Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Смысл жизни как функция человеческого бытия.
Одним из самых важных для человека вопросов является вопрос о смысле человеческого бытия. О смыслить жизнь –значит мысленно выделить в ней самое главное, то, ради чего и для чего человек живет, это вопрос о предназначении человека. Смысл жизни представляет собой осмысление человеком своего предназначения, «самооправдания» своей жизнедеятельности. Он включает в себя цели, идеалы, установки, умонастроение и линию поведения человека. Смысл жизни не задан человеку изначально. Человек изменяется в связи с изменениями в общественных отношениях, в личной жизни, в формах жизнедеятельности. Вместе с этими изменениями происходит изменения и смысла жизни. К тому же, человек существует во многих формах бытия, поэтому смысл его жизни многомерен. Решение этого сложнейшего вопроса имеет как теоретическое, так и жизненно-практическое значение и связано с выбором ценностных установок, идеалов, норм, целей, которые человек стремится воплотить в жизнь, чтобы стать счастливым. Этот выбор сопряжен с переживаниями, сомнениями и зависит как от социокультурных факторов, так и от индивидуальных особенностей человека. Поэтому на протяжении своей жизни человек может в той или иной степени изменять представление о смысле своей жизни. Особую остроту вопросу о смысле человеческой жизни придает осознание ее конечности. В самом деле, как жить с сознанием того, что «завтра» у тебя может не быть? Его вообще нет в том смысле, что человек – смертен. Перед неотвратимостью смерти человеческая жизнь вообще и собственная, в частности, начинает казаться бесполезной. Люди по- разному решают для себя проблему бессмертия, потому что они по-разному понимают сущность смерти и жизни. В истории духовных исканий человечества можно выделить три главных подхода к решению этой проблемы: 1.Смысл жизни находится за пределами жизни- в объективных порядках высшего бытия, в надличностных ценностях, в Боге. С этой точки зрения, единственное, что делает осознанной жизнь и придает ей абсолютный смысл, так это действенное соучастие в жизни, направляемой сверхъестественными силами. 2.Смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях, иными словами, ценность и смысл жизни – в самой жизни. Согласно данному подходу, человек способен переустроить мир на началах добра и справедливости. Эта прогрессивная цель и придает смысл человеческому существованию. 3.Смысл жизни задается самим человеком, благодаря его усилиям по самореализации. Согласно данному подходу, жизнь сама по себе не имеет раз и навсегда заданного смысла. Человек благодаря своей деятельности, сознательно или бессознательно, преднамеренно или стихийно придает ей смысл и тем самым выбирает и созидает свою человеческую сущность. Остановимся на некоторых из указанных проблем смысла жизни. С христианской точки зрения смерть – это наказание человека за первородный грех. Спасение возможно только для достойных того. Поэтому смыслом жизни верующего человека становится стремление приблизится к Богу, ощутить свою связь с ним, для чего необходимо постоянное духовное самосовершенствование, основанное на глубокой вере и искренней любви к Богу и людям. Неизвестный русский философ Е.Н.Трубецкой полагал, что вопрос о смысле жизни –это вопрос о том, стоит ли вообще жить, о том, обладает ли жизнь всеобщей и безусловной ценностью, обязательной для каждого. Как считает мыслитель, постоянная суета, однообразие жизни, рабство у машинного способа бытия обезличивают человека, войны(«людоедство») обесценивают, обессмысливают его жизнь. Она превращается в погоню за средствами к жизни. Большинство людей настолько погружены в эти заботы, что им некогда думать о цели. А если время и находится, то смысл жизни часто представляется в постоянной поддержке биологической жизни, состоящей из череды рождений и смертей и сопровождающейся животной борьбой за существование. Мировой безусловный жизненный смысл (или безусловная мысль о жизни) видится философу в создании такого мирового строя, при котором полнота жизни достигается через воссоединение всех с Богом, при котором человек полностью отдает себя Ему. Сущность понятия смысла жизни в творчестве русского философа – С.Л.Франка своеобразна. Развивая идею о человеке как микрокосмосе, он объединил вопрос о смысле всей мировой жизни в целом со смыслом жизни отдельного человека. Чтобы наша жизнь была осмысленной, считает мыслитель, она должна быть свободным осознанным служением высшему, абсолютному благу, которое есть благо и для каждого отдельного человека. Вне родины и вне связи с ее судьбой, вне культурного творчества и действенной любви к людям, вне соучастия в их общей судьбе мы не можем обрести осмысленную жизнь, не можем осуществить самих себя. Вместе с тем, как считает С. Л. Франк, жизнь осмыслена, только если она обладает вечностью. Поэтому для того, чтобы жизнь имела смысл, необходимы два условия: существование Бога и наша собственная причастность к нему, быть соучастниками божественного и космического творчества. Один из главных представителей неофрейдистской школы в философии Э. Фромм подчеркивал, что в жизни нет другого смысла, кроме того, какой человек сам предает ей, используя свои силы и живя, творя блага. Главная жизненная задача человека, то есть задача полного развития и раскрытия всех потенциальных сил, в границах, заданных условиями существования, разрешимо лишь в случае активной и настойчивой жизнедеятельности. Человек должен дать жизнь самому себе, стать тем, чем он потенциально является, воспитать в себе личность. Думается, что с этой мыслью учёного согласятся многие. В украинской философской мысли проблема поиска смысла человеческой жизни и связанная с проблемами определения путей достижения счастья были одним из важнейших тем. Мыслители Киево-Могилянской академии подчёркивали, что смысл жизни заключается в активном творческом труде, направленном на общественное и личное благо. Человек сам создает свое счастье, которое заключается отнюдь не в погоне за материальными благами и должностями (С. Г. Сковорода). Конечно, для счастья необходимы определенный уровень материального достатка, и достойное положение в обществе, или общественное признание, и здоровье, чувственные наслаждения. Однако счастье – это, прежде всего, способность работать, удовлетворять свои духовные потребности, самосовершенствоваться. Великая поэтесса Леся Украинка, многие произведения которой содержат философские размышления, видела смысл жизни человека в достижении гармоничной свободной жизни, в которой человек един с природой, в которой он может раскрывать свою собственно человеческую сущность. А в реальной жизни царят бездушие, мещанство, безволие, страх, унижение человеческого достоинства. Поэтому необходимо действовать, решительно бороться за воплощение в жизнь высоких идеалов, чему Леся Украинка и посвятила свою жизнь. Похожие мысли можно найти в творчестве другого украинского гения И. Я. Франко. Смысл человеческой жизни с его точки зрения, это напряженный поиск своей «земли обитаванной», то есть достижение полноты бытия через сопряженные с сомнениями и тревогами, ударами и испытаниями, творческий поиск истины и создание нового, преображенного, свободного состояния человека и общества. Областью философских интересов В. К. Винниченко является внутренний мир человека, его переживания, взаимоотношения «я» (личного) и «мы» (коллектива). Как согласовать интересы «я» и «мы» - ни за счет «я», ни за счёт «мы»? В своем романе «Лепрозорий» В. К. Винниченко утверждает, что человечество является всесторонне больным: и физически и духовно. Эта болезнь хронического дискордизма (то есть рассогласование сил – чувств, мыслей, инстинктов, воли и т.п.), вечной несогласованности с собой. Террор, война, диктатура, насилие вообще, ненависть (личное, классовое, национальное, расовое, религиозное), эгоизм во всех его разновидностях – это все проявление дискордизма. В человеке борются инстинкты сохранения жизни и эгоизма. Современная жизнь человечества – это гигантский липрозорий. Счастье – это здоровье, радость, это ощущение гармонии мира, это равновесие и согласование всех сил, достижение целостности, то есть конкордизм. Нужно жить в согласии с законами природы, со всеми живыми существами, с близкими, с коллективом своим, с единомышленниками, с самим собой. Нужно жить так, чтобы каждое твое чувство было оправдано умом, а каждая идея развита до горячего чувства. Как видим, ответы на вопросы о смысле жизни, о том, как и для чего живёт человек, к чему он должен стремится – индивидуальны. Однако подавляющее большинство мыслителей считает, что оставить на земле след, продлить себя, если не в вечности, то хотя бы на определенное время, можно не только оставить после себя потомство, но и через высоконравственное общественное служение, через свой творческий труд, результаты которого являются ценными и для других людей через добрый след в их душах. Человек может поставить перед собой цель – стать счастливым, или хотя бы достойным счастья. Счастье тоже может пониматься по разному. Например, счастливым можно называть человека мудрого (ведь как утверждали античные философы, мудрый не совершает ошибок). Счастье жить, имея возможность постоянного разностороннего самосовершенствования, испытывая удовольствие от соприкосновения с прекрасным, от осознания собственной необходимости и самоценности (и в этом смысле незаменимости и неповторимости) своего бытия. Счастье содействовать достижению счастья другими людьми. Классиков читают спустя многие века, - значит, они продолжают жить. Сущность человека деятельностна. Представляется, что смысл жизни человека заключается в том, чтобы успеть реализовать свою человеческую сущность, или, поднимая выше «планку требований» к себе, успеть воспитать в себе личность и оставаться ею, не смотря ни на что. Жизнь вообще и человеческая в частности обладает самостоятельной ценностью. Однако смысл жизни заключается не только в ее сохранении и защите (это относится и к индивидуальной человеческой жизни и ко всему миру), но и в ее свободном творческом преобразовании на взаимосвязанных началах Истины, Добра и Красоты. Каждый индивид может проектировать свой способ бытия и его стиль, но при том он всегда исходит из некоторых допущений о подлинности определенных, коренящих в самой жизни ценностей, исходит из определенного понимания смысла жизни и целей жизнедеятельности. Кроме этого вопрос о выборе человеческом смысла жизни детерминирован социальными условиями, тем или иным уровнем культуры, религиозными догмами, а также макро – и микросредой, в которой осуществляется человеческая жизнедеятельность. Из глубокой древности, от Конфуция дошел до нас призыв не делать другим того, чего себе не желаешь, помогать другому достичь того, чего хотел бы достичь ты сам. стремись жить мудро и справедливо, стремись познать космос и самого себя, чтобы развиваться гармонично, - продолжают античные философы. Ставь перед собой цель развивать и проявлять себя всесторонне и неповторимым образом, творчески, в этом смысл твоей жизни, - убеждают итальянские гуманисты эпохи Возрождения. У С. Кьеркегора есть фраза о том, что человек, «не выбравший себя» (то есть не раскрывший подлинный смысл своего существования, свою роль в мире), наносит миру урон. Проблема смысла жизни и поисков истинного существования с особенной силой встает перед человеком в особых «пограничных ситуациях» (по выражению К. Ясперса): болезнь, смерть, выбор, потрясение и т.п. Сегодня вся наша жизнь стала пограничной ситуацией. Необходимо иметь ясный разум, чтобы это осознать и мужество, чтобы настойчиво искать ответ на вопрос о смысле своей жизни. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 2237; Нарушение авторского права страницы