Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


CОТВОРЕНИЕ ХУДОЖНИКА: PR–ТЕХНОЛОГИИ В МИРЕ АРТ–БИЗНЕСА



Современный мировой художественный рынок – сложная система культурных, экономических и социальных взаимоотношений в сфере создания, распространения, а также хранения произведений искусства. В условиях рынка произведение искусства рассматривается как носитель определенной системы ценностей, художественные и нехудожественные составляющие которых с точки зрения рыночной значимости уравниваются. Именно арт–рынок является одним из значимых инструментом актуализации произведений искусства. В функционировании рынка произведений искусства, в частности в системе ценообразования, немаловажное значение имеют не только внешние, объективные факторы (ситуация на мировом/региональном экономическом и финансовых рынках, общий рост или спад экономики, глобализация), но факторы внеэкономического порядка, обусловливающие его парадоксальность, а порой и непредсказуемость. Среди них есть факторы вполне «объективного свойства»: имя художника, время создания произведения, раритетность произведения искусства, его провенанс и т.д. С другой стороны, очевидно, что в настоящий момент в динамике арт–рынка преобладают факторы субъективного порядка – мнения экспертов и критиков, роль кураторов и галеристов, «слова и дела» коллекционеров и дилеров, значимость эстетических пристрастий и модных увлечений и т.п.

Неоднократно в истории предпринимались попытки внести упорядоченность в рыночную стихию парадоксального мира искусства. Специалистами по экономике искусства разных стран были разработаны различные рыночные индикаторы, своего рода «художественные аналоги» биржевых котировок, показывающие степень активности и доходности арт–рынка. Среди таковых, в частности, авторитетный нью–йоркский Mei–Moses All Art Index[62], миланский Gabrius Art Index, лионский Artprice, британско–швейцарский Zurich Art and Antiques Index и др. Почти все фирмы, составляющие такие индексы, получают информацию из каталогов аукционных домов, поскольку эти сведения открыты и поддается проверке. Однако число аукционов, данные с которых включаются в индексы, сильно разнится. Gabrius Art Index собирает данные о продажах на 53 самых известных аукциона; его конкурент Artprice примерно с трех тысяч, в том числе и малоизвестных. Отсюда, как очевидные преимущества (наличие огромных массивов информации по динамике арт–рынка), но не менее очевидные недостатки (сложность сравнений между ними в силу различий в методике их составления).

Недавно, российскими специалистами в рамках интернет–проекта «ARTinvestment.RU» была разработана система индексов ARTIMX, представляющая собой инструмент анализа динамики и доходности рынка произведений изобразительного искусства. Индекс ARTIMX является интегральным показателем, характеризующим относительную величину цены условно усредненного произведения искусства на определенный момент времени. Расчет индексов осуществляется по данным о результатах продаж произведений искусства на основных мировых аукционах (для составления индекса обрабатываются данные более 12 тысяч аукционов). За точку отсчета принята расчетная усредненная цена произведений искусства в 2000 году, приведенная к базовому уровню индекса, составляющему 1000 пунктов. В систему этого индекса, помимо общего показателя, входят также индексы, характеризующие состояние как отдельных видов искусства (живопись, графика), так и сегментов самого арт–рынка (старые мастера, импрессионизм и модернизм, современное искусство). Кроме того, отдельные индексы показывают «биение пульса» российского арт–рынка на основании результатах торгов российских аукционов.

Однако в функционировании арт–рынка значительную роль играет «субъективная» составляющая. Стремясь учесть ее, агентство ArtTactic в 2005 году предложило свой индекс «бытия» арт–рынка, основанный на учете мнения экспертного сообщества (в настоящее время около 160 человек) – аукционисты, коллекционеры, дилеры и другие профессионалы в сфере рынка искусства. Данные рассчитываются каждые шесть месяцев. Экспертам необходимо ответить на шесть вопросов (Оценка текущего экономического состояния; ожидания экспертов относительно экономических условий через шесть месяцев следовательно; оценка нынешнего состояния первичного художественного рынка; оценка ожидаемого состояния первичного художественного рынка через шесть месяцев; оценка текущего состояния вторичного художественного рынка; оценка ожидаемого состояния вторичного художественного рынка спустя шесть месяцев). Для каждого из этих шести вопросов, есть три варианта ответа: уверенный, отрицательный и нейтральный, каждый из них имеет свое цифровое значение. В качестве точки отсчета взят май 2005 года (начало действия индекса). Индикатор ArtTactic включает в себя три группы факторов: индикатор доверия рынка, индикатор текущей ситуации, индикатор ожиданий.

Для полноты картины необходимо упомянуть о разработанном в начале 1970–х годов немецким экономистом В. Бонгардом «художественном компасе», который показывает не динамику и степень доходности арт–рынка как такового, а «рыночный» рейтинг художников. В системе, предложенной В. Бонгардом, современный художник получает «пункты» по нескольким значимым позициям: персональные выставки в крупных музеях (учитывается порядка 200 мировых музеев); наличие произведений художника в крупных музеях; участие в престижных бьеннале и фестивалях искусства; наличие статей в профессиональной прессе и т.д. «Художественный компас», включающий в себя 100 имен актуальных художников, ежегодно публикует немецкий журнал «Capital», указывая общую сумму пунктов, их прирост по отношению к прошлому году, средней цены новой работы, а также, представляющую художника институцию (галерею).[63] Методика Бонгарда считается эффективной и работоспособной. Однако, в рейтинге Бонгарда, подсчитываются не собственно культурные и эстетические достоинства произведения, а оценочные характеристики его социального бытования (упоминание в прессе, включение в программу бьеннале, приглашение на выставку). За безликими цифрами скрывается целая система современного искусства, присваивающая художнику «статус» и «рейтинг».

В этой связи, небезынтересно обратиться к составляемому ежегодно с 2002 года журналом ArtReview рейтингу «Топ 100» самых влиятельных людей в мире искусства. Рейтинг выстраивается на основе ряда критериев: подлинное влияние на современное искусство за минувший год; степень этого влияния в международном масштабе; финансовый вклад, определяющий формирование художественного рынка; реальная деятельность в течение прошедшего года. В качестве номинантов рейтинга выступают галеристы, художники, аукционисты, представители музеев, кураторы, критики и другие «фигуранты» современного художественного процесса.[64] Рейтинг явственно показывает принципиальную закономерность системы современного искусства – незначимость фигуры самого художника (количество их в «Топ 100» весьма скромное). Влиятельность художника определяется не столько его собственными качествами, сколько мнениями и действиями иных представителей мира искусства: галеристов, коллекционеров, дилеров, музейщиков, кураторов, аукционистов.

А.Ж.МИФТАХОВА, преподаватель кафедры этнохудожественного творчества КГУКИ (Казань).

СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА РЕКЛАМЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ ЭТНОСА

В современном российском обществе, с его национальной пестротой, культурой языка и культурой жизни, реклама несомненно играет роль не только социального регулятора, но и в определенном роде является транслятором ценностей как европейской, так и восточной культур, лежащих в основе философии нового российского общества.

Особый интерес представляет регионы России, где эта взаимосвязь восточной и европейской культур проявляется особенно ярко: в менталитете, национальном характере, этнических стереотипах, в особом укладе повседневной культуры. Одним из таких регионов является Республика Татарстан. Однако, если изучить композицию и дизайн рекламы, основные ее образы, символы, то вы вряд ли найдете элементы, детали, которые бы хоть как бы выражали этническое своеобразие художественного восприятия татарского народа. И тогда невольно задаешь себе вопрос – а знает ли специалист, занимающийся рекламой, маркетингом, брендингом о существовании древних тюркских художественных образов, которые бы не только могли стать основой нового художественного образа, но и выполнять «весьма значимую социально–культурную «миссию»[65] – возрождать и развивать этническую культуру данного региона?

Так к основным художественным образам, наиболее полно воплощающем в себе мечты и идеалы татарского (булгарского) народа является Тенгри – хан, владыка Верхнего мира, чьими символами были солнце, луна, высокие деревья, особенно те, в которые ударила молния; волшебная уточка, давшая начало появлению Земли; также почитался культ «священной Земли – Воды» (Ер–Су) – божества Среднего мира; среди женских образов выделяется Су–анасы (Мать воды) и Алтынчач (Золотовласка); а любимым среди лесных жителей считался образ Шурале (Леший).

Мотивы орнамента относятся к искусству степных кочевников. Это завитки, мотивы тюльпана, спирали, трилистник, изображение коней, птиц, головок баранов с закрученных рогами и.т.д.

Таким образом, само понятие «булгарское искусство» охватывает и художественные особенности, и выражает свое отношение к жизни, природе, свое понимание красоты через художественные образы персонажей, символы и орнаменты. Хорошая реклама – это всегда художественное произведение, которое должно не только нести содержание социального или коммерческого характера, но и раскрывать перед нами культуру народа, помогать развивать образное мышление и усваивать традиции, передаваемые от поколения к поколению.

Литература:

1. Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа. – Казань, 2004. – 431 с.

2. Материалы по истории татарского народа /под ред. С.Х. Алишев, М.З. Закиев, Ф.Х. Урманче, М.Г. Хазанов. – Казань, 1983. – 496 с.

3. Фазылзянова Г.И. Татарская традиционная художественная культура (этнокультурология). – Казань. – 2009. – 310 с.

 

Раздел 5. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ РЕКЛАМЫ И PR: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

А.П.ПАНФИЛОВА, доктор пед. наук, профессор кафедры социального менеджмента РГПУ им. А.И. Герцена, Почетный работник высшего профессионального образования,

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ К НОРМАТИВНО–ЦЕННОСТНЫМ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМ В ОРГАНИЗАЦИИ

Количество учебных заведений в России по подготовке специалистов по паблик рилейшнз, имеющих официально утверждённые программы, растёт. Однако, как показывает практика, большинство этих программ всё ещё в большей степени нацелены на отношения с прессой, другими СМИ, а не с представителями общественности и внутренний PR в организации. В то же время последнее десятилетие вызвало острую необходимость в подготовке специалистов с ориентацией на менеджмент и многогранное коммуникационное управление. Студенты, интересующиеся паблик рилейшнз, должны помнить, отмечает Сэм Блэк, что им необходимо иметь сильную базу в области общественных наук, чтобы понимать, как человек общается, как приспосабливается к изменениям, ведёт себя в небольших группах, организациях и общественных структурах. Важно также понимание человеческих нужд, причин поступков и методов убеждения человека, того, как он приспосабливается к изменениям и в каких обстоятельствах ему лучше всего.

Кроме всего, студент должен разбираться в политических системах, теории государственного управления и менеджмента, в ценностном содержании корпоративной культуры, в управлении человеческими ресурсами (1). Обычно культуру организации описывают на языке ценностей и этических норм, разделяемых большинством членов трудового коллектива. Ценности – это мнения о том, что является наилучшим или хорошим для данной организации и что должно быть, что считается важным в поведении людей организации. Ценности могут быть позитивными, ориентирующими людей на образцы поведения, способствующими достижению организационных целей, и негативными, отрицательно влияющими на организационную эффективность и репутацию организации. Если ценности разделяют не только руководители, менеджеры PR, но и весь персонал организации, то можно говорить об «управляемых ценностях». Чем прочнее ценности, тем более сильное влияние они оказывают на поведение работников. Чаще всего ценности отражаются в следующих сферах деятельности организации: показатели работы, компетентность, конкурентоспособность, внедрение инноваций, качество, обслуживание заказчика и взаимодействие с деловыми партнёрами, работа в команде, управление человеческими ресурсами, связи с общественностью. Очевидно также, что они влияют на имидж, бренд и репутацию организации.

Для создания позитивной репутации организации значимость ценностей чрезвычайно велика. Принятые коллективом ценности задают форму существования и содержание остальным элементам культурного пространства. Ценности, как правило, связаны с целями, ориентированными на развитие организации. Пространства установления целей одновременно являются пространствами формирования ценностей, что подтверждает культурная практика зарубежных и отечественных компаний. Между целями и ценностями различие в том, что ценности основаны на человеческих потребностях, а они неоднородны, поэтому формировать внутриорганизационные ценности очень сложно. Цели определяют решения, принятые руководителями организации и менеджерами по паблик рилейшнз, а ценности должны быть признаны каждым сотрудником, они максимально гуманизированы.

Специалисты различают организационные, личностные, позитивные и негативные ценности. Организационные ценности – предметы и явления организационной жизни, которые оказывают влияние на духовную жизнь работников. Они являются связующим звеном между культурой организации и духовным миром сотрудника, между организационной и индивидуальной жизнью, между внешней и внутренней средой организации. Именно эти ценности, в первую очередь, должны быть предметом интересов менеджеров по связям с общественностью. Ключевые ценности, отражаемые им в корпоративной культуре, следующие: восприимчивость к нуждам потребителей услуг, деловых партнёров и сотрудников организации; заинтересованность в том, чтобы работники внедряли новые идеи, методы и технологии; готовность идти на эксперимент, апробацию нового; открытость руководителей для доступных возможностей взаимодействия с представителями общественности; дружелюбие и духовное родство членов коллектива по отношению друг к другу, приверженность организации.

Ценности и нормы характеризуют климат современной организации, они объединяются корпоративной этикой, включающей глобальные цели, миссию и видение. Ценности воплощаются в реальную практику через нормы и артефакты – видимые и осязаемые аспекты организационной культуры, люди их слышат, видят или ощущают Они могут включать в себя такие значимые показатели, как рабочая среда; тон и язык, используемые в деловых письмах и служебных записках; манера, в которой сотрудники обращаются друг к другу, к руководителям, к клиентам, к деловым партнёрам. К артефактам относится также гостеприимство (или его отсутствие), оказываемое гостям и посетителям организации, и манера сотрудников отвечать на внешние звонки.

Помимо ценностей большое значение для эффективных взаимоотношений с любыми представителями деловой общественности имеют нормы, то есть общепризнанные стандарты индивидуального и группового поведения, сложившиеся с течением времени в результате взаимодействия людей. Нормы передаются через поведение и закрепляются через реакции на их нарушение, которые и позволяют управлять ими. Ценности и нормы могут быть конкретно и не определены, их могут не обсуждать и на них даже могут не обращать внимания. Из чего можно сделать вывод, что организационная культура это субъективная сторона жизни коллектива, но, как показывает современная практика, она может весьма существенно влиять на поведение людей, формируя общественное мнение, влияя на корпоративный имидж и на репутацию организации в глазах общественности.

Если рассматривать современный процесс подготовки менеджеров по связям с общественностью как изменение ценностных ориентаций, поведения и деятельности в результате приобретения новых компетентностей и опыта, то современному вузу необходимо не только динамичное обучение деятельностью, но и адаптивное обучение, включающее в себя действие, обратную связь и синтез, использующее постоянное экспериментирование, принятие рисков, совершение ошибок и их развёрнутый анализ (post factum или «разбор полётов»), изменение через разработку и реализацию проектов, через апробацию разнообразных коммуникативных и интерактивных технологий. При таком обучении превалирует открытое групповое общение, партнёрские отношения и активный информационный обмен.

Как показывает реальная практика, спрос на специалистов, обладающих высокими ценностными характеристиками, способностью к управлению, коммуникациям растёт, следовательно, необходимо решительно и качественно перестраивать учебный процесс в вузах, готовящих менеджеров PR, в сторону развития их динамических характеристик, позволяющих быстро адаптироваться к новым ситуациям и перестраиваться по мере необходимости, постоянно влияя на ценностно–ориентационное единство организации, опережая тенденции и прогнозируя перспективы эффективного взаимодействия с представителями общественности для формирования позитивного корпоративного имиджа и репутации.

Литература

1. Сэм Блэк Введение в паблик рилейшнз. – Ростов н/Д: изд–во «Феникс», 1998. С.281.

2. Дафт Р. Менеджмент. 6–е изд./Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008.

3. Панфилова А.П. Управление репутацией – ключевой ресурс конкурентоспособности и позитивного имиджа. – В кн.: Реклама и PR в России. Современное состояние и перспективы развития. – СПб.: Изд–во СПбГУП, 2007, С. 51–55.

А.В.ДОЛМАТОВ, доктор педагогических наук, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; Л.А.ДОЛМАТОВА, преподаватель СПбАППО.

КРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ РЕКЛАМЫ И РR

Задачи подготовки специалистов в сфере рекламы и РR имеют определенную специфику. Она определяется, прежде всего, особенностями данной профессиональной сферы: необходимостью креативных подходов к решению практических задач, важностью учета массовой психологии, слабой предсказуемостью результатов рекламной деятельности, значимостью системного учета большого количества факторов, влияющих на успех акций.

Традиционные методы подготовки специалистов в этой сфере не позволяют в полной мере сформировать необходимые умения и компетенции.

Классические виды занятий лекции, семинары и соответствующие образовательные технологии не в состоянии обеспечить необходимое качество обучения. Решить эту задачу можно с применением креативных технологий, которые отличает творческий системный подход к решению специальных задач рекламы и РR. В традиционных образовательных схемах существует противоречие между заранее заданным содержанием образования и возможностью его изменения в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, ситуативными потребностями и интересами обучающегося, а также свободой выбора видов учебной деятельности. В креативных моделях это противоречие разрешается на основе принципов адаптивности, обеспечения возможности использования личностно значимой учебной информации, ее связи с непосредственным прагматическим опытом студента. Специфика компетенций, необходимых для успешной работы в сфере рекламы и PR, определяет необходимые особенности представления учебной информации, организации и осуществления образовательного процесса [1].

1. При взаимодействии с информацией у обучающихся должна возникать неудовлетворенность традиционными стереотипными представлениями, ощущение их ограниченности, недостаточности для решения конкретных профессиональных задач.

2. В содержании дисциплин должны быть выделены ведущие, узловые понятия. Объем транслируемой информации должен отвечать принципу необходимой минимальности. Приобретаемые знания и компетенции должны соответствовать критериям будущей востребованности.

3. Учебная информация должна быть максимально прагматичной и значимой, соответствовать потребностям и интересам обучающихся, в процессе занятий необходимо обращаться к их собственному опыту.

4. Новые представления и понятия должны обладать определенной эвристичностью и конструктивностью, иными словами они должны быть средствами решения значимых проблем, обладать объяснительными и прогностическими свойствами, стимулировать возникновение новых идей и представлений.

5. Содержание учебной информации кроме научных фактов, понятий, теорий, представлений, гипотез должно отражать пути и логику развития науки и практики, теоретические и эмпирические методы получения нового научного знания, процессы смены научных представлений и парадигм.

6. Необходимо выделение специального модуля, предназначенного для освоения методологии исследовательской, творческой деятельности, являющихся важными составляющими рекламных задач.

Среди требований к организации образовательного процесса [1, 2] следует выделить наиболее значимые.

В частности, необходимо постоянно ставить обучающихся в положение исследователей, первооткрывателей. Побуждать их к самостоятельному поиску, открытию «выращивнию» необходимых знаний.

Изучение материала должно сопровождаться соотнесением конкретных частных фактов с познавательными структурами, схемами, закономерностями. теория должна сочетаться с практическими задачами. Только в этом случае студенты смогут овладевать способами познавательной деятельности и соответствующими компетенциями в процессе освоения дисциплин.

Важна активность обучающихся в организации образовательного процесса. Они сами должны принимать участие в отборе учебных проблем, в разработке планов действий, совершенствования и развития методов решения практических рекламных задач.

Нужно как можно чаще моделировать ситуации, когда изучаемые явления и закономерности входят в противоречие с имеющимися представлениями.

Необходимо всячески побуждать студентов формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде, выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.

Важно предоставлять им возможность исследовать свои идеи и предположения в свободной раскованной обстановке, обсуждая их в небольших группах, применять их к широкому кругу конкретных ситуаций, чтобы иметь возможность оценивать их прикладное значение.

Нужно учитывать индивидуальные психологические особенности студентов, предпочитаемые интеллектуальные стратегии, стили мышления, использовать все возможности для развития творческого потенциала.

Таким образом, в креативных технологиях содержание учебной информации и организация образовательного процесса решают задачи не только формирования новых, но и перестройки, систематизации имеющихся знаний, преодоления психологических барьеров и стереотипов мышления. Особенно парадоксально, на первый взгляд, то, что полученные предварительные сведения могут не столько облегчать, сколько осложнять учебное познание, и, во всяком случае, требуют переосмысления, изменения сложившейся системы взглядов [1, 2].

Интегрируя высказанные положения, следует подчеркнуть, что основным методологическим принципом креативной образовательной модели является необходимость всеми средствами стимулировать познавательную деятельность обучающихся, использовать различные виды учебного диалога, игрового взаимодействия, опору на воображение, аналогии и метафоры, развивать творческий потенциал личности.

Для реализации данного принципа необходимо создание условий для продуктивной творческой деятельности, которые предполагают формирование соответствующей инновационной образовательной среды. Нужно устранить внешние и внутренние препятствия для проявлений творчества. С этой целью необходима обстановка, когда обучающиеся чувствуют, что любое соображение, мысль заслуживают того, чтобы высказать их в коллективе, и они будут приняты доброжелательно, с пониманием, а не высмеяны или подвергнуты неконструктивной критике. Студенты не должны бояться сделать ошибку. С этой целью на определенных этапах учебного взаимодействия имеет смысл воздерживаться от любых оценок. Позиция педагога не должна доминировать, необходимо формировать корректные коллегиальные отношения. В процессе обсуждения и оценки идей критика возможна и необходима, но она должна быть конструктивной и не должна переходить на личности. При разрешении спорных вопросов должны соблюдаться известные правила ведения дискуссии, кстати, эти правила практически осваиваются в ходе самих дискуссий.

Следующий блок рекомендаций охватывает условия повышения продуктивности творческой деятельности. Ведущую роль в данной проблеме, безусловно, играет развитие воображения. К сожалению, до сих пор в рамках учебных занятий в высшей школе учебная цель систематического развития воображения практически не ставится. В то же время принципиальная возможность и важность достижения этой цели имеют исключительное значение, так как воображение, фантазия являются основой, фундаментом творческого мышления. Существуют различные методики развития фантазии. Одним из основных условий их реализации является преодоление внутренних ограничений и стереотипов мышления. Другая важная задача – развитие восприимчивости, повышение чувствительности, широты и насыщенности восприятия окружающей действительности. Эта задача также должна стать предметом систематической учебной деятельности.

Таким образом, внедрение креативных образовательных технологий может существенно повысить эффективность подготовки специалистов в сфере рекламы и PR.

Литература

1. Долматов А.В. Основы развивающего образования: Теория, методы, технологии креативной педагогики. – СПб.: Военный университет связи, 1998. – 198 с.

2. Кухарев Н.В., Решетько В.С. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества (Опыт, критерии измерения, прогнозирование). Часть 2. Диагностика педагогического творчества. – Мн.: Ред. журн. «Адукацыя i выхаванне», 1996. – 96 с.

В.Г.ОРЕШКИН, к.пед.наук, доцент кафедры межкультурных коммуникаций СПб Университета водных коммуникаций, член Международной лиги имиджмейкеров

ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛА–ИМИДЖМЕЙКЕРА: ВОПРОСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Профессия «имиджмейкер» – самостоятельная или интегрирована в номенклатуру «специалист по рекламе и ПР»? В настоящее время отдельной специальности «имиджмейкер» (image–maker) официально не существует, однако практика консультирования в сфере связей с общественностью показывает, как постепенно оформляются грани этой профессии. Эмпирические наблюдения показывают, что в подавляющем большинстве под имидж–услугами понимается 1) фейс–билдинг, 2) консультирование по стилистике одежды (включая шопинг–сопровождение), 3) подбор аксессуаров. Отдельным направлением является помощь в создании и проведении презентации, что подразумевает работу над текстом устного выступления и тренировку речи. То есть практическая работа ведется достаточно ограниченно и бессистемно. Имиджмейкер стремится добиться необходимого (не обязательного благоприятного) отражения облика клиента в «зеркале общественного мнения». Мощный стимул развитию «имиджейкерства» как особого рода деятельности дают избирательные кампании. Кандидатов в президенты, лидеров политических партий на выборах в Государственную Думу, кандидатов на посты губернаторов «обслуживают» зачастую целые команды имиджмейкеров. Цель – увеличить привлекательность претендента в глазах населения. Еще один массовый потребитель услуг имиджмейкеров – шоу–бизнес»[66].

Личный имидж – стратегии и тактика. Стратегически имиджмейкер–консультант ориентирован на удовлетворение потребностей клиента, его запросов и пожеланий. Материальным показателем является сумма гонорара за выполненную работу. Однако, только ли это является определяющим для имиджмейкера?

Рассматривая сущность данной профессии с философских понятий «знак–значение–смысл», можно выделить три уровня имиджмейкерства:

а) на уровне знака: буквальное выполнение заказа, основным ориентиром является материальная сторона отношений. Действия выполняются по некоторым шаблонам, без учета индивидуальных особенностей клиента;

б) на уровне значения: учитывая индивидуальные особенности заказчика, выбираются такие способы и приемы, которые позволяют достичь положительного результата на основе доброжелательных отношений. Эффект такого консультирования увеличивается за счет позитивного настроя клиента и готовности работать активно и самостоятельно;

в) на уровне смысла: творя образ человека, имиджмейкер несет в мир гармонию, которая, во–первых, приводит в соответствие внутренний мир клиента и его внешние проявления, а, во–вторых, «вписывает» этот образ в социум, что должно быть сделано достаточно органично.

Грани личного имиджа, служащие практическими ориентирами для имиджирования, можно определить как «суб–имиджи»: Габитарный (от лат. habitus – внешний вид), Кинетический и Речевой. Таким образом, в поле зрения имиджмейкера оказывается не только «упаковка» клиента, но и его динамическое поведение, что требует соответствующих знаний и педагогических умений.

Диалектика корпоративного имиджа. Имидж организации – это целенаправленно формируемый образ (представление) фирмы в общественном сознании. Деятельность имиджмейкера в этом пространстве полностью вписывается в умения специалиста по PR: создание благоприятного «мнения» об организации при достаточно целенаправленной и систематической работе приводит к устойчивым ассоциациям с названием, фирменной атрибутикой, ее ведущими персонами. Фирма–новичок становится развитой организацией, а ее товары – брендом. В данном случае комплекс представлений об организации правильнее назвать внешним имиджем, а имиджмейкера, создающего имидж товара, – «бренд–менеджером».[67]

Однако «общественностью» для организации является не только широкий социум, но и коллектив сотрудников, у которых также складываются представления о своей фирме. В таком случае образ фирмы, существующий у сотрудников, определяется как внутренний имидж. Полем деятельности имиджмейкера становится персонал, а PR превращается в HR (human relations) – деятельность по формированию лояльного отношения сотрудников к руководству и организации. Специалисту в данном случае необходима углубленная подготовка в области социальной психологии и конфликтологии, умение работать как с руководством, так и с рядовыми сотрудниками, организовывать и проводить корпоративные мероприятия, уметь формулировать корпоративную политику и реализовывать на практике декларации руководства.

Что необходимо включить в профессиональную подготовку потенциального имиджмейкера? Анализ рынка образовательных услуг показывает большое количество предложений в системе дополнительного образования (курсы, семинары, тренинги). Однако лишь подход В.М.Шепеля, в котором отмечаются все грани деятельности имиджмейкера, можно назвать системным.[68] Впрочем, такие понятия, как «очарование», «ореол», «искусство», «привлекательность», «обаяние» и т.п. вряд ли могут быть серьезным предметом педагогической практики. Данные слова скорее играют роль рекламно–маркетинговых маячков, чем отражают суть профессиональной подготовки. Поэтому остаются актуальными вопросы определения сущности имидж–образования, под которым мы понимаем образовательную систему, направленную на решение задач формирования имиджа, интегрирующую закономерности андрагогики и имиджелогии.[69]

В плане профессиональной подготовки специалиста, способного эффективно решать задачи имиджирования, стоит обратить внимание на пропедевтическую роль курса «Психология и педагогика» в андрагогическом аспекте. Также имиджмейкер должен обладать широкой образовательно–технологической подготовкой, развитыми коммуникативными умениями и навыками. Большое значение имеет философско–этическое просвещение специалиста по PR и HR.

Таким образом, только всесторонняя фундаментальная подготовка способна вырастить полноценного специалиста–имиджмейкера, который в условиях быстроменяющегося рынка сможет эффективно откликаться на запросы организаций и отдельных персон. И можно надеяться, имидж имиджмейкера[70] будет модернизирован и станет привлекательным и позитивным, а профессия – социально признанной и уважаемой.

И.В.ЧЕЧИК, к.пед. наук, доцент кафедры межкультурных коммуникаций СПб Гос. университета водных коммуникаций

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДИК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПБГУВК ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РЕКЛАМА»

Современное состояние и перспективы развития мирового экономического пространства, вхождение России в ВТО, финансовый кризис и другие социально–политические потрясения – все это служит фоном для существенных изменений в сфере высшего российского образования. Отечественные работодатели предъявляют конкретные требования к выпускникам вузов, молодым специалистам в основном практического свойства. К сожалению, они не всегда бывают удовлетворены качеством подготовки специалиста. В то же самое время сами студенты, уже с первых курсов обеспокоенные своим будущим трудоустройством, высказывают пожелания, касающиеся большей практической направленности курсов.

Необходимо отметить, что на федеральном уровне эта тенденция четко прослеживается. В целях адаптации процесса обучения к современной рыночной ситуации в третьем Федеральном Государственном Образовательном Стандарте высшего профессионального образования (ФГОС) взят курс на развитие основных ключевых компетентностей будущего специалиста интерактивными методами. Во ФГОСе в разделе подготовки специалиста в области рекламы и PR, в частности, сказано: «Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной задачей основных образовательных программ (ООП), особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий» [ФГОС с. 18]

Оправданность применения таких методов обучения подтверждается многолетней практикой преподавания различных рекламных дисциплин в СПбГУВК на кафедре межкультурных коммуникаций. Наиболее приемлемыми интерактивными методиками обучения студентов в условиях дневного семестрового обучения является, на наш взгляд, метод анализа микроситуаций – кейсов, казусов, метод инсценировки, ролевая игра. Например, использование на занятиях по обучению деловому общению этих методов позволяет интенсифицировать процесс обучения, активизировать учебно–познавательную и речемыслительную деятельность учащихся и тем самым помогает развивать ключевые компетентности будущего специалиста, а также в целом способствует творческому развитию личности студента.


Поделиться:



Популярное:

  1. G дара 50-й Генный Ключ видит совершенно новую реальность социального взаимодействия людей, «в настоящее время находящуюся на самой ранней стадии проявления в мире.
  2. В мире прекрасном cветит нам ясно
  3. В поисках самого необычного врача в мире
  4. В политических кампаниях в США и мире
  5. В современном мире выделяют: национальные правовые системы, правовые семьи, группы правовых систем.
  6. В это время к Валенту прибыли послы готов для переговоров о мире. Фактически Фритхигерн переговорами стремился выиграть время для того, чтобы вызванная им конница успела прибыть к началу боя.
  7. В этом мире нет жертв и нет злодеев. И ты не являешься жертвой выбора других. На каком-то уровне вы все создали то, что сейчас ненавидите, а создав это — вы выбрали это.
  8. Верховные иерархи Русской православной церкви (митрополиты, с 988 г. – в Киеве, с 1299 г. – во Владимире, с 1324 г. – в Москве, с 1589 г. – патриархи)
  9. Волшебство в этом мире и за его пределами
  10. Высокоскоростной подвижной состав в мире.
  11. Государство в глобальном мире.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1640; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.056 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь