Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Черты русской средневековой литературы.



1) Универсализм – в малом охватить общее, человек – уменьшенная копия мироздания, вселенной. Человек – искорка, отражение общего пожара.

2) Традиционализм

3) Символизм – текст наполнен аллегориями, все иносказательно, требует дешифровки, имеет подтекст, скрытый смысл

4) Анонимность – понятие авторства долгое время отсутствовало, многие средневековые произведения не имеют автора

5) Религиозный характер– теологизм, в центре Бог. Живопись религиозная, каменные здания религиозные. Светской по своему характеру культура станет только при Петре.

6) Внутреннее единство – нет четкого деления на элитарную и низовую культуру, верхи и низы жили одинаковыми ценностями и предоставлениями. Различия были количественные и качественные. (На заметку! Разительное отличие от культуры 18-19 вв. Когда русское наследие, которым мы восхищаемся стало культурой элиты. Народ не знал Пушкин, Карамзина и Фонвизина ).

7) Ансамблевость – неразрывное единство разных видов искусства. К примеру, фреска, вроде бы живопись, но фреска подчинялась архитектуре храма. На иконах был оклад, как часть иконы. Связь живописи и декаративно-прикладного искусства.

Литература домонгольской поры (времени).

Два основных этапа:

1) Литература Киевской Руси;

2) Литература периода раздробленности.

Господствующий стиль: монументальный историзм – он оставался господствующим до рубежа 14/15 вв. (Пример стиля: летописание)

Основные черты монументального историзма:

Неторопливость повествования - многократность повторений, все монументально, четко, церемониальность. Чувствовалось связь между фольклором и литературой. Можно говорить о высокой школе литературного мастерства.

Официальное крещение Руси – отправная точка для русской средневековой литературы. Глаголица изобретена до крещения в 863 для Моравского государства, для перевода Священного писания для южных славян. Позже ими же создана Кириллица, с разницей в начертании букв. Славянский алфавит годился для всех, и проникал на Русь раньше крещения. Он использовался для нелитературных целей (для каких именно невозможно узнать точно, может быть дипломатия, частная переписка). Возможно, и не проникал, но есть некие доказательства.

Крещение привело к массовому распространению письменности для перевода книг, для проповеди христианства. На Кириллице писались книги. Он первоначально не отличался от разговорного. Но позже стал сакральным. К 17 веку отличия церковно-славянского языка и живого настолько разительны, что это два разных языка.

Русская литература к 11 веку преодолела стадию ученичества. Был необыкновенный взлёт. Почему?

1) Роль болгар, они принимают христианство за столетие до крещения Руси. Хлынула литература из Болгарии, мостик между Русью и Византией.

2) Помимо всего прочего развитая культура речи славян способствовала. Взять легенды.

3) Деятельность князей. При Владимире школы переводчиков и т.д.

Все в совокупности сыграло свою роль. В 11 столетии оригинальные Русский произведения.

Черты русской средневековой литературы.

1) Серьезность. Русская литература очень серьёзна, она не знала развлекательных жанров, не было художественной литературы в современном смысле слова. Литература поучала, не развлекала. Как жить? Пожалуйста, литература. Вымышленных сюжетов не было. Почему? Вымысел – ложь и дьявольский навет. Вымысел был, конечно, но мало, автор верил в свои слова. Книги делалась из пергамента до 14 века. Человек не нужно читать много книг. Есть набор литературный, там житейская мудрость.

2) Авторское начало приглушено. Авторы следуем канонам, авторский стиль не выпячивали. Авторство ценилось, только тогда, когда автор имел не литературный авторитет. Автор посредник между Богом и Землею, он недостоин авторства. Между автором и переписчиком не было границы. Не возбранялись добавления.

3) Религиозный характер литературы.Везде был Бог, никак иначе. Литература и язык сакрализованы. Не поощрялось изучение иностранных языков, непонятный язык – дьявольский.

4) Историческая тематика пронизывает литературу.

5) Жизнеутверждающее начало. Трагические события оставляли место для надежды. Почему? Уныние – грех. Бог нас не оставит.

6) До 16 века нет религиозного высокомерия. Да, носители лучшей веры, жалеем другие, заблудшие народы. Торжества нет.

7) Нет стихотворства до 17 века. Несмотря на это литературное повествование пронизано красочным языком.

8) Жанровая особенность русской средневековой литературы. Литература имела прикладное значение, жанров было много, в зависимости от потребностей в быту. Подавляющая часть жанров из византийской и болгарской литература. Жанры встраиваются в иерархию: 1) Жанр-господин: летопись, поучение.

Литература Киевской Руси.

Древнейшей книгой является Остромирово Евангелие. Древнейшим произведением является «Слово о Законе и Благодати.

Произведение написано между концом 30-х началом 50-х 11 века. Написано Илларионом. Он произнёс публично. Красной нитью через произведение проходит идея равенства Руси и Византии.

Исторические условия: политические отношения между Византией и Русью ухудшаются. Византия считала, что Русь должна подчинятся. В 1043 происходит русско-византийская война. Дальше с подсказки Ярослава Мудрого, без византийского участия, митрополитом становится Илларион.

«Слово о Законе и Благодати» относится к жанру проповеди. Имеет важное наполнение. Представляет из себя первый политический трактат. Произведение пронизано патриотизмом.

Илларион рассматривает времена Ветхого и Нового завета, когда отношения между людьми и Богом строится через Закон. Ветхий Завет – принуждение, Бог – грозный судьба. Новый Завет – принёс Благодать, христианство, люди – любимые дети Бога. Основа не принуждение, а любовь, всепрощения и свободы. Христианство – религия свободы, нельзя навязать, свободный выбор человека (народа). Соответственно, Византия невольный посредник между Русью и Богом. Русь – тоже богоизбранный народ, как ромеи.

Тема власти у Иллариона. Сущность государства божественная, правитель представитель Бога на земле. Илларион создаёт образ идеального правителя, показывает то, что князья Руси не хуже византийских императоров. Владимир = Константин. Ярослав = Соломон. Высоко берет. Мы не хуже. Однако, правление должно быть по-божески. Государь ответственен за свои поступки, должен быть милостив и справедлив. Слово о Законе и Благодати очень популярно, вошло в 40 списков. Есть мнение, что с этим произведением были знакомы за рубежом. Блестящий политический трактат.

Русь могла сравнится с Византией не только правителями, но и святыми, первые святые – Борис и Глеб, которые погибли в междоусобной войне. Складывается их культ, не ясно, когда именно он начинает складываться. Культ Бориса и Глеба скорее всего складывается при Ярославичах. Их канонизируют, переносят мощи.

Византийская церковь была против. Это усиливало силу русской церкви. Смущало, как они погибли. Святые погибают за Веру, а тут в междоусобице, от рук единоверца. Ряд других тонкостей. Но братья канонизированы. Канонизация предполагает создания жития.

Борис и Глеб – стратотерцы (за мученическую смерть, погиб уподобившись Христу, простив убийц, не озлобившись)

(На заметку! В УрГУ проходила лекция православного деятеля Андрея Кураева, кто-то из историков задал вопрос, типо занимаюсь эпохой Николая II, вижу его недостатки, как это соотносится с православием. Как писать? Он обладает недостатками. Кураев – он канонизирован не за жизнь, пишите о жизни, как хотите, он канонизирован за свою смерть).

В 70-е годы составляется житие «О убиении Бориса и Глеба» (сжато в ПВЛ)

Житийная литература(агиография).

Жанр приходит из Византии. Есть строгий шаблон, канон. Житие – словесная икона, демонстрация идеального человека. К чему стремиться? Читайте житие. Канон подразумевал. Родители у святых благочестивые, он набожный с детства. Если не хватало для биографии, брали из других житий. Там много вымысла считалось, но все нужно использовать с критическим анализом. Христианские святые напоминали героев эпоса, но святые отличались тем, что это богатыри, но богатыри духа, а не физические.

Русские книжники отошли от византийского канона. Отличия:

1) Рассказ ведётся в основном не о всей жизни, как традиционно, а о кончине, последних мгновениях.

2) Приближенность к жизни, много бытовых деталей. Более жизненны, приближены к реальности. В житии Бориса и Глеба, говорится шёпот и шорох приближающихся убийц. Гривна на шее слуги Бориса Георгия.

 

Литература раздробленности. (Удельный период; рассеянного политического суверенитета)

Киевская Русь разваливается как единое государство после Мстислава Великого, на независимые государства. Русская культура не пришла от этого в упадок. Начинается ещё более интенсивное развитие. В каждом государстве: живописная и архитектурная школа, сохраняя черты общерусской культуры. Сознательно ориентируясь на культуру Киевской Руси, сохраняются тесные связи с Византией. Поступательное движение культуры прервано монгольским нашествием. Общей чертой является тоска об утраченном единстве. Эпоха Киевской Руси – Золотой век. Теперь все не так, время усобиц. Там призыв и мысль об объединении. Русские книжники пришли к осознанию общерусского объединения.

Слово о полку Игореве.

Жанр: воинская повесть. Произведение с героическим содержанием, хотя есть мнение, что произведение уникально, и не вписывается в жанровые каноны.

Долг и верность сюзерена – вот достоинство западного рыцаря. На Руси – служение Родине.

Известно, что произведение дошло в одном списке, обнаруженном в конце 18 века Муслиным-Пушкиным.

Подлинность произведения поставлена под сомнение. Было высказано мнение, что это гениальная подделка под Средневековье, его высказал французский историк (Мазон). Многие советские и российские историки поддержали эту идею. (Зимин, Шмидт).

Гумилёв высказал особое мнение: это памфлет, времён А.Невского, содержащее критику проордынскую политику Невского. Параллель половцев и монгол. В рассуждениях есть зерно истины. Через все произведение красной нитью идёт противостояние с половцами, объединение русских земель, но в 12 веке походы русских князей по сути положили конец половецкой агрессии, они нападали на земли, но только как союзники других князей. Тогда же увеличивается количество славянского населения на юге, появляются бродники (тюрко-славянское население, либо ираноязычные, в их состав могли входить хазары, булгары, позже огузы).

Все же мы придерживаемся версии, что это подлинник. Рыбаков высказал идею о авторстве.

Сюжет:

В сюжете описываются неудачный поход Игорю Святославовича в 1085 году. Пошёл с малыми силами, в одиночку, в итоге разгромлен, попал в плен и бежал. Как автор относится к Игорю? Сочувственно, патриот, радеет за землю, но поступил недальновидно. Главное же – объединится и противостоять общей угрозе, разрозненность есть слабость и поражение в следствии этого.

Помимо анахронизм в тексте, много языческого, очень слабый славянский подтекст, а значит синкретизм автора, когда перемежается христианство и язычество.

Не понятно, кто повлиял на кого, Задонщна на Слово, или наоборот.

 

Моление Даниила Заточника.

Хронология: 12-13 в. Произведение не укладывается в рамки жанра. Это прошение, челобитная Даниила к могущественному князю с просьбой. Он рекламирует себя перед ним, показывает свои достоинства и слабые стороны. Цель – приближение к князю, поступление на службу. Ярко выраженное авторское начало, «я» Даниила, плюс смеховое начало, рекламирует себя в смеховой форме очень нетипичное для русской средневековой литературы.

Кому адресовано: Юрии Долгорукому или (какому-то) Всеволодовичу.

Да и кто такой сам Даниил? Кто по жизни вообще такой? Тварь дрожащая или право имеет? Кто он в плане социальном? Есть мнение, что ремесленник (много терминологии), или заточник (значит заложившийся человек, не совсем свободный, одно из определений слова заточник). Даниил пишет о своих слабых сторон – не богат, не храбр, но умён. То есть на первый план ставится ценность человеческого интеллекта.

Многое посвящено о том, какой должна быть жена.

 

Система образования.

Образование.Систематическое образование положено Крещением. При Владимире школа учения, где преподавали риторику и диалектику.

При Ярославе таких школ больше, там дети знатных особ. Первоначально, на насаждаемое образование смотрели с опаской. Матери плакали «аки по мертвецам». Простонародье не попадало ни в какие школы, максимум через частных учителей. Уровень грамотности в Руси домонгольской достаточно высок. Грамотность охватывало все свободные слои, самым грамотным являлся духовенство.

Воспитание. Ветхо-заветный воспитательный идеал. Патриархальность, глава семейства – лидер, все остальные в приниженном состоянии.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I Межрегионального фестиваля фольклора среди художественных коллективов русской самобытной культуры «Веселая карусель», посвященный Году гостеприимства в Республике Тыва.
  2. II период. Начало классического периода русской музыки. М.И. Глинка.
  3. XIX век-“ЗОЛОТОЙ ВЕК” РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.
  4. А- грубые черты лица; б- кифоз, макроцефалия
  5. Акты применения правовых норм: понятие, характерные черты, виды
  6. Благодеяния Святителя Николая земле Русской в борьбе ее с первыми своими врагами и во время Батыева нашествия
  7. Богословие Русской цивилизации
  8. В преморбите прослеживаются психастенические черты.
  9. Верховные иерархи Русской православной церкви (митрополиты, с 988 г. – в Киеве, с 1299 г. – во Владимире, с 1324 г. – в Москве, с 1589 г. – патриархи)
  10. Вопрос 35 Развитие русской литературы в России во второй половине XIX
  11. вопрос. Сущность слогового принципа русской графики. Отступления от слогового принципа русской графики
  12. Глава 14 Проблемы богословия в представлениях Русской цивилизации


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1339; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь