Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философская система Гегеля. Диалектический метод. Категории и законы диалектики.



Ответы по философии

41.Философия Канта. Априорные, апостериорные
знания. Агностицизм Канта. Категорический императив Канта.

В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания. В своей книге " Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности.

Кант же выдвигает гипотезу, согласно кот причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности — человек, а точнее, его разум. Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (т.е. разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

Также в " Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание: апостериорное знание; априорное знание; " вещь в себе".

Апостериорное знание — то знание, кот получает человек в ре-те опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или " все лебеди белые", но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание может давать осечки, не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность.

Априорное знание — доопытное, т.е. то, кот-ое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: " Все тела протяженные", " Человеческая жизнь протекает во времени", " Все тела имеют массу". Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.

" Вещь в себе" — одно из центральных понятий всей философии Канта. " Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, кот никогда не будет познана разумом.

Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от непознаваемых " вещей в себе" — окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, кот-ая включает в себя: формы чувственности; формы рассудка; формы разума.

Чувственность — первый уровень сознания. Формы чувственности — пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

Рассудок — следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в " системе координат" пространства и времени. (Примеры категорий — количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)

Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.

Наряду с " чистым разумом" — сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет " практический разум", под кот-ым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении — " Критика практического разума". И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, кот имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: " Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства".

В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; человек должен относиться к другому человеку (как и он - мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

Философская система Гегеля. Диалектический метод. Категории и законы диалектики.

Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны: 1 теория объективного идеализма (стержневым понятием ко­торой является абсолютная идея — Мировой дух); 2 диалектика как всеобщий философский метод.

К важнейшим философским трудам Гегеля относятся: 1" Феноменология духа"; 2" Наука логики"; 3" Философия права".

Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.

Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:

• все - Мировой дух, " конечный дух" — человек, предметы и явле­ния окружающего мира, процессы - содержит в себе проти­воположные начала (например, день и ночь.);

• данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;

• единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

1 существует определенный тезис (утверждение, форма бытия); 2 данному тезису всегда находится антитезис — его противопо­ложность; 3 в результате взаимодействия двух противоположных тезисов по­лучается синтез — новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития; 4 данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется те­зис все более и более высокого уровня.

Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: 1 субъективный дух; 2 объективный дух; 3 абсолютный дух.

Субъективный дух — душа, сознание отдельного человека (так называемый " дух для себя" ).Объективный дух - следующая ступень духа, " дух общества в целом".

Основные законы диалектики

1.Закон единства и борьбы противоположностей- закон, указывающий на источник всякого развития.

2.Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений-закон, указывающий на механизм всякого развития.

3.Закон отрицания отрицаний-закон, указывающий на направление всякого развития.

Тезис-антитезис-синтез.

 

Славянофильство и западничество. Революционно-демократическая мысль в России (Герцен, Чернышевский и др.).

Всю свою жизнь Чернышевский отдал борьбе за освобождение народа от феодально- крепостнического рабства, за революционно- демократическое преобразование России. Он посвятил свою жизнь тому, что можно охарактеризовать словами Герцена, сказанными о декабристах, “разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия”. Чернышевский осознавал, что в России нарастает глубокий экономический и политический кризис, который должен завершиться революционной ломкой существующего режима.

Диалектика как учение об универсальных связях, изменениях и развитии. Понятие изменения и развития.

Основные законы диалектики.

1. закон единства и борьбы противоположностей;

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.

Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).

“Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета.

Различают виды противоречий:

1. Антагонистические и неантагонистические.

Антагонистические - это такие противоречия, которые сущ. между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие.

Неантагонистические – противоречия, противоположные антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества.

2. Внутренние и внешние.

Внутренние – противоречия между противоположными сторонами предмета (пр. между производством и потреблением).

Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями (пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой).

3. Основные и неосновные.

Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета.

Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета.

Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят кпротиворечию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета.

Закон отрицания отрицания.

Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место.

Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому.

Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).

Ответы по философии

41.Философия Канта. Априорные, апостериорные
знания. Агностицизм Канта. Категорический императив Канта.

В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания. В своей книге " Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности.

Кант же выдвигает гипотезу, согласно кот причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности — человек, а точнее, его разум. Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (т.е. разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

Также в " Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание: апостериорное знание; априорное знание; " вещь в себе".

Апостериорное знание — то знание, кот получает человек в ре-те опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или " все лебеди белые", но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание может давать осечки, не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность.

Априорное знание — доопытное, т.е. то, кот-ое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: " Все тела протяженные", " Человеческая жизнь протекает во времени", " Все тела имеют массу". Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.

" Вещь в себе" — одно из центральных понятий всей философии Канта. " Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, кот никогда не будет познана разумом.

Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от непознаваемых " вещей в себе" — окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, кот-ая включает в себя: формы чувственности; формы рассудка; формы разума.

Чувственность — первый уровень сознания. Формы чувственности — пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

Рассудок — следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в " системе координат" пространства и времени. (Примеры категорий — количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)

Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.

Наряду с " чистым разумом" — сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет " практический разум", под кот-ым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении — " Критика практического разума". И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, кот имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: " Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства".

В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; человек должен относиться к другому человеку (как и он - мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

Философская система Гегеля. Диалектический метод. Категории и законы диалектики.

Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны: 1 теория объективного идеализма (стержневым понятием ко­торой является абсолютная идея — Мировой дух); 2 диалектика как всеобщий философский метод.

К важнейшим философским трудам Гегеля относятся: 1" Феноменология духа"; 2" Наука логики"; 3" Философия права".

Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.

Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:

• все - Мировой дух, " конечный дух" — человек, предметы и явле­ния окружающего мира, процессы - содержит в себе проти­воположные начала (например, день и ночь.);

• данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;

• единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

1 существует определенный тезис (утверждение, форма бытия); 2 данному тезису всегда находится антитезис — его противопо­ложность; 3 в результате взаимодействия двух противоположных тезисов по­лучается синтез — новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития; 4 данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется те­зис все более и более высокого уровня.

Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: 1 субъективный дух; 2 объективный дух; 3 абсолютный дух.

Субъективный дух — душа, сознание отдельного человека (так называемый " дух для себя" ).Объективный дух - следующая ступень духа, " дух общества в целом".

Основные законы диалектики

1.Закон единства и борьбы противоположностей- закон, указывающий на источник всякого развития.

2.Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений-закон, указывающий на механизм всякого развития.

3.Закон отрицания отрицаний-закон, указывающий на направление всякого развития.

Тезис-антитезис-синтез.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.169 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь