Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В чем же особенность подхода тибетской медицины к своему объекту - к человеку?



Во-первых, тибетская медицина является целостной системой, основанной на целостном мировоззрении и мироощущении, Нельзя без ущерба что-либо вычленить из нее - ощущение неполноты не позволит достаточно корректно воспользоваться этим вычлененным. Целостная система диагностики предполагает целостную же систему нозологии (классификации заболеваний), из которой закономерно вытекает целостная система лечения.

Во-вторых, тибетская медицина предлагает четкие критерии здоровья и болезни, находящие свои истоки в ее теории и подтверждение в ее практике.

В третьих, человек рассматривается в его целостности с учетом трех психических факторов, вызывающих болезни (неведение - омраченность, страсть-вожделение и гнев-антипатия), трех результирующих из них психоэнергетических факторов или функциональных систем (ветер, желчь, слизь), семи уровней развития тканей тела (питательный сок, кровь, мясо, жир, кости, костный мозг, семя), трех подлежащих выделению нечистот (кал, моча, пот). Все элементы живого организма функционируют взаимозависимо, и связь между ними осуществляется системой каналов-пульсаций. Поэтому заболевание хотя бы одного из элементов есть заболевание всей системы. Лечение любого больного органа или ткани проводится с учетом их связей с другими органами или тканями тела.

В четвертых, человеческое тело рассматривается как незамкнутая система, функционирующая в тесной взаимосвязи с внешним миром. Поэтому всегда учитываются не только особенности каждого конкретного человеческого организма, но и внешние для него условия - особенности питания, образа жизни, местности проживания, особенности сезона и смены сезонов, влияние астрономических и астрологических факторов, а также характер общения с другими людьми.

И в-пятых, тибетский врач, полный курс обучения которого составляет 15 - 20 лет, согласился бы, я думаю, с Козьмой Прутковым: узкий специалист подобен флюсу, его полнота односторонняя. Тибетский врач сам занимается сбором сырья для лекарств или руководит сбором, сам изготовляет лекарства или (до последнего этапа - благословения) руководит их приготовлением, сам ставит диагноз, доверяясь своим развитым органам чувств и уму, сам назначает лечение: дает рекомендации по питанию и образу жизни, дает лекарства, проводит нелекарственную терапию, рекомендует упражнения для тела и ума.

Основные положения тибетской медицины изложены в книгах «Чжуд-ши» —«Четырех Тантрах». Полное название этого трактата в переводе на русский язык звучит так: «Сущность нектара - бессмертия, Тантра восьмичленного сокровенного наставления».

«Четыре Тантры» представляют сущность нектара бессмертия, потому что, вкушая нектар изложенного в них наставления, человек становится способным реализовать пять целей:

Жизнь без болезней и лечение болезней (своих),

Продление жизни,

Достижение совершенства в Учении и

Благополучия в жизни,

Избавление от болезненных страданий всех живых существ.

Изложенное в них наставление считается сокровенным, тайным. Ведь скальпель в руках хирурга - это лекарство, в руках же человека, обуреваемого низкими желаниями, он может стать орудием убийства.

Наставление это восьмичленное, так как оно касается восьми основных разделов медицины или восьми ее частей:

болезни тела, болезни детей, женские болезни, напасти., раны, отравления, старость, потенция.

Это наставление есть Тантра. Буквально это слово означает нить, длительность непрекращающейся передачи секретов медицины от Учителя к ученику. Это слово также указывает на необходимость связи сознания ученика и затем Врача с духовностью Будды - Учителя Врачей.

Само слово «наставление» в буквальном переводе с санскрита и тибетского означает «показ внизу (сидящему)», т.е. ученику, чем подчеркивается, что действительные знания получают не из книг, хотя и не без них, а непосредственно от Учителя.

Четыре Тантры - это Коренная, Пояснительная или Тантра Проповеди, Наставительная и Заключительная.

Из них важнейшая - Коренная Тантра. Она является корнем, из которого вырастает древо медицины. Для читателя, который хотел бы более глубоко проникнуть в суть тибетской медицины, в Приложении к данной книге приводится перевод этой Тантры.

Прежде, чем перейти к изложению основной части, я хочу выразить глубочайшую признательность моим Учителям, без бескорыстной отдачи Учения которыми я не смог бы написать эту книгу.

 
 

 


Пять великих проявлений: земля, вода, огонь ветер, пространство (снизу вверх)

 

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ

Энергия пяти махабхут

В основе всей тибетской медицины лежит теория пяти махабхут. Пять махабхут - это земля, вода, огонь, ветер, пространство. Как замечает известный физик - ядерщик М. А. Марков, «по крупному счету наше понимание физики не очень далеко ушло от понимания древних... Действительно, если древние греки считали фундаментальными сущностями четыре стихии: землю, воду, воздух и огонь, не понимая, как мы теперь сказали бы, фундаментальных свойств этих стихий, то современная физика пытается раскрыть все содержание реального мирка как сложное взаимодействие различных «полей». Это те же самые стихии древних: сильные поля, электромагнитные, слабые, гравитационные. И так же, как древние, мы пока далеки от понимания фундаментальных свойств этих стихий XX столетия» [19, с. 45]. Эти же слова можно было бы отнести и к принятой тибетскими врачами буддийской концепции пяти махабхут, с той лишь разницей, что тибетские врачи полагают, что природа фундаментальных свойств махабхут им известна.

В буквальном переводе на русский язык пять махабхут - это «пять великих проявлений». Великий тибетский йогин Нацог Рандол пишет: «Реальность махабхут заключается в том, что беспрерывно появляется динамика существования Сансары (мира феноменов) и Нирваны (мира безусловной реальности) от основы существования» [3, л. Зба], которая сама начала не имеет: «Во времена давно прошедшие объектность своим содержанием была абсолютно очищена пустотностью в пространстве непроявленной актуальности и имела потенцию проявления элементов» [3, л. 16]. Эта потенция затем актуализировалась как пять светов, «из потенциальности пяти светов проявляются пять махабхут в виде интенсификации (или динамики их существования). Подобную возможность проявления называют энергией или силой. То, что таким образом проявляется, суть махабхуты» [3, л. 266]. Они являются основой всех других форм и потому названы «великими». Т. Дж. Царонг полагает, что махабхуты являются не физическими или химическими элементами, а тончайшими понятиями, определяемыми их энергетическими функциями [28].

Так, «земля» — это энергия, придающая твердость, способность противостоять внешним воздействиям.

«Вода» — энергия связуемости, сочетающая различные элементы в одно целое.

«Огонь» — теплота, энергия доведения до созревания чего-либо однажды возникшего.

«Ветер» — это подвижность, основа всякого движения.

«Пространство» характеризуется как «отсутствие преграды»; в частности, именно пространственная энергия формирует полости, сосуды в человеческом теле. Но это только наиболее общие характеристики пяти махабхут, каждый из них обладает целым рядом присущих ему характеристик.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. МЫСЛИ О ГРАДОНАЧАЛЬНИЧЕСКОМ ЕДИНОМЫСЛИИ, А ТАКЖЕ О ГРАДОНАЧАЛЬНИЧЕСКОМ ЕДИНОВЛАСТИИ И О ПРОЧЕМ
  2. III. Половая связь – лишь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви.
  3. А если мне не в чем каяться?
  4. А к чему приводит повышение АД?
  5. А почему происходит то, что «происходит»?
  6. А прежде чем был построен, украшен и определён новый эон, призван великий Строитель, первый Зодчий, и ангелы, сущие с ним, чтобы построить и украсить новый эон.
  7. А. 4 Укажите ,чем отличается двигатель с фазным ротором от двигателя с короткозамкнутым ротором .
  8. А. Торможение автомобилей, иных, чем мотоциклы
  9. Библейское благословение: намного больше, чем вы можете представить
  10. БОЛЬШЕ ЧЕМ ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
  11. Большего ужаса, чем пронизать себе жизнь припадками ревности,
  12. Будучи Духом, вы можете вернуться в прошлое, чтобы исправить его – благодаря чему вы исправите и свое настоящее


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 877; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь