Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понедельник, 1 июля 1974 года.



Шрила Прабхупада снова отправился на прогулку в Мельбурнский Ботанический Сад. Закутав голову большим оранжевым шарфом Шрила Прабхупада вышел из автомобиля и приостановился на круговой аллее перед входом. Сатсварупа протянул вперед микрофон, чтобы записать его слова.

Рама-Прасад: Было раннее утро, можно сказать сумерки, почти темно, но по проходившей неподалеку магистрали потоком мчались автомобили. Прабхупада обернулся и посмотрел на город. Я заметил, что глаза его полны слез и говорит он с большим состраданием. «Несчастные, — сказал он. — Они так тяжко трудятся».

Мы ясно увидели как он оплакивает страдающие души.

Во время этой прогулки Прабхупада говорил мало.

Сатсварупа Госвами: Я вспомнил, что в книге «Кришна» духовный учитель сравнивается с водопадом, который иногда, в сезон дождей несет воду, а иногда замирает. Однажды я спросил Прабхупаду, в чем смысл этого сравнения, и он ответил, что это означает, что духовный учитель не обязан говорить. Чувствуя вдохновение, он скажет своему ученику то, что посчитает нужным. Он не дает ученику информации которую тот не способен принять. Но он никогда не обращается со своими учениками грубо. Он желает ученику блага и процветания и потому хочет обучать его сознанию Кришны в соответствии с его нуждами.

Прабхупада был именно таким. Он не был обязан. Он говорил то, что мы способны были понять, и не раскрывал то, что мы понять были не способны. Он контролировал нас, занимая нас служением Движению сознания Кришны. Это служение делало нас счастливыми. Мы знали, что нами руководит очень опытный человек.

К концу прогулки кто-то заговорил о привидениях. Прабхупада вспомнил, как он гостил в поместье Джона Леннона, Титтенхерсте, в 1969 году. Преданные сгрудились вокруг него.

— В Лондоне очень много привидений, — сказал он с улыбкой. — Люди жаловались: «Сэр, привидение приходит к нам каждую ночь». Я посоветовал им петь «Харе Кришна», и привидение ушло.

Там, где поют «Харе Кришна», сказал Прабхупада, демоны и привидения не могут оставаться, и им приходится уходить.

— Привидения есть где угодно. На самом деле непреданные, которые не оказывают почтения чистым преданным или Божеству в храме, они уже привидения, хотя и дышат. Их следует считать мертвецами.

Сатсварупа Госвами: Иногда преданные шли за Прабхупадой так близко, что когда он внезапно останавливался, они наступали ему на задник туфля или на пятку. Тогда он останавливался и говорил: «Не ходите так близко». Но мы все равно ходили, тесно сгрудившись вокруг Прабхупады, повернув к нему лица, стараясь не проронить ни слова.

Иногда он внезапно останавливался, и тогда все остальные тоже мгновенно останавливались и сбивались в кучу, чтобы послушать его. Прабхупада специально делал такие остановки, чтобы привлечь внимание к тому, что он собирался сказать. Казалось, что он и сам полностью концентрировался на том, что собирался говорить. Мы все толпились вокруг него, заглядывая через головы друг друга, мы обращались вслух, а наши глаза были прикованы к Прабхупаде. Это было похоже на совещание футбольной команды на поле, а Прабхупада был как капитан команды, инструктирующий и подбадривающий своих игроков, и каждый член команды ощущал его поддержку. Он произносил то, что собирался сказать, и снова шел, а мы вереницей следовали за ним.

Гаура-Мандала-Бхуми: Я шел прямо за Прабхупадой, стараясь не проронить ни слова из того, что он говорил. Его лицо было обращено вперед. А я шел сзади, поэтому уловить его речь было не так-то просто. В какой-то момент я неловко шагнул вперед и наступил на задник туфля Прабхупады. Прабхупада обернулся ко мне и сказал обыденным тоном: «Не иди так близко». В тот момент я подумал, что Прабхупада имеет в виду, чтобы я физически не шел так близко к нему, и он действительно это и имел в виду. Но в то же время, меня поразила философская мысль, что Прабхупада говорит мне: «Не пытайся слишком приблизиться к духовному учителю, ибо это чревато оскорблением».

* * *

Пресса продолжала писать о нас в благоприятном ключе. В утренней «Век» появилась хорошая статья, в который приводились слова Преподобного Гордона Пауэлла, которые он произнес в своей воскресной проповеди в Шотландской Церкви, через два дня после встречи со Шрилой Прабхупадой. Статься называлась: «“Пусть Кришна не тревожит вас”, — говорит духовное лицо».

«Вид молодых кришнаитов на улицах Мельбурна не должен вызывать у жителей города тревоги или насмешки», — сказал вчера в Шотландской Церкви Преподобный Гордон Пауэлл. Он сказал, что появление этого Общества есть не что иное, как признак того, что современная молодежь качнулась, словно маятник, назад, к духовным ценностям и традиционным добродетелям.

Статья называла появление преданных «реакцией на экстремальный материализм» и сообщала о прошедшей Ратха-ятре. Шрила Прабхупада счел комментарий Преподобного весьма важным.

* * *

До открытия Кришна-Баларама-Мандира во Вриндаване оставалось меньше шести недель назад, а из Индии не было никаких вестей. Шрила Прабхупада беспокоился, будет ли все должным образом подготовлено для великолепной пышной церемонии установления Божеств. После завтрака он написал письмо Гурудасе:

Еще два дня я пробуду в Австралии, а после этого поеду в США. Тем временем я хотел бы дать тебе некоторые рекомендации относительно грядущего установления Божеств на Джанмаштами.

Самое главное, это чтобы церемонию проводили наши преданные. Нам нет нужды ставить себя в зависимость от людей, которые даже не садятся есть с нами, считая нас низшими. Во всем мире — в Париже, Нью-Йорке, Австралии и т.д. — наши преданные поклоняются Богу очень хорошо, я горжусь их поклонением. Я не вижу никаких оснований нам считать себя зависимыми от каких-то индийских Госвами и приглашать их проводить нашу церемонию во Вриндаване. Пойми это и будь уверен, что их нужно пригласить, но только в качестве гостей, а проводить церемонию будем мы сами.

Устрой так же, чтобы была группа «Хе Говинда! » — актеры, и наши актеры тоже. И нужно обеспечить, чтобы весь день раздавали обильный прасад, чтобы получить прасад мог каждый, кто придет. Кухня должна работать весь день, поэтому нужно позаботиться, чтобы риса, атты* и гхи было в достатке.

Свободных членов нужно пригласить и особо о них позаботиться. Мы должны сами устраивать свои дела. Если они придут, хорошо, а если нет, мы справимся сами. Но с нашей стороны все должно быть сделано безупречно.

Надо пригласить всех больших чиновников Матхуры и Вриндаваны. Госвами и моих духовных братьев — тоже. Пригласите также местных маравади[34] и Партхака. На самом деле, распространяя пригласительные листовки, мы приглашаем всех. Мы приглашаем всех жителей Вриндаваны прийти, увидеть Божество и принять прасадам. Специальные условия должны быть созданы свободным членам: г-ну Бирле и другим высокопоставленным лицам. В деньгах недостатка нет. Пусть все будет по высшему разряду, самого лучшего качества. Кришна возместит все расходы, поэтому постарайся сделать церемонию как можно более пышной. Это значит, что прасада должно быть вдоволь, и храм должен быть украшен как можно более роскошно.

* * *

Позже утром к Шриле Прабхупаде пришли двое молодых людей из местного йога-ашрама. Они держались почтительно и задали несколько очень хороших вопросов, ответам на которые Шрила Прабхупада посвятил довольно много времени.

Юноша: Ваша Божественная Милость, является ли целью человеческой жизни осознание Бога?

Прабхупада: Да, это единственная цель.

Юноша: Шрила Прабхупада, а Вы осознали Бога7

Прабхупада: А как вы думаете? Каково Ваше мнение?

Юноша: Я не могу сказать.

Прабхупада: Тогда если я скажу: «Да», — что вы поймете? Если у вас нет опыта, что даже если я скажу: «Да, я осознал Бога», — то как вы сможете принять это утверждение за истину? Если вы не знаете, что такое осознание Бога, то как вы можете задавать такой вопрос? И какой ответ может вас удовлетворить?

Юноша: Что же такое осознание Бога?

Прабхупада: Итак, вы не знаете этого, а спрашиваете: «Вы осознали Бога? » Не надо задавать такой вопрос. Он не имеет ценности. Врач может обсуждать свою квалификацию только с другим врачом, в своих терминах, но тот, кто не знаком с терминологией, ничего не поймет. Так что вам не следует задавать такие вопросы.

Юноша: Значит, вы считаете…

Прабхупада: Пока вы не будете готовы принять любой ответ, который я вам дам. Вы готовы?

Юноша: Да.

Прабхупада: Хорошо. Я созерцаю Бога непрерывно.

(Пауза)

Но если вы не готовы принять мой ответ, тогда не нужно задавать вопрос.

Юноша: Ваша Божественная Милость, является ли медитация способом осознания Бога?

Прабхупада: Да, медитация — это один из способов, но вы сейчас не способны медитировать, потому что вы знаете, что собой представляет Бог. Как же вы будете медитировать? Если вы не знаете, кто такой Бог, то на кого вы будете медитировать? Прежде всего, вам следует узнать это. Мы знаем, кто такой Бог — это Кришна, и Кришна говорит: ман-мана бахва мад бхактах: «всегда думай обо Мне». Итак, мы медитируем на Кришну. Это совершенная медитация, потому что медитировать — это думать о Боге. Но если вы не знаете, кто такой Бог, то как же вы будете на Него медитировать?

Юноша: Во многих писаниях говорится, что Бог есть свет.

Прабхупада: Бог есть все. Тьма — это тоже Бог. Мы говорим, что Бог — это Та Личность, из Которой исходит все. Так что и свет, и тьма исходят из Бога.

Юноша: Считаете ли Вы, что при помощи медитации можно узреть Бога внутри себя?

Прабхупада: Да. Это определение медитации. Дхьянавастхита-тад-гатена манаса пашьянти ям йогинах. Сосредоточив ум, йог пытается увидеть Бога внутри себя. Итак, вы должны знать, что представляет собой Бог. Посмотрите, например, на наш ИСККОН. Мои ученики знают, что представляет собой Бог, поэтому они способны думать о Боге. Но если вы не имеете представления о Боге, то как вы будете думать о Нем?

Юноша: Является ли этот путь, путь преданного служения, бхакти-йога, путем для этой эпохи?

Прабхупада: Да. Бхакти-йога — это истинная йога. В Бхагавадгите вы можете прочитать — в том месте, где описывается система йоги, Господь говорит: «Первоклассный йог — это тот, кто всегда в сердце своем думает обо Мне, Кришне». Поэтому мы обучаем своих учеников постоянно думать о Кришне, круглые сутки, без перерыва. Это и есть первоклассная йога.

Юноша: Прежде чем начать думать о чем-либо, нужно это увидеть. Показываете ли Вы своим преданным Кришну?

Прабхупада: Да, конечно!

Юноша: И что же… М-м-м… Что собой представляет Кришна? Как Он выглядит?

Шрила Прабхупада показал на картину, висящую на стене:

— Да, вот Кришна.

Юноша: Но это картина!

Прабхупада: Да, это картина. Это картина. Но представьте себе, что здесь висело бы ваше изображение. Разве не мог бы я сказать: «Вот мистер Такой-то»?

Юноша: Да.

Прабхупада: Так что же вас смущает? Разве ваше изображение нельзя назвать вами?

Юноша: Можно.

Прабхупада: А это изображение Кришны. Но разница в том, что мы не можем разговаривать с вашим изображением, а с изображением Кришны — можем. Вот в чем разница.

Юноша: Но все же, должен же художник увидеть Кришну, прежде чем нарисовать Его.

Прабхупада: Да. Когда Кришна присутствовал на этой планете, Его видело множество людей. И с тех пор во множестве храмов присутствует Божество — форма Кришны. Этот образ, описанный в Ведической литературе, являлся прямо на эту планету и был зафиксирован преданными. Этому образу Кришны надлежит постоянно поклоняться. Для этого существуют тысячи и тысячи храмов Кришны.

Юноша: Но кто-нибудь на самом деле видел Кришну?

Прабхупада: Да, да! Так же, как ваш отец видел вашего деда. Вы, может быть, и не видели его, но ваш отец может его описать: «Мой отец выглядел так-то и так-то». В чем трудность?

Сатсварупа: Он спрашивает, может ли кто-то сейчас увидеть Бога.

Прабхупада: Как увидеть Бога сейчас? Нужно смотреть через парампару, то есть, цепь учителей. Если вы не видели своего деда, как вы узнаёте, каков он?

Юноша: Родители рассказывают.

Прабхупада: Правильно. Поэтому вы должны получить знание о Боге от авторитетных лиц, через парампару.

Юноша: Но если Кришна вечен, значит, Он существует и сегодня.

Прабхупада: Да, Кришна существует. Солнце существует всю ночь, но у вас нет возможности увидеть его. Это не значит, что солнце не существует. Это ваша ограниченность. Вы не можете увидеть его.

Юноша: Значит, нам нужно божественное зрение.

Прабхупада: Да. Вам нужно обладать определенной квалификацией, чтобы увидеть Бога.

* * *

Утренняя лекция в Театре «Агора» Университета Латробы, рекламировалась очень широко. Явившись на нее, Прабхупада обнаружил, что холодный зал набит студентами до отказа. Преданные провели на сцене киртану, а затем представили Шрилу Прабхупаду, который с присущей ему серьезностью начал очень солидно говорить о душе и о теле, и о том, как знания такого рода необходимы всем людям.

Но через десять минут с места в зале вскочил какой-то парень и стал сквернословить по адресу Шрилы Прабхупады, буквально шокировав преданных.

— И как насчет шикарного «роллс-ройса»? — в довершение крикнул дебошир.

Слушатели, которые до этого сидели очень тихо, внезапно взволновались и зашумели.

Буддхиманта, Хари-шаури, Сабхапати и Чару решили перебраться в конец зала, поближе к тому месту, где стоял сквернослов. Тем временем Шрила Прабхупада прекратил говорить и терпеливо ждал. Крик то утихал, то возобновлялся.

— Как я говорил, в материальной жизни мы все меняем одно тело на другое. Это не самые лучшие условия жизни. Никто не хочет умирать, но умирать приходится всем.

Через пять минут ругань возобновилась. На этот раз четверо учеников вытолкали крикунов за дверь. В драке один студент достал из ботинка нож, но Буддхиманта разоружил его. Атмосфера в аудитории была напряженной, и многие говорили на повышенных тонах. Кое-кто начал пробираться к выходу.

Мадхудвиша Свами взял микрофон и призвал студентов успокоиться и послушать Шрилу Прабхупаду. Однако некоторые из них, похоже, уже дошли до точки и были готовы перейти к насилию, и преданные опасались за безопасность Шрилы Прабхупады. Но Прабхупада хотел продолжать. Он попросил задавать вопросы.

Встал молодой студент.

— Я христианин и желаю узнать ваше мнение об Иисусе Христе.

— Мы почитаем Иисуса Христа так же, как и вы, потому что он является представителем Бога, сыном Божиим. Так что мы относимся к нему со всем почтением.

— А вы, наверное, сын Иисуса? — с оттенком сарказма продолжал парень.

— Да, я слуга Иисуса. Я не говорю, что я Иисус.

— Я хочу знать, обладаете ли вы силой Иисуса.

Прабхупада смиренно опустил глаза:

— Нет, я не обладаю силой Иисуса.

Студент: Ну, а я обладаю! (Смех.) Потому что я христианин.

Шрила Прабхупада: Ну, и хорошо. Вы христианин. Я кришнианин. Это практически одно и то же. (Смех, аплодисменты).

Студент: У меня есть еще один вопрос. Я верю, что вернется Иисус, а не Кришна. Что вы, парни, будете делать, когда увидите Иисуса? (Смех).

Шрила Прабхупада: Когда он вернется, мы будем приветствовать его. Приятно слышать, что Иисус собирается вернуться.

Студент: Иисус не держался ни за какое общественное положение. Он ходил в сандалиях и был распят между двумя разбойниками. А ваша духовность разъезжает в «роллс-ройсах», восседает на подушках и утопает в деньгах. Вы, кришнаиты, хотите денег.

Шрила Прабхупада: Я не хочу денег.

Студент: И еще вы называете насилие насилием. А Иисус подставлял другую щеку и ожидал того же от своих последователей. (Аплодисменты).

К этому времени большинство преданных находились в полном шоке, пораженные таким поворотом событий. Женщины плакали. Прабхупада, однако, смиренно сидел, немного склонив голову, и не оборонялся от нападавшей на него толпы. Наконец он заговорил.

— Сознание Кришны — это не сентиментальная религиозная система. Это наука и философия.

Прабхупада объяснил, что понимание науки о Боге запредельно и христианству, и индуизму. Настоящая цель состоит в том, чтобы полюбить Бога. Другой студент задал вопрос относительно Кришнамурти.

— Кришнамурти подчеркивает, что когда вы проповедуете на Западе, вы должны говорить и выглядеть как западный человек, а не как индиец. Вместо того, чтобы сидеть в одежде индийского монаха на возвышении, вам, по словам Кришнамурти, следовало бы «сидеть в кресле и носить западное платье». Что вы думаете об этом?

Ответ Прабхупады был прям и откровенен.

— На самом деле человек, сознающий Бога, не принадлежит ни Западу, ни Востоку. И куда бы преданный ни пришел, он соглашается с тем приемом, который ему оказывают. Эти преданные приготовили для меня место на возвышении, и я принимаю это. Если бы они захотели посадить меня на пол, я с радостью принял бы и это. Я не возражаю ни против того, ни против этого. Но когда преданные оказывают мне почтение, это хорошо для них, потому что Бога и Его представителя следует почитать. В наше время все не так. Студенты не обучены выражать почтение. Но это не правильно. Согласно ведической системе, представителя Бога следует почитать как самого Бога.

Какой-то студент крикнул с места:

— Считаете ли вы свое движение высшей формой образования, пришедшей к нам из Соединенных Штатов? (Смех.) Какую именно роль играет ваше движение в Департаменте Психологической войны Белого Дома? (Снова смех.) Пойдете ли вы в этом году на нашу демонстрацию 4 июля[35] против Соединенных Штатов, чтобы за…ть их и не дать людям отвлечься от реальных политических проблем Австралии?

Преданные чувствовали себя совершенно беспомощными. Студенты распалялись все больше, орали с мест, и Мадхудвиша Свами снова взял микрофон.

— Я могу ответить. Наше Движение не из Соединенных Штатов. Если вас заклинило на том, что все исходит из Соединенных Штатов, это ваша проблема, а не моя. (Аплодисменты.) И второе: наш духовный учитель прибыл в Соединенные Штаты, чтобы начать там Движение сознания Кришны, потому что ему дали бесплатный билет на пароход туда. Если бы вы дали ему бесплатный билет в Австралию, он приехал бы сначала сюда. Он старается распространить любовь к Богу. Он не пытается начать какое-то новое политическое движение. Он пытается зажечь революционное сознание. Думаю, вы тоже интересуетесь революцией. И нам революция тоже нужна. Но мы хотим революции, которая позволила бы людям ощутить покой, независимо от того, являются ли они марксистами или кем-то еще. Мы пытаемся помочь людям достичь счастья, потому что они…

Голос Мадхудвиши потонул в бурном выражении протеста. Эмоции перехлестнули через край, студенты заорали все одновременно, поднялся невыносимый гвалт, и всякая возможность продолжения мирной философской дискуссии была утрачена.

Теперь преданных заботило лишь одно — вывести Шрилу Прабхупаду из зала целым и невредимым. Прабхупада поднялся с вьясасаны, и преданные надели ему туфли. Мадхудвиша попросил Уграшраву найти автомобиль, и Прабхупада, сопровождаемый учениками, покинул зал через боковую дверь.

На улице шел дождь. Некоторые преданные простерлись перед Прабхупадой прямо в грязи, и Прабхупада улыбнулся. Огромная толпа студентов собралась перед дверями зала, но Шрила Прабхупада сел в машину, ожидавшую его, без происшествий. Когда автомобиль медленно проезжал через толпу, какая-то девушка пнула его сапогом. Микроавтобус с преданными студенты забросали камнями. В довершение всего, когда автомобиль Прабхупады и автобус с преданными проезжали под автомобильным мостом, студенты, поджидавшие их там, вылили на машины черную краску.

Происшествие в Университете Латробы напомнило похожий неприятный инцидент с радикально настроенными студентами в Ласаль-Плейель в Париже. Там тоже был свободный вход, и пришло множество студентов, и встреча также закончилась беспорядками.

Еще тогда Прабхупада засомневался в целесообразности философских лекций для таких больших аудиторий, особенно, состоящих из людей, которые понятия не имели о традициях и правилах поведения духовной жизни. Теперь это подтвердилось. По дороге домой, в Брайтон, Шрила Прабхупада большей частью молчал, но вид у него был огорченный.

— Начиная с этого дня вы должны взимать по меньшей мере пять долларов за вход на мои лекции. Больше никакого свободного входа.

Он рассказал историю о том, как однажды рожали Гималайские Горы. Распространился слух, что Великие Горы, овеянные всемирной славой, готовятся произвести потомство. Сотни людей собрались у подножия Гималаев. Толпа ждала в нетерпении. И наконец все увидели сотни крыс, ринувшихся наружу из недр гор.

— Точно так же, университеты — это гигантские заведения, но плодят они просто крыс.

Вследствие опасного происшествия в Университете Латробы, встреча в Ормондском колледже, учебном заведении, являющемся филиалом Мельбурнского Университета, была отменена. Лекция в Университете Латробы была последней публичной лекцией Шрилы Прабхупады в Австралии.

* * *

После последнего визита Шрилы Прабхупады в Новую Зеландию в 1973 году Тушта-Кришна покинул ИСККОН и возглавил собственную группу, не входившую в юрисдикцию местного храма. Он не только твердо решил никогда больше не возвращаться в храм и не сотрудничать с ИСККОН, но и снял платье санньяси и отрастил волосы.

Однако недавно Тушта-Кришны приехал в Мельбурн и пару раз приходил к Прабхупаде. Шрила Прабхупада похвалил служение Тушта-Кришны, особенно в те времена, когда он служил в Бомбее, и поблагодарил его за открытие Оклендского центра. Прабхупада был с ним мягок и старался его вдохновить, ненавязчиво побуждая его вернуться к исполнению долга санньяси и к соответствующей одежде.

Вечером Тушта-Кришна снова пришел. Он принял к сердцу наставления Шрилы Прабхупады и коротко подстриг волосы. Прабхупада похвалил усилия Тушты, но не ослабил своей проповеди, целью которой было вернуть Тушту к полному духовному здоровью. Тушта-Кришна сидел вместе с другими преданными и слушал, как Прабхупада говорит о важности следования правилам и предписаниям.

Духовная сила и чистота, объяснял Прабхупада, приходят как следствие исполнения приказа духовного учителя. Если человек не подчиняется ему и не выполняет строго все правила и предписания, то тогда на одном только повторении Святых имен ему придется идти к совершенству очень долго. Прабхупада сказал, что хотя пение и повторение при всех условиях должно продолжаться, но и к созданию должных условий тоже надо стремиться. Он привел такой пример: если человек пытается зажечь сухое дерево, оно тут же загорается, но если дерево мокрое, то попытки зажечь его вызовут лишь появление вредного дыма.

— Так вот, чистое преданное служение — это огонь. Все остальное — дым. Вам нужен огонь. Иначе ваше дело не сдвинется. Поэтому, мы, естественно, начинаем махать чем-нибудь, чтобы рассеять дым — пхат-пхат-пхат. Когда разгорается огонь, дыма уже нет. Так вот: помашите, дайте огню разгореться. Тогда все будет хорошо. А нет — тогда довольствуйтесь дымом. На дыме выбудете готовить триста лет.

Преданные рассмеялись юмористическому заключению Прабхупады.

Шрила Прабхупада рассказал удивительную историю.

— Люди обычно с любопытством смотрят на всякие йогические чудеса, и однажды один богач пришел к йогу и спросил: «Чему ты научился при помощи своей йоги? » Йог ответил, что может в лютый зимний холод погрузиться ночью по шею в воду и заниматься там медитацией. Богач спросил его, сколько времени он может так провести в воде, и йог ответил: «Всю ночь».

Тогда богач сказал йогу: «Если ты сможешь просидеть в воде до самого утра, я дам тебе такую-то и такую-то награду». Йог согласился и сделал то, что просил богач, а утром тот пришел и отказался заплатить йогу — то ли денег у него не было, то ли он не захотел выполнять условия. Богач спросил у одного своего советника: «Что мне сделать: платить или не платить? », — и советник ответил: «Нет, господин, не надо платить». Богач спросил, почему, а советник объяснил, что йог на самом деле всю ночь грелся от огня, зажженного на крыше храма, расположенного вдалеке от озера, в котором всю ночь просидел йог.

Прабхупада пояснил, что в Индии существует традиция на карттику зажигать на крыше храма огонь, акаша-прадипу. На крыше ставят треножник из бамбука, а на нем устанавливают масляный светильник.

Богач и его советник, продолжал Прабхупада,, объяснили йогу, что награда ему не полагается, потому что он смог вытерпеть холод только потому, что грелся от лампы на крыше храма. (А храм этот находился в пяти километрах от озера.)

— Йог был бедным человеком, — продолжал Шрила Прабхупада. — Что он мог сказать?

У богача был еще один слуга, и йог решил обратиться к нему. «Послушай, я высидел целую ночь в ледяной воде, а твой хозяин не заплатил мне». Слуга выслушал йога и сказал: «Не беспокойся. Я сделаю так, что он тебе заплатит».

На следующее утро богач велел второму слуге сопровождать его по важному делу. Богач предупредил слугу, что тот должен быть готов к десяти утра. В девять утра богач послал спросить слугу, готов ли тот идти, а слуга в ответ: «Нет, сейчас я готовлю. Вот закончу приготовление, поем и тогда пойдем».

Через некоторое время к слуге снова пришел посыльный от его господина и спросил, может ли он уже идти, но ответ был тем же: «Я готовлю, и моя еда еще не сварилась». Прошло еще какое-то время. Наконец богач, страшно разозленный, сам пришел к своему слуге. «Почему ты заставляешь меня опаздывать? Почему ты не пришел? » Слуга ответил: «Я готовлю. Как только рис сварится, я съем его и пойду».

Богач пришел в ярость: «Где же ты готовишь? » «Здесь», — ответил слуга, указывая на горшок с рисом, стоявший на высоком бамбуковом треножнике, причем огонь был разожжен на большом расстоянии от этого места. «Ты что, с ума сошел? » — спросил богач. «Нет, — ответил слуга, — вот горит огонь, я готовлю».

Преданные рассмеялись вместе с Прабхупадой.

— Богач очень разгневался: «Вот дурак! Как можно так готовить? » Слуга ответил: «А почему нет? Если светильник на крыше храма мог согреть человека, всю ночь простоявшего в ледяной воде, то почему на моем костре нельзя приготовить рис? »

Тут-то богач и понял, что это достойный ответ, и заплатил йогу. Так что этот способ приготовления на медленном огне, когда костер горит в пяти километрах от котла, не годится. Нужно организовать все правильно. Тогда пища будет благополучно приготовлена и съедена. Немного дыма и немного огня, и все это за пять километров от котла — это пустое времяпрепровождение, а не готовка. К стряпне надо подходить серьезно. Существуют правила приготовления пищи, и если вы их не принимаете, а готовите по своей прихоти, то кушать то, что вы приготовили, будет невозможно. Если вы скажете: «Я буду готовить по-своему», и так и сделаете — разве будет от этого какой-то прок? На са сиддхим авапноти на сукхам на парам гатим.

Было ясно, что вся эта история рассказана специально для Тушта-Кришны Свами. Человек, «пытающийся готовить на дыме за пять километров от костра», не может рассчитывать на трапезу в ближайшее время. Прабхупада ясно напомнил Тушта-Кришне, что если он повторяет мантру, но не следует правилам и предписаниям, то результат, высшая цель повторения — чистая любовь к Богу, будет отодвинута очень и очень далеко.

* * *

Сатсварупа Госвами: Я вспоминаю мощь Прабхупады как проповедника и осознавшего себя преданного. Удивительный факт: он всегда говорил о сознании Кришны — когда садился завтракать, когда говорил с преданными и даже когда ложился спать. Его способность непрерывно говорить о преданности показывает, что мысли, которые он высказывал, были глубоко им пережиты и в то же время строго сочетались с выводами Писаний.

Мы не наблюдали особой разницы в поведении или речи Прабхупады, находился ли он в Австралии, на Гавайях, в Токио или на пути в Индию. Где бы вы ни были с Прабхупадой, вы слушали кришна-катху. Но это не было сознание Кришны под стеклянным колпаком. Вы постоянно находились как будто на поле битвы. Философия Прабхупады была подобна беседе Кришны с Арджуной на поле битвы. «Проповедь — это сражение, — говорил он, — а не легкая жизнь».

Вторник, 2 июля 1974 года.

Вайкунтханатха вошел в комнату Прабхупады ранним утром, чтобы вернуть магнитофонную запись предыдущей диктовки. Он тихо отворил дверь и заглянул внутрь.

Вайкунтханатха: Шрила Прабхупада сидел, завернувшись в чаддар, в своем кресле-качалке, тихо повторяя на четках мантру. Я застыл на месте. Прабхупада был погружен в очень глубокую медитацию и, казалось, светился. Я решил не входить и тихо прикрыл дверь.

Внезапно я понял, как мне повезло, что я увидел эту необыкновенную сцену. Впоследствии я еще думал об этом, и с восхищением понял, насколько личная жизнь Прабхупады соответствовала его жизни на людях. Даже больше: в то время как личная жизнь большинства религиозных лидеров несомненно менее духовна, чем их внешняя жизнь, у Шрилы Прабхупады она была даже более духовной. Она была непостижимо, неизмеримо глубоко духовна.

* * *

Мадхудвиша организовал поездку в монастырь, который Шрила Прабхупада хотел приобрести. Утром после завтрака преданные вместе со Шрилой Прабхупадой отправились туда, и агент-риэлтер вместе с несколькими пожилыми монахинями показали им все владение. Преданные заметили, как почтительно складывал ладони Шрила Прабхупада в часовне, останавливаясь перед стеклянными витринами и простодушно спрашивая монахинь: «Это Иисус? Это Мария? » — дойдя до алтаря, благоговейно склонил голову.

Возвращаясь в машину, Шрила Прабхупада высказал свое намерение:

— Мы должны купить это владение. Предложите им миллион долларов.

* * *

Стараясь устроить встречи Прабхупады с важными людьми, Сабхапати сосредоточился главным образом на религиозных деятелях Мельбурна. Однако Прабхупада, просмотрев список, сразу же спросил: «А где ученые? »

После торопливых лихорадочных поисков Сабхапати связался с двумя джентльменами, один из которых недавно прочитал «по диагонали» том Шримад-Бхагаватам, купленный его дочерью у преданных на улице.

Оба, д-р Рой Мансинг и д-р Брайан Хэррап работали в Федеральной Организации Научных и Промышленных Исследований (ФОНПИ). Д-р Хэррап заведовал Лабораторией молочной промышленности, принадлежавшей Отделу переработки сельхозпродукции.

Когда оба джентльмена сели, Шрила Прабхупада велел Сатсварупе прочитать подходящий отрывок из Главы 5 Второй Песни Шримад-Бхагаватам, комментарий к 22 стиху.

— «Развитой интеллект, — начал Сатсварупа, — дан человеку для того, чтобы он углублял свои познания в искусстве, науке, философии, физике, химии, психологии, экономике, политике и т.д. Углубляя эти знания, человеческое общество может достичь совершенства жизни. … Когда научный прогресс используется для служения Господу, весь процесс познания становится абсолютным…. Поэтому все мудрецы и преданные Господа советовали использовать искусство, науку, философию, физику, химию, психологию и все остальные области знания исключительно в служении Господу. Искусство, литература, поэзия, живопись и пр. могут служить прославлению Господа. Беллетристы, поэты и знаменитые литераторы занимаются в основном тем, что пишут об удовлетворении чувств, но если они обратятся к служению Господу, то смогут описывать трансцендентные игры Господа.

… Науку и философию также необходимо применять в служении Господу. Высокоразвитые люди стремятся постичь Абсолютную истину с помощью науки, и поэтому большому ученому следует направлять свои усилия на то, чтобы научно доказать существование Бога. …Научное знание, применяемое в служении Господу и всякая другая подобная деятельность фактически являются хари-киртаной, прославлением Господа».

Прабхупада также попросил Сатсварупу прочесть отрывок из новой книги «Научные основы Сознания Кришны». Сатсварупа прочитал вслух отрывок из главы «Осознание Бытия Верховного Ученого, Господа Шри Кришны», в котором автор приводит множество примеров, доказывающих, что за всем творением стоит высший разум. Он также упомянул «молекулярные сети, организованные столь искусно и причудливо, что химику не остается ничего, как только удивляться изобретательности того разума и опытности той руки, которые творят все это в его лаборатории».

— «Например, солнце, — продолжал Сатсварупа, — диаметром своим превосходит Землю в 100 раз и находится на расстоянии 150 000 000 км от нее. Ежедневно Солнце заливает вселенную необъятным количеством тепла, света и энергии. Крошечная частичка энергии солнца, попадающая на землю — около пяти стомиллиардных его сияния — приблизительно в 100000 раз превосходит все энергетические нужды мировой промышленности. Энергии солнца, излучаемой им в течение одной лишь секунды, хватило бы, чтобы поддерживать расход мощности в один киловатт на протяжение 10 миллиардов лет. Иными словами, солнце за одну секунду излучает энергии больше, чем потребила вся человеческая цивилизация за всю историю своего существования. И это всего лишь одна звезда в небе, усыпанном звездами».

Д-р Хэррап заинтересовался всем услышанным и спросил, кто автор этой книги. Прабхупада с гордостью объяснил, что книгу написал один из его учеников, ученый. Сатсварупа перечислил все научные регалии автора.

У гостей были заготовлены вопросы. Прежде всего они пожелали узнать, как соотносится интерес Шрилы Прабхупады к молочным продуктам с современными взглядами на холестерин. Д-р Хэррап спросил, не беспокоят ли Шрилу Прабхупаду такие взгляды. Прабхупада вопросительно посмотрел на Сатсварупу, ожидая объяснений. Сатсварупа сказал, что согласно современным теориям, молоко на самом деле является вредным продуктом.

Прабхупада не поверил своим ушам:

— Молоко вредно? Как это оно может быть вредно? Если оно вредно, то почему вы кормите молоком детей?

Д-р Хэррап объяснил, что коровье молоко, в котором довольно низко содержание полиненасыщенных жирных кислот — всего около 2% — сильно отличается от женского грудного молока, содержащего сравнительно большое количество полиненасыщенных жирных кислот — около 10-12%.

Однако Прабхупада не собирался менять свои взгляды.

— Кажется, была такая книга «Чудо молока», ее написал какой-то американец. Он там очень хвалит молоко и молочные продукты. Мы, индийцы, тоже очень, очень ценим молоко и молочные продукты.

Д-р Хэррап согласился, но упомянул, что в последние годы было статистически доказано, что уровень холестерина в крови зависит от пропорции насыщенных и полиненасыщенных жирных кислот в потребляемой пище: чем ниже уровень полиненасыщенных жиров, тем выше уровень холестерина в крови. А это, в свою очередь, влияет на статистику сердечных заболеваний. Поэтому многие врачи сейчас стали предписывать своим пациентам диету с низким содержанием насыщенных жиров.

— Все же молоко очень важный продукт, — сказал Прабхупада.

Он объяснил, что Кришна Сам советует ухаживать за коровами.

— А мы следуем за Кришной. Кришна так любил коров, молоко, масло… Он даже воровал масло.

Прабхупада указал на картину на стене, изображавшую игру воровства масла. В былые времена, пояснил Прабхупада, святые селились в лесах, и их единственной пищей были плоды и молоко.

— Обычно они имели корову и пили ее молоко, а кроме того, подбирали плоды, упавшие с деревьев в лесу. И они оставили нам эту литературу.

Указывая на том Шримад-Бхагаватам, лежащий на его столе, Прабхупада продолжал:

— Вьясадева написал Махабхарату, сто тысяч стихов и Шримад-Бхагаватам, восемнадцать тысяч стихов. И каждый стих полон такого глубокого смысла, что если вы захотите изучить их, это займет у вас много месяцев. Так вот, они приобретали такие блестящие способности, питаясь молоком и фруктами.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.083 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь