Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Смысл понимается В. Франклом как тот духовный объект, к которому в самых разных обстоятельствах
Счастье и смысл жизни стремится человеческая душа, и из его работ мы можем вынести несколько важных тезисов для понимания роли смысла в человеческой жизни. Стремление к смыслу — ценность для выживания. Собственно, когда у человека есть смысл, он не задумывается о нем, а просто живет, трудится, творит, не замечая его, как воздух, которым мы дышим, как естественный свет, на фоне которого нам видны все другие предметы. Смысл связан со значимыми целями и ценностями, к которым мы стремимся. Однако бывают ситуации, когда человек утрачивает прежние цели и ценности, то достояние, которое у него было. Это случается в условиях войны, вражеского плена, крутого изменения судьбы, утраты близких и т. д. Индивид бывает подорван физически и морально неблагоприятными переменами в своей жизни, и тогда, как показывает Франкл, поиск и нахождение нового смысла или актуализация прежних смыслов может помочь человеку выжить, сохранить себя физически и психически, выдержать все трудности: бедность, болезнь, враждебность окружения. У Ф. Ницше есть такое высказывание: «У кого есть " зачем" жить, может выдержать почти любое " как" ». Смысл как раз и дает ответ на вопрос «зачем», он ставит ту драгоценную цель, ради которой стоит бороться. Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах. Смысл всегда может быть найден. Смысл (то, чем человек воодушевляется жизни) может быть обретен и в старости, и в болезни, и в ситуации, которая кажется тупиковой, а уж люди, обладающие молодостью, материальными возможностями и временной перспективой, тем более не должны мириться со смысл оутратой. Смысл нельзя дать, его нужно найти. Логотерапия предназначалась В. Франклом не для того, чтобы терапевт преподнес пациенту готовый смысл на блюдечке. Это невозможно, потому что смысл — не вещь. ______________________________________ Лекция 7 Человек сам придает действительности смысл, никто не сделает этого за него, как нельзя видеть или дышать за другого. Терапевт может лишь помочь в поиске смысла, направить пациента по пути размышления. Обнаружение смысла не есть результат чисто логической операции вроде дедуктивного вывода. Его обретение, скорее, похоже на восприятие гештальта — целостного образа, который мы схватываем внезапно. Смысл вдруг открывается нам на фоне действительности. Смысл может быть найден, но не может быть создан, Согласно Франклу, человек не является оторванным от общества и культуры существом, он тесно связан с другими людьми и теми объективными смыслами, которые циркулируют в культуре. Человеку свойственна транс-ценденция за пределы самого себя: выход к соплеменникам, сотоварищам, к человечеству в целом, где он и находит многообразие смыслов. В то же время смысл связан с личным выбором, который производит человек, он — результат свободного волеизъявления, волевого акта. Это означает также, что избранный, приданный ситуации смысл влечет за собой полную ответственность человека за свое осмысление и те практические действия, которые из него следуют. Поиск смысла не является неврозом, это нормальное свойство человеческой природы, которым люди отличаются от животных (муравьи, например, смысла не ищут! ) А теперь выйдем за рамки концепции В. Франкла и обратимся к более широкому спектру проблем. Прежде чем продолжить разговор о способах бытия смысла жизни и о смыслосозидании, необходимо отметить, что отношения смысла и счастья не симметричны. Если счастье невозможно без смысла, то смысл вполне может присутствовать в жизни человека, поддерживая и направляя его при самых неблагоприятных поворотах судьбы. Хотя, как мы увидим далее, переживание смысла связано с положительными эмоциями, оно не гаранти- Счастье и смысл жизни рует ни умиротворенности, ни удовлетворенности, ни любви, ни творческого расцвета. Смысл в некотором отношении гораздо фундаментальнее счастья, он существует и без него. Смысл жизни можно видеть в борьбе до победного конца, в терпеливом и смиренном выполнении долга, в изматывающем душу и тело преодолении себя, в самоутверждении через все препятствия, в обеспечении другим людям благ и возможностей — т. е. в «вещах» трудных. Смысл возможен и в тяжелой болезни, и перед лицом смерти, когда о счастье говорить не приходится по чисто объективным причинам. Смысл обладает неуязвимостью субъективного как особой духовной реальности. Другой вопрос, что когда его нет, то его трудно обрести. Зато когда он есть, его ничем не одолеешь. Итак, каким же образом смыслы живут и функционируют в культуре? Всякое общество задает свои членам определенную систему высших ценностей, способных придать жизни смысл. Эти ценности располагаются как бы на трех уровнях. Первый уровень — ценности трансцендентного, дающие возможность осмыслить жизнь в связи со смертью и придать смысл смерти. Это представление о Боге и богах, об абсолютных принципах, лежащих в основе мира и задающих систему моральных абсолютов. Ценности трансцендентного цементируют общество, они, как правило, выстраиваются в идеологическую систему, оказывающую воздействие непосредственно на эмоции людей, в результате чего религиозные смыслы страстно переживаются. Правда, в XX в. существовали государства (таковой была и наша страна), практически отказавшиеся от ценностей трансцендентного и заменившие их разными вариантами светской религии: верой в мировую революцию, в идеал коммунизма как в высшую земную правду, определяющую мораль и смысл жизни и смерти. Второй уровень — ценности общества и культуры: политические идеалы, государство, его границы, его исто- ______________________________________ Лекция 7 рия. Этнонациональные ценности: традиции, язык, искусство и культура, сохранение самобытности и индивидуального лица народа. Второй уровень, как правило, тесно связан с первым. Он включает также диалектику регионального и общечеловеческого: можно находить высокий смысл в служении человечеству как таковому и посвятить такому служению жизнь. Третий, очень богатый по содержанию уровень, представлен ценностями личной жизни, протекающей в мире повседневности. Эти ценности различны для разных эпох, однако в них в большинстве случаев включается здоровье и долгая жизнь, мудрое отношение к перипетиям судьбы, определенная деятельность и успехи в ней, творчество, достижение социального статуса, создание семьи и продолжение рода, любовь, добрые отношения с окружающими людьми. В восточных культурах особо ценным является созерцание, эстетическое отношение к миру. Все эти моменты могут быть и являются смысло-созидающими. В реальной жизни все виды ценностей, а значит, и смыслов тесно связаны и переплетены, они не отстоят механически друг от друга, составляют единый сплав. Чем более иерархическим и деспотическим является общество, тем в меньшей степени индивидам позволяют выбирать свои высшие ценности. Ведущие смыслы оказываются предписаны и строго заданы, люди усваивают их с детства, переживают как свои, и у них не возникает сомнений по поводу того, надо ли жить, трудиться и стараться, они делают это, порой превозмогая себя, во имя Господа или Родины, во имя того, что и другие считают важным и значимым. Чем более общество демократично, тем больше свободы для личного выбора, но вместе с тем происходит утрата единых ценностей, того, что в смысловом отношении объединяет людей. Собственно, распространение рыночного общества практически на всю планету, Счастье и смысл жизни широкая демократизация во многих странах, утрата массовым сознанием религиозности привели к кризису старых смыслов, поставили многих людей перед непривычным и непонятным для них поиском: поиском смысловым. Пожалуй, не только мы в России, но и люди в других внешне вполне благополучных странах не готовы к этому поиску и выбору, теряются перед ним, утрачивают всякий смысл, а значит, тоскуют и мечутся без реальных ориентиров. Они не знают, зачем нужна им жизнь, требующая столько усилий, страданий, самодисциплины. Сами они не способны найти ответы, а общество молчит... Однако смыслы, задаваемые обществом через ценности, — это еще не вся полнота смысла. В свое время советский психолог А. Н. Леонтьев много внимания уделил личностным смыслам — той интерпретации, которую претерпевают в индивидуальном сознании смыслы внешние, официальные. А интерпретирует каждый из нас. Мы можем принять провозглашаемого обществом Бога как своего, как «внутреннее ты», а можем не принять... Можем испытывать пафос по поводу целостности неделимого государства, а можем не испытывать. И если в обществе считается главным смыслом, предположим, научное творчество, то любой из нас может не принимать этого смысла как своего и вовсе не желать сидеть у компьютера, а, напротив, воодушевляться насаждением садов или воспитанием детей. Смысл так или иначе связан с внешним, но он у каждого свой. Когда мы говорим о смысле жизни, то должны осознавать, что этот смысл — не просто удержание в сознании некоей ценности или даже понимание значения каких-то факторов. Смысл — всегда переживание, эмоциональное состояние, причем состояние положительное (мы не зря сказали выше, что без него человек не может быть счастливым). Сравним коротко состояние осмыс- Лекция Г ленности и бессмысленности, чтобы лучше понять, в чем именно выражается наличие смысла жизни. Бессмысленность можно описать через следующие экзистенциальные моменты: 1. Скука. Переживающий бессмысленность человек не 2. Депрессия, тоска, раздражение. 3. Отсутствие значимых целей. Те цели, что заданы 4. Собственная незначительность, ненужность в 5. Собственное место в универсуме переживается как 6. Неприятие реальности, отрицание ее, отказ от нее. 1. Спонтанный интерес к жизни и к людям. Когда жизнь осмысленна, человек каждое утро просыпается с веселым любопытством к миру, предвкушает новые встречи, разговоры, открытия, которые живо волнуют его и вызывают эмоциональный подъем. Смысл и интерес — две стороны одной медали: интерес делает жизнь осмысленной, а смысл поддерживает неугасающий интерес к действительности. Именно поэтому тот, кто страдает от бессмысленности, депрессии, скуки, ищет прежде всего Счастье и смысл жизни интересного для себя. Интерес, как иголка нитку вытаскивает за собой смысл. 2. Спонтанная радость. Наличие у жизни смысла про • 3. Целеустремленность. Наличие смысла связано с 4. Переживание своей значимости и важности в отно ______________________________________ Лекция 7 ствлять себя не только с актуально живущими людьми, но и со своими предками и видеть смысл в поддержании памяти о них. Или можно видеть себя частью интеллектуальных сил эпохи и утверждать своей жизнью некоторые ценности, характерные для этого незримого колледжа. В таком случае смысл тоже присутствует и подвигает человека на продолжение жизни и деятельности. 5. Восприятие своего места в универсуме как необхо 6. Принятие реальности, признание ее за несомнен Сделанное нами описание состояний бессмысленности и осмысленности показывает, что поиск и поддержание смысла — это работа не только ума, но также воли и сердца, живых человеческих чувств. Без учета смысла как эмоционального переживания разговор о нем становится абстрактным, а сам смысл превращается в неуловимый фантом. Читатель может взглянуть в глубину своей души и в полной мере прочувствовать, есть ли в его жизни смысл. Завершая разговор о счастье и смысле жизни, мы не можем упустить из виду тот факт, что они весьма противоречиво связаны с фундаментальными этическими категориями добра и зла. В идеале смысл жизни и счастье — это достояние человека, в полной мере реализующего лучшие свои потенции, хорошего, доброго, творческого, живущего продуктивной жизнью. Однако в реальной жизни добрые и славные люди нередко бывают несчастны, а некоторые на каком-то этапе жизни могут потерять ее смысл. В то же время деятельность весьма злого, же- Счастье и смысл жизни стокого, хитрого индивида может быть вполне осмысленной. Каждый из нас видел по телевизору не один кинороман, где главным смыслом жизни отрицательных героев становится месть, завладение чужим богатством или разрушение чужой любви. Тиран и деспот, преступник и убийца могут быть по-своему счастливы. Впрочем, это ничем не дискредитирует феномены счастья и смысла жизни, а лишь говорит об их экзистенциальной природе, не сводимой к одной только чистой морали. Лекция 8 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы