Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Самовоспитание и его высшие цели



До сих пор мы размышляли о воспитании, которое дается человеку обществом, о тех морально-психологи­ческих маяках, на которые нас призывает равняться эпо­ха, а также о многообразных субъектах, берущих на себя роль педагога. Но как бы ни старались окружающие люди, как бы ни складывались обстоятельства, после­днее слово в формировании собственного сознания и поведения остается за самим человеком. В конечном счете, он сам себе первейший воспитатель, учитель и педагог. Никто не в силах влезть в чужую душу и вста­вить другому свой ум, и Сартр совершенно прав, утвер­ждая, что человек в любой ситуации может сказать «нет». Впрочем, точно так же он может сказать «да»: да — чес­тности, стойкости, доброте, которым отнюдь не всегда благоприятствует внешняя действительность в лице дру­гих людей и событий.

Разумеется, маленький ребенок еще не умеет воспи­тывать себя, для этого ему нужно подрасти, развить са­мосознание, почерпнуть из общения и культуры некие идеалы и образцы, которым хочется следовать, но уже с подросткового возраста — 12—14 лет — каждый в силах влиять на свой характер, культивировать одни качества и отвергать другие, выбирать, к чему стремиться. Само­воспитание — неустранимый компонент жизни всякого думающего самостоятельного человека.

В современной психологии существует представле­ние о «я-концепции». Это целостный образ себя, вклю­чающий те черты личности, которые устойчиво прояв­ляются в разное время и при разных обстоятельствах. Например: я — гордый, я — смелый, я — трудолюби­вый. Или наоборот: я — закомплексованный, я — трус, я — лентяй. От характера «я-концепции» зависит и са­мочувствие, и поведение индивида, а складывается она


Лекция 1О

при активном участии самой личности. Неблагоприят­ный образ себя можно изменить, развивая собственную волю, настойчиво меняя сложившиеся ранее стереотип­ные реакции и вызывая этим у окружающих новое отно­шение к себе.

Практическое самоизменение — самовоспитание — всегда предваряется осознанием того, чего я хочу, какие цели я преследую, внося коррективы в собственные при­вычки, чувства, отношения с близкими и далекими людь­ми, каков мой идеал себя.

Думаю, что две радикальные позиции, выражающие крайности в решении этих проблем, могут быть сформу­лированы следующим образом:

1. Я хочу быть максимально приспособленным к на­
личному обществу, к преуспеянию сообразно его ценно­
стям, целям и задачам. Я хочу не только выживать в су­
ществующих условиях, но и стяжать в них для себя целый
ряд общепризнанных благ — материальный достаток или
богатство, влияние, власть и т. д. (Этот список может
стремиться к полноте, выражаемой формулой: «все воз­
можные блага».) Меня устраивает быть скроенным по
меркам данного социума и культуры, я не чувствую от
этого никакой ущербности и буду лишь рад соответство­
вать заданным параметрам нормальности и похвальнос-
ти. Суть не в том, чтобы быть оригинальным, а в том,
чтобы быть счастливым.

2. Я хочу быть своеобразной неповторимой индиви­
дуальностью, которая не подчиняется никакому внешне­
му диктату, никакой навязанной предзаданности. Меня
не устраивают нормы и ценности общества как такового
и того общества, в котором я живу, ибо все они манипу-
лятивны, фальшивы и ведут к противоречиям и страда­
ниям. Я хочу развивать в себе умение быть независимым
от людей и обстоятельств, от давления коллективности и
анонимных социальных сил. Я также стремлюсь избавить-


Зачем воспитывать человека?

ся от собственной бессознательности и импульсивности, которые тоже есть форма зависимости. Я хочу быть цело­стной свободной монадой, способной по своему реше­нию соотноситься как со всей Вселенной, так и с малой ее частицей. Социальная обезличенность не может дать счастья, а порождает лишь суррогаты. Истинное счастье — в неповторимости и свободе.

Итак, первая позиция: приспособление и вполне ло­яльное отношение к возможному обезличиванию. Здесь доминирует идея: «я хочу быть как все и со всеми». Лич­ность принимает социальные правила игры со всеми их противоречиями, соглашается с ними и стремится при­нять на себя роль, которая представляется ей наиболее выигрышной: быть победителем, а не побежденным, сы­тым, а не голодным, успешным, а не неудачником. И в любом случае — нормальным, а не странным, функцио­нально-приспособленным членом общества, а не святым, придурком или изгоем. Ценой этого может быть утрата индивидуальности, особых личных способностей и свойств, но в этом случае рассуждают так: «Зачем мне такие индивидуальные черты, которые только мешают подравняться под стандарт? »

Во все времена существовали разного рода устные и письменные руководства, как реализовать свой проект «быть как все». В наши дни образцом литературы, при­званной помочь личности хорошо приспособиться к со­циальному устройству рыночного общества, являются работы Дейла Карнеги. Посмотрите еще раз, как они называются: «Как завоевывать друзей и оказывать влия­ние на людей», «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично», «Как перестать беспокоиться и начать жить». Карнеги честно и добросо­вестно обобщает опыт успешного приспособления к усло­виям конкуренции и нервной урбанизированной жизни, он обучает приемам, приводящим нас в состояние уравно-


Лекция 10

вешенности и благожелательности, преподает маленькие уроки манипуляции чужим сознанием, впрочем, не зло­стные и не пагубные, помогает адаптироваться к агрес­сивной среде и достичь делового и финансового успеха. Сам по себе деловой и финансовый успех не ставится им под сомнение как неоспоримая ценность. Быть успеш­ным — естественная установка для самосовершенствова­ния в западной цивилизации.

Хороша ли установка на максимальное социальное при­способление? Хорошо ли стремиться быть как другие? Это непростые вопросы. Думаю, что до определенной степе­ни такая установка вполне естественна: люди не живут в одиночку, они вписаны в социокультурный контекст, и их повседневность вместе с присущими ей ценностными ориентирами неизбежно стереотипизирована. Закавыка, однако, в том, что стремясь неукоснительно следовать об­щепринятым установкам, человек может раствориться в стандартах и образцах, нормах и стереотипах, стать мари­онеткой мнений и давлений, влияний и ценностных мат­риц. Вполне пристойная позиция социальной адаптиро-ванности чревата в эпоху массовой культуры тенденцией к потере собственного «я». Эта потеря происходит тогда, когда превосходится некая мера, нарушается баланс между адаптивно-необходимым и адаптивно-избыточным. Из­быточная адаптивность превращается в бесхребетность, отсутствие индивидуальности приводит к потере личнос­тного ядра. Люди просто-напросто перестают самостоя­тельно мыслить, выбирать в жизни, в работе, в творче­стве то, что нужно именно им, а не требовательной со­циальной машине, в которой они являются колесиками и винтиками. Их самосовершенствование оборачивается драмой самоутраты. Довольно дорогая цена платится за приспособление как личностный идеал.

Э. Фромм показывает в книге «Человек для самого себя», сколь непродуктивна широко распространенная


Зачем воспитывать человека?

в наши дни рыночная ориентация сознания: индивиды начинают воспринимать себя как товар, который дол­жен продаваться, поэтому они стремятся быстро выра­ботать в себе набор востребуемых, «модных» качеств, которые сегодня одни, а завтра другие. Индивид все время меняется, приспосабливается, совершенно забы­вая о том, каков он на самом деле, становится сплош­ной вынужденной трансформацией — он должен выгод­но продавать себя. Личность растворяется во внешних для нее требованиях, как сахар в горячем чае, от нее ничего не остается.

Сохранение гармонии между мерой социального и мерой индивидуального в процессе сознательного при­способления к требованиям общества — дело тонкое и трудное. Именно поэтому возникает вторая обозначен­ная нами позиция: идеал тотальной свободы индивида от внешних и внутренних ограничений и требований, сози­дание себя как индивидуальности, не подвластной ника­ким канонам. Скажем прямо, это идеал самовоспитания с претензией на сверхчеловечность.

Идеал стремления к сверхчеловеческой свободе издрев­ле существует в культуре, он восходит к древним мисте­риям, к тайнам эзотерических учений и проходит через всю историю, то теряя свой мистический облик и профа-нируясь, то вновь обретая сакральные черты. Мы. нахо­дим его и в литературе Ренессанса, и у Ницше, и у Сар­тра. Особенно ярко, на мой взгляд, описан образец и путь к сверхчеловеческому в работах современных адеп­тов древнего герметизма, в частности Дж. Бейнса.

Согласно изложенным Бейнсом герметистским воззре­ниям, нормальный средний человек — по определению существо ущербное, зависимое и несамостоятельное. Лич­ность, взятая в ее обычном понимании, — лишь сово­купность масок, механический агрегат, приводимый в дви­жение могучими внешними силами. Человек не облада-


Лекция 1О

ет ясным сознанием и твердой волей, он все время пре­бывает как бы во сне и обречен оставаться таким, если не поставит для себя задачу радикального самосовершен­ствования — выхода за границы возможностей своего вида. Ибо вид Homo sapiens предполагает полнейшую зап­рограммированность во всем. Он поставлен в ситуацию жесткого программирования не только на поверхностном социальном уровне, но и гораздо глубже. По герметист-скому преданию, сотворенный Духом вечный человек пи­тался силами семи планет, которые стягивают орбиту Все­ленной, был свободен и ни от чего не зависел. Но ему не следовало заглядывать в мир материи, сотворенный Тьмой — антагонистом Духовного света. Когда же он заглянул туда, то увидел свое отражение в воде и тень на земле. Он понравился сам себе, потянулся к отражению и тени, и тогда материя окутала его, обняла и поглотила. Он оделся в «ризы из кожи», стал плотским человеком, чей бессмертный свободный дух погребен в смертном теле. А семь планет, которые прежде питали его, стали управлять им и главенствовать над ним, они сделались Архонтами судьбы и теперь определяют, каким человеку быть и как сложится его жизнь. Кроме Архонтов судьбы

— суровых и безжалостных — человек подчинен коллек­
тивной бессознательной душе — источнику его влечений
и аффектов, всей существующей в нем бессознательнос­
ти. Она являет собой вместилище архетипов и может быть
названа вселенским компьютером.

Тот, кто хочет действительно усовершенствовать себя, должен обратиться к древним духовным техникам, найти Учителя и освободиться не просто от диктата конкретно­го общества, но от всех без исключения видов предзадан-ности. Это действительно великая цель самовоспитания

— стать мутантом, обрести свободу от страстей и влече­
ний, от норм и правил, от своих и чужих аффектов. Прой­
дя мистическое посвящение, «звездный человек» (так на-


Зачем воспитывать человека?

зывает Бейнс продвинутого герметика) оказывается по ту сторону добра и зла, поднимается над всеми противо­речиями, над дихотомиями тьмы и света, прошлого и бу­дущего, мужского и женского. Он больше ничего не ме­ряет ограниченной человеческой мерой, хотя может жить среди людей, оставаясь неприметным и безучастным к чужим суетливым нуждам. Он стоит над всякой схват­кой. Он — истинная индивидуальность без насильствен­ных внешних личин, без темных импульсов изнутри. Абсолютно свободный и ни в ком не нуждающийся маг, играющий стихиями и прозревающий даль тысячелетий.

Впрочем, платой за такую индивидуальность и такую свободу оказывается... сама человечность. Жаждущий воспитать из себя мага-мутанта должен заранее отказать­ся от обычной любви и привязанности, вообще от по­требности в другом человеке, как и в любом ином огра­ниченном и частичном существе.

Таким образом, мы видим, что стремление раство­риться в обществе уничтожает индивидуальность лично­сти, а стремление вовсе оторваться от общества и людс­кой природы разрушает человечность и вместо челове­ческой индивидуальности предлагает нам непонятного мутанта.

Видимо, стремясь найти себя, сформировать собствен­ное «я», человек должен искать золотую середину между приспособленностью и оригинальностью, всеобщностью и индивидуальностью, ориентацией на коллективность и на собственные предпочтения. Каждый человек интуи­тивно находит (или не находит) этот динамический ба­ланс, позволяющий ему быть одновременно счастливым и моральным, творческим и соблюдающим общеприня­тые традиции и нормы. Однако философы XX в. выра­ботали целый ряд понятий, задача которых — предста­вить образцы гармоничной личности и показать человеку путь к себе.


_____________________________________ Лекция IO

Фромм предлагает для этого понятие продуктивнос­ти. Этически одобряемая Фроммом продуктивная ори­ентация не связывается им ни с художественным твор­чеством, ни с внешней активностью (активность может быть непродуктивной, если, к примеру, человек гоним иррациональными страстями). Продуктивность — реа­лизация способностей человека, его сил. Силой разума человек проникает в глубь явлений, понимает их сущ­ность. Силой любви преодолевает преграды, разделяю­щие людей. Силой воображения планирует задуманное. Продуктивное отношение не репродуцирует, а генери­рует, т. е. оживляет и преобразует мир. Оно — выра­жение спонтанной активности умственных и эмоциональ­ных сил человека.

Только одну силу негативно оценивает Фромм. «Силу над» — власть одного человека над другими. Ее он счита­ет непродуктивной, ибо, по его мнению, тот, кто стре­мится к власти над окружающими, просто не способен ни к познанию, ни к воображению, ни к любви.

В продуктивности Фромма сбалансированы и гармо­низированы ориентация на обладание и владение и ори­ентация на свободное, ничем не владеющее бытийство-вание; любовь к самому себе и любовь к другим людям; подчиненность лишь голосу собственной совести и учет общечеловеческих моральных ценностей. Простых ре­цептов достижения продуктивности Фромм не дает, он лишь призывает людей прислушиваться к внутреннему миру, отзываться на глубинные движения собственной души.

Юнг говорит о процессе индивидуации. Как известно, он рассматривает жизнь человеческого сознания через призму влияния архетипов — бессознательных структур, закодированных в мозгу и общих для всего человечества. Важнейшим архетипом, по Юнгу, является самость. Это психологический образ Бога, центр тотальной, беспре-


Зачем воспитывать человека?

дельной личности, это целостность человека как индиви­дуальности. К самости как раз и ведет процесс индиви-дуации. Это — интеграция коллективного бессознатель­ного в отдельной личности. В ходе индивидуации чело­век излечивается от невроза, разрешает свои внутренние противоречия и проблемы. Юнговская терапия основы­вается на объективации образов бессознательного и вступ­лении в диалог с ними; пробуждение религиозного и мифологического сознания должно привести к восстанов­лению утраченных моментов личности, помочь в дости­жении целостности внутреннего мира. Однако путь этот долг, он практически бесконечен, поэтому символом индивидуации является квадрат, заключенный в круг.

Индивидуация предназначена не только для невроти­ков, обремененных патологическими симптомами, но и для всякого обычного человека, который выступает в со­временном мире как разорванный, противоречивый, рас­щепленный на фрагментарные личности. Индивидуация преодолевает не только внутреннюю раздробленность це­лостного человека, но и разрыв между атомизированным сознанием и теми психическими и бытийными начала­ми, которые едины для всех,

Наконец, А. Маслоу говорит о самоактуализации. Люди, которые смогли самоактуализироваться, — это по­истине здоровые люди, зрелые, достигшие единства и це­лостности внутреннего мира и внешнего поведения. Они способны испытывать пиковые переживания, о которых мы уже говорили.

Таким людям присущи следующие свойства:

• более ясное и адекватное восприятие реальности;

• большая открытость переживаниям;

• большая интегрированность, целостность и единство
личности;

• большая спонтанность и экспрессивность; идеальное
функционирование, жизнеспособность;


_____________________________________ Лекция 10

• подлинная самость; Полная самобытность, автоном­
ность и уникальность;

• более высокая степень объективности, отстраненнос­
ти, умения подняться над своим «я»;

• новое обретение творческого подхода;

• умение соединять конкретику с абстракциями;

• демократизм в структуре характера;

• способность любить.

Как видим, самоактуализированный человек Маслоу, хотя и является ярко выраженной индивидуальностью, свободной и независимой, тем не менее способен на лю­бовь и демократизм, он выходит за рамки своего «я» и имеет объективный взгляд на происходящее, а значит, способность быть справедливым. Таким образом,, он не асоциален, а гибко вписан в наш противоречивый и не­совершенный мир. Он не повелитель и не враг других людей, но товарищ и образец наиболее удачного и счас­тливого мироотношения.

Заметим, что образцы гармоничной личности, пред­ставленные в понятиях Фромма, Юнга и Маслоу, не иде­ологизированы. Они не замкнуты на какое-либо пред­ставление об образцовом обществе, будь то средневеко­вая иерархия, социализм сталинского толка или либе­рально-демократическая модель. Речь не идет также о верующих или неверующих, христианах, буддистах или синтоистах. Видимо, поистине гармоничная личность, какой хорошо бы стать любому из нас, вписывается в любой конкретный социальный строй, уживается с ним, но не в силу своего полного подчинения и растворения в нем, а в силу своей определенной «дистантности» по отношению к нему. Разные религии ведут, в конечном счете, к одному Богу, а разные общества являются по­лем возможностей для того, чтобы целостный самостоя­тельный человек в полной мере реализовал себя, рас­крыл максимум своих возможностей и нашел свою судь-


Зачем воспитывать человека?

бу. Не ту судьбу, которая волей злого рока толкает его в спину, а ту, которая предначертана ему высшими сила­ми бытия для счастья и творчества. Вот почему само­воспитание так тесно связано с пониманием себя, сво­его высшего предназначения, своей внутренней уникаль­ной и всегда интересной задачи. Но этот сюжет уже выходит за рамки разговора о цели воспитания. О нем я напишу другую книгу.

До новой встречи, дорогой мой читатель!


Содержание


Поделиться:



Популярное:

  1. A. Оценка будущей стоимости денежного потока с позиции текущего момента времени
  2. A. Смещение суставной головки через вершину суставного бугорка на передний его скат
  3. A.27. Процедура ручной регулировки зеркала заднего вида
  4. B. С нарушением непрерывности только переднего полукольца
  5. Cсрочный трудовой договор и сфера его действия.
  6. F. Оценка будущей стоимости денежного потока с позиции текущего момента времени
  7. G) определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования
  8. H) Такая фаза круговорота, где устанавливаются количественные соотношения, прежде всего при производстве разных благ в соответствии с видами человеческих потребностей.
  9. I. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ
  10. I. ПОЛОЖЕНИЯ И НОРМЫ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОПАГАНДЫ И ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  11. I. Рабочее тело и параметры его состояния. Основные законы идеального газа.
  12. II. Основные цели и задачи Совета


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь