Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социально-психологические причины вовлечения людей в «New Age» объединения.
Псевдопсихологические религиозные конструкции обещают изменение души. Увлечение астрологией захватило большую часть общества. Среди горожан России в нее верят более 70% — такого высокого показателя нет ни в одной стране Запада[119]. Сотни людей, придерживающиеся подобной идеологии, ежегодно приезжают на Аркаим с целью «духовного поиска», очищения кармы, подзарядки энергией и прочим. На Аркаиме в настоящее время присутствует большое количество ньюэйджеров олицетворением веры которых, с одной стороны, являются Высшие Силы и Высший разум, разлитые во всем степном пространстве, с другой – «энергетические столбы», которые локализуются в конкретных местах, становящихся после этого объектами поклонения[120]. Несформированность системы ценностей современного человека в России является благоприятной психологической почвой для деятельности представителей нетрадиционных религиозных организаций. Нестабильность социально-экономического положения, расшатывание института семьи, трансформация прежней образовательной системы, отсутствие единой системы воспитания так же являются немаловажными причинами, по которым человек уходит в организации оккультного характера[121]. По нашим наблюдениям, основной контингент подобных организаций это женщины «за 40», как правило, одинокие, молодые люди, ищущие чего-то нового и желающие быть «не такими как все», дети, которых привозят с собой родители. Большое количество женщин в подобного рода организациях можно объяснить тем, что одной из важнейших особенностей «New Age» является увеличение роли женщины в обществе и религиозной жизни. Эта особенность привлекает большое количество женщин в эти организации, так как в традиционных религиях основной чертой является их патриархальность. Часто человек попадает в сети секты из-за недостатка любви и внимания или, наоборот, гиперопеки. Все эти факторы создают острую потребность в комфорте, который заменяется религиозной любовью, а находят такую любовь зачастую именно в нетрадиционных религиозных организациях. Часто преддверием попадания в такие организации становятся молодежные субкультуры – готы, эмо, националисты и даже antifa[122]. На Аркаиме постоянными паломниками являются именно националисты. Они убежденны в том, что прародиной ариев является сам протогород. Именно идея происхождения на Аркаиме «избранного славянского народа» и стала для них привлекательной. Аркаим активно посещается жителями Башкирии, которые так же считают Аркаим местом жительства своих предков и, соответственно, их прародиной. Временное несовпадение происхождения Аркаима и башкир как этноса не принимается во внимание[123]. По мнению психолога Е.Н. Арбузовой, одной из главных причин попадания людей под влияние оккультных псевдонаучных организаций является неудовлетворенная потребность в безопасности. В современной действительности все компоненты потребности в безопасности не находят удовлетворения: множество болезней, нестабильность личностных и социальных ценностей, в том числе семейных, демографический кризис, финансовая и карьерная неопределенность, информационный плюрализм. Следовательно, человек не чувствует стабильности. В такой ситуации у него начинает работать ориентировочный рефлекс: человек начинает искать условия, при которых он сможет чувствовать себя в безопасности[124]. Зачастую, безопасность он находит именно в религиозных организациях деструктивного характера, так как Церковь не может дать человеку мгновенных ответов на волнующие его вопросы. При отсутствии религиозной культуры и при атеистическом воспитании человек обращается не к ортодоксальной церкви, а скорее прислушивается к совету знакомых «куда пойти» или будет выловлен в толпе вербовщиками неокультов. Обратная ситуация же наблюдается в «сектах». Адепту сразу же говорят о причинах его проблем: «почернение кармы», «засоренность энергетических проходов» и пр. И, разумеется, моментально предлагают решения той или иной проблемы. Зачастую акцент делается на поиске уникальных сил внутри себя. Все эти группы обещают мгновенное увеличение благосостояния человека, выполнение его желаний. Это является основным признаком общества потребления. Адепты «New Age» организаций склонные больше верить в чудо, нежели добиваться желаемого усердным трудом. Их основная задача – взять как можно больше благ. Для этого последователи занимаются медитативными практиками, очищениями силовых полей, прочищением чакр и прочим. Зачастую, это стоит им немалых денежных средств, так как за индивидуальные занятия, для достижения больших результатов, приходится платить. Одной из причин, как было выяснено нами в ходе наблюдений, являются болезни, экономическая нестабильность, неустойчивость ценностей и прочее. Об этом говорят записки, оставляемые туристами на горах Аркаима. Всего нами было собрано 60 записок. Основное их содержание сводится к получению больших выигрышей в лотерее, желания выйти замуж, покупка квартир и прочее. Духовное спокойствие, умиротворение, равновесие и прочее мало волнует современных людей. Главное – материальное благополучие, успех и нежелание приложить к достижению поставленных целей какие-либо усилия – вот отличительные черты адептов. В 80% записок обычно охватывается весь перечень тревожащих адептов проблем: здоровье, материальное благополучие, решение жилищных проблем, решение проблем в личной жизни. Как правило, все записки пишутся в настоящем времени[125]. Современные исследователи выделяют различные причины, которые побуждают людей следовать идеологии и убеждениям неокультов. Е.К.Агеенкова выделяет следующие психологические причины:
· Тенденция к группированию; · Стремление к превосходству; · Стремление к сказочному и таинственному; · Сложные жизненные обстоятельства; · Ориентация на героя; · Экзистенциальный аспект или явление «духовной пустоты»; · Импринтинг. Теперь попытаемся охарактеризовать психологические причины вовлечения людей в неокульты, выявленные Е.К.Агеенковой на примере Аркаима. Вера в чудо - сильнейший психологический фактор. Даже там, где явление может быть вполне закономерным, ему все же приписываются чудесные свойства. Стремление к таинственному объединяет, скорее, всех паломников, приезжающих на Аркаим. Практически все ньюэйждеры отрицают историю заповедника, но вариантов псевдоистории Аркаима у них сотни. Например, так называемые арийские мифы или мнение, что Аркаим является древнейшей обсерваторией ариев и пр. Все эти истории имеют, как правило, мистический характер, сказочны и не подтверждены историческими фактами. Мистически воспринимаются восточные психотехники, связанные с такими понятиями как «йога», «каналы», «чакры», «энергия кундалини» и др. Они имеют вполне реальную практику, но для большинства они непонятны и поэтому мистифицируются. Чаще всего чудесами являются психологические феномены, спровоцировать которые может любой грамотный психолог. Обычно они являются результатом: 1. группового взаимодействия (тенденция совместного мифотворчества); 2. специальной психотехники (обычно медитативного и трансового характера); 3. действия убеждения(все «учителя», как правило, хорошие психологи); 4. прямого личностного воздействия манипулятивного характера, часто называемым экстрасенсорным; 5. иногда гипноза[126]. Ярко прослеживается ситуация мифотворчества. Буквально на глазах создаются новые ритуалы и традиции, «пишется» новая история. К примеру, на праздник Ивана Купала июля 2010г., вместо традиционных гуляний, веселья и хороводов, адепты в абсолютной тишине, воздев руки к небу, прикасались к силе предков, заряжались их энергией и приобретали их мудрость[127]. Очень часто к медитациям, и «зарядкам» энергией приписывают космические силы, в частности, явления НЛО[128]. Это, по-видимому, является своеобразным отпечатком эпохи высоких технологий и активного изучения космоса. Ориентация на героя так же ярко прослеживается у аркаимских паломников. «Учитель» для них – бесспорный авторитет, только он владеет высшей мудростью и силой. Без учителя невозможно правильно провести обряд медитации, очиститься, добиться успеха. Именно «учитель» организовывает распорядок дня адептов, устанавливает количество медитаций, проводит ритуалы и пр. Зачастую он рассказывает истории испытаний, которые ему пришлось пройти, прежде чем получить «силу свыше». Его знания уникальны и неповторимы, и только лишь учитель сможет открыть все тайны учения и никто другой. Примером является организация «New Аркам» во главе с В.П. Путенихиным, который ежедневно проводит обзорные лекции, медитации, встречи рассвета и пр. Современная тенденция заключается в образовании психогрупп, использующих групповые динамические процессы с применением собственных коррекционных техник воздействия, изменяющих сознание. Члены секты убеждены в необычных возможностях психотехник, что приводит к возникновению у них иррациональных представлений, базирующихся на надежде с помощью психотехник и психологических методов расширить тесные границы человеческих чувств и действий. Эта уверенность становится для них новым видом религии[129]. На Аркаиме, по утверждению самих туристов, часты видения и слуховые галлюцинации. Наиболее широко распространены среди туристов ночные медитации на территории городища, в ходе которых им являются древние жрецы и жрицы. Различаются они обычно одеждой, говорят же примерно одно и то же: современный человек отказался от многих знаний, которые были доступны древним, но именно сейчас настал благоприятный момент для того, чтобы войти в контакт с древними цивилизациями и восстановить утраченное. Подобное умонастроение свойственно для очень многих и отражает глубоко укоренившееся в последнее время мнение о том, что только современный человек готов к познанию тайн Вселенной. Туристы устраивают медитации на любых местах памятника. Они якобы обращаются к своим прошлым жизням (которые, как правило, были на Аркаиме), им приходят видения древних сеятелей, воинов, гончаров и пр. Подобное было услышано нами при наблюдении за медитацией группы возле памятника. Помимо других причин выделяют и импринтинг. Импринтинг — понятие, введенное К. Лоренцом, обозначающее раннее запечатление у животных. Сразу после рождения в первые часы и дни жизни животные способны запоминать подвижные предметы, которые находятся в непосредственной близости от них, и переносить на них свои инстинктивные реакции, связанные прежде всего с ориентировкой на родителей[130]. При вовлечении человека в неокульт можно наблюдать также своеобразный духовный импринтинг. Большинство людей абсолютно стерильными в отношении мистического и религиозного образования[131]. Социально-психологическая зависимость возникает, в основном, вследствие различных трудных ситуаций, социальной, экономической, психологической нестабильности. Как правило, оказываясь внутри подобной организации, человек пытается избавиться от гнетущих его проблем, почувствовать себя в безопасности, обрести семью. Как правило, человек, оказавшийся под влиянием негативного воздействия нетрадиционной религиозной организации, со временем становиться зависим от него. Причины на это самые разнообразные. Очень часто, становясь адептом нетрадиционной религиозной организации, у человека формируется негативное отношение к социуму вне нее. Подобное отношение к окружающему социальному миру формирует страх перед ним, боязнь оказаться под его влиянием. Чаще всего используются следующие способы защиты от его воздействия: запрет на использование средств массовой информации, пользование информационными источниками только данной организации; избегание контактов с людьми, не являющимися членами организации, желание взаимодействовать только со «своими»[132]. На Аркаиме адепты неокультов обычно не идут на контакт с туристами, сотрудниками заповедника. Читают они в основном газеты именно оккультного характера. Например «Тайна Жизни». В связи с тем, что они находятся в изолированной от цивилизации территории, телевидение и радио им недоступно. Часто толчком для вступления человека в секту становится отсутствие крепкой и любящей семьи, поэтому секта становиться как бы её прообразом. Окружающие люди – братья и сёстры с общей идеей и целью, учителя – это своеобразные сверх-отцы и сверх-матери, способные направить на истинный путь и обладающие бесспорным авторитетом. Члены подобных организаций верят в сверхъестественные возможности психотехник и проводимых ритуалов. Это приводит к возникновению у них иррациональных представлений, которые основаны на надежде и вере, в то, что эти техники способны развить в них сверхспособности и смогут вывести их за рамки простых человеческих возможностей[133]. Толчком во вступление в подобную организацию могут стать и потеря близкого человека, развод, различные эмоциональные потрясения, душевные расстройства и другое. В этом кругу психологически комфортно. Конечно, лучше быть принятым и понятым и «спасенным», чем никому не нужным и забытым всеми. На Аркаиме эти группы живут тесным коллективом, в палатках или домиках, обедают вместе, вместе просыпаются, вместе занимаются медитациями и пр., т.е объединены общей идеей, бытом. Проживают на территории заповедника они зачастую достаточно долго, они очень приветливы друг к другу. Свободное от практик время так же проводят вместе. Подобное поведение и есть замена настоящей семьи. Адептов не смущает даже то, что за подобную «семью» приходится отдавать свои денежные средства, отдавать всю жизнь, находить новых «членов семьи», заниматься деятельностью во благо организации. У приверженцев идеологии «New Age» имеются свои особенности психической зависимости от организации. Во-первых, во время обряда инициации у адепта формируется «сверхидея», которая определяет его потребность связывать свою жизнь с «New Age» как с прямым носителем этой идеи. Во-вторых, формируется ощущение доступности Бога и лёгких путей достижения целей, которая очень привлекательна. Классическая форма зависимости наблюдается исключительно у людей с индивидуальной склонностью к зависимому поведению и имеющих потребность в социальной поддержке[134]. New Age – явление относительно новое и явно отличающееся от традиционных представлений и мировоззрений. Именно это зачастую и привлекает молодежь, которая отличается своими бунтарскими нравами и нежеланием следовать традициям, стремлением к чему-то новому. Нетрадиционные религиозные организации являются формой поиска путей социального утверждения молодого человека и формой ухода от проблем, затрудняющих социальную адаптацию. Зачастую молодых людей привлекает внешняя яркость ритуалов ньюэйджеров. На Аркаиме проходят ритуалы изгнания злых духов, изгнания демонов, очищение кармы и пр. Как правило все это сопровождается ритуальными кострами, биением в бубны, громкими криками, экстатическими биениями в барабаны. Всё это ярко, необычно, привлекательно и, безусловно, новое и неизведанное. Подобные вещи манят современную молодежь. Очень часто складываются такие ситуации, когда молодые люди приезжают на Аркаим с целью отдыха, но потом видят подобные ритуалы и воспринимают их как хорошее и интересное времяпровождение, но не религию. Постепенно они втягиваются в эту сеть и становятся адептами подобных организаций. Многие учителя утверждают, что именно их учения в будущем станут истиной и единственной религией и их последователи выполняют роль первопроходцев, и обязательно войдут в историю[135]. Многие молодые люди прельщаются этой ролью, под действием юношеского максимализма и охотно вступают в нетрадиционные религиозные организации. Анализ причин ухода молодежи в нетрадиционные религиозные организации Т.К. Мухиной позволил выделить три блока причин данного явления. Первый блок составляют социальные причины, к которым относятся социально-экономическая и политическая нестабильность, социальное неравенство, девальвация нравственных ценностей и норм поведения. Второй блок - это причины социально-психологического и педагогического характера, т.е кризис государственных институтов воспитания, дисгармония внутрисемейных отношений, отрицательное влияние социума. Третий блок включает личностные причины, например особенности личности, деформация ценностных ориентиров и некритичность мышления[136]. У современных исследователей нет единого мнения по поводу большего доверия нетрадиционным религиозным организациям по гендерному признаку. Одни исследователи утверждают, что большему влиянию подвергаются женщины, другие – мужчины. Убеждение в том, что женщины, в отличие от мужчин, более конформны, легкоубеждаемы и управляемы из-за своей зависимости и подчиненности, является социальным стереотипом[137]. В современных неокультах используется, вероятно, весь арсенал современных психотерапевтических приемов. Освобождение от жизненных проблем является ловушкой, в которую попадает человек, оказавшийся в сложной жизненной ситуации. Значительный психотерапевтических эффект имеет и заполнение экзистенциального вакуумаи приобретения смысла жизни. Идеология современных неокультов указывает на то, что они стремятся к высшим человеческим ценностям, поиску истины и Бога. Ощущение приобретения смысла жизни помогает человеку, успокаивает его. Немаловажным фактором является то, что современные неокульты, в частности на Аркаиме, обещают человеку мгновенное решение его проблем, материальное благосостояние и успех во всех начинаниях. Стремление взять как можно больше благ и прикладывать к этому как можно меньше усилий – основная черта современного общества потребления. Близкие людей, попавших под влияние сект, часто предполагают, что на них было оказано какое-то гипнотическое или магическое воздействие. На самом же деле человеческое «Я» имеет ряд естественных потребностей, которые легко удовлетворяют неокульты.
Заключение В современной массовой культуре новая религиозность благодаря искусству, средствам массовой коммуникации и новым технологиям получает широкую распространенность. В рамках «New Age» получили распространение и так называемые коммерческие культы, не имеющие вероисповедного содержания, но обладающие набором остальных характеристик квазирелигиозного культа, в том числе жесткой иерархической структурой, претензией на «харизматическое» лидерство, применением техники контроля сознания, активным прозелитизмом. Организации «Новый Аркаим», «Школа Аркаим», «Международная Академия Космоэнергетики» являются оккультными псевдонаучными организациями. Аркаим представляется им как сакральное «место силы», обладающее уникальными свойствами. Указанные организации являются, в первую очередь коммерческими: их основная цель – добиться как можно большего количества материальных средств от своих адептов. Они ради собственной материальной наживы пропагандируют мистические свойства памятника. Оказываясь на Аркаиме, человек оказывается внутри мифа, который задаёт определённые стереотипы поведения, тем самым облегчая адептам возможность манипуляции. Думается, люди сами охотно отдают свои деньги подобным организациям, и внушают себе эффективность их учения. Катализатором для роста числа псевдонаучных организаций служат успехи современной науки. Современный человек не хочет воспринимать на веру преподносимую информацию, для него важно подкрепление её научными данными. Этим умело пользуются псевдоучителя, придумывающие околонаучные теории. Нетрадиционные религиозные организации направлены на людей современного общества и на самые часто встречаемые на сегодняшний день проблемы человека (ухудшение зрения, вследствие частой работы с компьютером, гармонизация семейных отношений и пр.). Таким образом, можно заключить, что «учителя», в первую очередь отличные психологи, хорошо разбирающиеся в актуальных для современного человека проблемах. В данных религиозных движениях активно используются элементы, заимствованные из других религий, в основном восточных, религий или этнических культур. Однако реальные функции этих элементов определяются их потребностью в привлечении как можно большего числа сторонников и в корне отличаются от тех, которые были свойственны этим элементам изначально. Учения новых религиозных движений стремятся вместить в себя максимальное число идей, получивших позитивную оценку в различных культурах, но не несущих специфики этих культур, т.е. универсальных. В практической деятельности новые религиозные движения активно используют для привлечения и удержания адептов методы современной коммерции: сетевой маркетинг и приемы менеджмента. Особенностью интереса россиян к экзотическим восточным культурам является то, что людей интересует, прежде всего, возможность улучшить свою повседневную жизнь, моральное и физическое состояние с помощью наработок иных этнических культур и религиозных систем. Более того, реально большинство посетителей «духовных обществ» пытаются не столько овладеть специальными методами регулирования своего состояния, сколько внести что-то новое в свой образ жизни. Новой религиозности свойственны иерархичность культа и динамичность, синкретизм и эклектизм вероучения, социальный конформизм, индивидуализм и плюрализм, что объясняется ее возникновением и существованием в общем контексте постмодернистской массовой культуры. «New Age» характеризует, в первую очередь, претензия на всеобъемлющий духовный синтез, оборачивающийся вероучительной и обрядовой эклектикой, включающей разнообразный материал: отдельные вырванные из контекста элементы мировых религий, оккультизм, йогу, каббалу, суфийскую практику, вневероисповедную мистику, «паранаучные» идеи (вроде НЛО и контактов с внеземными цивилизациями). В этом же контексте можно рассматривать и проповедь своеобразного «суперэкуменизма», стремящегося объединить все существующие религиозные течения в некую «суперрелигию». Почти всем направлениям «New Age» свойственна эзотерическая система приобщения адептов к вероучению и культу: человек посвящается в тайны «сокровенного знания» постепенно, по мере прохождения определенных этапов «посвящения». «Аркаимские» культы носят синкретический характер. Они являются синтезом славянских течений, некоторых эзотерических учений и пантеистических культов. Различные ритуалы, проводимые на Аркаиме, имеют прямые аналоги в ритуальной практике древних и средневековых народов Евразии. В ходе исследования мы сделали вывод, что на данном примере ясно просматривается тенденция современного мифотворчества, которое было бы невозможно без существования «мест сил», таких как Аркаим. Вариантов псевдоистории Аркаима у неоязыческих движений очень много. Любые научные теории отвергаются как сознательное искажение истины, а историки, в том числе научные сотрудники Заповедника «Аркаим», обвиняются в замалчивании подлинного положения вещей. В исследовании было уделено внимание причинам сакрализации «духовными паломниками» Аркаима. К ним относятся: объявление Тамарой Глобой Урала «центром мира», а «Страны городов» – серединой Земли, теории о происхождении на Аркаиме славян (так называемый «Арийский миф») и теории о высокой энергетике Аркаима и «энергетических столбах» Основными причины вхождения людей в нетрадиционные религиозные организации являются: нестабильность социально-экономического положения, расшатывание института семьи, нестабильности личностных отношений, психологическая неустойчивость и неосведомлённость. Современный человек желает мгновенного избавления от проблем и неприятностей, окружающих его в повседневной жизни. Используя весь этот комплекс особенностей, «учителя» вербуют туристов различными способами. Это, во-первых, сильная реклама в Интернете, СМИ, под влиянием которой человек сам делает первый шаг в организацию. Во-вторых, это контроль сознания. Человек, который попадает под влияние оккультных организаций, воспринимает их влияние не как разрушающее, а как проявление заботы о себе. При этом у него происходит ломка психики, изменения в мировоззрении: возникает негативистское отношение к людям вне неокульта, происходит пересоциализация индивида в члена культовой «семьи», снижаются способности к самостоятельному принятию решений, наблюдается эмоциональная регрессия и угроза расщепления сознания. Итак, на сегодняшний день Аркаим является не только историческим памятником, но и местом паломничества представителей различных религиозных организаций. При этом зачастую религия служит лишь прикрытием для жаждущих наживы и материального обогащения псевдо-учителей. Они используют популярные ныне элементы восточных практик, часто смешивая их с традиционными религиями, получая в высшей степени эклектичное, но чрезвычайно яркое и привлекательное для современного обывателя учение. Аркаим, мало затронутый индустриальными веяниями, позволяет индивиду ощутить его первоначальное бытие, тесную связь с природой и космосом, что позволяет людям в какой-то мере очиститься от их насущных проблем и забот. Но в таком состоянии они очень уязвимы для воздействия со стороны «учителей». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы