Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Живопись домонгольской Руси.



С большей долей вероятности, можно утверждать, что с языческих времён живопись существовала. Но с Крещением из Византии приходят основные виды живописи: монументальная (мозаика, фрески), станковая (иконопись), книжная миниатюра.

Первые иконописцы, фрескисты, миниатюристы, мозаичисты (приезжие греки).

( На заметку! Русская живопись испытывало огромное влияние со стороны византийской. Проложило те же этапы. Основные иконографические типы от туда же). Несмотря на влияние, русская живопись приняла своё национальное своеобразие. Появились свои иконографические типы, в которых проявилось соборное начало – Покров пресвятой Богородицы.

Более того, русская живопись в домонгольскую эпоху вошла в Золотой век, не 14-15 век (время Рублева, Грека).

Два основных этапа:

1) Киевская Русь;

2) Период раздробленности.

Основные разновидности живописи и характеристика:

Икона – образ на дереве. Иконы – из всех разновидностей живописи получили почитание и распространение на территории Руси. Ни в одной другой стране мира, икона не получила такого распространения. Русские люди благоговели перед иконой. Иконы не покупали, а меняли на деньги или дарили. Перед написанием иконы, иконописцы постились. Иконоборчество воспринималось, как ересь. Первым иконописцем был ещё евангелист Лука.

Фреска - Образ на сухой штукатурке.

Мозаика – кубики смальты, много. Она так и не прижилась в русских землях. Почему? Кубики смальты дороги, фреска дешевле, проще.

Особенности средневекового религиозного живописного изображения:

1) Икона или фреска, это не изображение когда-то жившего человека, не физический портрет, иконный образ не должен быть реалистичным. Икона – видимый символ невидимого мира, изображение мира неземного, небесного. Все другое и люди и постройки. Это мир потусторонний, куда должен человек стремиться. В 15-16 веке туда начнут проникать реалистичные нотки, но это связано с кризисом. Сейчас иконы живоподобны, высматриваешься в картину и видишь реального человека, это противоречит установкам Средневековья.

2) Особое отношение к пространству. Прямая перспектива – чем дальше, тем человек меньше. На иконе обратная перспектива, чем дальше, тем человек больше. Люди, изображённые на одной линии, были разного размера, подчеркивая величие одного.

3) Особое отношение к времени. Не строгий и конкретный момент времени, а разные отрезки, эпизоды разные по времени.

4) Символизм. Все несёт нагрузку, архитектурные объекты изображены условно, фигуры не отбрасывают теней. Эмоции изображены жестами.

До середины 11 века – византийская живопись в Македонской эпохе: тяжеловесность фигур, огромные глаза, неподвижные, внутренняя напряжённость, утонченности нет. Все пронизано золотом – божественный свет.

Они проявили себя и в отечественной живописи. Все, что сохранилось с домонгольского периода дошли с Новгородчины.

Иконы как правила имеют огромные размеры. Почему? Сами храмы были огромны, с фресками такая же история.

Древнейшей иконой считается Спас Златая Риза (11 век – Новгородская София, позже оказалась в Москве при Иване Грозном).

Икона более 2 метров. На ней Спаситель, там открытая книга в одной руке, другая указывает на строки. Икона дошла понавленной, чем сильнее почитали, тем чаще понавляли.

Икона святой Георгий. (От туда же, то же время). Икона – 175 см. Сейчас в Успенском соборе Кремля. Георгий почитаем, уступал лишь Николаю Чудотворцу по популярности.

В 40- е годы 11 века фресками и мозаиками украшена София Киевская, там принимали участи отечественные мастера. Фрескистов и мозаичистов мало. Национальные особенности: Два вида живописи: фреска и мозаика, что не типично для Византии; не осталось пустого пространства, расписывали все; обилие орнамента, явное влияние народного искусства.

Фрески и мозаики 11 века частично сохранились. В центральной абсида – Богоматерь Оранта, она с воздетыми к небу руками. Фигура неподвижна, грузна, внутренне напряжена, призывает верующих.

В куполе мозаика Христоса Пантократора, размером 4 метра. Христос в земных одеждах.

Изображение Ярослава: одежды византийские, корона.

Эпоха раздробленности.

Упадка нет, оформляются живописные школы. Русская живопись несёт преемственность с Киевской.

Все произведения: поэтические (мягкость, спокойствие и динамические (экспрессия). Деление на стили условное. Динамичный стиль наиболее распространён.

Новгородская и Владимиро-Суздальская школы.

Новгородская школа – монументальная. Фрески церкви спаса Преображенского на Нередицы (1198 год/ 1199 – фресками расписано). Отход к тяжеловесности, осязаемости физической силы. Почему от Комниновского искусства отошли? Сокращение связи с Византией. Усиливаются национальные черты. Да и русская культура и искусство имела предчувствие будущие угрозы, в воздухе витала напряженность. Апокалиптичность. Святые олицетворяют силу православия, готовность постоять за Веру и русскую землю. (На заметку! Культура серебряного века, к примеру, тоже была наполнена предостережением Мировой войны 1939 года).

Христос Ветхий. На видении.... Это Новгородчина.

От Владимиро-суздальской живописи остались остатки.

Дмитриевский собор, построен Всеволодом Большое Гнездо. Они имели более плотные связи с Византией. Апостолы, тихая беседа.

Иконопись – большинство икон из Новгородчины. Там превалирует поэтический стиль. Икона направлена на длительный контакт с человеком, значит должна быть мягче.

Устюжское Благовещение. Икона 2 м. Имеет особенности: По изображению понятно, что там маленький Христос в чреве. Автор знает апокрифы, маток пряжи в руках Богородицы. Образец Комниновского искусства. Троичность божества. Божественный свет. Были утраты, был оклад, ступни поздние.

Спас нерукотворный. Была написана двухсторонняя икона. Из Византии пришёл этот тип, он очень популярен на Руси. Истинность иконопочитания.

Ангел златые Власы.Из Новгородской церкви. Иисусный чин (ряд) там в центре Иисус, Иван Предтеча, Богородица, апостолы. Техника прорисовки золотом (асиста).

С конца 12 столетия увесистые фигуры. Более доступные и приближенные к человеку. В начале 13 столетия написана икона – Облачное успение. В ней много национальных черт.

Икона святой Дмитрий Солунский.Дмитрий восседает на престоле, держит меч. Здесь он взрослый, обычно его очень молодым изображают.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 6215; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь