Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 1. Общая характеристика Русской средневековой культуры.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Тема 1. Общая характеристика Русской средневековой культуры. Культура – неотъемлемая часть отечественной истории. Что же такое культура? Культура (по латыни – возделывание) – все, что создано человеком. В узком смысле, в котором будем проходить мы, это история русского искусства, искусство слова (история литературы), архитектура, живопись, система воспитания и образования. Хронологические рамки: о культуре восточных славян известно немного, поэтому конец 10 век (988 г. – официальное крещение Руси) – конец 17 века (начало правление Петра). Раньше концом была Английская буржуазная революция. Источники Русской культуры: 1) Внешний источник(иноземный – византийский): Византия: в результате крещения Руси, Русь оказалась в культурном орбите Византии и других славянских стран. Русь относят к странам византийского круга. Крещение способствовало грамотности, из Византии пришло каменное строительство. Восток и Запад ( Чехия, Германия, Речь Посполита ). ( На заметку! Нет ничего случайного в огромном внешнем влиянии. Русское средневековое общество было открыто, предубеждение тем не менее против иноземцев (иноверцев) всегда существовало. Основные культурные инновации – результат внешнего воздействия, в силу традиционности общества инновации на собственной земле). 2) Внутренний источник (национальный – славянский, отчасти языческий, несмотря на христианство, воспринятое извне творчески перерабатывалось). Феномен синкретизма – языческое наследие жило в обществе, и тесно переплеталось с православием. Типология Русской культуры. Вопрос за 300, русское общество – это... Западное общество, угу, конечно? Азиатское общество? Смесь? Или оно уникально? Исследователи расходятся в оценках русского средневекового общества. А многое зависит от оценки. Лихачёв, филолог, считал Русское Средневековое общество западным, делая такую оценку исходя из анализа сюжетов русской литературы. Черты русской средневековой литературы. 1) Универсализм – в малом охватить общее, человек – уменьшенная копия мироздания, вселенной. Человек – искорка, отражение общего пожара. 2) Традиционализм 3) Символизм – текст наполнен аллегориями, все иносказательно, требует дешифровки, имеет подтекст, скрытый смысл 4) Анонимность – понятие авторства долгое время отсутствовало, многие средневековые произведения не имеют автора 5) Религиозный характер– теологизм, в центре Бог. Живопись религиозная, каменные здания религиозные. Светской по своему характеру культура станет только при Петре. 6) Внутреннее единство – нет четкого деления на элитарную и низовую культуру, верхи и низы жили одинаковыми ценностями и предоставлениями. Различия были количественные и качественные. (На заметку! Разительное отличие от культуры 18-19 вв. Когда русское наследие, которым мы восхищаемся стало культурой элиты. Народ не знал Пушкин, Карамзина и Фонвизина ). 7) Ансамблевость – неразрывное единство разных видов искусства. К примеру, фреска, вроде бы живопись, но фреска подчинялась архитектуре храма. На иконах был оклад, как часть иконы. Связь живописи и декаративно-прикладного искусства. Литература домонгольской поры (времени). Два основных этапа: 1) Литература Киевской Руси; 2) Литература периода раздробленности. Господствующий стиль: монументальный историзм – он оставался господствующим до рубежа 14/15 вв. (Пример стиля: летописание) Основные черты монументального историзма: Неторопливость повествования - многократность повторений, все монументально, четко, церемониальность. Чувствовалось связь между фольклором и литературой. Можно говорить о высокой школе литературного мастерства. Официальное крещение Руси – отправная точка для русской средневековой литературы. Глаголица изобретена до крещения в 863 для Моравского государства, для перевода Священного писания для южных славян. Позже ими же создана Кириллица, с разницей в начертании букв. Славянский алфавит годился для всех, и проникал на Русь раньше крещения. Он использовался для нелитературных целей (для каких именно невозможно узнать точно, может быть дипломатия, частная переписка). Возможно, и не проникал, но есть некие доказательства. Крещение привело к массовому распространению письменности для перевода книг, для проповеди христианства. На Кириллице писались книги. Он первоначально не отличался от разговорного. Но позже стал сакральным. К 17 веку отличия церковно-славянского языка и живого настолько разительны, что это два разных языка. Русская литература к 11 веку преодолела стадию ученичества. Был необыкновенный взлёт. Почему? 1) Роль болгар, они принимают христианство за столетие до крещения Руси. Хлынула литература из Болгарии, мостик между Русью и Византией. 2) Помимо всего прочего развитая культура речи славян способствовала. Взять легенды. 3) Деятельность князей. При Владимире школы переводчиков и т.д. Все в совокупности сыграло свою роль. В 11 столетии оригинальные Русский произведения. Черты русской средневековой литературы. 1) Серьезность. Русская литература очень серьёзна, она не знала развлекательных жанров, не было художественной литературы в современном смысле слова. Литература поучала, не развлекала. Как жить? Пожалуйста, литература. Вымышленных сюжетов не было. Почему? Вымысел – ложь и дьявольский навет. Вымысел был, конечно, но мало, автор верил в свои слова. Книги делалась из пергамента до 14 века. Человек не нужно читать много книг. Есть набор литературный, там житейская мудрость. 2) Авторское начало приглушено. Авторы следуем канонам, авторский стиль не выпячивали. Авторство ценилось, только тогда, когда автор имел не литературный авторитет. Автор посредник между Богом и Землею, он недостоин авторства. Между автором и переписчиком не было границы. Не возбранялись добавления. 3) Религиозный характер литературы.Везде был Бог, никак иначе. Литература и язык сакрализованы. Не поощрялось изучение иностранных языков, непонятный язык – дьявольский. 4) Историческая тематика пронизывает литературу. 5) Жизнеутверждающее начало. Трагические события оставляли место для надежды. Почему? Уныние – грех. Бог нас не оставит. 6) До 16 века нет религиозного высокомерия. Да, носители лучшей веры, жалеем другие, заблудшие народы. Торжества нет. 7) Нет стихотворства до 17 века. Несмотря на это литературное повествование пронизано красочным языком. 8) Жанровая особенность русской средневековой литературы. Литература имела прикладное значение, жанров было много, в зависимости от потребностей в быту. Подавляющая часть жанров из византийской и болгарской литература. Жанры встраиваются в иерархию: 1) Жанр-господин: летопись, поучение. Литература Киевской Руси. Древнейшей книгой является Остромирово Евангелие. Древнейшим произведением является «Слово о Законе и Благодати. Произведение написано между концом 30-х началом 50-х 11 века. Написано Илларионом. Он произнёс публично. Красной нитью через произведение проходит идея равенства Руси и Византии. Исторические условия: политические отношения между Византией и Русью ухудшаются. Византия считала, что Русь должна подчинятся. В 1043 происходит русско-византийская война. Дальше с подсказки Ярослава Мудрого, без византийского участия, митрополитом становится Илларион. «Слово о Законе и Благодати» относится к жанру проповеди. Имеет важное наполнение. Представляет из себя первый политический трактат. Произведение пронизано патриотизмом. Илларион рассматривает времена Ветхого и Нового завета, когда отношения между людьми и Богом строится через Закон. Ветхий Завет – принуждение, Бог – грозный судьба. Новый Завет – принёс Благодать, христианство, люди – любимые дети Бога. Основа не принуждение, а любовь, всепрощения и свободы. Христианство – религия свободы, нельзя навязать, свободный выбор человека (народа). Соответственно, Византия невольный посредник между Русью и Богом. Русь – тоже богоизбранный народ, как ромеи. Тема власти у Иллариона. Сущность государства божественная, правитель представитель Бога на земле. Илларион создаёт образ идеального правителя, показывает то, что князья Руси не хуже византийских императоров. Владимир = Константин. Ярослав = Соломон. Высоко берет. Мы не хуже. Однако, правление должно быть по-божески. Государь ответственен за свои поступки, должен быть милостив и справедлив. Слово о Законе и Благодати очень популярно, вошло в 40 списков. Есть мнение, что с этим произведением были знакомы за рубежом. Блестящий политический трактат. Русь могла сравнится с Византией не только правителями, но и святыми, первые святые – Борис и Глеб, которые погибли в междоусобной войне. Складывается их культ, не ясно, когда именно он начинает складываться. Культ Бориса и Глеба скорее всего складывается при Ярославичах. Их канонизируют, переносят мощи. Византийская церковь была против. Это усиливало силу русской церкви. Смущало, как они погибли. Святые погибают за Веру, а тут в междоусобице, от рук единоверца. Ряд других тонкостей. Но братья канонизированы. Канонизация предполагает создания жития. Борис и Глеб – стратотерцы (за мученическую смерть, погиб уподобившись Христу, простив убийц, не озлобившись) (На заметку! В УрГУ проходила лекция православного деятеля Андрея Кураева, кто-то из историков задал вопрос, типо занимаюсь эпохой Николая II, вижу его недостатки, как это соотносится с православием. Как писать? Он обладает недостатками. Кураев – он канонизирован не за жизнь, пишите о жизни, как хотите, он канонизирован за свою смерть). В 70-е годы составляется житие «О убиении Бориса и Глеба» (сжато в ПВЛ) Житийная литература(агиография). Жанр приходит из Византии. Есть строгий шаблон, канон. Житие – словесная икона, демонстрация идеального человека. К чему стремиться? Читайте житие. Канон подразумевал. Родители у святых благочестивые, он набожный с детства. Если не хватало для биографии, брали из других житий. Там много вымысла считалось, но все нужно использовать с критическим анализом. Христианские святые напоминали героев эпоса, но святые отличались тем, что это богатыри, но богатыри духа, а не физические. Русские книжники отошли от византийского канона. Отличия: 1) Рассказ ведётся в основном не о всей жизни, как традиционно, а о кончине, последних мгновениях. 2) Приближенность к жизни, много бытовых деталей. Более жизненны, приближены к реальности. В житии Бориса и Глеба, говорится шёпот и шорох приближающихся убийц. Гривна на шее слуги Бориса Георгия.
Литература раздробленности. (Удельный период; рассеянного политического суверенитета) Киевская Русь разваливается как единое государство после Мстислава Великого, на независимые государства. Русская культура не пришла от этого в упадок. Начинается ещё более интенсивное развитие. В каждом государстве: живописная и архитектурная школа, сохраняя черты общерусской культуры. Сознательно ориентируясь на культуру Киевской Руси, сохраняются тесные связи с Византией. Поступательное движение культуры прервано монгольским нашествием. Общей чертой является тоска об утраченном единстве. Эпоха Киевской Руси – Золотой век. Теперь все не так, время усобиц. Там призыв и мысль об объединении. Русские книжники пришли к осознанию общерусского объединения. Слово о полку Игореве. Жанр: воинская повесть. Произведение с героическим содержанием, хотя есть мнение, что произведение уникально, и не вписывается в жанровые каноны. Долг и верность сюзерена – вот достоинство западного рыцаря. На Руси – служение Родине. Известно, что произведение дошло в одном списке, обнаруженном в конце 18 века Муслиным-Пушкиным. Подлинность произведения поставлена под сомнение. Было высказано мнение, что это гениальная подделка под Средневековье, его высказал французский историк (Мазон). Многие советские и российские историки поддержали эту идею. (Зимин, Шмидт). Гумилёв высказал особое мнение: это памфлет, времён А.Невского, содержащее критику проордынскую политику Невского. Параллель половцев и монгол. В рассуждениях есть зерно истины. Через все произведение красной нитью идёт противостояние с половцами, объединение русских земель, но в 12 веке походы русских князей по сути положили конец половецкой агрессии, они нападали на земли, но только как союзники других князей. Тогда же увеличивается количество славянского населения на юге, появляются бродники (тюрко-славянское население, либо ираноязычные, в их состав могли входить хазары, булгары, позже огузы). Все же мы придерживаемся версии, что это подлинник. Рыбаков высказал идею о авторстве. Сюжет: В сюжете описываются неудачный поход Игорю Святославовича в 1085 году. Пошёл с малыми силами, в одиночку, в итоге разгромлен, попал в плен и бежал. Как автор относится к Игорю? Сочувственно, патриот, радеет за землю, но поступил недальновидно. Главное же – объединится и противостоять общей угрозе, разрозненность есть слабость и поражение в следствии этого. Помимо анахронизм в тексте, много языческого, очень слабый славянский подтекст, а значит синкретизм автора, когда перемежается христианство и язычество. Не понятно, кто повлиял на кого, Задонщна на Слово, или наоборот.
Моление Даниила Заточника. Хронология: 12-13 в. Произведение не укладывается в рамки жанра. Это прошение, челобитная Даниила к могущественному князю с просьбой. Он рекламирует себя перед ним, показывает свои достоинства и слабые стороны. Цель – приближение к князю, поступление на службу. Ярко выраженное авторское начало, «я» Даниила, плюс смеховое начало, рекламирует себя в смеховой форме – очень нетипичное для русской средневековой литературы. Кому адресовано: Юрии Долгорукому или (какому-то) Всеволодовичу. Да и кто такой сам Даниил? Кто по жизни вообще такой? Тварь дрожащая или право имеет? Кто он в плане социальном? Есть мнение, что ремесленник (много терминологии), или заточник (значит заложившийся человек, не совсем свободный, одно из определений слова заточник). Даниил пишет о своих слабых сторон – не богат, не храбр, но умён. То есть на первый план ставится ценность человеческого интеллекта. Многое посвящено о том, какой должна быть жена.
Система образования. Образование.Систематическое образование положено Крещением. При Владимире школа учения, где преподавали риторику и диалектику. При Ярославе таких школ больше, там дети знатных особ. Первоначально, на насаждаемое образование смотрели с опаской. Матери плакали «аки по мертвецам». Простонародье не попадало ни в какие школы, максимум через частных учителей. Уровень грамотности в Руси домонгольской достаточно высок. Грамотность охватывало все свободные слои, самым грамотным являлся духовенство. Воспитание. Ветхо-заветный воспитательный идеал. Патриархальность, глава семейства – лидер, все остальные в приниженном состоянии.
Эпоха раздробленности. Упадка нет, оформляются живописные школы. Русская живопись несёт преемственность с Киевской. Все произведения: поэтические (мягкость, спокойствие и динамические (экспрессия). Деление на стили условное. Динамичный стиль наиболее распространён. Новгородская и Владимиро-Суздальская школы. Новгородская школа – монументальная. Фрески церкви спаса Преображенского на Нередицы (1198 год/ 1199 – фресками расписано). Отход к тяжеловесности, осязаемости физической силы. Почему от Комниновского искусства отошли? Сокращение связи с Византией. Усиливаются национальные черты. Да и русская культура и искусство имела предчувствие будущие угрозы, в воздухе витала напряженность. Апокалиптичность. Святые олицетворяют силу православия, готовность постоять за Веру и русскую землю. (На заметку! Культура серебряного века, к примеру, тоже была наполнена предостережением Мировой войны 1939 года). Христос Ветхий. На видении.... Это Новгородчина. От Владимиро-суздальской живописи остались остатки. Дмитриевский собор, построен Всеволодом Большое Гнездо. Они имели более плотные связи с Византией. Апостолы, тихая беседа. Иконопись – большинство икон из Новгородчины. Там превалирует поэтический стиль. Икона направлена на длительный контакт с человеком, значит должна быть мягче. Устюжское Благовещение. Икона 2 м. Имеет особенности: По изображению понятно, что там маленький Христос в чреве. Автор знает апокрифы, маток пряжи в руках Богородицы. Образец Комниновского искусства. Троичность божества. Божественный свет. Были утраты, был оклад, ступни поздние. Спас нерукотворный. Была написана двухсторонняя икона. Из Византии пришёл этот тип, он очень популярен на Руси. Истинность иконопочитания. Ангел златые Власы.Из Новгородской церкви. Иисусный чин (ряд) там в центре Иисус, Иван Предтеча, Богородица, апостолы. Техника прорисовки золотом (асиста). С конца 12 столетия увесистые фигуры. Более доступные и приближенные к человеку. В начале 13 столетия написана икона – Облачное успение. В ней много национальных черт. Икона святой Дмитрий Солунский.Дмитрий восседает на престоле, держит меч. Здесь он взрослый, обычно его очень молодым изображают.
Литература второй трети 13-15вв. Развитие искусства слова в указанном периоде можно разбить на 2 этапа: 1. Литература первой трети 13 -первой половины 14 вв. 2. Литература вторая половина 14 – 15 вв. Литература первой трети 13 -первой половины 14 вв. Упадок русской литературы, многое погибло. Жанр летописания переживает упадок. Резко сокращаются контакты с внешним миром, но литература живёт, и сознательно обращается ко временам национальной независимости, черпая из той эпохи вдохновение. Основным остаётся и стиль – монументальный историзм. Ведущим жанром считается – воинская повесть. Произведения с героическим содержанием, основная тема – борьба с захватчиками. Примеры: А) Слово о погибели Русской земли (1238-1246) при Ярославе Всеволодовиче. Произведение дошло не целиком, дошла вступительная часть. Авторство не известно. Произведение посвящено монгольскому нашествию, первая часть – то, какой была, вторая, которая не дошла, по всей видимости – говорила о том, во что она превратилась. Произведение обнаружено в 19 веке русским византинистом Лопаревым Х.М. (один из лучших представителей страны, одаренный, закончил Питерский университет, подвижник, в 1918 году умер от голода). Автор слова сознательно обращается к Слову о полку Игореве, то есть преемственность, обращение к национальной независимости; Б) Житие Александра Невского (80-е годы 13 столетия). Авторство неизвестно, но книжник скорее всего знал Невского. Произведение интересно обилием светского начала. Это биографии связанная с яркими эпизодами Александра военно-политического характера. Там описываются победы в Невской битве и Ледовом побоище. Цель: побудить у населения гордость за правителей, поддержать веру в небесное заступничество. Поражение временно, рано или поздно враг будет побит; В) Повесть о разорении Рязани Батыем. Авторство неизвестно. Историчность произведения низкая, образ Евпатия Коловрата – собирательный. Никто его не может взять. Цель: поддержать гордость в народе за себя, за правителей. Автор отмечает – причина поражение: отсутствие единства.
Литература вторая половина 14 – 15 вв. С середины 14 столетия подъем русской литературы. Государство усиливается, экономика растёт, возобновляются внешние контакты (Балканы и Византия). В русские земли проникает бумага (вместо дорогостоящего пергамента). Переход с устава на полуустава. В 15/16 вв – скоропись. Возрождается летописание, причём появляется там, где его и не было (Москва). В Москве летопись общерусского характера. В основе сводов Москвы лежит Повесть временных лет. П- преемственность. В первое время доминирует тема монгольского нашествия и борьбы с монголами. Воинская повесть превалирует. Почему? Москва бросает вызов Орде, которая делится на две части по Волге, там замятня. Пример: А) Сказание о Мамаевом побоище; Б) Задонщина (80-90-е годы 14 столетия). Произведения поэтично. Очевидные отсылки к Слову о полку Игореве. Монголы – серые волки, Русские – птицы (кречеты, орлы). Силён христианский подтекст. Д. Донскому помогают покровители Русской земли – Борис и Глеб. Цель: прославление деяний Московского князя Д.И. Донского. Точкой отсчёта Русского лихолетья начинается с битвы на Калке. Лихолетье автор заканчивает победой на Куликовом поле (современники осознавали значимость победы). Присутствует трагичность в произведении: много невосполнимых потерь, потери действительно были ужасны, цвет русских войск погиб, что способствовало легкости восстановления ордынского владычества при Тохтамыше. Новый стиль – риторико-панегирический (эмоциально-экспрессивный) он будет превалирующим в 15 веке. Нарастает взволнованность, экспрессия, энергичность, нет прежней монотонности. Черты: 1) Появляется наивный психологизм. 2) Сознательный вымысел и занимательность ( впервые!!! ). До этого литература серьёзна, а теперь развлекательный момент, но их не нужно преувеличивать. Примеры: А) цикл произведений о архиепископе Новгородском Иоанне (середина 15 столетия) – центральным стало Сказание о путешествие Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим. Авторство неизвестно. Фольклор, сказочный сюжет, сознательный вымысел. Сюжет: святой молилися, увидев беса, заточил его. Бес взмолился, тот отпустил его при условии безбилетного полёта в Иерусалим без визы и регистрации. Бес зарек Иоанна никому ничего не говорить, но тот не сдержался, и бес начинает мстить. Иоанна изгоняют, потом возвращают. Б) Повесть о Дракуле. Автор: Фёдор Курицын, который бывал в Молдавии и Валахии. Дракула (Влад – валашский господарь, якобы один из любимых его деяний было – сажать на кол, получил прозвище Цепеш). Но это не биография, отдельные истории из его жизни. Дракула – ненормальный государь, слишком жёсток. Автор не навязывает точку зрению читателю, который сам должен расставить оценки. Автор использую наивный психологизм, расставляет неоднозначные оценки. Дракула жёсток, но установил закон, который для всех, даже для самых высших слоёв. Дракула не просто убивает, потому что маньяк, он испытует человека на смекалистость. Если человек проявляет ум, то можно сохранить жизнь, погибает тот, кто глупее государя. Эпизод: ...государь собирает нищих, устраивает пир, спрашивает: «Хотите не в чем не нуждаться? » Они типо да, он их убивает; ...государь увидел крестьянина в дранной одежде – убил жену за то, что та не исполняет своих обязанностей; ...ограбили купца, нашли убийц, посадили на кол, вернули, но с лишним, купец вернул лишнее(если не вернул, на кол). Новый жанр – Хождение. Путешествие в Средневековье – опасно. Обычно хождение – паломничество, поездки к святым местам. Но Хождение за три моря Афанасия Никитина связано с торговыми интересами, его называют даже антипаломническое. Отправился в страны иноверные, что не одобрялось. Отправился в далекую Индию, преодолел три моря (Чёрное, Каспийсое и Аравийское). Основная идея: тоска по Родине, грусть по людям. Личность автора везде проступает, часть текста написано на разговорном языке ( новшество, и вообще греховное дело). В 15 столетии оформляется жанр публицистики, которая тогда же становится ведущим. Но золотым веком станет 16 столетие. Публицистика – это общественно-политическая литература, посвящённая злободневным (актуальным, жизненным, волнующим общество) вопросам действительности. (Общество, которое не мыслит, лишь реагирует). Публицистика подразумевает полемику. Почему именно тогда? Необходимы были ответы на вопросы времени. Раньше всего публицистиках зародилась в лоне Русской православной церкви. А именно, на фоне движений Иосифлян и Нестяжателей (это не еретики, лидеры движения – святые, они духовные ученики Сергея Радонежского). Исихазм – религиозно-мистическое движение, лидер – Григорий Полома на Афоне, Сергей Радонежский – исихаст. Течение предполагало молитву, медитацию, аскезу. Нил Сорский VS Володский. Два понимания христианского идеала. Нил Сорский стоял на кротости и любви к миру. (Нестяжатели). Володский считал, что Бог грозный судья, основа – страх божий (Иосифляне или стяжатели). Нил Сорский против церковного богатства, кормиться священникам трудом рук своих, жить в отшельничестве в идеале. К еретикам относится мирно, без физических расправ, свобода выбора, но в крайнем случае высылать из страны. Кроткая и невоинствубщая церковь. Иосиф Володский. Церковь должна быть богата, основная задача: контакт с обществом, служба ему, помощь ему, наставление. Никакого ухода из мира. Общежительный устав разработал Иосиф Володский – расписано до мельчайших подробностей. Обряды – не самоцель, а средство. Нужно обуздать тело, а там и взрастить душу. Но богатство опасно, обряды могут превратиться в формализм. Монаху жить в уединении лучше, в жизни сложно совладать с пороками. Монах – воин Божий, кто выстоял, для того Царство Божье. Иосифляне беспощадны к себе, но и к еретикам. Володский не лицемер. Еретиков: кающихся в монастырь, не раскаявшихся на костёр. Иосифляне подходили к человеку, как к слабому существу. Только церковь может направить в нужное русло. Много рационального зерна. Вопрос о власти. Нил Сорский – все на равных, никто не вмешивается в дела друг друга. И.Володский – считал, что власть государя божественна, но государь человек и отвечает перед поданными. Государь должен подчинятся церкви, если государь ведёт себя как тиран, то народ волен ему воспротивится. И.Володский открыто критиковал Ивана III, называя его Каином. Позже его взгляды меняются: государь выше всего, в руках государя вся власть как государственная, так и церковная. Но речь о христианском государе. Книга «Просветитель» была настольной у Ивана 4. В чем причина перемен? И. Володский, богатырь духа, после падения Византии, формируется потихоньку почва для тезиса «Москва Третий Рим» (Фелофей), а значит почему пала Византия? Предали Веру, значит нужно сохранить православие, церковь не может этого сделать, но это может сделать государством, а врагов много (безбожные латиняне, и еретики). Иосифлянство станет основной идеологией Русской православной церкви, подчинение церкви государству, завершённое при Петре I. Здесь тема удалилась, необходимо восполнить! В 1378 расписал храм на Ильине. Фрески фрагментами сохраняются. Какая манера Феофана. Его манера динамичность. Образы монументальны, внешне неподвижны. Нет идеи соборности, каждый образ живёт в своём мире, живёт в мучительном поиске Божьей благодати. Господствует идея грозного карающего Бога судьи. Общий тон - холодный. Искусство сурово. Благовещенский (Иисусный) чин.Дошло 9 икон, сейчас в составе иконостаса благовещенского собора в Москве. По одним данным иконы написаны для Благовещенского собора. При Иване 3 принесены в обновлённый Благовещенский собор. Есть иная точка зрения. Благовещенский собор Ивана Калиты маленький, чин не вошёл бы, а значит писался для другого собора, а может и писались другим мастером. Извод Спас в Сивах. Спаситель в различных небесных сферах, в момент пришествия он будет таким. Апокалиптические настроения. Стиль поэтичен. Их мог писать Феофан Грек, но вряд ли, тут нет экспрессии и драматизма, скорее писал другой художник на уровне Феофана Грека, может быть тоже Грек. Интересен образ Иоанна Крестителя в образе античного мыслителя. Позднепалеологовское искусство. Икона выше 2-х метров. Живопись 15 века. Какие отличия. В 14 столетии, внешней красотой образов пренебрегали за счёт красоты внутренней. Но здесь, в 15 веке, уделяется одинаковое влияние. Образы наполнены, в 14 столетии святые находились в мучительном поиске благодати, в 15 столетии божественная благодать достигнута, Бог познан. Просветленность, мягкость, гармония образов. Противоречий нет. Идеи исихазма оказывают огромное влияние. Исихазм чужд соборности. Каждый образ погружён в себя. Все гомронично. Центральной фигурой первых десятилетий является Андрей Рублёв. Послерублвская эпоха. В ущерб внешней, внутренняя красота. У Анлрея Рублева сближался бог и человек. Эллинистическое воздействия меньше. Кроме того, сказывались процесса собирания земель. Больший контроль живописи. Патриотические мотивы. Ярче всего отличия от живописи Рублева проявились в творчестве Дионисия. Он родился около 1440 года, скончался в начале 16 века. Стиль поэтический. Мирянин, светский человек, близкий к иосифлнству. Монастырь в Белоозере. Дионисевские фрески. Многофигурность сцен, соборное начало. Нежные тона. Отсутствие классических пропорций, фигуры свечеобразные. Кажется, что они на цыпочках. Они на небе, другой мир.
Культура 16 века. Общая характеристика. 16 век - отдельный период. 1. В связи с завершением процесса собирания земель, образования единого русского государства, оформляется общерусская культура, в ней доминирует Московская столичная традиция 2. В первые отчетливо проявляется тенденция к самоизоляции (сознательной). Духовное одиночество. Они одни, Византии больше нет. Православные народы порабощены. Вокруг басурмане и латиняне. Мы одни, а значит уникальны. В 16/17 вв. страны Восточной и Центральной Европы все таки сохраняют связь с Русскими землями, замкнутость не абсолютна. Русская культура становится идеологизирована. Растёт диктат со стороны государства и церкви, распространившегося на культуру и искусство. Многие исследователи считают, что 16 век - век кризиса. Утверждение от части правильное, в живописи и литературе имел место кризис. В архитектуре не было его, наоборот движение вперёд. Литература в 16 веке. Эпоха превозрождения не развивалась в Ренессанс. Из литературы искореняется иномыслие. Безобидный вымысел переходит на качественный уровень. Литература уделяет огромное влияние истории. Цель воспитать нужных поданных. Внушить идеи о неограниченной власти Московских государей. Обобщающие произведения, ставившие своей задачей поставить частную жизнь под регламент государства. Новый стиль: второй монументализм, идеализирующий биографизм. 1. Пышность 2. Торжественность 3. Отсутствие взволнованности 4. Формализм 5. Сухость, мертвость языка Литература под пятой государства. Нужно взрастить нужных подданных, история принесена в жертву политике. Эпоха предвозрождения не прошла бесследно. Много ярких книжников, индивидуальностей. Для некоторых из них присуща вера в человеческий разум, строительство образа на разумных основаниях. Ведущим жанром становится публицистика. 16 век золотой век публицистики. Это не апогей. Живопись 16 века Общая х-ка: завершается процесс оформления общерусской школы живописи(господствует московская школа, подчиняя местные); активная пропаганда государственного начала(идея Богоизбранности Московской Руси; неорганичность власти государя и т.д.); в живописи возникает неподдельный интерес к событиями мировой и отечественной истории, к событиям действительности (изображаются живые-сущие, современники); догматизация и стандартизация искусства, оно встаёт под жёсткий контроль государства; ориентирование на образ Андрея Рублева; вместо артелей живописцев(14-15вв.), формируются царские живописцы, фрескисты и т.д., они выполняют государственные заказы, состав постоянный, оседают на одном месте. Все это вместе взятое способствовало кризисный тенденциям. Икона не видимый образ небесного мира, а желание навязать человеку идеологию государства. Живопись более холодная, официальная, нет прежней глубины, образы поверхностны. Мастера стремятся к техническому совершенствованию в ущерб духовному. Усиливается многофигурность. Максимально подробно объяснить государственные идеи. Некоторые иконы и фрески превращаются в политический трактат. В религиозную живопись проникают светские и реалистичные элементы, появляются парсуны. Кризис нарастает. Позже в живописи тотальный кризис. Примеры: 1) Икона – Великий князь Василий III…
Древнейшая из известных парсун, живоподобие. Лицо Василия имеет конкретные черты. Проникновение живоподобие – показатель кризиса. Василий III имеет нимб над головой, икона была надгробной. Триумфальность, насыщенность и яркие краски. 2) По заказу Ивана 4 написана интереснейшая икона – Церковь воинствующая. Икона имеет нетрадиционные размеры: в длину 4 метра, в высоту 1, 5 метра. Политический и религиозный трактат. Три вереницы воинов, которые идут от одного града к другому. Город объятый пламенем может быть символом Казани или Константинополя, предавшего православие. Второй град – Иерусалим/ Москва. Воинство ведёт Архангел Михаил. Конный всадник, идущий за ним, есть никто иной, как Иван IV. Политический смысл: Иван в числе своих великих предков, он возглавляет защитников православия. Калорит иконы светлый, яркий, радостный. 3) Живопись окончательно входит в полосу кризиса. Иконы изящны, но внутренней глубины нет. 1) Строгоновская школа письма – царские живописцы, большинство икон было по заказу Строгоновых. Самые известные из живописцев: Прокопий Чирин, Иван Москвитин. Тонкое письмо, любовь к орнаменту. Икона – Никита-воин. Написана для Никиты Строгонова.
Культура 17 века. Общая х-ка: 17 столетие занимает важное место в истории, время переходное(от Средневековья к Новому времени), судьбоносное. Время перехода к новациям, подтачивающим традиции. Обмирщение Русской культуры в 17 столетии - термин детерминистское-марксистской историографии: утрата религиозности, проникновеннее светских черт. Определение существует и сейчас, оно было разработано в угоду идеологии (атеизм). Термин господствует, однако сейчас многие исследователи считают термин преувеличен. Напротив, в обществе усиливается религиозность. Гражданская война 17 века - борьба с интервенцией - обращение к религии. Общество остаётся религиозным, обмирщение произойдёт в 18 веке при Петре. Усиление западного воздействия, множества новшеств, но его не следует преувеличивать, общество остается традиционным. Внешне светские элементы имеют глубокую религиозную подоплёку.
Литература 17 века: Литература отличается от 16 века. Чем обусловлено? Западное влияние Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1979; Нарушение авторского права страницы