Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема: Формы музыкального воспитания школьников. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
ПЛАН:
1. Урок музыки – основная форма музыкального воспитания. 2. Музыкальное воспитание младших школьников во внеурочное время.
Урок музыки Урок музыки - основная форма организации музыкального воспитания в школе, и хотя имеются ещё дополнительные кружки, ведутся факультативные занятия, но урок музыки, охватывающий всех детей, никогда не потеряет своего значения. Урок включает в себя различные виды музыкальной деятельности учащихся: пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки. Для разучивания песни, танцы или слушания музыкального произведения требуется несколько уроков, поэтому на одном и том же занятии происходит знакомство с новыми музыкальными произведениями, продолжение разучивания частично усвоенных ранее, повторение пройденных. За годы работы учитель дает тысячи уроков и к каждому он должен тщательно готовиться, чтобы эстетически развивать учеников и самому получать удовольствие и радость от своего труда. Урок это порой это невидимая с первого взгляда напряженная работа, требующая от учителя больших волевых усилий и концентрации внимания, гибкости мышления и быстрой реакции в различных педагогических ситуациях. Требования к уроку. Для уроков музыки характерна основная эмоциональная атмосфера, что вполне естественно и необходимо, ведь музыка- «язык чувств». Она волнует, вызывает у ребят определенные настроения и переживания. Полученные впечатления усиливаются под воздействием учителя, который передаёт свои чувства не только в выразительном исполнении произведений, но и в слове, мимике, он помогает им войти в мир музыкальных образов. Несмотря на общие черты, каждый урок отличают своеобразием и неповторимостью, которые заложены уже в его замысле. Известно, что хорошая организация любого дела - половина его успеха, и это в полной мере относится к уроку музыки. В нем всё должно быть продуманно - цель и задачи, содержание и структура, средства и методы. Подготовка урока зависит от педагогических умений, мастерства учителя, обеспечивающих и развивающих возможностей музыкального материала, а так же путей их реализации. В содержание урока входят произведения, различные по характеру, настроению, поэтому для достижения его целостности важно определить структуру: последовательность, различных видов музыкальной деятельности. При построении урока важно так же учитывать степень физической, умственной и эмоциональной нагрузки ребят. В принципе урок должен проходить по заранее задуманному плану, но совместная деятельность учителя и учащихся процесс всегда живой, который невозможно предусмотреть во всех деталях. Возможность для индивидуального подхода к учащимся имеются в разных видах музыкальной деятельности, но особенно благоприятны они при разучивании трехголосных произведении, сопровождение на детских музыкальных инструментах, когда учитель дает самостоятельные партии в соответствии с возможностями ребят. Индивидуальный подход к учащимся способствует в то же время и воспитанию коллективизма. Современный урок музыки трудно представить без специального оборудования. В последнее время заметно больше стало использоваться на уроках музыки разнообразных наглядных средств, это иллюстрации, репродукции картин. Они способствуют созданию определенного настроения, пробуждению у детей эмоциональной отзывчивости, необходимых для восприятия музыки. Очень важно использование на уроках наглядных пособий, способствующих развитию музыкального слуха детей. С помощью нотных таблиц происходит овладение навыками пения по нотам, более быстрое разучивание песен, мелодий. Нотная запись помогает добиться их чистого интонирования и запоминания. Применение на уроке технических и наглядных средств обучения должно быть глубоко продуманным и не превращаться в самоцель. Их разумное использование, соответствующая дозировка и качество обеспечивают успешное решение задач музыкального воспитания и развития школьников. Таким образом, подготовка и проведение урока всегда требуют от учителя творческого подхода, активного проявления его знаний, умений, профессионального опыта. Будучи результатом творчества учителя, урок музыки обладает удивительной силой идейно - эмоционального воздействия на внутренний мир учащихся, пробуждает интерес к музыке, потребность общения с ней. Требования к учителю, ведущему урок музыки Учитель музыки должен быть прекрасным музыкантом. Отличное владение музыкальным инструментом, голосом, тонкий музыкальный слух, умение читать с листа, импровизировать во многом определяют успех его деятельности. Владение инструментом, голосом, а так же дирижёрскими умениями представляет собой ещё не полный «багаж» знаний, которые должен приобрести будущий учитель. В приобщении к музыкальной культуре важна и музыкально теоретическая подготовка, учитель должен знать музыкальную литературу, историю музыки, уметь разбираться в особенностях музыкального языка. Всесторонняя подготовка даёт будущему учителю, прежде всего, знания своего предмета. Творчество учителя, его педагогические находки начинаются с первых самостоятельных шагов в школе. Овладение педагогическим мастерством требует от него знания своих достоинств и недостатков, умения «властвовать собой», способности к самооценке и самовоспитанию. Душевное богатство, многогранность личности учителя, его ум, обаяние, нравственная чистота сильно влияют на формирование у учащихся желания и готовности работать с наибольшей отдачей. Поэтому с полным правом можно сказать, что личность учителя определяет судьбу музыки как учебного предмета. Опираясь на современные исследования психологии педагогического труда, можно назвать следующие важнейшие стороны деятельности учителя музыки: Исследовательская - анализ музыкальных произведений, изучение опыта коллег, анализ собственной работы. Проектировочная - планирование, распределение учебно-воспитательных задач, формирование навыков и умений. Конструктивная - построение уроков, внеклассных музыкальных занятий. Коммуникативная - установление с учащимися взаимоотношений на основе уважения и доверия, завоевание авторитета у учеников. Безусловно, всё это взаимосвязано в работе учителя и направлено на решение задач музыкального воспитания школьников. Музыкальное воспитание младших школьников во внеурочное время. Требования к организации внеклассной работы по музыке Музыкальные кружки: 1. Хоровые кружки 2. Кружки обучения игре на инструменте 3. Детский фольклорный ансамбль 4. Школьный оркестр или ансамбль народных инструментов 5. Вокально-инструментальный ансамбль 6. Детский музыкальный театр Праздники и досуг: 1. Школьные праздники 2. Тематические и комплексные занятия 3. Дискотека Требования к организации внеклассной работы по музыке • все виды внеклассных музыкальных занятий должны быть направлены на нравственно-эстетическое воспитание школьников, формирование их музыкальных вкусов и интересов; • широкое использование различных методов должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей школьников; • необходимо воспитывать у учащихся интерес к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру. Хоровые кружки • Учитель музыки обычно старается привлечь тех, кто, по его мнению, может успешно заниматься пением, но и не отказывает тем, кто сам изъявляет желание петь. Кружки обучения игре на инструменте • Индивидуальная форма работы учителя с учеником создает благоприятные условия для овладения навыками игры на инструменте, активного развития музыкальных способностей, воспитания музыкальных интересов и вкусов. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 4433; Нарушение авторского права страницы