Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Нетрадиционные религии: понятие и причины возникновения
Нетрадиционная религиозность - свежее духовное явление XX века. Новые духовные объединения известны под разными названиями: «новые религиозные движения», «религии Нового века», «тоталитарные секты», «деструктивные секты», «внеконфессиональные религии» и т.д. Для обозначения нетрадиционных религий широко употребляется и термин «New Age». В настоящее время он используется для собирательного обозначения всех религиозных новообразований, возникших в канун наступления нового века и третьего тысячелетия. Названное определение не является строго понятийным, поскольку не передает специфику данного феномена, а скорее носит образный, символический характер, обозначая проявления нетрадиционной религиозности в современном мире. Нетрадиционная религиозность − явление достаточно сложное и трудно поддающееся осмыслению, поскольку в этом феномене отражены сложные процессы духовно-нравственного состояния современного мира. Новые религиозные движения − это новые конфессии, религиозные группы, течения, в появлении которых отразились процессы модернизации в религиозной сфере. Появление их объясняется изменением мировоззренческих парадигм, кризисом традиционных религий, взаимовлиянием различных культур в условиях нарастающей глобализации, новые религиозные движения выступают результатом религиозной инициативы отдельных личностей, которые, базируясь на определенной вероисповедной традиции или синкретизме нескольких, создают новое вероучение, культ, организацию[18]. Современная ситуация породила ощущение бесперспективности жизни, невозможности установления гармоничных отношений в обществе, вследствие чего создались благоприятные условия для распространения новых религиозных движений, обещающих каждому личное спасение, безграничные возможности самосовершенствования. Новым религиозным движением называется религиозная, этническая или духовная группа, не получившая общественное признание в качестве деноминации или церкви, — в особенности, если она имеет нетрадиционное вероучение. Смысл, вкладываемый в слово «новое», меняется в зависимости от исследователя, а также от страны. Например, в Японии НРД обычно называют группы, возникшие после конца XIX века. С другой стороны, Айлин Баркер использует прилагательное «новое» по отношению к движениям, возникшим после 2-й мировой войны и новым для той или иной конкретной культуры[19]. А.Л. Дворкин для обозначения нетрадиционных религиозных объединений употребляет термин «секта». Секта — это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона[20]. Кроме того, появление и распространение новых религиозных движений связано с массовой секуляризацией и глобальными информационными обменами, расколом традиционных религий, что порождает недоверие и разочарование простых верующих, пытающихся найти ответы на сложные вопросы и утешение вне традиционных религий[21]. В работах А.Баркер[22], М.Элиаде[23] и др. было доказано, что нетрадиционные религии, аналогичные современным, появились довольно давно, даже несколько столетий тому назад. Наиболее ранние из них известны в Полинезии, у североамериканских индейцев, в Африке и Малайзии. Это объясняется столкновением автохтонной культуры, этнического самосознания и традиционного образа жизни с колониальным угнетением, конфронтацией с миссионерским прозелитизмом[24]. Первая волна нетрадиционных религий возникает во второй половине XIX в.. Её наиболее яркими и известными проявлениями были спиритизм и теософия Е.П. Блаватской, организовавшей в 1875 году в Нью-Йорке вместе с полковником Г.С. Олкоттом Теософское общество, одной из главных целей которого было «образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания»[25]. Впервые массовое появление нетрадиционных религий, таких как Сока гаккай, Риссё косэй кай, Рэй ю кай и т.д. наблюдалось в Японии после Второй Мировой Войны, где число новых сект достигло нескольких сотен. Разгром в войне означал закат синтоизма как государственной идеологии, воспитывавшей милитаризм и национализм, культ императора и «великой Японии»[26]. В результате этого возникает религиозный вакуум, который заполнялся именно нетрадиционными религиями. Распространение нетрадиционных религиозных движений в России происходило отчасти из-за иммиграции людей, которые принесли с собой и свои религии; отчасти этому способствовали рост и миссионерская деятельность ряда новых религиозных движений. Нет сомнения, что определяющую роль в широком распространении в постсоветской России нетрадиционных религий сыграли особые обстоятельства. Резкие и глубокие социокультурные изменения конца 1980-х — начала 1990-х годов, которые значительно усилили тенденции роста религиозных настроений, наблюдавшиеся еще в годы застоя. Все это подтвердило известную закономерность: углубление кризисных явлений в обществе всегда сопровождается усилением религиозных исканий. Говоря об условиях и причинах распространения нетрадиционных религий в современной России, Е.Г. Балагушкин считает, что нельзя не коснуться двух иллюзий, свойственных советской идеологии и наложивших, определенный отпечаток на религиозные искания в постсоветский период. Одна из этих иллюзий заключалась в представлении о скором построении коммунистического общества, которое полностью освободится от «религиозных предрассудков» и станет атеистическим. Эта просветительская иллюзия во многом основывалась на сведении содержания и культурно-исторического значения религии к идеологии эксплуататорского строя. Другая иллюзия советской идеологии заключалась в ее собственной идентификации с «научным» атеизмом. Несмотря на то, что Ленин подверг сокрушительной критике богоискательские настроения, официальная идеология советского строя представляла собой по своему смыслу и ориентациям разновидность светской религии. Ее содержание внешне выглядело секулярным, а по существу было псевдорелигиозным, с определённой догматикой, «святыми», ритуалами и пр.[27] Таким образом, сама коммунистическая идеология в том виде, в котором она получила свое официальное догматическое выражение при советской власти, в силу специфических особенностей в определенной мере создавала предпосылки к религиозным исканиям. Они, в полной мере, начали реализоваться в условиях разразившегося кризиса советского строя и разочарования людей в возможности достижения, обещанного официальной идеологией, всеобщего земного счастья. Те, кто не был в состоянии примириться с обнаружившейся несостоятельностью этой светской утопии, обратился за утешением к нетрадиционным религиям, которые пропагандировали свои собственные социальные утопии, опирающихся на поддержку сверхъестественного природного или потустороннего начала. Основной мотив обращения к нетрадиционным религиям состоит в том, что человека не удовлетворяют ответы и решения, даваемые официальной идеологией, будь то светской или церковной. Приверженцы нетрадиционных религий надеются, что предлагаемые утопические программы сакрального совершенствования человека и общества приведут к чудодейственному разрешению всех трудностей современной цивилизации и, прежде всего, безотлагательно помогут им лично. Вторая волна нетрадиционных религий, заставившая заговорить о себе во всем мире, охватила США и Западную Европу в конце 1960-х — 1970-х годов. В конце XX в. распад атеистического советского мировоззрения породил различные нетрадиционные культы в нашей стране. Объединить их можно одним понятием – New Age. New Age (англ. New Age, буквально «новая эра») — общее название совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера, сформировавшихся в XX веке. Также это движение называют «Новой Эрой», «Эрой Водолея» и «Новым Веком». Достигло оно наибольшего расцвета в 1970-е годы[28]. Название движения напрямую связано с его ориентацией на наступающую новую астрономическую эпоху — «Эру Водолея», которая продлится примерно 2500 лет и начнётся с XXII-го столетия и, по мнению последователей New Age, будет ознаменована грандиозным скачком в духовном развитии человечества. New Age отлично от традиционных религиозных движений тем, что оно не представлено определенным духовным учениям или же религиозным воззрениям (сектой, общиной, традицией, школой), а включает в себя множество различных оккультных, эзотерических и метафизических учений. Зарождение движения связано со многими обстоятельствами, из которых наибольшее значение имело повышение уровня базисной грамотности, развитие средств связи, массовой информации и книгопечатания, через которые и проникают новые идеи и веяния. Следовательно, происходило частичное открытие для западных читателей ранее малодоступных восточных учений. В 1960-х годах происходило развитие свободомыслия, вследствие чего падал авторитет традиционных религиозных верований, что также давало возможность распространению новых идей[29]. Хотя взгляды различных ньюэйджевских групп обладают большим разнообразием, можно выделить немало наиболее характерных положений, используемых наиболее часто. Во-первых, это общая вера в Любовь и Единство всего сущего. Это подразумевает под собой также и единство всех религий и учений, то есть все религии и духовные учения в своей сути утверждают одну и ту же истину, то есть, много путей ведут к одному и тому же духовному просветлению. Этот тезис нередко приводит в ньюэйджевской литературе к смеси очень многих порой значительно различающихся между собой учений. Вера в прошлые рождения и переселение душ в виде непосредственного перехода сознания от рождения к рождению, в кармическую причинность и взаимосвязь судьбы с событиями прошлых жизней, представление об ограниченности ума и разума, и наличии «высшего я» явно заимствовано представителями New Age у индуизма[30]. Убеждение в существовании сложной духовной иерархии и возможности подниматься на высшие ступени для всех людей – очень привлекательная отличительная черта New Age, так как в условиях социального неравенства современные люди стремятся разорвать рамки различий. Вера в сверхъестественные и трансперсональные сущности, ангелов, демонов, пришельцев, духов, небесных учителей – своеобразный «микс» традиционных религий в одной суперрелигии. Представление о единстве науки, эзотерики, метафизики и религии – немаловажный аспект современного New Age, так как в связи с развитием науки и техники человек не хочет воспринимать на веру преподносимую информацию, для него важно подкрепление её научными данными. Стремление к научности отличает New Age от традиционных религиозных верований.[31] К характерным признакам New Age следует отнести и стремление к получению коммерческой прибыли как путем реализации «спиритуального товара» (продажа религиозной литературы, аудио- и видеопродукции, проведение платных семинаров и учебных курсов), так и другими способами («добровольно-принудительные» пожертвования, нищенство в пользу организации, безвозмездный труд прозелитов). Вложение собранных таким образом средств в предпринимательскую деятельность создает необходимые условия для усиления влияния лидеров квазирелигиозных объединений в бизнесе и политике. Традиционные религии, в частности различные ветви христианства, относятся резко отрицательно к New Age и считают, что адепты этого движения подвергают себя большой опасности духовного самообмана. Православие, например, не мыслится без чётко выраженных догматов, без правильно оформленного богослужения, без кодекса нравственных законов и традиций. Современные нетрадиционные объединения постоянно меняются, приобретают всё новые и новые виды, можно сказать, что традиции – враг нетрадиционных объединений. В New Age Бога представляют в монотеистической традиции как некую безличную силу, разлитую в природе. Часть течений провозглашает тождество Бога и человека, часть предполагает эволюционное превращение человека в Бога. Все положения о космогонии человеческой души заимствованы у восточных религий, преимущественно у буддизма и индуизма. Существующий мир признается иллюзорным. Ньюэйджеры считают, что Вселенная существовала вечно и только проходит в своём развитии повторяющиеся циклы. В XI веке она входит в новую эру—эру Водолея, характеризующуюся для человечества открытием необыкновенных перспектив. New Age признает существование высокоразвитых внеземных цивилизаций, оказывающих влияние на развитие человечества. Человеческая душа признаётся способной к реинкарнации, конечной целью которой является единение с Богом. Представление о внеземной жизни существует в общих чертах и совпадает с представлением о буддистской нирване, а существование ада отрицается. Большой популярностью пользуется магия, оккультизм и оккультные дисциплины – астрология, нумерология, хиромантия. Характерны попытки использования методов восточной медицины и вегетарианство. На наш взгляд, это связано с модой на различные восточные течения (Фэн-Шуй и проч.), а так же с модой на вегетарианство, диеты и пр. Одним из элементов современного New Age можно назвать неоязычество. Неоязычество — новое направление духовно-религиозных исканий; возрождение дохристианских форм мировоззрения как основы гармоничного взаимодействия с природой и обществом[32]. Термин неоязычество употребляется в основном богословами традиционных мировых религий и учеными, сами последователи этого течения относятся к термину «неоязычество» скептически, предпочитают говорить о «Родноверии», «Традиции», «современном язычестве», тем самым подчёркивая их связь с прошлым, с традициями, отрицая элементы современности. В России получил распространение, в том числе и тип неоязычества, основанный на интересе к древним, дохристианским славянским верованиям — родноверие. Это течение не имеет единой организационной структуры и разделяется на множество организаций, взгляды которых существенно различаются. Например, одни группы родноверов в целом аполитичны, другие стоят на ультраправых позициях, провозглашают избранность славян. Одно из направлений родноверия — инглиизм и ещё несколько небольших родноверческих организаций были признаны экстремистскими, их деятельность на территории Российской Федерации запрещена. Например, Религиозная группа Краснодарская Православная Славянская община «ВЕК РА» (Ведической Культуры Российских Ариев) Скифской Веси Рассении запрещена решением Краснодарского краевого суда от 05.10.2006 о запрете деятельности; Местная религиозная организация Асгардская Славянская Община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов запрещена решением Омского областного суда от 30.04.2004 о ликвидации; Местная религиозная организация Славянская Община Капища Веды Перуна Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов запрещена решением Омского областного суда от 30.04.2004 о ликвидации[33]. Мы соглашаемся с мнением Е.Г. Балагушкина о том, что идеи национализма являются главенствующими идеями среди представителей славянского неоязычества. Е.Г. Балагушкин считает, что язычество призвано отстоять, усилить и утвердить угасающую культурно-историческую идентичность соответствующих этносов. Эти цели преследуют, с одной стороны, некоторые направления русского национализма, обратившиеся к религии древних славян для санкционирования своих идейно-политических устремлений, с другой стороны, националистические лидеры малых этносов, решившие путем возрождения бытовавших у них в прошлом языческих верований обосновывать и отстаивать идею своей государственной самостоятельности. При этом речь идет не просто о возрождении архаических верований, а о решении с их помощью современных задач: обретение культурно-исторической идентичности и социально-политической независимости. В таком случае речь идет не столько о возрождении традиционного в прошлом этих народов язычества, память о котором местами все еще сохраняется на бытовом уровне, а о пропаганде неоязычества, призванного решить современные проблемы общества и личности. В 1994 - 1995 гг. происходит подлинный взрыв славянского язычества - общины объявляются сразу во многих городах по всей стране. В их идеологии проявляются две в принципе несвязанные темы - экологизм и этническое превосходство [34]. Язычество полностью не исчезло в странах сильного влияния мировых религий. Оно продолжает существовать в несколько видоизменённых формах. Например, празднование различных языческих праздников (таких, как масленица). Это яркий пример феномена двоеверия. Возрождению языческой веры способствует следующее: в постсоветской России активно проявляется интерес общества к эзотерическим культам, магии, колдовству. В связи со свободой печати появляется большое количество изданий с названиями «Славянская мифология» и подобным. Чаще всего возрождение славянского язычества не строилось на истинном знании, научных реконструкциях. Обычно неоязычники опираются на подделки типа «Велесовой книги», или на сомнительные труды некоторых учёных. Язычники выбирают себе по-старому звучащие имена (Селидор, Доброслав и Т.Д.), одевают рубахи с славянскими символами, на курганах исполняют песни и экзотерические обряды [35]. Среди религиозных групп, представляющих славянское неоязычество, следует назвать такие, как общество охраны природы «Стрелы Ярилы» под руководством Добровольского, Древнерусская Церковь Православных Староверов-Инглингов, которое основано на почитании рода, Союз славянских общин славянской родной веры, общество, созданное с целью восстановления, исповедования и распространения дохристианской веры славян, Круг языческой традиции, основной идеей которого является государственное признание традиционных языческих верований в соответствии с их самоопределением, а так же защита прав язычников и их объединений и др.[36] О.В. Асеев разбивает условно неоязыческие организации на 5 групп: 1. Придерживающиеся славянской традиции; 2. Включающие в свой пантеон кельтских и индуистических божеств; 3. Полисинкретические; 4. «Очистительно-оздоровительные» 5. «Экологические» [37] А.В. Гайдуков же предлагает несколько иную организацию, по роду деятельности: - Ведические общины, имеющие четко оформленный ритуал и занимающиеся целительской деятельностью (община поморов-волков «Схорон еж словен») - общины, деятельность которых направлена на гармоничное существование с природой, носящие оздоровительный религиозный характер (община экологии сознания Крина») - Общины, деятельность которых направлена на возрождение древнеславянских ратоборств и реконструкцию воинского искусства («Коломенская Ведическая Община») - Общины, духовные союзы и общества, выводящие понимание языческих божеств на современный уровень философско-эзотерических знаний, применяющие в своей практике различные психотехники (духовный союз «Тезарус») - Организации околоязыческого толка, использующие языческую тематику в своей деятельности, занимающиеся реконструкцией славянского быта и воинских традиций.[38] В.В Кобец предлагает выделить 3 основных подхода к изучению феномена неоязычества: конфессиональный (церковный), то есть представленный трудами богословов и церковных деятелей; негативистский- метод, рассматривающий неоязыческие организации в качестве тоталитарных, деструктивных сект, угрожающих безопасности общества и объективно научный, представлен трудами ученых, которые рассматривают неоязычество с позиции непредвзятого отношения к его конфессиональным особенностям [39]. Для понимания религии необходимо знать, как её представителям видится мир в целом и окружающее пространство. Для неоязычников характерно разделение окружающего их пространства на профанное (мирское, человеческое) и сакральное (божественное). Такое деление связано с представлением об обретении места божественной силы и рядом ритуальных действий. Представление о священном пространстве осознано авторами руководящих документов неоязычников и призвано служить основой для молитвенного общения с богами и между собой: «Обряд…творится в священном пространстве, и пока мы не осознаём той священности не может начаться и обряд…Освящение места - акт важнейший, им мир творится. Капище старое и намоленое - уже свято»[40]. Образ мировой горы или мирового дерева символизирует в мифологиях традиционных обществ устанавливающуюся в освещённом пространстве связь мира богов, мира людей и подземного мира. Он присутствует и в неоязыческом ритуале. Связь между горным и божественным миром осуществляется при помощи, сжигаемой на священном огне жертвы [41]. Это свойственно представителям и традиционных обществ. Христианство воспринимается родноверами как искусственно насажденная русскими князьями и поощряемая поныне государством религия; упорное навязывание христианства народам России объясняется стремлением политических элит к сакрализации собственной власти [42]. Таким образом, можно сделать вывод, что основными причинами появления в современности нетрадиционных религий являются такие явления, как религиозный вакуум, созданный различными политическими потрясениями, изменением власти, изменением мировоззренческих парадигм, кризисом традиционных религий, взаимовлиянием различных культур в условиях нарастающей глобализации. Ещё одним немало важным фактором является религиозная безграмотность общества, которая подвергает человека опасности попасть в деструктивную секту. Средства массовой информации также являются своеобразными «переносчиками» информации про различные «модные» эзотерические течения. Основной мотив обращения к нетрадиционным религиям состоит в том, что человека не удовлетворяют ответы и решения, даваемые официальной идеологией, будь то светской или церковной. Приверженцы нетрадиционных религий надеются, что предлагаемые утопические программы сакрального совершенствования человека и общества приведут к чудодейственному разрешению всех трудностей современной цивилизации и, прежде всего, безотлагательно помогут им лично.
1.2 Нетрадиционные религиозные движения: варианты классификаций. НРД на Аркаиме В современном религиоведении нет чётко разработанной типологии нетрадиционных религий, хотя и предложены классификации, учитывающие особенности вероучения, обрядности, организационных форм. Рассматриваются, прежде всего, внешние проявления, а не их внутренняя и организация. По нашему мнению, это связано с большим количеством, так называемых неокультов, с их постоянным развитием и изменением. В этих классификациях выделяется неохристианство, неоязычество, неориентализм, врачевальные, психотерапевтические культы, эзотерические учения, неомистицизм. Такая группировка помогает систематизировать многообразие движений, но всё же не даёт представления о влиянии течения на личность и общество, о его социальной роли[43]. И.Я. Кантеров, предлагает следующие классификации нетрадиционной религиозности. По содержанию вероучительных доктрин новые нетрадиционные религии могут быть отнесены к следующим направлениям: 5. Неоязычество. К новым религиозным движениям данного типа принадлежат группы, выступающие за возрождение дохристианских верований как основы гармонического взаимодействия с природой и обществом[44]. В отношении к мирским порядкам новые религиозные движения разделяются на три типа: миротерпимые, мироотвергающие и мироисцеляющие (мироисправлюящие). Миротерпимые движения в достаточной мере удовлетворены существующим миром или безразличны к нему. В качестве центрального мотива вероучения мироотвергающей направленности выступает дуалистическая доктрина, согласно которой в мире существуют и борются две силы – светлая и темная, добра и зла. Для движений такого типа характерны «эсхатологическая лихорадка» - постоянная актуализация библейского повествования о событиях, предшествующих наступлению конца света. Новые религиозные движения с мироисправляющим (мироисцеляющим) типом отношения к земным реалиям в целом и конкретным порядкам в отдельности обычно акцентируют внимание на устранении различных проявлений насилия, эгоизма, стяжательства. Предлагаются методики повышения интеллектуальных способностей и пр.[45] Можно привести в пример также и классификацию Е.Г. Балагушкина[46], который в качестве основы берёт социально – культурную ориентацию (функционирование организации в обществе): 1. Новые религиозные движения. Для них характерны конфликты с обществом и краткосрочность: · Обновленческие религии. Они не просто предлагают новое осмысление социальных проблем, но претендуют на неотложное и радикальное их разрешение. Основной целью они видят обновление мира и человека. Также для них свойственна фетишизация определенных условий и факторов реальной действительности, начиная от физического здоровья и духовного развития индивида и кончая преодолением кризисных явлений современной экономики и пороков властных структур общества. Сюда относятся широко распространенные аскетические и психосоматические культы, техники интеллектуального развития. Подобные культы обычно сакрализируют действительность: либо упование на сакральный образ жизни, либо надежда божественного спасителя. Ориентированы данные культы на гармонию и усовершенствование человеческих качеств. Для достижения целей обычно используются психические, психосоматические практики, религиозные и полурелигиозные техники. Люди стремятся повысить свой «человеческий потенциал», достичь гармоничных отношений с окружающими и гарантировать себе жизненный успех. Подобным культам свойственен социально-антропологический перфекционизм, который характеризуется двумя подтипами: фетишистским и оккультным, в зависимости от того, какой смысл и значение приписываются сакральным средствам совершенствования человека и его образа жизни. В первом подтипе фетишизируются сами средства воздействия на человека и отдельные формы его поведения. Второй связан с представлением о проявлении оккультных сил в ритуальной практике. · Оппозиционные религии. Характеризуются отчужденным отношением к миру, противоборством с ним, либо стремлением подчинить его противоположным сакральным приоритетам, отказавшись от богопочитания и установив культ дьявола. Представители оппозиционных культов переосмысливают феномен религиозности, сложившийся в предшествующие эпохи. У них существуют определённые позиции взаимодействия с миром: ход от мира, отчуждение. Цель – придумать другой мир и жить по законам этого другого мира; попытка противостоять негативному влиянию существующего мира с помощью магии и колдовства; поддержка определенных сакральных субъектов, связанная с верой в религиозные и нерелигиозные традиции; изменение сакральных ориентаций, установление противоположных сакральных авторитетов. · Альтернативные религии. Как правило, они не допускают никакого компромисса с современным миром, решительно отказываются от существующей социальной реальности и от официальных церквей, поддерживающих ее своим авторитетом, воинственно настроены. Адепты обычно отказываются от существующей реальности, выступают против реформаторства, за необходимость всё поменять. Любые программы совершенствования хозяйственно-экономических и политических отношений в обществе, развития международного сотрудничества отвергаются как бессмысленные и безрезультатные. Считают, что мир необходимо искоренить, чтобы искоренить зло, исходящее из мира. Пути преобразования мира: спиритуальная трансформация Земли; апокалиптический путь. 2. Новые религии: - устоявшиеся системы - укоренены в обществе - отражают потребности определенных групп - возникают, как правило, из противостояния обществу, становятся устоявшейся религией. · Умиротворенные: - преобразование мира с использованием «мировых» мягких методов - налаживание контактов бывшей альтернативной религии и нонконформистской секты с существующим демократическим строем. · Маргинальная реальность на новых территориях: - носят оппозиционный оттенок - возникают в одном месте, затем распространяются на другие территории, на другую среду. · Возрожденные религии: -возрождаются, чтобы стать лозунгом и знанием - древние верования, возрождаемые в современной России в качестве средства защиты и осмысления интересов и настроений активизировавшихся национально-этнических и общественных объединений. Это язычество древних славян, языческие верования приволжских народностей. Касаемо Аркаима, Н.А. Белолипецкая условно разделяет всех туристов, посещающих Аркаим, на следующие группы. Первая группа связана с националистическими идеями. Это в первую очередь немцы, башкиры или славяне, которые утверждают, что «Аркаим – родина славян», «Аркаим – город на башкирской земле» и пр. Вторая группа связана непосредственно с эзотерикой. Третью группу она условно называет энергетами, т.е. это люди, ищущие в Аркаимской долине «энергетические столбы» и «места силы». Четвёртую группу можно назвать неоязычниками[47]. На Аркаиме сегодня представлены все основные формы язычества. Особенно ярко здесь проявляется анимизм, вера в духов и другие сверхъестественные существа, присутствующие в природе. Олицетворением этой веры являются, с одной стороны, Высшие Силы и Высший разум, разлитые во всем степном пространстве, с другой – «энергетические столбы», которые локализуются в конкретных местах, становящихся после этого объектами поклонения[48]. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что большинство имеющихся классификаций в основе своей имеют содержание вероучительных доктрин, либо отношение к миру.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 3476; Нарушение авторского права страницы