Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 2. Наглядность изложения проповеди.
Произнесение поповеди Первый этап Читать ли по тетради или наизусть произносить заранее приготовленную проповедь? Решение этого вопроса во многом зависит от личных качеств проповедника: памяти, навыка к публичным выступлениям и проч. Для начинающего проповедника в первых выступлениях лучше использовать по тетради. Это поможет преодолеть психологические затруднения, неизбежные в начале проповеднической деятельности: боязнь растеряться, ошибиться, забыть главные мысли, их последовательность. Бывает, что при выходе на амвон мысли сразу исчезают из сознания или, наоборот, как бы беспорядочной толпой устремляются, ошеломляют, дезорганизуют дух проповедника, создавая растерянность и боязнь. Проповедника, вышедшего на амвон, пугает раскрывшееся перед ним пространство храма и эти сотни, а иногда и тысячи, устремленных на него глаз. Придет время, когда эти глаза и лица будут вдохновлять пастыря и помогать ему находить и дополнительные мысли, и нужные слова. Но при первых робких шагах храм с молящимися может сказать подавляющее, тормозящее воздействие. Полезно применить к состоянию оробевшего проповедника слова псалмопевца: «Страх и трепет прииде на мя»..., «ноги сострясошася» и «прильпе язык мой в гортани моей», иными словами обычно сами же проповедники характеризуют свои первые переживания на церковной кафедре. Этого неприятного и вредного для проповеднического дела состояния можно избежать, если начать произносить первые проповеди, опираясь на тетрадь, т.е. читая по ней всю проповедь. Но тетрадь, бесспорно, может рассматриваться лишь как временный спутник и помощник проповедника. Как бы выразительно не читал по ней проповедник хорошо составленную проповедь, последняя много теряет в своем воздействии на паству, а пастырь – в авторитете проповедника. Уткнувшийся в тетрадь проповедник, зависящий от нее в каждой мысли и слове, производит впечатление неполноценного и не владеющего своим делом проповедника. Слушатель хочет слушать Слово Божие от проповедника, хорошо знающего Священное Писание, убежденного в истинах провозглашенной им веры, легко, свободно, живо и сердечно излагающего их в своей проповеди. Слушатель хочет видеть не слабости пастыря, а его силу и власть над словами и его собственной душой. Проповедь – это движение души проповедника, пропитанной Словом Божиим и его благодатными веяниями, к душе слушателя. Эту-то душу и хочет слушать слушатель, но не только из содержания проповеди, но одновременно и от самого проповедника. Он хочет видеть проповедника, его лицо, его глаза, всю его фигуру, обращенную к нему, чтобы, со своей стороны, устремиться своим взором, всем своим внутренним существом навстречу к нему, к его благовестию. Всему этому мешает скованность проповедника тетрадью, невозможность оторвать от нее взора. Зависимость проповедника от тетради рисуется в воображении народа гораздо большей, чем есть на самом деле. Представляется, что читающий по тетради читает ее не только для народа, но и для себя, учит и убеждает не сам от себя, не от прочувствованного и пережитого им самим, а от написанного, т.е. откуда-то взятого, чужого, описанного лишь по долгу прочитанного в храме. Такова внутренняя невольная, но вместе с тем и неискоренимая предубежденность слушателя против проповедника-чтеца. Поэтому не следует долго задерживаться на пользовании тетрадью. Устное произнесение проповеди надо начинать с того, что хорошо усвоенную заученную проповедь произносить, держа на аналое ее текст, но обращаясь к нему только в случае остановки (провала памяти). Этот прием предохранит проповедника от могущей возникнуть опасности что-либо забыть, потерять нить рассуждений. Если это случится, то текст, лежащий перед глазами проповеди, крупно и четко написанный, поможет проповеднику выйти из затруднения. Второй этап Вторым этапом в устном произнесении проповеди является такая подготовка к ее произнесению, когда из написанной проповеди хорошо усваивается план ее и основные мысли, связывающие вопросы этого плана, т.е. усваивается конспект проповеди. Этот конспект и держит проповедник перед глазами на аналое, заглядывая в него лишь в случае крайней необходимости. Особенность этого второго этапа заключается в том, что проповедник, произнося устно всю проповедь, может вольно или невольно допустить отступления от ранее составленной проповеди в отдельных, дополнительных мыслях, сохраняя верность основных, ведущим пунктам (вопросам) плана. Эти дополнительные мысли могут или спускаться, или видоизменяться в своей фразировке, или заменяться другими аналогичными мыслями. Весь этот процесс является выражением некоторой творческой свободы проповедника уже в момент самого произнесения. На этом этапе следует как можно дольше задерживаться всякому проповеднику. Он ценен тем, что соединяет творческую свободу и инициативу проповедника дома и в храме с явным, однако, предпочтением и преобладанием творчества домашнего. Хорошая домашняя подготовка является необходимым условием для творческой инициативы в храме: чем больше продумано и прочувствовано дома, тем скорее и вернее все это отзовется и в храме при произнесении. Третий этап (импровизация) Третий этап в произнесении проповеди наступает тогда, когда проповедник выступает с импровизированной проповедью. Импровизация – проповедь продуманная, прочувствованная и подготовленная лишь в общих чертах, главных мыслях. Обычно записывается – и то не всегда – лишь план, реже краткий конспект, то есть основной костяк ее. Существенное отличие импровизации от обычной проповеди заключается в том, что она, готовясь дома лишь в исходных, опорных пунктах, не связывает творческой мысли проповедника или произнесении ее в храме, предоставляя ей возможность выражать себя в форме живого, непосредственного, из сердца выходящего поучения, переход к импровизации связан с переходом на так называемый разговорный тип мышления, нередко бывает, что при произнесении импровизированного поучения меняются и вопросы плана, и аргументация в развитии мысли, и самые мысли заменяются одни другими. В этом случае задуманная, как импровизация, проповедь переходит в экспромт.
Билет 5 Вопрос 1. Составление плана простейшей проповеди. Составление плана простейшей проповеди Навык составления плана, а потом и конспекта проповеди, один из самых важных в начале проповедничества. Проповедь, составляемая без плана, подобна зданию, построенному без проекта - в ней не будет логического развития мыслей, соразмерности частей и ясности выражения. В качестве упражнения следует использовать те же Евангельские зачала, которые сперва пересказывались и к которым затем находилось нравственное приложение. Например, притча “О Мытаре и Фарисее”, “О милосердном самарянине", Евангельский рассказ, о жене-грешнице(Ин3)и т.д. Причем следует обратить внимание на предварительное составление плана, но нельзя ограничиться таким формальным планом: 1. Обращение; 2. Изложение текста; 3. Нравственное приложение, как это склонны делать учащиеся. Следует предложить озаглавить отдельные проповеди по их содержанию. Напр.: план к простейшему поучению на притчу о мытаре и фарисее: 1. Обращение к слушателям с указанием, что прочитанная притча имеет и для нас особое значение. 2. Изложение притчи о мытаре и фарисее. Осуждение гордости и помилование смиренного мытаря. 3. Призыв к осознанию своих грехов в смиренной молитве. Более подробное изложение мыслей каждого раздела проповеди будет ее конспектом. На основе изложенного следует перейти к составлению простейшей проповеди на Евангельские темы, где основной частью (2-й) будет изложение Евангельского текста. Помимо указанного приема углубления содержания путем введения дополнительных, однозначных по смыслу текстов, нужно усвоить еще два приема, часто употребляемых, и облегчающих усвоение основной мысли проповеди.
Прием противопоставления Этот прием заключается в том, что, как понятно из самого наименования, в изложении одни понятия противопоставляются другим: пороку - добродетель (гордости - смирение), гордый фарисей - смиренному мытарю, неправильной молитве фарисея - смиренная молитва мытаря и ò.ä. Такое противопоставление больше оттеняет основную мысль, основную истину, которую предлагает проповедник.
Прием психологической и образной наглядности Этот прием служит той цели и состоит в употреблении сравнений и образов, например, в притчах: (подобно Царство Небесное неводу, зерну, сокровищу и т.д.).: Пользование этим приемом допускает в проповедь различных примеров (образов) из окружающей жизни, из жизни святых и т.д. Усвоение всех изложениях указаний позволяет перейти к составлению коротких проповедей - в классе и дома.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 913; Нарушение авторского права страницы