Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Общие подготовительные сведения
Общие сведения о выборе объекта осознания, положении объекта относительно сидящего наблюдателя и самой позы, в которой он находится, можно найти в предшествующем уроке (тратака, этап 1)[214].
Техника выполнения
В соответствии с описанием первого этапа тратаки, которое было дано выше, мы будем использовать в качестве объекта осознания пламя свечи. Эта практика состоит из четырёх стадий, которые следует выполнять по очереди. Стадия 1: подготовка Примите удобную позу, желательно — одну из медитативных асан[215]. Устройтесь поудобнее и устраните все источники неприятных ощущений, чтобы у вас не возникало необходимости двигаться в течение всей практики; гораздо лучше сделать приготовления сейчас, чем шевелиться во время упражнения. Закройте глаза. В течение нескольких минут выполняйте кайя стхаирьям[216]. Осознавайте только своё тело. Примите решение, что больше не шевельнётесь на протяжении всей практики. Затем переходите к стадии 2. Стадия 2: взгляд вовне Откройте глаза. Смотрите прямо на кончик фитиля свечи. Выполняйте внешнюю тратаку. Старайтесь не моргать и не двигать глазами. Будьте полностью поглощены рассматриванием пламени и фитиля. Если вас одолевают посторонние мысли, позвольте им приходить; осознавайте их и затем мягко напоминайте себе, что вы практикуете тратаку. Таким способом удерживайте внимание сосредоточенным на пламени и на фитиле. Продолжайте в том же духе в течение примерно трёх минут. Затем переходите к стадии 3. Стадия 3: осознавание дыхания Выполните кхечари мудру[217]. Начните осознавать своё дыхание, одновременно сохраняя осознавание пламени свечи. Практикуйте уджайи пранаяму[218]. Теперь вам потребуется немного воображения. Во время вдоха представьте себе, что вы направляете своё дыхание от пламени свечи к точке между бровями и далее к затылку. Вам необходимо разделить своё осознание, чтобы оно было занято и пламенем свечи, и движением дыхания. Кроме того, осознавайте звук своего дыхания. При выдохе вы должны представлять себе, что поток дыхания выходит из затылка, проходит через межбровный центр и затем возвращается к пламени свечи. Всё это время глаза не должны моргать. Продолжайте повторять этот процесс, вдыхая и выдыхая, одновременно стараясь чувствовать, представлять себе, что воздух движется от пламени свечи, через точку между бровями к затылку и обратно. Всё это время следует одновременно осознавать пламя свечи, дыхание и его звук. Если вы будете заниматься усердно и с достаточным осознанием, то со временем должны будете обнаружить, что вам кажется, будто воздух действительно естественным образом движется туда и обратно между пламенем и вашим затылком. Продолжайте эту практику в течение нескольких минут. Затем переходите к стадии 4. Стадия 4: внутренняя тратака Закройте глаза. Смотрите на послеобраз. Смотрите на послеобраз точно так же, как вы смотрели на внешний объект. Осознавайте пламя внутренней свечи и дыхание. Если изображение неясное, не беспокойтесь; просто осознавайте то, что можете увидеть. При вдохе чувствуйте, что дыхание движется от пламени перед вашими закрытыми глазами к затылку. Попытайтесь почувствовать, что вы втягиваете образ назад по направлению к затылку. При выдохе представьте себе, что дыхание выталкивается вперёд к закрытым глазам. Продолжайте действовать подобным образом. Вдыхайте и почти тяните образ и дыхание назад к затылку. Выдыхайте и выталкивайте образ и дыхание вперёд. Ваше осознавание должно быть всё время сосредоточено на образе и дыхании. Всё время продолжайте выполнять кхечари мудру и уджайи пранаяму. Поскольку вы выполняете уджайи, вы должны слышать непрерывный звук, исходящий из области горла; старайтесь осознавать и его, но соединяйте его с движением дыхания от точки между бровями к затылку. Таким образом, представляйте себе, что звук возникает, когда поток дыхания движется туда и обратно через голову. Старайтесь полностью отдаваться выполняемой практике. Продолжайте до тех пор, пока образ не станет нечётким или не исчезнет. Затем откройте глаза и повторите стадию 2 в течение нескольких минут, по возможности не моргая глазами (те, кто хотят непрерывно осознавать дыхание, могут пропустить стадию 2 и сразу начать следующий цикл со стадии 3). После этого переходите к стадии 3 и повторите весь процесс. Продолжайте в том же духе в течение всей практики. В конце практики посидите несколько минут с закрытыми глазами, просто наблюдая чёрное пространство (чидакаша) перед закрытыми глазами. Будьте свидетелем любых мыслей или психических видений, которые могут возникать. Затем откройте глаза и задуйте свечу.
Соотношение продолжительности этапов
Чем дольше вы можете выполнять внутренние стадии практики, тем лучше. Иными словами, если оказывается, что вы легко можете удерживать чёткий внутренний образ, сократите или даже исключите внешние стадии. Разумеется, если вы не способны видеть чёткий послеобраз, то вам следует увеличить продолжительность внешних стадий. Количество циклов или повторений полностью зависит от вашей способности сохранять внутренний образ. Те, кому это удаётся лучше, вероятно, могут ограничиться одним циклом, поскольку они смогут удерживать внутренний образ в течение всей практики. С другой стороны, начинающим придётся выполнять несколько повторений, в зависимости от их умения и продолжительности занятия.
Осознание
В зависимости от выполняемой стадии, необходимо в максимальной степени поддерживать осознание пламени свечи, движения потока дыхания и возникающего звука. Дополнительные подробности Информация о благотворном действии этой практики, предосторожностях и проблемах, которые необходимо преодолеть, содержится в предыдущем уроке[219].
Программа ежедневных занятий
Существуют тысячи практик йоги. О них можно писать в течение следующих двадцати лет и всё равно находить всё новые и новые. Их запас неисчерпаем. Однако в этом курсе мы вовсе не заинтересованы в том, чтобы засыпать вас бесчисленными техниками, поскольку это скорее ошеломит вас, а не поможет. Можно так устать от непрерывного потока разных техник, что перестать практиковать даже одну из них. Гораздо лучше знать одну технику и практиковать её, чем знать тысячи и не заниматься ни одной. Однако, высказав эту точку зрения, мы должны заметить, что необходимо описать достаточное количество техник, чтобы каждый читатель мог найти те, что соответствуют его вкусу и темпераменту. В этой книге мы уже предложили довольно много разнообразных техник, слишком много для того, чтобы регулярно выполнять их все. Вы должны по своему усмотрению выбрать те из них, что вам по вкусу, и практиковать их. Если есть какая‑ то техника, которая вам особенно нравится, выполняйте её регулярно. Выбор принадлежит вам. Разумеется, вы можете следовать рекомендуемым программам, поскольку это автоматически исключает техники, которые нельзя выполнять из‑ за недостатка времени. Но в то же время, не чувствуйте себя обязанными строго придерживаться программ, которые мы предлагаем. Если мы пропустили практику, которая вам нравится, тогда вам следует включить её в свою собственную программу и выполнять её ежедневно. Ко второму этапу тратаки следует переходить только если вы уже освоили первый этап[220]. То же справедливо и в отношении шамбхави мудры; начинайте делать её, если у вас есть время, только когда вы достигнете совершенства в выполнении агочари мудры[221]. Помните, что обе эти мудры составляют неотъемлемую часть крийя‑ йоги, и их выполнение следует довести до совершенства, прежде чем пробовать практики из Тома III. Старайтесь воплощать на практике рекомендации, касающиеся сознательной переориентации вашей жизни в новых направлениях в качестве первого шага к открытой встрече со своими психологическими проблемами и их устранению. Продолжайте практиковать пранаяму нади шодхана как описано в этом уроке.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы