Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Общественно – политические движения в России в 19 веке.
30-40-е гг. XIX в. -- время начала формирования в русской общественно-политической жизни революционно-демократической идеологии. Ее основателями стали В.Г. Белинский и А.И. Герцен. Они резко выступали против теории " официальной народности", против взглядов славянофилов, доказывали общность исторического развития Западной Европы и России, высказывались за развитие экономических и культурных связей с Западом, призывали использовать в России новейшие достижения науки, техники, культуры. Однако, признавая прогрессивность буржуазного строя по сравнению с феодальным, они выступали против буржуазного развития России, замены феодальной эксплуатации капиталистической. Белинский и Герцен становятся сторонниками социализма. После подавления в 1848 г. революционного движения Герцен разочаровался в Западной Европе. В это время он пришел к мысли, что русская деревенская община и артель содержат зачатки социализма, который найдет свое осуществление в России скорее, чем в какой-либо другой стране. В 1861 г. было создано тайное революционное общество разночинцев " Земля и воля" (существовало до 1864 г.), объединившее различные кружки. Главным средством воздействия на крестьян " Земля и воля" считала пропаганду. Довольно умеренная программа " Земли и воли" не нашла отклика среди радикально настроенной части молодежи.Падение крепостного права и обострение классовой борьбы в пореформенный период способствовали подъему революционного движения, которое выдвинуло на первый план революционных народников. Народники были последователями идей Герцена и Чернышевского, идеологами крестьянства. Главный общественно-политический вопрос о характере пореформенного развития России народники решали с позиций утопического социализма, видя в русском крестьянине социалиста по натуре, а в сельской общине -- " зародыш" социализма. Народники отрицали прогрессивность капиталистического развития страны, считая его упадком, регрессом, случайным, наносным, насаженным сверху правительством явлением. Идейными вождями революционного народничества 70-х гг. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, Н. К. Михайловский, П.Н. Ткачев. Их имена олицетворяли три основных направления в движении народников: бунтарское (анархическое), пропагандистское, заговорщическое. Различия заключались в определении главной движущей силы революции, готовности ее к революционной борьбе, методов борьбы против самодержавия.Практическая деятельность народников началась в 70-е гг. созданием по всей стране кружков учащейся молодежи и интеллигенции. Весной 1874 г. началось " хождение в народ", целью которого было охватить как можно больше деревень и поднять крестьян на восстание, как предлагал Бакунин. Однако хождение в народ окончилось неудачей. Последовали массовые аресты, движение было разгромлено. В 1876 г. была создана народническая подпольная организация " Земля и воля" *, видными участниками которой являлись С.М. Кравчинский, А.Д. Михайлов и др. Программа ее сводилась к требованию передачи и равномерного распределения всей земли между крестьянами. В этот период народники, согласно идее Лаврова, перешли к организации " поселения в народе" в качестве учителей, писарей, фельдшеров, мастеровых. Народники стремились таким образом установить прочные связи с крестьянами с целью подготовки народной революции. Но и эта попытка народников окончилась неудачей и привела к массовым репрессиям. " Земля и воля" строилась на началах жесткой дисциплины, централизма и конспирации. Постепенно в организации сформировалась фракция сторонников перехода к политической борьбе путем использования метода индивидуального террора. В августе 1879 г. " Земля и воля" распалась на две организации: " Народная воля" (1879-1882) и " Черный передел" (1879-1884). Ч е р н о п е р е д е л ь ц ы выступали против тактики террора, за проведение широкой пропагандистской работы в массах крестьян. В дальнейшем часть чернопередельцев во главе с Плехановым отошла от народничества и встала на позиции марксизма. Народовольц ы (в состав Исполнительного комитета " Народной воли" входили А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, А.И. Желябов, С.Л. Перовская и др.) взяли на вооружение террористическую борьбу. " Народная воля" подготовила семь покушений на царя Александра II, и 1 марта 1881 г. Александр II был убит. Однако ожидаемого свержения царизма не произошло. В стране усилилась реакция, были свернуты реформы. Само революционное направление народничества вступило в полосу длительного кризиса.В 80-90-е гг. XIX в. в народничестве усиливается реформистское крыло, значительное влияние приобретает либеральное народничество. Это направление ориентировалось на переустройство общества мирными, ненасильственными средствами. Правое его крыло - В.П. Воронцов и др. -- призывали интеллигенцию отказаться от борьбы за политическую свободу, поскольку она усилила бы буржуазию, и целиком сосредоточиться на поисках средств улучшения экономического положения народа. Левое - Короленко и др. - признавали необходимость политических преобразований, но мирным реформистским путем.Большой заслугой народников-экономистов является анализ пореформенного развития России. В 90-х гг. был очевиден рост капитализма и рабочего движения. Народники отказались от тезиса о том, что в России капитализм не развивается, и не отрицали факта возрастания роли рабочего класса. Однако они доказывали, что капитализм в России развивается и насаждается искусственно.
Социально- экономическое развитие России в 19 веке. Культура России 19 века. Факторы, которые повлияли на культуру первой половины XIX в.: 1) формирование русской нации в ходе развития капиталистических отношений, складывание национальной культуры; 2) значительное расширение культурных связей России с культурой других стран и народов способствовали интенсивному развитию русской национальной культуры; 3) демократизация культуры, которая проявлялась прежде всего в изменении тематики произведений литературы, музыки, искусства. Особенно с 30-х гг. XIX в. тема простого народа получает широкое распространение. Литература Ведущей областью первой половины XIX в. являлась литература. Основные идейно-эстетические направления литературы этого периода: 1) сентиментализм; 2) романтизм; 3) реализм. Ярким представителем сентиментализма в России был Карамзин. В произведениях представителей этого направления любовно изображаются (идеализируются) сельская жизнь, быт и нравы простых селян, отношения помещиков и крестьян. После Отечественной войны 1812 г. широкое распространение получает романтический стиль, для которого в России были характерны: 1) героика; 2) борьба за идеалы свободы; 3) помещение действия в исторические интерьеры и др. В этот период возрастает интерес к народной культуре и отечественной истории. Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» до сих пор остается одной из вершин художественной исторической литературы. Н.М. Карамзин пишет «Историю Государства Российского», которая сразу же становится предметом широкого обсуждения. Фольклор становится основой для создания многих произведений Н.В. Гоголя, Т.Г. Шевченко. Русская народная культура вызывала глубокую заинтересованность в литературно-философских салонах и кружках (кружок графа Блудова, славянофилы). Отчасти в пробуждении интереса к истории России и русской культуре сыграла роль и продиктованная свыше теория «официальной народности». Основателем русского реализма считают А.С. Пушкина. Его роман в стихах «Евгений Онегин», который часто называют энциклопедией русской жизни, является высшим выражением реализма в творчестве поэта. Изобразительное искусство Живопись, скульптура и архитектура данного периода находились под влиянием европейского классицизма. Архитектурные шедевры А.Н. Воронихина, К.И. Росси, О.И. Бове; скульптуры И.П. Мартоса, П.И. Клодта; живописные полотна К.И. Брюллова, Ф.А. Бруни не были его бессмысленной копией. Их пронизывала патриотическая идея, пафос прославления величия Российской империи. Работы архитектора К.А. Тона представляют новое (пришедшее с Запада) архитектурное течение – эклектика, вместе с тем развиваются традиции древнерусской архитектуры, русского деревянного зодчества. В творчестве А.Г. Венецианова, В.А. Тропинина сентиментализм обернулся ранее невообразимым вниманием к жизни и быту простого народа, в частности крепостных крестьян. Театр и музыка Сочетание традиций немецкой и итальянской оперы с народной музыкой России представлено в знаменитых операх М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского. Народные мотивы пронизывают также романсы А.А. Алябьева, А.Е. Варламова и др.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1175; Нарушение авторского права страницы