Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 8. ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД



В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Герменевтика как общенаучная теория и практика понимания

Герменевтика как общенаучная теория и практика понимания и истолкования действительности и знаний о ней, воплощенных в текстах, открыла для гуманитарного образования живой источник новых идей, исследовательское поле для философских, педагогических, филологических, психологических исследований. Признание духовной сущности человека, его способности к саморазвитию и творческому воплощению доказало невозможность исчерпать понимание человека только средствами науки, методами научного исследования. Герменевтика уже накопила плодотворный опыт постижения человека средствами искусства, диалога, языка, интуиции, веры, любви, опередив потребность общества в понимающих людях.

Феномен понимания пронизывает все сферы человеческих отношений: проведение политических реформ, выстраивание экономических перспектив, прогнозирование развития общества, отражение жизни в искусстве, осмысление сферы «быта и бытия» конкретного человека. Афористично звучит мысль о том, что педагог не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится. Научиться в университете пониманию и научить этому других – новая задача качественного педагогического образования, которое необходимо для успешной деятельности в профессиональной сфере «человек + человек».

Восприятие целей, ценностей, мыслей, чувств, переживаний других людей – процесс нелинейный, диалектичный, постоянно углубляющийся, требующий гибкости, деликатности, жизненного опыта, «вочеловечивания» (А. Блок). Ф. Шлейермахер (1768-1834), основатель объективно-идеалистической герменевтики, определял понимание как " самоотыскание мыслящего духа", т. е. как " встречу" одного субъективного " духа" с другим и превращение их в " единый дух" на основе опредмеченного в тексте мышления [16].

Ф. Шлейермахер заложил основы герменевтики как общей теории интерпретации, он считал, что все частные герменевтики есть части общей теории. С позиции герменевтики, мировые смыслы раскрываются не в монологе, а диалоге, который является сущностью языка. Поэтому в развитие герменевтики внесли свой вклад философы, филологи, психологи и педагоги. Не репродукция старых смыслов, а продуцирование новых – задача герменевтического подхода. С точки зрения Г. Г. Гадамера, истолковывая исторические события, можно становиться соавтором текста, давая ему свою интерпретацию. Интерпретация, по Гадамеру, – это проникновение вглубь смысловой структуры текста. Понимание обусловлено рамками традиций, в которых допустимо жить и мыслить. Человек не вне герменевтического круга, а в нем самом.

Интегративные процессы в научном знании формируют новые области научных исследований, интегративные проблемы порождают междисциплинарный поиск истины. Несомненный научный интерес вызывает педагогическая герменевтика, филологическая герменевтика, психологическая герменевтика. Становление «живого» гуманитарного знания осуществляется наиболее интенсивно в сфере образования, когда человек стремится к пониманию культуры и своего места в ней. Философия, филология, история, психология и педагогика устремлены к пониманию человека, его развития, самосознания, воспитания. Эти науки составляют фундамент гуманитарного образования, они открывают человеку многообразные пути к пониманию мира и себя в нем. Феномен понимания изучается в различных аспектах:

– Понимание – процесс постижения внутренних связей в содержании текста.

– Понимание – процесс постижения смысла (или смыслов) текста.

– Понимание – освоение чужих переживаний, мыслей и решений, опредмеченных в тексте.

– Понимание – движение к знанию, производство знания (хотя и не само знание).

– Понимание – воссоздание ситуации действования автора текста.

Одна из тенденций развития науки в университетах как центрах гуманитарной культуры и науки заключается в поиске таких связей, таких концептов, таких текстов, которые порождают междисциплинарный уровень исследований, соединение научных областей для реализации интегративного потенциала науки. Интегративные процессы нашли отражение в жанровой специфике педагогических текстов: «поэзия педагогики» (М. Кнебель), «педагогическая поэма» (А.С. Макаренко), «драматическая педагогика» (А. А. Лиханов), «очерки понимающей педагогики» (Н. Б. Крылова), «пушкинские проповеди» (С. Л. Соловейчик).

Педагогическая герменевтика и ее аспекты

 

Выделение педагогической герменевтики в качестве особого направления педагогической теории и практики, с точки зрения А. Ф. Закировой, своевременно и чрезвычайно актуально. Она разработала теоретические основы педагогической герменевтики, убедив оппонентов в научной значимости такого подхода. А. Ф. Закирова считает, что в основе механизма герменевтической интерпретации педагогического знания, его эффективного присвоения – установление связи между логико-познавательной и ценностно-смысловой характеристиками педагогической деятельности через осознание взаимодополнительности объективного значения и субъективного личностного смысла знания в едином процессе антиципации и рефлексии субъекта деятельности [2].

А. С. Роботова [11] доказала, что художественное познание педагогической действительности значительно обогащает научное педагогическое знание, при этом богатейший мир субъективных образов литературы, искусства и повседневности включается в процесс педагогической рефлексии. Л. М. Лузина в своей работе «Понимание как духовный опыт» [9] открыла дорогу духовному потенциалу педагогической герменевтики.

Герменевтика спасает знание о человеке от крайностей, от противопоставления научного знания искусству, здравому смыслу, эксперименту, прагматическому подходу. Она помогает «в просвещении быть с веком наравне», потому что постоянно учит быть открытыми новому знанию, сомнению, поиску, дискурсу.

Процесс герменевтической интерпретации педагогического знания носит вероятностный характер, поэтому он многогранно отражает возможности становления личностного, индивидуального начал в человеке. В процессе образования в человеке укореняется, развивается, воплощается «разум и речь» (Плутарх), «мышление и речь» (Л. С. Выготский). «Личность – это слово! » (А. Леонтьев), «от всего человека остается только часть речи» (И. Бродский). А. С. Пушкин сохранял за человеком право свободного выбора, потому что он верил в то, что человек шире своих представлений о самом себе. А. С. Пушкин «завещал искренность, самобытность, … каждому быть самим собой, он дал всякой оригинальности смелость …» (А. Н. Островский).

С герменевтической позиции понимание действительности носит эвристический и поливариативный характер. Герменевтический подход дает основания считать, что мы стремимся понять не речь, а человека, который произносит речь, а этот процесс требует коммуникативных компетенций, особой установки-доминанты «на лицо другого» (А. Ухтомский), психологической готовности понять и принять другого как собеседника, соавтора, Ученика и Учителя. Педагогический потенциал наследия выдающихся ученых, педагогов, мыслителей, с позиции герменевтического подхода, неисчерпаем. Созданные ими педагогические произведения обладают «животворной силой», потому что при чтении порождают личностно значимые для читателей смыслы, воздействуют на развитие ума и сердца, воспитывают «другую мысль», учат уважать инаковость, непохожесть, дают возможность вступать в диалог с автором. Раскроем возможности герменевтического подхода при чтении педагогического наследия А.А.Ухтомского.

 

Герменевтический подход к педагогическому наследию

А. А. Ухтомского

 

Для А. А. Ухтомского (1875–1942 г.г.), физиолога с мировым именем, теоретика гуманитарного знания, академика, профессора ЛГУ, естественно обращение к философии, к науке и вместе с тем – к Богу. Он интересовался «анатомией человеческого духа до религии включительно», образован был многосторонне и оригинально. Востребованность его книг, изданных в разные годы («Интуиция совести» (1996), «Заслуженный собеседник» (1997), «Доминанта души» (2000), свидетельствует об актуальности проблем духовного опыта человека, об интересе современного читателя к интерпретации идей выдающего мыслителя и ученого, размышляющего в своих воспоминаниях, дневниках, письмах о путях передачи духовного опыта.

Герменевтический подход к его рассуждениям, философским поискам связан с обострением всех проблем человека в новом веке. «Эпоха перемен», ее вызов обращен к человеку, и на этот вызов прогностически отвечают труды мыслителя, ученого, человека, вся жизнь которого была обращена в будущее и ориентирована на понимание. Он словно предчувствовал, что его идеям, его открытиям, «как драгоценным винам, настанет свой черед» (М. Цветаева). Его «интуиция совести» предвосхитила интерес герменевтики к «доминанте на лицо другого», к диалогу, к его внутренним резервам в эпоху информационной глобализации. Идеи А. А. Ухтомского нашли своего интерпретатора, понимающего читателя и «заслуженного собеседника» в ХХI веке.

Всей своей жизнью и личным рефлексивным опытом он показал, что профессиональной позицией профессора, преподавателя университета, педагога должна быть «доминанта на лицо другого», диалог с жизнью, со студентами, с «заслуженными собеседниками». Он был убежден в том, что «общество видящее и слышащее, и предвидящее, и познающее всеми своими ресурсами, и целиком движущееся вперед начинается там, где люди научились терпеть, слышать, понимать, чувствовать, предусматривать вместе» [3, с.235].

Одним из самых продуктивных способов воспитания мыслящего читателя и самостоятельного гражданина является погружение его в культурные тексты, их понимание, «вычерпывание» их смыслов с позиции герменевтики и проблематики сегодняшнего дня, постижение их устремленности в будущее и возможность с их помощью понять настоящее и предвосхитить будущее. Этот способ проверен временем, он дал замечательные результаты в Царскосельском лицее, он плодотворен для гуманитарного образования самого разного профиля: философского, филологического, педагогического, культурологического. Этот герменевтический вектор новой парадигмы гуманитарного образования открытого общества является ведущей стратегией образовательного процесса, в котором технологии личностно ориентированы.

А. А. Ухтомский словно для педагогов ХХI века писал такие строки: «Нам надо из самоудовлетворенных в своей логике теорий о человеке выйти к самому человеку во всей его конкретности и реальности, поставить доминанту на живое лицо, в каждом отдельном случае единственное, данное нам в жизни только раз и никогда не повторимое, никем не заменимое» [14, с.253].

Он учил «не замыкать слуха и сердца к конкретной жизни и конкретным людям как они есть! » [14, с. 255], видеть, «как праздничен и бесконечно ценен и содержателен для нас человек…» [14, с. 262]. Он считал, что «жизнь есть требования от бытия Смысла и Красоты» [14, с. 275], поэтому определял основное мироощущение как радость жизни, ради которой мы живем. «Но радость действительно прочная и безбоязненная только та, к которой звал Бетховен в 9-ой симфонии, - радость, прошедшая через все печали, знающая их, учитывающая все человеческое горе и все-таки победно зовущая к всечеловеческой радости, к которой мы все идем, несмотря на горести и болезни, на нищету и смерть!..» [14, с. 274].

 


Поделиться:



Популярное:

  1. II. Девиантологический или релятивно-конвенциональный подход (Я.И. Гилинский)
  2. Антропологический подход в исслед соц структур
  3. Афины подходят вплотную к победе, 428–424 гг
  4. Б4/5. Обоснование выбора применяемых подходов и методов к оценке недвижимости, критерии выбора. Согласование результатов и утверждение оценки стоимости.
  5. Безопасность: концептуальные подходы
  6. Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии
  7. В качестве теплоносителя подходят тосолы любой марки, а также самая обычная вода.
  8. В чем же особенность подхода тибетской медицины к своему объекту - к человеку?
  9. В чем заключается специфика вероятностно-статистических подходов?
  10. В чем экономическая сущность затратного подхода к оценке стоимости недвижимости?
  11. Ведущие методологические подходы в историко-педагогических исследованиях
  12. Взаимосвязь экономического и психологического подхода в работах Даниэля Канемана и Вернона Смита.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1732; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь