Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Андрей Михаилович Курбский, (1528-1583), божий изменник и государев враг (И. Грозный).



Его фигуру идеализируют, русский западник, первый русский диссидент, правдлюбец.

Но на самом деле - изменник. Вскоре появилась пословица: " Лучше бы мне смерть, чем Курбского княжения" (калька на произведение о Данииле Заточнике – «Лучше смерть, чем Курское княжение»)

Был Рюриковичем, из Ярославских княжат, дослужился до боярина, входил в высшие эшелоны власти.

30 апреля 1564 будучи воеводой Дерпта, он бежит в стан врага, бросая семью и предав Родину. Он не просто наблюдатель, он начинает принимать участия в боевых действиях на стороне литовцев. Занимается литературной деятельностью.

Пишет 4 послания, три сохраняется, и повесть о князе Московском.

Это блестящий исторический источник, стороной их обойти нельзя. Произведения тенденциозны. Оправдание измены - ведь все плохо, невозможно. Писал по заказу литовской стороны. Нужно показать варварскую Московию. После 1564 года - Курбский писал по наслышке. Пишет об опричнине, но как наблюдатель. Минусы.

Писал издалека, не опасаясь мести государя, в этом плюс.

Курбский уничижительно относится к Грозному, тот рождён не законно. Повесть о великом князе, а не о царе.

Взгляды Курбского:

Богоизбранность Русского царства, но залог в том, чтобы государь управлял странной опираясь на " всенародных человек". Многие видели в этом Земской собор, но на самом деле речь о узком кружке аристократии, которой подчиняется царь.

Курбский делил правление Ивана Грозного на две части. Концепция двух Иванов. Был хороший Иван при Избранной Рады. Второй период - Иван посылает мудрых советников, и ввергает страну в катастрофу, с маньяками и прочими " радостями".

А значит необходимо вернуться к прежним временам, чтобы спасти Святую Русь.

Самым главным публицистом 16 века был сам Иван Грозный (1530-1584).

Он блестяще образован, написал ответные послания Курбскому. Может быть даже редактировал официальную летопись.

Для кого писались эти послания? Частная переписка или же для массовой аудитории? Скорее всего частная.

Взгляды Ивана Грозного, не новатор, почва есть, но он еще более укрепил:

Теория самодержавия - любое ограничение власти государя губительно.

Иван Грозный говорил - там само себе печеся. Группировки приходящие во власть, сами за себя, за свои интересы, кому то будет мало.

Второе - зачем обращаться к опыту безбожных народов. Государь не делает предпочтений, все рабы, все равны, заботится о всех одинаково.

Государь отвечает только перед Богом, он искренне считал, что он перед Богом будет отвечать за каждый поступок каждого своего поданного.

Ничто не должно ограничивать власть, государь над всеми. В интересах Руси можно даже пренебрегать заповедями Евангелия. Он активно ссылается на события мировой и отечественной истории, вольно интерпретирует, в свою пользу конечно.

В силу своих убеждений, он делит своё правление на две части: Плохие для страны времена - саббатское собрание (Избранная рада), страна хирела, все плохо, все плохое от плохих бояр, которые вредят народу и стране, государь же за народ. Любое выступление против государя - богоборчество, никто не смеет мысленно противиться государю, противишься Ивану - противишься Богу. Только в одном случае подданный может возмутиться, если государь изменить истинной вере. Хорошие времена - опричнина.

Для Грозного характерен индивидуальный стиль, он мог от торжественного церковного славянского языка, подойти к простому, а потом и к матёрому. «Мастер кусательного стиля» (Лихачев).

(На заметку! Грозный был мастером троллинга, к примеру, когда в «Первом послании Грозному» Курбский торжественно объявил, что монарх не увидит его лица до Страшного суда, царь написал – «Кто бо убо и желает таковаго эфиопского лица видети? »)

Обобщающие произведения:

Важным шагом обобщающих произведений стало описание Стоглавого собора (1551) - " Стоглав" - регламентация разных сторон жизни, истинность двоеперстия.

Вопросы быта тоже рассмотрены: осуждена бродобритие, уставлялся возраст совершеннолетия.

Вмешивался в вопросы искусства: писать как Андрей Рублёв, трафареты - догматизация искусства.

Одним из виднейших деятелей стал митрополит Макарий. Яркий поборник самоизоляции общества, сторонник самодержавия и курса государственно-церковного контроля.

" Великие чети Минеевы" - 12 томов, писался 20 лет. Там все. Регламентация круга чтения. Обобщающее произведение - Домострой.

Якобы автор Сильвестр, есть версия, что он автор второй редакции, автор первой неизвестен.

Домострой - учебник о жизни, рассчитанный на всякого человека, рассчитан на ежедневное чтение для практического наставления. Как огород разводить, как одежду носить. Стиль - от умудрённого родителя чаду.

Отношение к домострою типо мужик тиран, а женщина забитое существо неверно. Нужно подходить критически, по принципу историзма. С позиций того времени это нормально. Понятия свободы в современном смысле слова не было, люди себя продавали в рабству. Все были зависимы и к чему-то привязаны.

Положение женщины: главное лицо - хозяин дома, глава семейства, но он не должен быть деспотом и самодуром, должен быть христианином, физическое наказание - крайняя мера.

Женщина - не рабыня, а посудомойка и всеподомуубиралка, едаприготовлялка, детивоспиталка.

В 16 веке получили распространение обобщающие исторические произведения - демонстрация Всемирной истории. Вся история человечества - движение к вершине: Московской Руси.

«Степенная книга», 60-е годы 16 столетия, по инициативе Макария.

Русская история разбита на степени(ступени) - на вершине Московское царство Ивана Грозного. Ивана Грозный best of the best и forever. Ох уж этот тиран отечества дорого (Рылеев). Официальное летописание - Никоновское и Грандиозный лицевой свод.

Грандиозный лицевой свод - 60-70-е годы. Написано скорее всего в Александровской слободе. 10 томов: 7 томов о Всемирной истории, 3 том о Руси.

История перевирается как может, богато украшено, 10 тысяч миниатюр, на каждой странице. Бумага из Франции - очень дорогая. В конце кто-то начинает редактировать чистовик, когда все закончится, обличает лиц, которые в будущем будут уничтожены. Редактором скорее всего был Грозный.

Живопись 16 века

Общая х-ка: завершается процесс оформления общерусской школы живописи(господствует московская школа, подчиняя местные); активная пропаганда государственного начала(идея Богоизбранности Московской Руси; неорганичность власти государя и т.д.); в живописи возникает неподдельный интерес к событиями мировой и отечественной истории, к событиям действительности (изображаются живые-сущие, современники); догматизация и стандартизация искусства, оно встаёт под жёсткий контроль государства; ориентирование на образ Андрея Рублева; вместо артелей живописцев(14-15вв.), формируются царские живописцы, фрескисты и т.д., они выполняют государственные заказы, состав постоянный, оседают на одном месте.

Все это вместе взятое способствовало кризисный тенденциям. Икона не видимый образ небесного мира, а желание навязать человеку идеологию государства. Живопись более холодная, официальная, нет прежней глубины, образы поверхностны. Мастера стремятся к техническому совершенствованию в ущерб духовному. Усиливается многофигурность. Максимально подробно объяснить государственные идеи. Некоторые иконы и фрески превращаются в политический трактат. В религиозную живопись проникают светские и реалистичные элементы, появляются парсуны. Кризис нарастает. Позже в живописи тотальный кризис.

Примеры:

1) Икона – Великий князь Василий III…


 

Древнейшая из известных парсун, живоподобие. Лицо Василия имеет конкретные черты. Проникновение живоподобие – показатель кризиса. Василий III имеет нимб над головой, икона была надгробной. Триумфальность, насыщенность и яркие краски.

2) По заказу Ивана 4 написана интереснейшая икона – Церковь воинствующая.


Икона имеет нетрадиционные размеры: в длину 4 метра, в высоту 1, 5 метра. Политический и религиозный трактат. Три вереницы воинов, которые идут от одного града к другому. Город объятый пламенем может быть символом Казани или Константинополя, предавшего православие. Второй град – Иерусалим/ Москва. Воинство ведёт Архангел Михаил. Конный всадник, идущий за ним, есть никто иной, как Иван IV.

Политический смысл: Иван в числе своих великих предков, он возглавляет защитников православия. Калорит иконы светлый, яркий, радостный.

3)
В живописи нарастает трагизм. Это связано с опричниной, Ливонской Войной, конфликтами с османами и крымчанами. Иван 4 заказывает иконы – Иоан Предтеча.

Живопись окончательно входит в полосу кризиса. Иконы изящны, но внутренней глубины нет.

1) Строгоновская школа письмацарские живописцы, большинство икон было по заказу Строгоновых. Самые известные из живописцев: Прокопий Чирин, Иван Москвитин. Тонкое письмо, любовь к орнаменту. Икона – Никита-воин. Написана для Никиты Строгонова.


 

 

Культура 17 века.

Общая х-ка: 17 столетие занимает важное место в истории, время переходное(от Средневековья к Новому времени), судьбоносное. Время перехода к новациям, подтачивающим традиции.

Обмирщение Русской культуры в 17 столетии - термин детерминистское-марксистской историографии: утрата религиозности, проникновеннее светских черт. Определение существует и сейчас, оно было разработано в угоду идеологии (атеизм). Термин господствует, однако сейчас многие исследователи считают термин преувеличен. Напротив, в обществе усиливается религиозность. Гражданская война 17 века - борьба с интервенцией - обращение к религии. Общество остаётся религиозным, обмирщение произойдёт в 18 веке при Петре.

Усиление западного воздействия, множества новшеств, но его не следует преувеличивать, общество остается традиционным. Внешне светские элементы имеют глубокую религиозную подоплёку.

 

Литература 17 века:

Литература отличается от 16 века. Чем обусловлено?

Западное влияние

Эпоха гражданское войны, контроль над обществом со стороны государства ослаб. Русские люди осознали себя творящей силой, они избрали государя, изгнали интервентов. Общество стало другим после Смуты, уверенным и раскованным, что не могло не оказать влияние на литературу и культуру.

Впервые авторское начало - автор равновелик тексту. Резко увеличивается количество подписанных текстов, авторы проявляют свою авторскую манеру.

Демократизация культуры. Раньше иноки, представители власти - книжники, теперь книжники из мирян, вернее сказать таких намного больше.

Раньше между литературой и устной традицией разрыв, то теперь это граница стирается. Дошёл сборник заговоров, песня о Гришке Отрепьеве имеют фольклорное начало. Наивный психологизм развивается, герои имеют богатый внутренний мир, сложный характер. Герой не известная личность, а простой человек, интерес к простому человеку. Усиливается смеховое начало, вымысел.

Новшества были и усиливались, но не стоит их преувеличивать, большинство произведений диктатичны, не имеют авторов, чуждаются смехового начала.

Публицистика:

В первые десятилетия 17 века - ведущий жанр. Основная тема - тема Смуты. Гражданская война в центре внимания, ведь авторы зачастую участники её, надо было себя оправдать. Авторы не ограничиваются констатацией фактов, они пытаются разобраться в причине Смуты, извлечь уроки из Смуты.

Примеры:

1)Временник Ивана Тимофеева. Иван Тимофеев, представитель столичной бюрократии, служивый человек по отечеству. В годы Смуты оказался в Новгороде, после 1618 года и возвращения того в состав государства, возвращается в Москву. Писал временник продолжительное время.

Основной задачей выступило желание извлечь уроки из трагедии. Анализирует деятельность Ивана IV, который окружил себя плохими людьми и вверг страну в хаос. Дальше как снежный ком. Виноваты не только монархи, творящие зло, но и безропотные, сносящие тиранию Русские люди. Что мешало свергнуть тирана? Виноваты все, всё общество. Во главе угла, Тимофеев ставит закон. Если монарх нарушает закон, население должно возмутится. Он характеризует монархов, при чем про Ивана говорит, что тот тиран, но и верующий. Так же и о Борисе Годунове. Идеалом для Тимофеева служит сословно-представительная монархия, то есть монарх, опирающийся на Земской собор с представителями от народа.

2)Сказание о Аврааме Палицыне. Келарь (завхоз)Троицо-Сергеевского монастыря, не очень чистый человек, служил Лжедмитрию II и прочее, потом присягнул Романовым. Взгляды схожи. Основное внимание обращено на время Ивана Грозного. Вывод тот же, виноваты все. Характеристики неоднозначны. Идеал - сословно-представительный монархия.

3)Повесть Ивана Михалывича Катырева-Ростовского. Написано в 1624 году по заказу правительства. Даны неоднозначные характеристики. Резких оценок нет, задача - успокоить общество. Обосновывается законность правления Романовых, затушёвывается мысль о сословно-представительной монархии.

Публицисты середины и второй половины 17 века интересуют другие вопросы: церковный раскол и т.д.

Григорий Картавич Каташихин. (1630-1667), подьячий Посольского приказа при А.М., в 1664 году он изменяет Родине и бежит в Речь Посполитую, потом в Швецию. В 1666-7 году они пишет произведение по заказу правительства Швеции - " О России в царствование А.М." Он предатель, сливал информацию дипломатическую, сбежал за рубеж. К 1667 году он убивает шведа, был приговорён к смертной казни, ожидая смерти, принимает протестантизм, после казни его тело выставлялось в анатомическом театре.

Описывал двор, армию и все прочее. Общий тон - негативный, писалось по заказу Швеции. Осуждается монашество, иконопочитание - веяние протестантизма. Характеристика однозначная деятелей.

Юрий Крижанич. (1617-1683). Хорват по происхождению. Католик. Приезжает в Россиию, поступает на службу, блестящий публицист. Умнейший человек своего времени. Был в ссылке в Сибири. После прибытия в России его обвиняют, стал жертвой интриг. Уехал, погиб под Веной.

Трактат " Политика", сборник, состоящих из нескольких произведений. Он дал прогноз. Россия, по его мнению, мировой оплот славянства - цель обьединение всех славян под эгидой Москвы. Отец панславизма. Он составил свой алфавит для будущего государства. Для него характерны черты ксенофобии, он отмечал, что иностранцы, пользуюсь невежеством славян, обманывают их, а значит необходимо ограничить внешнее влияние на страну. Не идеализировал русскую современность. Не прогибался под изменчивый мир.

" Во всем его собачья измена видна" Грозный. - На заметку.

Идеал для Крижанича- самодержавие, но государь не тиран.

Протопоп Аваакум (Петров).

Четверть населения ушло в раскол. Ревнители Древнего Благочестия. Там и никониане и старообрядцы, все понимали необходимость реформ. Главное - вопрос об источнике: Никон призывал ориентироваться на Греческие тексты(грекофилы), Аваакум к нашей литературе (почвенники).

Вопрос шёл и о обрядовости. Многие шли на костёр, знаменитые гари. Почему так много людей было против? Отступление от обряда считалось отступление от сути. Падение в обрядовость.

Раскол плата за понимание исключительности. Московское государство - Третий Рим. Патриарх говорит, что якобы в нашей Святой Руси было неправильно. Не так крестились, пели и т.д. Ориентироваться на предавших православие греков, как так? А значит во главе Третьего Рима - Антихрист. А.М. поддержал реформу, почему? Создать общевселенскую державу. Унифицировать по греческому и малороссийскому образцу.

Как Никон объяснял неправильность обрядов? Оказалось, что предки напутали, но на самом деле, это не так, ничего не извращали.

Аваакум Петров (1615-1682), сын священника, непримирим к любым грехам. Если бы старообрядцы одержали победу, то начались бы повальные репрессии, новый виток самоизоляции. После реформ Никона, принимает их в штыки, сослан в Сибирь, терпел лишения со стороны воеводы и других служивых людей. Он борец за старую веру, богатырь духа. В 1664 году был прощён, возвращён в Москву. Аввакум пытались склонить, на Соборе 1666 года отлучён от церкви, предан анафеме. Сослан в Пустозерский острог. Через стрельцов, охраняющих его, распространял свои произволения. Плодовитый книжник, ему предписываются больше 90 произведений. Писал несмотря не на что.

Основное произведение - Житие протопопа Аваакума им самим написанное.

Это его биография, или автобиография. Житие посвящалось святому, после его смерти. Здесь сам Аваакум сам пишет. Он уверовал в свою избранность, сравнивает себя с апостолами. Низводит себя в статус судьи живых и мертвых. Непомерная гордыня. Он показывает свои слабые стороны, борьбу с самим собой. Жизненный конец его печален. В 1682 году Аваакум с единомышленниками сожжен. Язык - огромная языковая Свобода, пишет на живом разговорном языке, его произведение рассчитано на массы. Он сквернослов.

Новый жанр - бытовая реалистическая (демократическая) повесть.

Сознательный вымысел и занимательство. Развлекательность сюжета. Герой - простой человек. В основе произведений многих - религиозные мотивы.

Повесть о горе-злосчастии. Главный герой молодец из купеческой среды, обобщенный образ молодого поколения. Живёт в разврате, праздности. Не слушает наставления. Его грабят в кабаке. Он уходит в чужую даль, ведёт там разгульный образ жизни. К нему горе-злочастие. Он становится монахом, иноком и все. Автор сочувствует греховному герою, раньше в литературе такого не было. Образ молодца психолоичен.

Повесть о Савве Грунцеве.

Новый жанр - демократическая сатира или сатирическая повесть. Сатира - насмешка. Раньше к смеховому началу относились критично. Откуда такое отношение? Религиозная подоплёка - Христос никогда не смеялся. Православный человек должен быть серьёзным. Борьба со скоморошеством. Реабилитация смеха при Петре.

Русский смех: смеяться над чем то - сделать не опасным(западная традиция); Русский смех - смех сквозь слезы. Смеемся, но боятся не перестаём, абсурдность. Смех обречённого. Ничего не изменится. Пир во время чумы. Все произведения в основе своей трагичны. Обречённые существа.

Повесть о Шемякином суде. Шемякин суд - не праведный суд, породия на продажный суд. По злой шутке брата богача, бедняк изувечил лошадь. Суд. Бедняк ещё и убивает сына попа, потом старика. Шемяка - судья, подумав, что получит вознаграждение, оправдывает бедняка.

Калязинская челобитная. Высмеивание церкви.

Стихотворство.

Были известны примеры ритмизации, но это не стихи. Стихотворство приходит из Речи Посполитой в начале 17 века. Система стихосложения - силогичное. В советской историографии - пример обмирщения, не совсем верно, ведь цель у стихов - религиозная, но главное - актуализация священной истории, чтобы человек ещё больше сопереживал. Сами стихи, написанные, назывались иршами.

Хворостинин И. А., участник Смуты, ярый западник, поэт при дворе Лжедмитрия. Обладал таким свойством - портил со всеми отношения, ершистый человек. Говорят, что симпатизировал католицизму. Потом монастырь, написал трактат в защиту православию.

Московские люди сеют землю рожью,

А живут все ложью.

Подлинный рассвет стихосложения связан со второй половиной 17 века.

 

 

 

 

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Автор: Богнат Андрей Сергеевич
  2. Александр Тургаев, Андрей Хренов
  3. Андрей Арсеньевич Тарковский
  4. Благодеяния Святителя Николая земле Русской в борьбе ее с первыми своими врагами и во время Батыева нашествия
  5. В 1521 г. ацтекам пришлось вступить в неравную борьбу с немногочисленным, но технически сильным врагом — инспанскими колонизаторами, широко пользовавшимися методом коварной политики.
  6. В XIII в. новгородскому войску пришлось сражаться с сильным врагом. Это были немецкие и шведские феодалы-рыцари.
  7. Ведущие: карта- Решетникова и компас-Андрей Бондаренко
  8. Вечером противник усилил обстрел монастыря из всех батарей. Гарнизон крепости повысил бдительность и был готов к встрече врага.
  9. Вскоре враги воспользовались тем, что оборонявшиеся заготавливали дрова в роще, находившейся в Мишутинском овраге, устроили засаду и нанесли монастырскому отряду значительный урон.
  10. Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева
  11. Глава 2. Верный способ наживать врагов и как этого избежать


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1048; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь