Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава III. Социально-психологические характеристики адептов «New Age» на материале Заповедника «Аркаим»
Способы вербовки адептов Многие руководители нетрадиционных религиозных объединений представляют свою деятельность как научную, следовательно, пользуются у неосведомлённых в этой области людей доверием, и их учения являются авторитетными и неоспоримыми. На Западе для обозначения процесса входа в религиозную организацию широко используется термин конверсия (от англ. conversion - переход в другую веру, перемена убеждений, взглядов)[103]. В 1976 году Р. Аустин выделил два основных аспекта входа в религиозную организацию: а) структурный – приобретение либо изменение членства в религиозной группе, которое может сопровождаться внутренним перерождением личности; б) психологический – духовное, внутреннее перерождение личности, которое может сопровождаться изменением членства в религиозной группе[104]. Структурный и психологический аспекты чаще всего неотделимы друг друга. В таком случае речь идёт о тотальной конверсии. Но они могут существовать и отдельно. В последнем случае человек может формально войти в религиозную структуру, так и не став её полноценным членом, или же, наоборот, отвечать всем психологическим характеристикам, ещё не вступив в организацию. Учёные отмечают, что вход в секту включает в себя две основные составляющие: а) комплекс действий, совершаемых сектой для вербовки нового члена; б) индивидуальные характеристики самого человека, его поведение, закладывающие основу для возможного вхождения в секту[105]. Методы воздействия на сознание у представителей нетрадиционных культов современности обширны. Одни люди менее подвержены влиянию «сект», другие – более. Но в целом, при некотором стечении обстоятельств жертвой манипулирования со стороны нетрадиционных культов может оказаться, хотя бы и ненадолго, любой человек. Е.Н. Волков считает, что так называемую группу риска составляют личности, занятые интенсивными духовными поисками, стремящиеся к «полной и абсолютной Истине», а также индивиды с художественным складом мышления. Эта группа частично совпадает с категорией лиц, которых на Западе называют «true believers» («истинно верующие»)[106]. Необходимо сказать, что лишь немногие нетрадиционные религиозные организации начинают вербовку с непосредственного контакта «лицом к лицу», т.е. на улице или у дверей квартиры. Большинство же вывешивают объявления на столбах, размещают их в прессе или интернете. Следовательно, чаще всего первый шаг для вступления в «секту» делает сам человек, который не обязан откликаться на рекламу, останавливаться на улице и начинать разговор с представителями этих организаций и открывать ему двери своей квартиры. Если первый шаг сделан случайно, из интереса к чему-то новому и т.д., то на втором этапе, когда человек приходит на собрание, начинает разговор с «сектантом» на улице или дома, большинство людей теряют интерес к организации и отсеиваются. Тех же, кто остаётся, уже можно рассматривать как потенциальных членов объединения. Они остаются именно потому, что уже задолго до этого сформировались как потенциальные члены секты[107]. Основным способом вербовки адептов в организацию является контроль сознания. Контроль сознания (или «незаконное влияние», как его иногда называют зарубежные специалисты) — это манипуляция с использованием насильственного обращения в веру (внедрения убеждения) или техники модификации поведения без осознанного согласия того человека, к которому эту технику применяют[108]. Человек, который попадает под влияние оккультных организаций, воспринимает их воздействие не как разрушающее, а как проявление заботы о себе. Например, контроль времени и деятельности, информационный контроль человек воспринимает как проявление такой заботы, которая позволяет ему снять с себя ответственность за свою жизнь и возложить ее на «учителя» оккультной организации[109]. Организаторы так называемых новых культов пользуются психологической, духовной, медицинской, коммерческой, политической и прочей неосведомленностью и неопытностью многих людей, целенаправленно стремясь к незаконному обогащению и незаконной власти, их обманывают и привязывают к себе, всячески вызывая, сохраняя и усиливая состояния невежественности, неинформированности и формируя неестественные, противозаконные состояния зависимости у своих приверженцев[110]. Как правило, в любом подобном культе эксплуатируется прежде всего психологическая неграмотность и незащищенность. Адепты таких организаций – люди неприспособленные к жизни. Они не могут спланировать собственную жизнь, и чёткий распорядок дня (пробуждение, медитации, питание и пр.), который даёт им «учитель», их вполне устраивает. На Аркаиме адептами подобных организаций являются люди не знакомые с восточными учениями, которыми прикрываются псевдо-«учителя», не знают особенностей практик медитаций. Последователей этих течений привлекает прежде всего внешняя яркость ритуалов, псевдонаучные красочные термины и обещания быстрых и эффективных решений проблем. Духовные практики, как правило, интересуют людей лишь в той мере, в какой они могут удовлетворить их материальные устремления. Явно видна тенденция неосведомлённости адептов в области восточных учений, которые интерпретируются абсолютно иначе, нежели они есть, в области медитативных практик и ритуалов, истории и пр. Представления о божествах у адептов так же крайне размыты и сумбурны. В записках, которые адепты оставляют на горах, они обращаются и к Будде, и к Заратустре, и к Иисусу Христу, и к Аллаху, и к Силам Аркаима, и к духам предков. Зачастую все эти имена фигурируют одновременно в одном обращении[111]. Это, по нашему мнению, является последствием того, что многие «учителя» утверждают, что их верования являются верным толкованием учения Христа, Будды, Заратустре и др. Вербовщики культа чаще всего обращаются к тем, кто находится в данный момент в непривычном, неустойчивом или неприятном социальном и психологическом положении. Это могут быть люди на отдыхе, студенты вузов (особенно первый и последний годы учебы), пожилые люди (недавно ставшие пенсионерами или оказавшиеся в длительном одиночестве), наивные подростки с их кризисом самоопределения, любой человек, переживающий какой-то стресс (болезнь, смерть близких, развод и т. п.), мигранты, беженцы, безработные, из которых все, вероятно, испытывают потребность в дружественности, сердечности и ищут установления связей[112]. Одним из источников вербовки людей в нетрадиционные религиозные организации являются средства массовой информации: интернет-рессурсы, газеты, журналы, телевидение и пр. Различные мистические и эзотерические учения получили доступ в область СМИ в связи со свободой вероисповедания и демократическими принципами. Безусловно, свобода и разнообразие лучше отсутствия таковых. Тем не менее, свобода может оборачиваться разными сторонами. Потребитель средств массовой коммуникации оказывается полностью дезориентированным. В современных условиях «религиозного вакуума» людей ищут свой духовный путь и поэтому жадно слушают разных проповедников и тех, кому открылась истина. Но каждый из них указывает свою единственную истину, свой путь к спасению, отрицая все другие пути как опасные для души и жизни человека. Аркаим фигурирует на сотнях интернет страниц, многие нетрадиционные религиозные организации используют «Аркаим» как бренд. Ими организуются выезды на «место силы», экскурсии и пр. Как правило, на подобных сайтах имеется своя история памятника, свои красочные легенды. Каждый из этих сайтов претендует на научность и преподносит факты, изложенные на сайте, как неоспоримые и безусловно истинные. На территории заповедника продаются книги «учителей», раздаются брошюры, вывешиваются объявления с приглашениями на медитации и очищающие практики. «Учителя» проводят бесплатные начальные лекции, в которых они вводят слушателей в суть их учения, рассказывают о потенциальных возможностях человека после прохождения ритуалов (за ритуалы, разумеется, нужно будет платить). Лидеры подобных групп проводят специальные семинары, тренинги, занятия вне территории заповедника, на которых люди подготавливаются к летнему паломничеству на Аркаим. Огромное количество людей начинают усваивать учения или приобщаться к практикам, не имея представления о том, куда эти занятия мистикой и эзотеризмом могут привести[113]. Уровень религиозной информированности россиян очень низок, поэтому можно сделать вывод о том, что средства массовой информации, а особенно Интернет, являются важным каналом распространения нетрадиционных религиозных учений и культов. Модель воздействия на личность в культе, по мнению Е.Н. Волкова, можно представить как процесс регрессии в детское, инфантильное состояние, с которого начинается пересоциализация индивида в члена культовой «семьи», которому навязываются новые «родители» и организуется новое «рождение» для «новой жизни»[114]. По мнению В.А. Мартиновича, к общим характеристикам присущим всем без исключения потенциальным адептам нетрадиционных культов, относятся: а) отсутствующие или сильно сниженные способности к критическому мышлению, всестороннему осмыслению любых возникающих на жизненном пути ситуаций, и в частности тех, где требуется сделать выбор между двумя альтернативными вариантами. Уровень образования, научные звания и степени далеко не всегда свидетельствуют о наличии критического мышления; б) отсутствующие или сильно сниженные способности к самостоятельному принятию решений, недостаток умения и готовности нести ответственность за свои поступки; в) отсутствующая или чисто формальная принадлежность к традиционной религии; [115] Наличие лишь одной из этих характеристик значительно повышает для человека риск быть втянутым в подобные организации. К категории потенциальных членов сект относятся также люди, элементы мировоззрения которых совпадают с какими-либо компонентами учения неокультов. Большинство возникающих культов в процессе разработки своего учения активно используют идеи и смысловые конструкции нетрадиционной религиозности общества. Имеются в виду псевдонаучные и псевдорелигиозные идеи, которые активно распространяются в современном обществе и свободно принимаются в качестве достоверных и истинных. К наиболее известным из этих идей можно отнести веру в астрологию, порчу, сглаз, ауру, биоэнергетику и экстрасенсорные способности человека, реинкарнацию, НЛО, аномальные и геопатогенные зоны, Фэн-Шуй, различные гадания и т.д.[116] Специалисты, изучающие эти явления, обращают внимание на то, что участие в подобных группах приводит к эмоциональной регрессии, в процессе которой изменяется точка зрения человека на происходящие в мире события с незаметным, постепенно углубляющимся разрывом с реальностью. Учителя предлагают оградиться от внешнего мира и полностью уйти в организацию, а это приводит к самоизоляции и отчуждению. Существует угроза расщепления сознания, что клинически проявляется в появлении психических нарушений вплоть до развития шизофреноподобных состояний. У человека, подвергнутого влиянию таких психогрупп в течение длительного времени, возникает оживление функционирования, так называемого архаического мозга со стимулированием воображения, фантазий, с появлением снов наяву. Специалисты считают, что приблизительно половина членов различных групп проявляют психотические шизофреноподобные изменения, нарушения восприятия. Все это приводит к невозможности справляться с задачами повседневной жизни. По мере потери человеком этой способности у него нарастает отчуждение, снижается возможность противопостояния трудностям. Возникает опасность возникновения потребности в постоянном нахождении в этих организациях[117]. Адепты аркаимских нетрадиционных религиозных организаций, как правило, очень замкнуты и агрессивны, по нашим наблюдениям. На вопросы не отвечают, к себе в группу не пускают, к научным сотрудникам относятся с недоверием, и иногда даже с агрессией. Историков очень часто они обвиняют в сокрытии ценной мистической информации, в том, что они выдают не всё что знают. Сотрудники заповедника часто обвиняются в том, что они установили запрет на свободное посещение городища, думая при этом, что таким образом от адептов скрывают главный «источник энергии». На самом же деле это связано с тем, что территория городища – заповедная. Нетрадиционные религиозные организации представляют собой группы, которые разрушают индивидуальность, целостность индивида, лишают человека свободной воли. Жизнь адептов зависит от желаний и намерений лидеров группы. Все лидеры сект и культов являются мошенниками, и получают непосредственную экономическую выгоду от своих последователей. Для них религиозные идеи служат прикрытием, за которым прячется жажда материальной наживы, поэтому большинство сект не имеют четкой доктрины и неизменных принципов, их деятельность часто противоречит проповедуемым ценностям. Врачи психиатры и психологи отмечают, что вслед за очередным увлечением в обществе новым эзотерическим или мистическим учением нарастает и новая волна психических заболеваний, причиной которых являются данные учения. Политический экстремизм, нетерпимость к другим идеям и учениям, личный эгоизм, склонность к упрощенному решению сложных проблем − эти и многие другие негативные социальные явления так же частично обязаны именно мистическим и эзотерическим практикам[118]. Контроль сознания – основной метод манипулирования адептами нетрадиционных религиозных организаций. Происходит обычно это в форме организации различного рода групп, обещающих своим приверженцам самые желанные для них блага — духовные, социальные, материальные, — в обмен на полное подчинение и поклонение лидеру, идеологии и дисциплине такой группы. Такое условие этого обмена не только никак не предъявляется вербуемому, а, наоборот, тщательно от него скрывается. Фактически осуществляется не контролируемое ложное рекламное заманивание, использующее самые значимые и укорененные ценности как наживки для вовлечения людей в процесс дальнейшей целенаправленной обработки сознания.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 839; Нарушение авторского права страницы