Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 2. Проповедь миссионерская и внутренняя церковная.



Миссионерская проповедь

Миссионерское проповедничество является продолжением апостольского служения в Церкви Христовой. Уже в апостольское время сообщение людям Евангельского учения разделялось на два вида. Первый вид состоял в кратком предварительном сообщении слушателям неведомого для них—учения Христа Спасителя, устрояющего в мире Царство Божие, второй—в подробном изложении и объяснении этого учения для принявших веру Христову. Богословский анализ евангельского текста: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20), —указывает на неразрывную связь этих двух видов Евангельской проповеди. Миссионерская проповедь (μ α θ η τ ε υ σ α τ ε — научите), возвещающая о Христе, должна предшествовать проповеди внутрицерковной (δ ι δ α σ κ ο ν τ ε ς — учаще), способствующей духовно-нравственному совершенствованию тех, уверовал во Христа. Заповедь Спасителя о благовестии указывает также на то, что миссионерская проповедь должна продолжаться в мире до самой его кончины, которая последует после того, как Евангелие будет проповедано всем народам (Мф. 24, 14; Мк. 13, 10). История Церкви своими фактами подтверждает незыблемость этих обетовании Христовых.

На исходе XX века в нашей стране вновь с особой остротой встала проблема православной миссии. После десятилетий вынужденной изоляции Русская Православная Церковь вынуждена осуществлять свою деятельность в особых условиях. Первой особенностью нашего времени является всесторонняя секуляризация и бездуховность современного общества, разрушение религиозных устоев общественной жизни—трагические последствия многолетнего господства атеизма. Второй особенностью является засилье в нашей стране псевдохристианских сект, язычества и оккультизма, извращающих правильное представление о Едином и Истинном Боге и о человеке как творе& нии Божием, призванном исполнять волю Его. В связи с создавшимся положением, Архиерейский собор Русской Православной Церкви, состоявшийся 29 ноября—4 декабря 1994 года в Свято-Даниловском монастыре г. Москвы, принял постановления, направленные на возобновление деятельности православной миссии в нашей стране. В Послании Архиерейского Собора, обращенном к пастырям, инокам и всем чадам Русской Православной Церкви, в частности, говорится: «Обществу как никогда необходим спокойный, чистый голос Православия. Этот голос призван нести свет Евангельского благовестия в каждый дом, в каждую душу, в каждое сердце. Это должен быть голос православной миссии, исполняющей завет Господа нашего Иисуса Христа: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).

На необходимость миссионерской деятельности пастырей Церкви указывают также и данные современной статистики. Согласно данным Всероссийского Центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Русская Православная Церковь является наиболее уважаемым институтом в обществе. Пятьдесят один процент опрошенных относят себя к православным, но только восемь процентов из них посещают церковь хотя бы раз в месяц.

В зависимости от того, к кому обращена проповедь, различают внутреннюю и внешнюю миссию. Внутренняя миссия включает миссионерскую проповедь внутри формальных границ Церкви—среди тех, кто крещен, но еще не наставлен, а также среди раскольников и сектантов. Проповедь Христовой истины в далеких краях среди нехристианских народов носит название внешней миссии.

 

Внутренняя миссия

Пастырю-миссионеру необходимо систематически заниматься изучением Священного Писания, ибо сектанты все свои доводы пытаются обосновать только на библейских текстах. Кроме этого, он должен знать особенности вероучения тех сект, которые имеют распространение в местности данного прихода. Следующие по значимости являются вопросы, связанные с историей сект, которые в отличие от Церкви не имеют непрерывного исторического бытия. С этими вопросами непрерывно связано учение о священной иерархии, Таинствах и Богослужении, которые немыслимы вне Соборной и Апостольской Церкви. Особенную ценность для пастыря-миссионера имеют свидетельства тех, кто будучи рожден в иноверии, стал впоследствии православным. Приведем несколько выдержек из открытого письма бывшего баптиста, американца, ставшего православным. Первый наболевший вопрос у сектантов—вопрос о единой Истине. «Особенно трудно мне было понять, —пишет обращенный, —как при наличии единого Бога и единой Истины могло возникнуть такое количество протестантских сект». Следующее сомнение возникает у сектантов в связи с произвольным толкованием Священного Писания: «Я стал постепенно замечать, что протестантизм неправильно трактует Библию, так как в нем нет последовательности и внутренней логики. И это потому, что протестанты не обладают богатой сокровищницей Священного Предания, —самым надежным путеводителем и ключом к пониманию слова Божия».

Согласно учению святителя Иоанна Златоуста, беседы с заблуждающимися по вопросам веры должны проводить только сильные в вере, которые не получать вреда от общения с ними. «А кто более слаб, —наставляет Святитель, —тот пусть избегает их сообщества, пусть удаляется от разговоров с ними, чтобы дружественное отношение не послужило поводом к нечестию».

 

Внешняя миссия

Обращение ко Христу Спасителю каждого человека, целых народов происходит по особенному водительству Божественной благодати. «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня», —говорит Господь (Ин. 6, 44).

Лица, посылаемые на проповедь о Христе, должны иметь пастырскую опытность, соответствующие знания и специальную подготовку. Первым условием проповеди среди нехристианских народов является знание их языка. Апостолы, прежде чем выйти на всемирную проповедь, получили дар говорить на иных языках (Деян. 2, 4). Поэтому священник, посылаемый на проповедь среди иноверцев, должен изучить их живой разговорный язык. На первых порах миссионер может пользоваться услугами благочестивого переводчика-христианина. Кроме языка, миссионер должен хорошо знать религию, культуру, быт и нравы того народа, среди которого он готовится проповедовать слово Божие. Примером этого может служить миссионерский подвиг святителя Николая Японского, который хорошо изучил не только язык, но и литературу, историю, философию и религию японцев. В свое время японская печать отмечала, что архиепископ Николай знал Японию лучше самих японцев. Для успешного сеяния слова Божия среди иноверцев проповеднику необходима и внутренняя подготовка—«Без Меня не можете делать ничего», —говорит Спаситель (Ин. 15, 5). Нельзя иметь надежду на успех и в миссионерской проповеди без особенной помощи Божией. Помощь эта подается посредством молитвы. Благодать молитвы возвышает и укрепляет дух пастыря-миссионера, располагает сердца слушающих к принятию слова Божия. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, считал молитву важнейшим средством миссионерской деятельности. «В деле обращения она есть самое средство, и средство действительнейшее, —писал он.—Без молитвы нельзя ожидать успеха при самых благоприятнейших обстоятельствах....А поэтому всегда, и особенно пред всякою беседою с неведущими, которых желаешь просветить словами истины, обращайся к Богу с теплою молитвою».

Проповедник-миссионер должен иметь любовь как к своему делу, так и к тем, кому проповедует. «Если проповедник не будет иметь в себе любви... то и самое лучшее и красноречивейшее изложение учения может остаться без всякой пользы, ибо только любовь созидает; а потому старайся иметь в себе дух святой любви». Этот дух любви дает особенную силу словам проповедника и располагает к нему сердца слушателей.

Изложим кратко план и содержание миссионерской проповеди. Каждому пастырю в беседах с людьми, далекими от религии и Церкви, нередко приходилось слышать признание в вере в некоторую внешнюю силу. Этот факт свидетельствует о наличии в душе человека религиозного чувства, которое служит основанием, первоначальным источником естественного богопознания. О существовании этого вида богопознания ясно говорит слово Божие: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них (язычников—е.Ф.), потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творения видимы, так что они безответны» (Рим. 1, 19-20). Из этих слов Священного Писания можно сделать вывод о том, какое значение имеет естественное Откровение в деле обращения человека к истинному Богу. Именно с предметов естественного Откровения и следует начинать свою проповедь миссионеру Церкви Христовой. «От бытия и благоустройства видимых вещей, —учит святитель Иннокентий Московский, —надо показать бытие, всемогущество, силу и славу Творца вселенной. Его благость, всеведение и прочее. Вместе с сим кратко рассказать историю сотворения первого человека и происхождение от него всех людей и народов, которые в этом отношении есть живые памятники и видимые доказательства творческого всемогущества и премудрости». Придя к согласию со слушателями в вопросах естественного откровения и изложив учение о Боге Творце и Промыслителе, миссионер план своего дальнейшего выступления может построить по примеру речи святого апостола Павла в Ареопаге (Деян. 17, 22-31). В этой речи после учения о Боге говорится о покаянии, о будущем суде, который совершит воскресший из мертвых Спаситель мира. Особое внимание следует уделять изъяснению нравственного закона, который изложен в Библии, а также запечатлен в сердцах человеческих как закон совести. Цель всей речи проповедника—привести слушающих в чувство раскаяния и сокрушения. Это состояние, по учению святителя Иннокентия, «есть возделанная земля для насаждения семени христианства». В этом случае слова миссионера падают в глубину сердца человеческого и при последующем содействии благодати могут принести обильный плод.

В случае успеха проповеди тем, которые изъявят желание стать последователями Христовыми, следует сообщить условия их принятия в Церковь: они должны отречься от своей прежней веры, оставить обычаи, противные христианству и принять таинство Крещения. Особенное внимание обращенных следует обратить на то, что после Крещения они должны жить согласно заповедям Христовым. По мнению опытных миссионеров, сподоблять таинство Крещения инородцев можно только в том случае, когда они будут научены христианской вере и когда сами изъявят желание креститься.

Православие—это не только правое учение, но, как учит святитель Феофан Затворник, единственное строительство спасения, пересозидающее каждого человека и целые народы. Таким образом, через все проповеди благовестника Церкви красной нитью должна проходить мысль о Православии как единственном хранилище Божественной истины и апостольской веры, которому вверено все необходимое для жизни и благочестия (2 Петр. 1, 3).

 

Билет 6


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1599; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь