Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Статья 36-2. Исламский страховой фонд
1. Исламский страховой фонд формируется исламской страховой (перестраховочной) организацией за счет страховых премий по договорам исламского страхования, а также иных доходов, полученных в результате их инвестирования, в целях осуществления страховых выплат по договорам исламского страхования.
Правила формирования, учета, использования и распределения исламского страхового фонда устанавливаются нормативным правовым актом уполномоченного органа.
2. Исламская страховая (перестраховочная) организация осуществляет управление исламским страховым фондом.
3. Исламская страховая (перестраховочная) организация инвестирует средства исламского страхового фонда в активы, перечень которых устанавливается советом по принципам исламского финансирования, в интересах страхователей.
4. Исламская страховая (перестраховочная) организация не несет ответственности за убытки, связанные с уменьшением стоимости активов, в которые были вложены средства исламского страхового фонда, за исключением случаев, когда такие убытки возникли по ее вине.
Статья 36-2. Исламский страховой фонд
5. Исламская страховая (перестраховочная) организация ведет раздельный учет собственных средств от средств исламского страхового фонда.
6. В случае недостаточности средств исламского страхового фонда для исполнения обязательств по договорам исламского страхования исламская страховая (перестраховочная) организация обязана передать в исламский страховой фонд деньги с условием их возврата в будущем за счет денежных поступлений в исламский страховой фонд. Исламская страховая (перестраховочная) организация не вправе взимать вознаграждение за передачу таких денег.
Правила передачи исламской страховой (перестраховочной) организацией денег в исламский страховой фонд устанавливаются нормативным правовым актом уполномоченного органа.
7. Распределение средств исламского страхового фонда между страхователями осуществляется пропорционально доле каждого страхователя в исламском страховом фонде.
Статья 36-3. Вознаграждение исламской страховой (перестраховочной) организации
• Исламская страховая (перестраховочная) организация вправе получать вознаграждение за управление исламским страховым фондом в виде части страховой премии при заключении договора исламского страхования (перестрахования) и (или) части доходов, полученных от инвестирования средств исламского страхового фонда, в порядке, определенном нормативным правовым актом уполномоченного органа.
Статья 36-4. Деятельность совета по принципам исламского финансирования
1. Для определения соответствия деятельности, операций и сделок принципам исламского страхования, указанным в статье 36-1 настоящего Закона, в исламской страховой (перестраховочной) организации в обязательном порядке создается совет по принципам исламского финансирования.
2. Совет по принципам исламского финансирования является независимым органом, назначаемым общим собранием акционеров исламской страховой (перестраховочной) организации по рекомендации совета директоров.
Статья 36-5. Требования к деятельности исламской страховой (перестраховочной) организации
1. Исламская страховая (перестраховочная) организация не вправе взимать вознаграждение или получать иной доход за управление исламским страховым фондом в любом виде, помимо вознаграждения, указанного в статье 36-3 настоящего Закона.
2. Уставом исламской страховой (перестраховочной) организации совету по принципам исламского финансирования может быть предоставлено право определения иных требований к деятельности исламской страховой (перестраховочной) организации, обязательных для ее соблюдения.
Статья 36-6. Последствия признания договора исламского страхования не соответствующим принципам исламского страхования
1. В случае признания советом по принципам исламского финансирования договора исламского страхования, находящегося на стадии заключения, не соответствующим принципам исламского страхования, указанным в статье 36-1 настоящего Закона, такой договор не может быть заключен и исполнен.
2. В случае признания советом по принципам исламского финансирования заключенного, но не исполненного или частично исполненного договора исламского страхования не соответствующим принципам исламского страхования, указанным в статье 36-1 настоящего Закона, такой договор по требованию исламской страховой (перестраховочной) организации досрочно прекращается в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.
3. В случае признания советом по принципам исламского финансирования исполненного или частично исполненного договора исламского страхования не соответствующим принципам исламского страхования, указанным в статье 36-1 настоящего Закона, доход исламской страховой (перестраховочной) организации по такому договору должен быть направлен на благотворительность.
Статья 36-7. Дополнительные требования к уставу исламской страховой (перестраховочной) организации
Устав исламской страховой (перестраховочной) организации, помимо сведений, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, должен содержать:
1. цели деятельности исламской страховой (перестраховочной) организации;
2. задачи, функции и полномочия постоянно действующего органа исламской страховой (перестраховочной) организации - совета по принципам исламского финансирования, а также порядок его создания и требования к членам совета по принципам исламского финансирования;
3. условия и порядок получения вознаграждения за управление исламским страховым фондом, одобренные советом по принципам исламского финансирования.
Нормативно-правовые акты
Постановления Правления Национального Банка РК от 27.05.2015г.:
• № 88 «Об утверждении Правил формирования, учета, использования и распределения исламского страхового фонда»;
• № 89 «Об утверждении Правил передачи исламской страховой (перестраховочной) организацией денег в исламский страховой фонд»;
• № 90 «Об утверждении Правил получения вознаграждения исламской страховой (перестраховочной) организацией за управление исламским страховым фондом в виде части страховой премии при заключении договора исламского страхования (перестрахования) и (или) части доходов, полученных от инвестирования средств исламского страхового фонда»;
• № 95 «Об утверждении Инструкции об установлении нормативных значений и методики расчетов пруденциальных нормативов исламской страховой (перестраховочной) организации и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов»
Исламские финансы
• Организационная структура исламского рынка ценных бумаг
• Исламские фондовые инструменты Исламский рынок ценных бумаг
это сегмент исламского финансового рынка, основной целью которого является финансирование бизнеса посредством направления средств из организаций, имеющих излишек средств, организациям, испытывающим их недостаток, не противоречащий принципам ислама. Некоторые ученые отрицают возможность внедрения рынка ценных бумаг, так как он чужд исламу. Другие, напротив, понимают важность этого института для развития исламской экономики и всячески поддерживают внедрение и развитие рынка ценных бумаг. На сегодняшний день можно обозначить структуру исламского рынка ценных бумаг следующим образом:
субъекты рынка ценных бумаг, а именно:
Ø организации, оказывающие услуги по приобретению или продаже ценных бумаг;
Ø исламские фонды;
Ø профессиональные участники рынка ценных бумаг;
Ø саморегулируемые организации;
Ø мусульманские брокерские компании.
объекты или продукты рынка ценных бумаг:
Ø долевые ценные бумаги;
Ø долговые ценные бумаги;
Ø производные ценные бумаги. Отдельные субъекты исламского рынка ценных бумаг
- Профессиональные участники исламского рынка ценных бумаг.
Если полученная прибыль частично была результатом вложений в запрещенную шариатом деятельность (алкоголь, табак, проституция и т. д.), то инвестор должен пройти процедуру очищения дохода, то есть та часть прибыли, которая является результатом запрещенной деятельности, должна быть пожертвована на благотворительные цели. Отбор соответствующих шариату ценных бумаг для дальнейшей работы с ними в разных странах производят различные органы. Например, в Малайзии эту деятельность осуществляет центральный банк, в других странах - частная организация (Parsoli Corporation и т. д.). С конца 90-х гг. XX в.
рассчитывается несколько специальных фондовых индексов - Dow Jones Islamic Indices (мировой, американский,
европейский, британский, технологический и индекс малых компаний). В 2006г. появился новый исламский индекс для стран BRIC (Бразилия, Россия, Индия и Китай).
В состав индексов входят компании, не получающие дохода от запрещенных шариатом видов бизнеса и имеющие собственную задолженность, которая не превышает 33% от ее среднегодовой капитализации. Не более 33% капитализации может одновременно находиться в виде наличных денег или вложений в ценные бумаги с фиксированной задолженностью. Отдельные субъекты исламского рынка ценных бумаг
- Исламские фонды. Мусульманские взаимные фонды, или мусульманские соединенные доверительные фонды - это фонды, которыми управляют согласно принципам шариата.
Исламские фонды для осуществления своей деятельности в соответствии с принципами шариата привлекают специальный совет. Иногда такой совет является обязательным условием функционирования данных фондов.
Инвестиционные фонды являются участниками мурабахи, то есть тем лицом, которое предоставляет товар банку для его дальнейшей перепродажи.
Мусульманские товарные фонды инвестируют в товары, которые разрешены шариатом. Среди наиболее популярных товаров находятся металлы: алюминий, никель, золото, медь, палладий.
Лизинговые фонды осуществляют лизинговые сделки, которые соответствуют условиям шариата.
В период с 1994г. по 2001г. появилось порядка 120 мусульманских фондов, большая часть которых (60%) были
организованы для инвестирования в международные акции. С тех пор появилось еще 55 мусульманских фондов, таким образом, на сегодняшний день насчитывается 226 мусульманских фондов [34].
— Мусульманские брокерские компании действуют аналогично традиционным, с тем лишь отличием, что все свои операции они обязаны проводить с ценными бумагами, соответствующими принципам шариата, то есть фактически с исламскими ценными бумагами.
Первые исламские брокерские компании появились в 1994г. в Малайзии, затем позже в Кувейте. Объекты исламского рынка ценных бумаг
мусульманском мире современные финансовые инструменты
— ценные бумаги и их производные - не распространены так широко, как в традиционном обществе, так как не ясно, соответствуют ли они принципам шариата. А это в свою очередь затрудняет функционирование исламского фондового рынка. Наиболее широко используемыми ценными бумагами являются акции и облигации, менее популярны, но которые редко используются — привилегированные акции, фьючерсы и опционы.
Наиболее актуальная тема на сегодняшний день - создание единого Исламского фондового рынка. Но до этого события еще далеко, так как на сегодняшний день отмечается низкая капитализация рынков ценных бумаг основного количества стран-участниц ОИК, которая объясняется отсутствием доверия к сравнительно новому для исламских потенциальных инвесторов институту. Анализ рынков ценных бумаг стран-участниц ОИК показал, что на сегодняшний день не существует сопоставимых данных для сравнительного анализа всех мусульманских стран, однако можно выделить ряд стран, по которым такой анализ возможен (Бахрейн, Малайзия, Пакистан и Судан). Несмотря на то, что в этих странах рынки ценных бумаг сформировались в разные годы, фондовые рынки этих стран в последние годы одинаково активно показывают энергичный рост. Однако темпы роста многих из них не могут поддержать пост экономики и справедливое распределение дохода между населением. Несмотря на достаточно стабильный рост экономики в мусульманских странах, количество компаний, имеющих листинг на бирже, остается, по-прежнему незначительным, и на рынке обращается небольшой объем капитала. Помимо этого, большая часть компаний, имеющих листинг на бирже, является обществами закрытого типа, которым разрешено ограниченное размещение акций. Суммы инвестиций очень малы и инертны по большей части. Данная картина свойственна почти всем рынкам исламских ценных бумаг. На большинстве бирж ключевыми игроками являются брокеры, преследующие личные цели обогащения, а не социальные, как должно быть в мусульманском обществе. Соотношение между торгуемыми активами и их общим
количеством, зарегистрированным на бирже, чрезвычайно
мало, что делает ликвидность биржи зависимой от небольшого
количества ценных бумаг.
Выше упомянутые факторы усиливают зависимость
инвестора от неблагоприятных колебаний рынка. Безусловно,
существуют и регулирующие правила, но они исполняются слабо. Помимо этих проблем существуют и текущие проблемы рынка ценных бумаг, а именно:
q необходима разработка комплекса мер по уменьшению сегментации рынка и ее последствий;
q требуется введение гарантий выполнения контрактов и защита инвесторов;
q необходима разработка продуктов, которые могли бы использоваться исламскими финансовыми институтами;
q актуально создание благоприятной с точки зрения принципов шариата инфраструктуры. Итогом данных нововведений должно стать развитие исламского рынка ценных бумаг, в том числе улучшение его инвестиционных возможностей, улучшение механизма обращения богатства в обществе и, как следствие, усиление экономического роста мусульманских стран в целом.
Значимость рынка ценных бумаг для исламской экономики определяется отношением рыночной капитализации к ВВП. В Пакистане и Судане данный показатель мал, в то время как в Малайзии и Бахрейне он близок к международному показателю
Капитализация рынка может увеличиться путем роста курсов акций, увеличения объема экономических инвестиций через фондовые биржи и увеличения притока финансового капитала на фондовые биржи (рост сбережений в форме акций). Общая связь между капитализацией рынка и валовым внутренним продуктом заключается в доходе корпораций. Увеличение ожидаемого дохода корпораций вносит вклад в увеличение валового внутреннего продукта, и в то же время увеличивает капитализацию рынка через увеличение курсов акций и увеличение потока инвестиций. По сообщению агентства Малазийского национального агентства новостей, лидером на исламском фондовом рынке на сегодняшний день является Малайзия. Размер активов, размещенных этой страной, насчитывает сегодня 1, 65 млрд. долл. США, что составляет половину от всех средств, оборачивающихся на этом рынке. На втором месте - государство Катар. Малайзия стала также первой страной, выпустившей исламские ценные
бумаги.
Специалисты отмечают, что у существует сегодня значительный Например, объем свободного
исламского фондового рынка инвестиционный потенциал. капитала, принадлежащего
мусульманам на Ближнем Востоке, составляет более 1, 3 трлн. долл. США.
На примере Малайзии рассмотрим организационную структуру исламского рынка ценных бумаг. Выпуск финансовых инструментов на рынке капитала требует выполнения определенных предварительных условий, предъявляемых Комиссией по ценным бумагам Малайзии. Существуют следующие финансовые инструменты, которые выпускаются в Малайзии:
q Государственные инвестиционные ценные бумаги.
q Передаваемый соло-вексель банка Негара.
q Краткосрочный торговый вексель.
q Исламский оборотный депозитный инструмент.
q Межбанковские инвестиции мудараба.
q Облигации на основе принципов бай бисаман аджиль и мурабаха.
q Бескупонные облигации.
q Облигации на основе принципа иджара. Государственная инвестиционная ценная бумага (ГИЦБ)
является долгосрочной беспроцентной государственной ценной бумагой, выпускаемой правительством Малайзии для финансирования расходов на развитие государства. Она также является одним из наиболее активно торгуемых исламских финансовых инструментов на вторичном рынке. ГИЦБ были впервые эмитированы в 1983 году правительством с тем, чтобы Исламский банк Малайзии перевел свой резервный фонд в доходные инвестиции. Этот первоначальный выпуск был основан на принципе кард хассан, по которому инвесторы предоставляют беспроцентные займы правительству, а при погашении инвесторы получают хиба, или подарок от правительства, основанный на определенном проценте.
Однако ГИЦБ - не переуступаемый инструмент, так как принцип кард хассан не допускает торговлю на вторичном рынке. Для того чтобы документ мог торговаться на вторичном рынке, с июня 2001 года основополагающая концепция была изменена на принцип бай аль-инах. В соответствии с этим принципом, Малазийский банк Негара от имени правительства продает государственные активы, а затем выкупает активы по их номинальной стоимости плюс прибыль посредством тендера. Номинальная стоимость устанавливается в конце срока обращения, а прибыль распределяется раз в полгода. Ставка дохода основывается на средней прибыли успешных ставок на аукционе. Задача по выпуску ГИЦБ возлагается на Малазийский банк Негара через Департамент инвестиционных операций и финансового рынка. В определенное время Малазийский банк Негара приглашает финансовые учреждения подписаться на ГИЦБ. Цена каждого сертификата - 1 млн. ринггитов; минимальная сумма покупки - также 1 миллион ринггитов. Приобрести данный финансовый инструмент могут только члены исламского финансового рынка, а именно коммерческие банки, имеющие исламские отделения, исламские банки, торговые банки и вексельные конторы. Сделки этого финансового инструмента основаны на бездокументарной торговле, где покупка и продажа регистрируется Департаментом инвестиционных операций и финансового рынка. Покупая ГИЦБ, финансовые учреждения должны также сделать другие платежи, такие как комиссия и государственная пошлина. Аналогичным образом, при погашении ГИЦБ, Малазийский банк Негара выплачивает владельцам согласованную цену. Этот инструмент обычно торгуется на вторичном рынке с использованием принципа бай аль-дайн. Цена продажи, как правило, предварительно определяется как продавцом, так и покупателем. В марте 2005 года правительство Малайзии выпустило первые ГИЦБ на основе прибыли, стоимостью 2 миллиарда ринггитов. По этому пятилетнему купонному документу инвестор получает доход каждые полгода.
Сумма выпущенных, но не погашенных ГИЦБ, по состоянию на 18 февраля 2012 года составляла 46 млрд. ринггитов. Выпуск ГИЦБ в 2012 и 2011 годах составил соответственно 18 млрд. и 10 млрд. ринггитов. Передаваемый соло-вексель банка Негара (BNNN)
является краткосрочным исламским финансовым инструментом, выпущенным Малазийским банком Негара для финансовых учреждений, участвующих в денежном рынке. Эти векселя — один из видов депозитных сертификатов, основанных на принципе бай аль-инах. Малазийский банк Негара выставляет свои активы на продажу путем тендера финансовым учреждениям, которые зарегистрированы в центральном банке в качестве участников финансового рынка. В то же время, центральный банк соглашается выкупить векселя по цене в 1 млн. ринггитов.
Сроки и суммы эмитируемых соло-векселей зависят от центрального банка. Учреждения, которые хотят подписаться на векселя, должны до определенного срока представить соответствующие тендерные заявки в Департамент инвестиционных операций и финансового рынка. Выпуск передаваемых соло-векселей банка Негара
основан на бездокументарной сделке. Исключительно для этого типа векселей, данные о продаже, такие как имя покупателя и общая сумма покупки, должны быть зарегистрированы. Покупатели выплачивают Центральному банку деньгами цену, указанную в тендерной заявке. Эти векселя торгуются на вторичном рынке на основе принципа бай аль-дайн. Потенциальный продавец может выступить с заявлением о своем намерении на вторичном рынке, и продажная стоимость зависит от таких факторов, как промежуток времени между сделками и срок действия векселей.
q конце срока действия, центральный банк платит владельцам номинальную стоимость векселей. Передаваемые соло-векселя банка Негара эмитировались в 2001, 2002 и 2003 годах соответственно на 1 млрд., 2 млрд. и 1 млрд. ринггитов.
q целях дальнейшего стимула деятельности по торговле векселями, финансовым учреждениям, которые назначены в качестве основных дилеров, разрешается устанавливать цену продажи или покупки. Участники рынка могут вести свои бизнес-операции по цене, предложенной основными дилерами. В 2006 году BNNN были заменены на Денежные расписки банка Негара (BNMN) в соответствии с поправками
в Закон «О Центральном банке Малайзии» от 1958 года. Таким образом, все выпуски BNNN, у которых заканчивается срок обращения, постепенно будут заменены на BNMN. Максимальный срок обращения BNMN был увеличен с одного до трех лет, и они могут выпускаться либо на дисконтной основе, либо с купонным доходом. По состоянию на 2012 год, сумма находящихся в обращении BNMN на рынках составила 500 млн. ринггитов. Исламский краткосрочный торговый вексель
в Малайзии был впервые выпущен в 1992 году. Этот финансовый инструмент похож на банковский акцепт в обычной банковской системе и основан на концепциях мурабаха и бай аль-дайн. Эти векселя являются еще одним инструментом денежного рынка, направленным на поощрение и содействие как международной, так и внутренней торговли, предоставляя трейдерам привлекательные исламские финансовые продукты — как для покупки, так и для продажи. Однако эти краткосрочные торговые векселя могут быть направлены как на финансирование закупок на внутреннем рынке или импорт, так и на продажи на внутреннем рынке или экспорт товаров, не запрещенных в исламе.
Вексель представляет собой обещание клиента в конце срока заплатить банку ставку, предусмотренную векселем. Если банк готов взять на себя обязательство в качестве получателя векселя, то результатом будет то, что называют исламским акцептованным векселем. Если банк решит продать вексель третьей стороне, то будет применяться концепция бай аль-дайн, или продажа долгов. Как правило, продажи основаны на дисконтированном методе бай аль-дайн. При наступлении срока, если вексель был продан третьему лицу, банк, который принимает низмом, посредством которого финансовые учреждения, испытывающие дефицит средств, могут получить инвестиции от финансовых учреждений, имеющих свободные средства, на основе мудараба, или участия в прибыли. Некоторые из особенностей этого инструмента:
q инвестиционный период составляет от 1 дня до 12 месяцев;
q минимальная сумма каждого вложения составляет 50 000ринггитов.
Доходность рассчитывается на основе валовой прибыли банка-объекта инвестиций за один год, до
● распределения.
- степень участия в прибыли устанавливается по договоренности между инвестором и объектом инвестиций;
- в момент переговоров доходность банку-инвестору неизвестна, поскольку фактический доход станет ясным только в конце инвестиционного периода.
Этот инструмент активно торгуется на исламском межбанковском денежном рынке. Общий объем сделок на денежном рынке с Межбанковскими инвестициями мудараба в 2012 году составил 256, 1 млрд. ринггитов. За 2012 и 2013 годы общий объем торгов этого инструмента составил, соответственно, 271 млрд. и 224 млрд. ринггитов. Облигации на основе принципа бай бисаман аджиль
являются одним из ранних исламских финансовых инструментов, появившихся на рынке капитала в Малайзии.
Процесс выпуска и обращения облигаций на основе принципа мурабаха, или Гарантированные облигации мурабаха очень похож на облигации бай бисаман аджиль. Разница между ними заключается в их сроке обращения. Срок обращения облигаций мурабаха короче — как правило, не более пяти лет. Процесс выпуска облигаций бай бисаман аджиль выглядит следующим образом:
Ø Заявитель (эмитент облигаций) рассматривает и определяет активы, которые нужно приобрести у продавца товаров, а затем устанавливает условия покупки.
Ø Для эмиссии облигаций эмитент подает заявление для утверждения Комиссии по ценным бумагам Малайзии. Существует ряд требований и условий, которые должны быть выполнены до предоставления утверждения. Выпуск облигаций может быть выполнен только после получения утверждения.
Ø Эмитент обсуждает условия с финансирующей стороной или инвестором и направляет им предложение. Обсуждение и соглашение об условиях финансирования включают расходы на эмиссию и заранее определенный доход инвестора.
Ø Финансирующая сторона или инвестор осуществляет покупку от имени эмитента (клиента), а оплата производится в соответствии с согласованными условиями между эмитентом и продавцом товара. Время от времени, клиент может быть назначен для представления эмитента и покупки актива.
Ø Финансирующая сторона продает товары эмитенту с рассрочкой платежа, то есть по цене покупки плюс
маржа прибыли.
Ø Эмитент оформляет отсроченные платежи путем эмиссии облигаций. Эти облигации могут быть основаны на основном платеже наряду с прибылью, что означает, что выпускается только один тип сертификата или векселя. В противном случае, держатели облигаций будут получать два вида выплат. Если владелец облигации хочет фиксировать доход периодически, то в соответствии с соглашением эмитируются вторичные векселя, погашаемые каждые шесть месяцев или раз в год. При погашении он получает выплату номинальной стоимости.
Ø Финансирующая сторона после получения облигаций может перепродать их на вторичном рынке на основе
принципа бай аль-дайн.
Ø В случае выплат дохода держателю облигации (например, по истечении шести месяцев), эмитент выплачивает доход держателям вторичных векселей.
Ø При погашении эмитент выполняет все включенные обязанности, основанные на номинальной стоимости облигаций. Бескупонные облигации по принципам мурабаха и бай аль-инах.
традиционной банковской системе бескупонные облигации, или облигация
Ø нулевым купоном, являются одним из видов финансовых инструментов, при котором эмитент при погашении облигации платит только ее номинальную стоимость. Это означает, что инвестор покупает облигации с нулевым купоном с большим дисконтом от номинальной стоимости.
Как правило, эти облигации торгуются на вторичном рынке, и дисконтная цена определяется путем проведения тендера. Этот процесс является допустимым по Шариату, а связанный с ним принцип называется бай музайада. Шариатский консультативный совет Комиссии по ценным бумагам Малайзии одобрил использование этого инструмента на своем 10-м общем собрании в 1997 году. Этот способ финансирования был необходим для усиления развития финансового сектора страны, а именно для корпоративных облигаций, то есть базиса для текущей стоимости активов и уровня дохода.
Основной процесс эмиссии данного вида облигаций показывает процесс эмиссии бескупонных облигаций, основанных на принципе мурабаха. Ниже описаны шаги, которые осуществляются в рамках этого процесса:
- Чтобы эмитировать облигации, эмитент подает заявление на утверждение Комиссии по ценным бумагам Малайзии. До предоставления утверждения должен быть выполнен ряд требований и условий, а также должна быть представлена определенная информация.
- Эмитент определяет пул активов для продажи финансирующей стороне. Определяется выкупная стоимость актива, и в определенный день в будущем (дата погашения облигации) эмитент выплачивает выкупную стоимость. Исламские фондовые инструменты
В исламской финансовой системе
существуют следующие виды исламских ценных бумаг:
● акции и паи исламских инвестиционных
фондов;
● исламские арендные сертификаты;
● исламские сертификаты участия. Исламские арендные сертификаты
выпускаются для привлечения финансирования покупки крупных объектов, к
примеру, недвижимости. Для этого создается
исламская специальная финансовая компания, которая приобретает имущество на средства,
полученные от размещения сертификатов. Это
имущество сдается в аренду, и арендные платежи распределяются между владельцами
сертификатов в качестве дивидендов. Исламские сертификаты участия
выпускаются исламской специальной финансовой компанией для финансирования нового инвестиционного проекта, уже существующего проекта или предпринимательской деятельности. Оригинатор, создатель специальной финансовой компании, участвует в проекте посредством внесения имущества и/или доверительного управления акциями специальной финансовой компании. Прибыль от реализации инвестиционного проекта распределяется между оригинатором и владельцами сертификатов.
Сукук представляют собой сертификаты, равной стоимости, удостоверяющие право на владение неделимой долей на материальные активы, право на распоряжение активами и доходами от их использования, услугами или активами конкретных проектов. Указанные права возникают у держателя сукук только после оглашения стоимости облигации, закрытия подписки и размещения средств
• проект, для которого проводилось данное размещение.
сегодняшней деловой практике термин «сукук» означает требование, аналогичное требованию доверительного сертификата. Требование возникает из того, что сертификат представляет собой долю бенефициарного владения в активах, лежащих в основе контракта, которые генерируют денежные потоки. Такие инструменты часто называются исламскими облигациями.
Рисунок 1. Классификация исламских облигаций ААОІҒ І выделяет 5 основных типов исламских облигаций:
• сертификат «иджара сукук» (сертификат на владение активами, переданными в лизинг);
• сертификат на владение правами распоряжения активами и доходами от их использования для существующих активов, будущих активов, услуг, предоставляемыми другими сторонами, и для будущих услуг;
• сертификат «салам» (факторинговые сертификаты);
• сертификат «музаках» (ирригационные сертификаты);
• сертификат «мугхараса» (сельскохозяйственные сертификаты). Общими чертами вышеперечисленных исламских облигаций являются:
§ облигации представляют собой общую собственность и удостоверяют права их держателей на долю в конкретном проекте или имуществе, для финансирования которого были выпущены эти облигации;
§ длительность обращения выпуска облигаций ограничена сроком жизни проекта, для целей финансирования которого они были выпущены;
§ практически все облигации сукук являются обращаемыми на вторичном рынке, за исключением сертификатов салам, истина и мурабаха, а также в ряде случаев сертификаты музарах и музаках, когда держатель не является владельцем земли;
§ доход, полученный от проекта, будет разделен между эмитентом и инвестором в долях, оговоренных в проспекте эмиссии;
§ SPV (специально созданное предприятие) является ответственным за активы проекта. В случае, если он будет уличен в мошенничестве, то будет отвечать за все убытки проекта единолично
На сегодняшний момент все большое признание, как в исламских странах, так и в мире получают исламские облигации — иджара сукук. Свое развитие данные облигации получили в 2003 году с момента их эмиссии правительством Малайзии. Технология функционирования данных облигаций схожа с классической секьюритизацией, однако с наличием ряда особенностей, которые будут рассмотрены далее. Рассмотрим три основных разновидности контрактов иджара сукук, которые применяются исламскими финансовыми институтами:
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 874; Нарушение авторского права страницы