Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


НРАВСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ИСКУШЕНИЕМ ИНОМИРНОСТЬЮ



1. Нравственный смысл ориентации на жизнь

В одной из наших предыдущих лекций мы уже обсуж­дали вопрос о высших ценностях и ориентирах религиоз­ной и безрелигиозной морали. Однако теперь, когда нами рассмотрен и проанализирован целый ряд важных эти­ческих категорий, мы можем на новом уровне вернуться к вопросу о нравственных основаниях мировоззренчес­кого и жизненного выбора. Для нас важно выяснить, когда ориентация на потустороннее помогает людям жить и совершенствоваться, а когда она становится тормозом на пути их морального поведения — собственно челове­ческого поведения, ибо мораль — явление человеческое.

Человек нуждается в Боге — сей старый тезис обрел в последние годы новую популярность в России, и это, наверное, неудивительно, ибо после долгого периода го­нений церковь возрождается и все более берет в свои руки духовные бразды. «Человек нуждается в Боге», — утверж­дают журналисты, писатели, политические комментато­ры, утверждают утром и вечером, пишут страстно и про­чувственно, постепенно создавая иллюзию, будто народ, более семи десятилетий проживший в атмосфере безбо­жия, на самом деле пылко религиозен. Почитаешь, по­слушаешь и кажется, будто россиянин конца XX в. толь­ко и думает о потустороннем, пост и молитва — его лю-


Нравственность перед искушением иномирностью

бимейшее времяпрепровождение, а истовая духовная при­верженность Господу до сегодняшнего дня просто вынуж­денно таилась и скрывалась под маской официозного ате­изма. Выглядит эта картина, конечно, эффектно, тем более, что разрушает привычную, надоевшую парадиг­му, и все же, если не гнаться за злобой дня, стоит при­знать: массовое сознание на самом деле в большинстве своем безбожно, безрелигиозно, и его обмирщенность имеет гораздо более глубокие причины, нежели полити­ческое насилие и атеистическая пропаганда.

Если исследовать сознание не только как историчес­кий, но и как онтологический феномен, то мы увидим, что в нем всегда, во все времена и эпохи существует не­кий мирской, профанный пласт. Это мысли, чувства и переживания людей, непосредственно связанные с их по­вседневным бытием, с физическим и социальным выжи­ванием, с обыденными заботами и земными радостями. Профанный пласт включает в себя все: от культурных форм обеспечения физиологических нужд до высоких меж­личностных и общественных переживаний (любовь, друж­ба, патриотизм, политические страсти и т. д. и т. п.). Бог заглядывает в этот регион нашего внутреннего мира в основном как помощник и советчик. А порой не загля­дывает вовсе, ибо верующий, честно выполняя обряды, оставляет за собой полную свободу в мирских делах и в их оценке. Считая себя приверженцем той или иной веры, человек нередко ведет себя в практической сфере как ате­ист, чисто по-людски отделываясь от запредельности по­каянной молитвой и мелким житейским жертвоприно­шением.

Такое сугубо мирское отношение к потустороннему находит выражение в народной речи, изобилующей по­говорками типа: «На Бога надейся, а сам не плошай», «Богу — богово, кесарю — кесарево», «Твои слова — да Богу в уши» и др. Собственно говоря, процесс секуля­ризации, который характерен для XX в., явился во мно-


Лекция 8

гом просто выведением на поверхность этих обыденных прагматических взглядов, латентно содержащихся в ре­альном сознании и поведении тысяч людей, искренне на­зывающих себя верующими. Бог и потустороннее зани­мают первое место и оказывают реальное влияние на жизнь лишь весьма узкого круга: подвижников, аскетов, отшельников, монахов, святых. Оттого они и святы, что до зыбкой паутинки истончили пласт повседневных мир­ских забот и интересов.

Основной постулат объективно существующего наи­вно-материалистического сознания прост, хотя из него делались и делаются очень разные нравственные и жи­тейские выводы. Его можно сформулировать так: этот эм­пирический, данный мне в каждодневном опыте мир — единственная реальность, известная мне непосредствен­но и достоверно. Потому в своем практическом поведе­нии я поступаю, исходя из единственности наличного мира, где для выживания нужны материальные блага, где практически невозможно игнорировать требования чув­ственности, а человек смертен и умирает навсегда.

Разумеется, данная формула не претендует на полно­ту. Здесь лишь вкратце обозначается содержание тех важ­нейших установок, которыми руководствуется нормаль­ный человек в повседневном поведении: заботится о хле­бе насущном, не пытаясь быть как птица небесная; горю­ет об умершем, забывая о вечности души; увлеченно тру­дится, не считая свой пот расплатой за Адамов грех, и даже в молитвах просит о делах житейских — об урожае, о здоровье, о земной чувственной любви. Живущий не­избежно погружен в жизнь с ее грехами, огрехами, теку­честью и потому по строю своего внутреннего мира тем-порален, изменчив, неабсолютен, даже если в помыслах искренне тяготеет к Божественному. В сознании чело­века мир дольний преобладает над миром горним, ибо властно диктует свои правила игры. Мысли и чувства, обращенные к земному, материальному, выступают не-


Нравственность перед искушением иномирностью

преодолимым условием и самого выживания человека как телесного существа, и проживания им его посюсторон­ней судьбы.

Долгие столетия постулат наивно-материалистическо­го сознания был совершенно не очевиден для большин­ства людей, поступающих в соответствии с ним, хотя фи­лософы осознали его уже в древности. Однако с середи­ны XIX в. на фоне широкого подъема образованности и развития естественных наук, заявляющих о материально­сти мира, он все более выносится из сферы массовой ин­туиции на рефлексивный уровень, обсуждается не толь­ко в философской, но и в литературной среде, гласно сравнивается с религиозными представлениями.

Установка на жизнь для многих людей становится со­знательной, продуманной, к тому же она активно под­крепляется авторитетом естествознания. Стихийно-ма­териалистическое сознание смыкается с атеистическим теоретизированием, порождая две во многом противопо­ложные морально-психологические ориентации (хотя обе они враждебны религиозной обращенности к потусторон­нему). Это разные трактовки положений «жизнь само­ценна» и «смерть абсолютна».

Тезис «жизнь самоценна» (естественное развертыва­ние мысли «этот мир — единственный») имеет, если мож­но так выразиться, жесткое и мягкое прочтение. Жест­кое прочтение дает нам «воля к власти» Ф. Ницше — настоящая хвалебная песнь всему сильному, агрессивно­му, живучему, как здоровый колючий сорняк. Так ска­зать, гимн чертополоху, где все культурные ростки, при­частные к нравственности, однозначно записываются в заморыши. Восславление бездуховного, лишенного мо­рали, чисто биологического, природного бытия.

Но объявляя именно такое живоглотское бытие един­ственным и реальным, Ницше производит над челове­ческой действительностью весьма своеобразную опера­цию. То, что не нравится ему самому (идеалы, нравствен-


Лекция 8

ные нормы, религиозные образы), он попросту выбра­сывает, отсеивает факты, не согласующиеся с его кон­цепцией, а потом торжественно указывает на энергети­чески волевой остаток, восклицая: «Вот это и есть жизнь! » Может, конечно, и жизнь, только чья? Уж наверное, не человеческая, ибо подобное обезмораленное состояние в чистом виде нигде и никогда не встречается. Жалость, терпимость, доброта, помощь слабому существовали и существуют всегда у разных народов и культур, только принимают разные формы. Они то выходят на первый план, то чуть отступают назад. Поэтому нельзя сводить действительную человеческую жизнь только к ее крими-нально-распадным проявлениям, к торжеству паханско-го кулака и террористической винтовки. Самоценна все-таки жизнь, а не мощь, между ними нет и не может быть знака равенства.

Мягкое прочтение положения «жизнь самоценна» не стремится ничего вымарать из нее. Напротив, это при­нятие эмпирического человеческого существования в его полноте: с земными страстями и духовными взлетами, добром и злом, рутиной и праздниками, удачами и не­удачами. Это принятие жизни как неизбежного проти­воречия, где сама противоречивость не оценивается не­гативно. Она просто есть, и именно она порождает весь цветовой спектр нашего бытия, все его разнообразие, не­исчерпаемость, таинственность.

Великодушие и благородство, нежность и верность, самопожертвование и терпимость занимают в реальной жизни отнюдь не последнее место, хотя и не составляют абсолюта, вписываясь в бытие. В религии добро и зло — абсолютны, разорваны, словно полюса, где на одном сосредоточено все мыслимое и немыслимое совершен­ство, вся полнота бытийствования, вся благость и свет, на другом же — тьма и порок, порча и смерть. В проти­воположность этому обыденная человеческая жизнь — подвижное, пульсирующее, переливчатое начало. Здесь

Зак. 49 257


Поделиться:



Популярное:

  1. A. Смещение суставной головки через вершину суставного бугорка на передний его скат
  2. B. С нарушением непрерывности только переднего полукольца
  3. I. Какие первичные факторы контролируют нервную активность, то есть количество импульсов, передаваемых эфферентными волокнами?
  4. III этап. Передняя риноскопия.
  5. III. Условия передачи и ознакомления с информацией
  6. Аналоговые системы передачи.
  7. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
  8. В каком случае водитель автомобиля имеет преимущество перед другими участниками движения?
  9. Взад и вперед по Садовому шлангу
  10. Влияние внеполосного излучения передатчика БС UMTS на приемник БС GSM.
  11. Вопрос не в том, являешься ли ты посланником, но в том, какое послание ты передаешь.
  12. ВОПРОС Территориальная подсудность и ее виды. Порядок передачи дела из одного суда в другой суд.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь