственных отношений, нового способа производства, а следовательно, и нового общественного строя. В классовых обществах важнейшими элементами надстройки являются государство и политические партии. К рассмотрению этих важнейших надстроечных явлений мы и обратимся.

53. Политическая система общества, ее возникновение, структура и роль.

Политическая сфера общества связана с существованием и развитием политических отношений как отношений между классами, нациями и государствами. В реальной жизни функционирует в виде политической системы, которая является частью надстройки.

Политическая система – классовое образование, обеспечивающее существование общества как единого целого организма, централизованно управляемое политической властью.

Надстройка – совокупность общественных идей, взглядов теорий; организация учреждений, с помощью которых экономически господствующий класс осуществляет свою политическую власть. Это идеологические отношения, в которых напрямую отражаются коренные классовые интересы. ПСО это форма существования политического общества как такового. ПСО выступает как законный представитель интересов индивидов, социальных групп и общества в целом (как идеальный вариант), создает и обеспечивает условия для их нормального функционирования. ПСО есть совокупность политических институтов, политических действий, отношений и норм, их взаимосвязь и взаимозависимость.

СТРУКТУРА ПСО.

1. Политическая организация – совокупность государственных институтов, политич партий и движений, общественно-политич организаций, СМИ и церковь.

2. Регулятивная (нормативная) подсистема – совокупность соц-политических норм, с помощью которых осуществляется регулирование соц-политических процессов в обществе.

3. Коммуникативная подсистема – совокупность формализованных и неформализованных отношений в ПСО.

4. Политическое сознание – совокупность распространенных в обществе теорий, идей, взглядов, представлений, выражающих отношения граждан к политическим процессам внутри страны и зарубежом. Два уровня полит сознания: теоретический – идеология, эмпирический – массовая психология.

5. Политич культура – уровень и характер политич знаний, содержание социальных ценностей, традиций, норм, регулирующих политические отношения.

6. Политическая идеология – теоретическое выражение классовых и социальных интересов, лежит в основе программ всех политических партий.

 

Политика (греч. - искусство управления государством) — деятельность, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром к-рой являются завоевание, удержание и использование государственной власти. Как сфера общественной жизни П. включает также политические идеи в соответствующие им учреждения. Отношения между классами, а следовательно, и выражающая их коренные интересы П, вытекают из их экономического положения. П. является надстройкой над экономическим базисом. Вместе с тем она оказывает активное воздействие на экономику | др. стороны об-ва. Анализ взаимосвязи экономики и П. дает ключ к пониманию объективной социальной сущности и роли П. любого класса. Чтобы П. могла быть преобразующей силой, она должна правильно отображать потребности развития материальной жизни общества.

Сообразно различным сферам общественной жизни П. делится на экономическую, социальную, национальную, аграрную и культурную и т.д.

На протяжении всей истории своего существования и функционирования политическая система общества неизменно выражает и защищает волю и интересы прежде всего господствующего класса, а в социалистическом обществе должна выражать и защищать волю всего народа.

Будучи весьма сложным и многогранным явлением, политическая система классового общества связана множеством невидимых нитей с другими однопорядковыми с ней и разнопорядковыми явлениями. Концентрируя в себе основное политическое содержание классового общества, она выступает в реальной действительности как система существующих в его пределах политических организаций. К числу последних относятся: государство, являющееся, по общему правилу, политической организацией экономически господствующего класса, политические партии, многочисленные общественные объединения, в той или иной степени принимающие участи е в политической жизни всей страны. В структуре политической системы эти организации неразрывно связаны меду собой и взаимодействуют друг с другом. Они никогда не существовали и не могут существовать сами по себе, взятые в чистом, изолированном виде.

Подвергаясь в процессе своего становления и развития прямому воздействию со стороны, например, явлений идеологии, морали, права, она постоянно оказывает на них обратное влияние. Это свидетельствует об относительной самостоятельности политической системы.

54. Проблема человека в истории философии: его происхождение, назначение и место в мире.

Проблема человека является важнейшей философской проблемой. С древнейших времен философы, так или иначе, обращаются к антропологической (греч. antropos – человек) проблематике, ищут ответ на вопрос о природе и сущности человека, об особенностях его бытия, о смысле человеческой жизни.

Представления о природе и сущности человека, о его взаимосвязях с миром конкретно-историчны, определяются, в конечном счете, социокультурными условиями исторической эпохи и зависят от особенностей мировоззрения конкретного философа.

Размышляя о человеке, его бытии, древнекитайские, древнегреческие и древнеримские философы подчеркивали взаимосвязь человека и космоса, включенность человека в социальные отношения и в ход естественных процессов. Для античной (древнегреческой и древнеримской) философии в целом был характерен космоцентризм. Идея о взаимосвязи, о сопоставлении, доходящем порой до тождества, микрокосма (человека) и макрокосма (космоса) была достаточно распространенной. Человек рассматривался как результат действия космических сил, стихий, элементов. Он «вписан» в космос и от него зависит. Философы-стоики, например, утверждали, что высшее благо для человека – жить в согласии с природой, то есть в согласии с мировым законом, макрокосмическим логосом, судьбой.

Вместе с тем, для античной культуры был характерен идеал сочетания физического и нравственного совершенства при приоритете второго. Софисты и Сократ первыми в античной философии поставили человека в центр философской проблематики. Каждый это сделал по-своему: софисты через субъективизм человеческих взглядов и оценок, Сократ - через призыв к самопознанию, познанию собственной души, которая и есть сущность человека. Платон понимал человека как комбинацию души и тела, считал, что душа принадлежит к миру идей. Аристотель настаивал на единстве души и тела. Особое внимание он обратил на социальные качества человека, который по природе есть существо общественное, или политическое, обладающее разумной душой и способное овладевать знаниями.

Особенности постановки проблемы человека в средневековой философии определялись, прежде всего, теоцентризмом (греч. theos бог; centrum - центр, середина, средоточие). Бог сотворил человека по своему образу и подобию, наделив его разумной бессмертной душой и свободой воли. Человек – самое совершенное из существ, созданных Богом, однако в силу своего грехопадения он не властен даже над собой и полностью зависит от божественного милосердия. Все зло в мире проистекает от свободной воли человека. Учение о грехопадении и искуплении, посредством которого с помощью благодати могло быть достигнуто спасение человека, было важнейшим для исследования проблемы человека в этот период. Смысл жизни человека виделся в постижении Бога, приближении к нему, в спасении себя. Ценность личности человека (т.е. «внутреннего человека») основывается на союзе человека с Богом.

Для взглядов гуманистов эпохи Возрождения был характерен антропоцентризм. Человек рассматривался как высшая в мире ценность, центр мира, свободное, деятельное, прекраснейшее, сильнейшее, мудрейшее, одним словом, самое совершенное существо среди всех существ, созданных Богом, и в этом смысле «божественное». Совершенство человеческого тела отражало красоту гармонично устроенного космоса, в который человек органично включался. Считалось, что смысл бытия человека – в познании и оригинальной творческой деятельности, в безграничном, всестороннем самосовершенствовании; в этом и следует реализовать свободу воли, данную человеку Богом. Человек, сам сотворенный Богом, представлялся вторым после Бога творцом, то есть творцом своего земного бытия, и в бесконечных творческих и познавательных способностях проявляется его величие и «божественность». Человек начинает осознавать, что он зависит, в основном, от самого себя, от своей деятельности (т.е. начинает искать опору в самом себе, а не в Боге или космосе). Место человека в обществе, его достоинство, его благородство определяются результатами его собственного труда и воспитания. Для сочинений гуманистов характерна обращенность человека к самому себе, к своему внутреннему миру с его земными переживаниями. Единство души и тела - это преимущество человека перед другими созданиями. Идеал человека связан с утверждением его самобытной индивидуальности и одновременно универсальности. В эту эпоху возникают гуманизм и антропоцентризм, прославляющие человека как высшую ценность.

Представители философии Нового времени представляли человека как существо мыслящее и чувствующее, активно познающее и преобразовывающее природу и себя самого, необходимость чего была, в конечном счете, вызвана активным развитием крупного машинного производства. Цель человека – установление господства над природой, активное вовлечение ее в производственную деятельность. Одновременно философы проявляют интерес к изучению духовной жизни человека. Человек – существо разумное и нравственное, способное к безграничному творческому развитию, познанию тайн и законов природы и активному использованию этих знаний в практическо-преобразовательной деятельности.

Осмысливая сущность человека, мыслители эпохи Просвещения утверждали, что разум, воспитание, образование, просвещение – это основные (хотя и не единственные) средства преобразования, совершенствования мира и человека. Человеческий разум делает личность цельной, оберегает ее от пороков и страстей. Он призван обеспечить научно-технический прогресс человечества, обосновать принцип веротерпимости, защиты естественных прав человека и критики сословного неравенства. Общественный идеал – Царство разума, разумный (просвещенный) правитель (или правители), опирающийся на разумные реформы в законодательстве. Философы того времени отмечали большую роль не только биологических, но и социокультурных факторов (т.е. процесса социализации, связанного с воспитанием, общением, усвоением культурного наследия) для процесса антропогенеза.

Реакцией на идеи эпохи Просвещения с ее апелляцией к Разуму, на события, связанные с Великой французской буржуазной революцией, а также на развитие буржуазной культуры стал романтизм, зародившийся в Германии на рубеже 1790-х и 1800-х гг. Романтики стремились показать внутренний мир конкретной личности, яркой индивидуальности, ее страсти, чувства, бурные переживания, фантазии, сновидения, ее возвышенные порывы и идеалы, порой невыразимые и находящиеся в трагическом несоответствии с реальностью.

Представители немецкой классической философии рассматривали человека как существо деятельное, разумное и чувствующее, наделенное духовностью. Г. Гегель рассматривал человека как носителя общезначимого сознания, всеобщего идеального начала. Человек и его история – это определенная ступень в самопознании (саморазвитии) абсолютной идеи. Деятельность человека – процесс его самопорождения - это, прежде всего, чистая деятельность мышления, духовная, теоретико-познавательная деятельность. Необходимым условием становления человека является усвоение им общечеловеческой культуры. Подлинным человеком он становится в обществе, под воздействием социокультурных факторов.

Л. Фейербах считал, что человек – это, прежде всего, чувственно-телесное существо, произведение природы. Собственно человеческое в нем это разум, воля и сердце. Важнейшей чертой человека у Л. Фейербаха является чувственность как некая обобщающая характеристика его природы, объединяющая телесность, разум, волю, сердце, делающая человека целостным. Человеческая сущность налицо только в общности, в единстве человека с человеком.

Марксизм связывает понимание сущности человека с общественно-историческими условиями его функционирования и развития. Общественное бытие определяет сознание человека. Общество детерминирует свойства личности. Сущность человека есть совокупность, а, точнее, ансамбль (т.е. согласованное единство) всех общественных отношений. В процессе своей жизнедеятельности люди, так или иначе, вступают между собой в определенные общественные отношения - производственные (которые занимают особенно важное место), социально-классовые (в том числе политические, семейные и национальные), правовые, религиозные, эстетические, нравственные и др., в процессе чего и формируется их сущность. Человек - это «мир человека», создаваемый в процессе и воплощающийся в результатах его деятельности.

Многие философы ХХ – начала ХХI веков, будучи очевидцами глубокого эконо

мического, политического, духовного кризисов, обращаются к теме уникальности человека, исследованию его трагического бытия в кризисном мире, ответственности человека за себя и других. При этом, даже рассматривая индивидуальное бытие, философы считают, что это – «бытие-в-мире», бытие среди других людей, в котором цели человеческой жизни помещены вовне, т.е. во внешниймир. Возникают такие философские течения (например, «философия жизни», экзистенциализм, фрейдизм), в которых отражается разочарование в рациональных способностях человека, где особую роль играют интуиция, чувства, воля к жизни, бессознательное.

«Философия жизни» (Ницше, Бергсон) на первый план выдвигает во­лю, интуицию. Сознанию часто противопоставляется бессознательное. Фрейд возвышает бессознательное над сознанием. Истоки религии, культуры, всего человеческого он видит в бессознатель­ном. Феноменология (Гуссерль) стремится преодолеть замкнутость.личности, считает, что переживания изначально направленны на внешний мир.

Для творчества философов – экзистенциалистов характерны попытки обнаружить и описать человеческое существование, отражая его глубинную бытийную особенность, пытаясь выразить подлинное существование человека, его экзистенцию. Экзистенция – глубинный, совершенно неповторимый и интимный способ человеческого существования, глубинное ядро человеческой личности, в котором и коренится бытие самости, очень сложно выражаемое или вообще не выражаемое в понятиях. Предметное (внешнее) бытие – это неподлинное существование человека. Обретение экзистенции предполагает решающий выбор смысложизненных ориентиров, своей позиции, своего поведения, своего места в мире, который позволяет человеку открыться миру, но, прежде всего, самому себе в своей уникальности.

Экзистенциалисты подчеркивают неповторимость, самоценность каждого отдельного человека, который не может быть заменен или замещен, не должен рассматриваться как средство для чего-либо. Как пишет Ж.-П. Сартр в своей работе «Экзистенциализм – это гуманизм», общим для экзистенциалистов является тезис о том, что существование предшествует сущности. Человек сначала существует, появляется в мире, и только потом определяется. Собой он первоначально ничего не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким, каким он сделает себя сам.

В украинской и русской философской традиции антропологические мотивы всегда были ведущими, определяющими специфику и характер всей духовной жизни (Г.С.Сковорода, В.С..Соловьев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Н.А.Бердяев И.А. Ильин, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин и многие другие.). Современные украинские философы (В.И.Шинкарук, М.В.Попович, В.Г.Табачковский) сохраняют и развивают антропологическое направление, исследуя актуальные проблемы человека.

Человек - существо сложное, многомерное, развивающееся. Через человека (носителя высшей формы движения материи - социальной) природа начинает осознавать саму себя. Постижение природы человека не может быть однозначным, одномерным. Абсолютизация того или иного изме­рения человеческой сущности не позволяет понять человека во всей полноте его бытия. Отдельные «образы человека» не исключают, а дополняют друг друга. Такой подход к проблеме по­зволяет обнаружить все то ценное, что имеется в различных философско-антропологических версиях с античности до наших дней.


Поделиться:



Популярное:

  1. A. Оценка будущей стоимости денежного потока с позиции текущего момента времени
  2. A. Смещение суставной головки через вершину суставного бугорка на передний его скат
  3. A.27. Процедура ручной регулировки зеркала заднего вида
  4. B. С нарушением непрерывности только переднего полукольца
  5. Cсрочный трудовой договор и сфера его действия.
  6. F. Оценка будущей стоимости денежного потока с позиции текущего момента времени
  7. G) определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования
  8. H) Такая фаза круговорота, где устанавливаются количественные соотношения, прежде всего при производстве разных благ в соответствии с видами человеческих потребностей.
  9. I. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ
  10. I. ПОЛОЖЕНИЯ И НОРМЫ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОПАГАНДЫ И ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  11. I. Рабочее тело и параметры его состояния. Основные законы идеального газа.
  12. III ПУТЬ ПРЯМОГО ВНУТРЕННЕГО ОПЫТА


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1819; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь