Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 2. Беседа. Составные части беседы. Беседа обычная, экзегетико-аналитическая и катехизическая.
Беседа (гомилия). Для определения первоначальной формы церковной проповеди обратимся к Священному Писанию. Все речи апостолов, запечатленные в Деяниях, имеют монологическую форму. Особенное значение для гомилетической науки имеет проповедь святого апостола Павла в Троаде: «Преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета и потом вышел» (Деян. 20, 11). Согласно греческому подлиннику слово ó μ ι λ η σ α ς (беседовал)—вид монологической речи, которая сопровождала таинство Евхаристии. Греческое слово ó μ ι λ η σ α ς послужило основанием для терминологического обозначения первой формы церковной проповеди—гомилии, или беседы. Слово гомилия обозначает, с одной стороны, простоту, общепонятность, с другой, полную искренность, задушевность речи проповедника. В конце II—начале III века, вследствие образования канона книг Священного Писания, за церковным богослужением активизируется употребление священных текстов. Это обстоятельство имело прямое отношение к церковной проповеди, ибо в задачу пастыря входило объяснение библейского текста, прочитанного за богослужением. Так возникла разновидность проповеди—гомилия изъяснительная, которая дальнейшее развитие получила благодаря экзегетическим трудам Оригена. Им были установлены правила толкования Священного Писания в гомилии, согласно которым проповедник изъяснял прочитанный текст стих за стихом, слово за словом, исследуя каждую фразу с различных точек зрения: текст мог изъясняться филологически, исторически, этнографически и т.д. После подробного разбора указывался смысл нравоучительный, а затем аллегорический или таинственный. Ориген создал особый тип проповеди—экзегетическую гомилию. Следующей важной ступенью в развитии гомилии явились беседы святителя Иоанна Златоуста. Беседы святителя Иоанна Златоуста составляют золотой фонд церковной проповеднической литературы. Экзегетическая беседа, благодаря словесному творчеству великого учителя, из отвлеченного и строго научного типа проповеди преобразовалась в пастырскую беседу о многоразличных сторонах христианской жизни. Появившись на Востоке, изъяснительная гомилия перешла на Запад, который внес свой вклад в развитие этой формы церковной проповеди. Здесь эта форма проповеди стала известна под наименованием «постилла», которое указывало на всецелую обусловленность проповеди библейским текстом. Материалом для бесед могут служить тексты Священного Писания, чинопоследования церковного богослужения, церковные Таинства и обряды, и многое другое. Беседа может иметь одну или несколько тем. Наиболее характерным признаком беседы является ее многотемность. Изъяснительный текст делится на части и построение беседы осуществляется аналитическим путем: каждая часть имеет свою главную мысль, свою тему. Связь между темами беседы должна быть внутренняя, осуществляемая какой-либо общей идеей. Составными элементами беседы являются основная часть (изъяснение) и нравственное приложение, которое обычно состоит из практических советов и наставлений на ту или иную тему. Беседы, посвященные последовательному разбору и разъяснению того или иного текста, именуются аналитико-экзегетическими. Катехизические беседы посвящаются изложению и разъяснению истин христианского вероучения. Для них характерна вопросно-ответная форма. Обычная беседа имеет характер простого собеседования об одном или нескольких предметах, но имеющих в основании одну какую-либо религиозно-нравственную идею. Речь проповедника в данном случае обусловлена только движениями его души, последовательностью возникающих мыслей. Проповедь в виде беседы чаще всего употребляется при последовательном изложении и изъяснении текста какой-либо главы Священного Писания, церковного песнопения, чинопоследования, богослужения, таинства или обряда. Весьма часто отдельный стих той или иной главы текста или действия Богослужения. При этом они (стих, мысль, действие) не столько нуждаются в доказательствах, сколько в простом изъяснении и раскрытии их содержания путем установления не отвлеченно-логических, а внутренне-органических связей между мыслями, относящимися к предмету. Отсюда вытекает определение беседы как такой проповеди, в которой происходит раскрытие и доказательство мыслей во внутренне-органическом изложении, а не отвлеченно-логической и механической связи мысли в раскрытии предмета. Эта многопредметность внутри беседы дает формальное основание считать ее сложным, мозаичным видом проповеди, состоящим как бы из нескольких отдельных проповедей-миниатюр.
Изъяснение и нравственное приложение Изъяснение и нравственное приложение составляют неотъемлемую принадлежность всякой беседы, но помимо их, может быть в беседе краткий приступ и заключение. Изъяснение в беседе состоит в последовательном анализе или раскрытии одного предмета за другим, входящим в состав беседы. Нравственное приложение, вытекающее из анализа предмета, может непосредственно следовать за разъяснением каждого предмета в отдельности (в этом случае эта часть проповеди стала как бы отдельной маленькой проповедью), но может быть отнесено ко всем последуемым предметам вместе, тогда оно ставится в конце беседы. Нравственное приложение в беседе должно соответствовать самому предмету беседы, его сущности и степени духовно-морального состояния верующих.
Образец беседы Беседа св. Иоанна Златоуста на Послание апостола Павла к Римлянам (15, 127) в очень большом сокращении: 1 стих: " Мы сильные должны". Слово " должны” показывает, что это дело обязанности, а не милости. Что же мы должны? " Немощи бессильных носить". Этими словами Апостол призывает нас ê милосердию... Так должно поступать не только в том случае, но и с немощными другого рода. Гневлив ли кто, или причиняет тебе зло, или имеет другой какой недостаток. Ты перенеси, ибо призван другим, а не себе угождать. 2 ст.: " Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо к назиданию." ...Не просто сказал Апостол " угождай", но присовокупил: " во благо” и не просто влечь к добру, а ê " назиданию". Апостол этого требует от всех, но говорит, что тот или другой, " но каждый из вас". 3 ст.: " Ибо Христос не себе угождал". Христос не захотел себе угодить, а наблюдая нашу пользу, пренебрег то, что ему принадлежало... Но как написано: " 3лословия злословящих тебя пали на меня" (ПС.68, 10) - те самые, которые в Ветхом Завете поносили Бога, восстали с неистовством и против Сына Его. Писано же это, дабы мы подражали Сыну Божию. Почему Апостол поощряет к терпению в искушениях. В 4, 5, 6, 7 стт. изъясняются у св.3латоуста так же, как и 2-й и 3-й. Очень подробно изъясняется, с большим нравственным прилежанием, 7-й ст., вырастая в целую отдельную проповедь о любви к ближним.
Катехизическая беседа и ее особенности Догматические истины удобнее всего излагать в форме беседы, как наиболее доступной слушателям, но беседы особого рода. Простое изложение догматических истин в беспрерывной связной речи самого поучающего обыкновенно оставляет в слушателях недостаточное представление об изложенном предмете, является нужда в повторениях, дополнительных разьяснениях, поправках и прочее. Для этого проповедник сообщает беседе вопросно - ответную форму. Предусматривая все недоуменные случаи и трудности, он сам ставит вопросы и отвечает на них по возможности в простых и доступных выраениях. Через такую форму изложения проповедник может поддерживать интерес и внимание в слушателях и содействовать лучшему уяснению догматической истинны. Нравственное приложение в катехизиской беседе может черердоваться свопросами или быть отнесенными на конец беседы. Образцом такой беседы может быть беседа “О мире духовном” м. Макария Московского. Эта беседа построена по следующему вопроснику - плану: · В каких мирах мы живем? · Что такое мир духовный? · Какое устройство мира духовного? · Где находиться духовный мир? · Какое отношение мира духовного к вещественному и к нам? · Какое, наконец, должно быть наше к миру духовному? Ответы на эти вопросы даны убедительные, живые, на Слове Божием основанные. И проповедь своей раздельностью, четкостью, живостию производит сильное воздействие на верующих.
Билет 4 Вопрос 1. Что есть проповедь? Подготовка к проповедничеству. Интеллектуальная подготовка. Началом этой подготовки будет УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ И ПЕРЕДАЧА СОДЕРЖАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЗАЧАЛ. Помимо своего формального значения (проверка степени владения устной и письменной речью, )этим упражнением достигается усвоение евангельского текста и его терминологии, создается навык пользования его в устной речи, что необходимо для каждого проповедника. Для такого пересказа следует первоначально избирать отдельные притчи, описания событий и другие отрывки, в которых заключена известная последовательность или развитие. Пересказ таких отрывков (а также исторических событий, историй праздников, житий святых) составляет иногда важнейшую часть проповеди. И в процессе упражнения необходимо добиться от учащегося свободной(более пространной или более сжатой) передачи текста, но без его искажения. После освоения устной передачи, следует закрепить изложениями в виде классных работ и заданий на дом. Вторым шагом подготовки к проповедничеству является РАСКРЫТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОТДЕЛЬНОГО ЕВАНГЕЛЬСКОГО ТЕКСТА И СОСТАВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННОЮ ПРИЛОЖЕНИЯ. " Нравственным приложением" в гомилетике называется тот практический вывод для читающего или слушающего Слово Божие, который вытекает из рассматриваемого текста. Далее домашнее чтение Слова Божия только тогда полезно для читающего, если он будет воспринимать прочитанное как относящееся к себе самому, если из каждого текста он будет извлекать для себя какое-то конкретное указание. Напр.: " Господь сказал: “Блаженни милостивые, ибо они помилованы будут” - Вывод: И я должен быть милостивым, особенно в таких-то случаях и ò.ä. Каждая проповедь обязательно заключает в себе какое-либо нравственное приложение, и полезно для учащегося найти это приложение из тех текстов, которые предлагались ему для пересказа. Раскрытию смысла отдельного зачала или текста Евангелия способствует использование дополнительно соответствующих текстов из других мест Священного Писания. Например, к притче о Мытаре и Фарисее можно отнести: “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (Исх.4, 6). К притче о двух должниках (Мф.18, 23-35) - слова из молитвы Господней: “И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим” (Мф.6, 12). Раскрытию содержания отдельного текста способствует ПОСТАНОВКА РЯДА ВОПРОСОВ И ОТВЕТЫ НА НИХ. Например, Евангельский текст: “Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас, иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного” (Мф6, 1). О чем в этом стихе говорится? - О милостыне, втайне творимой. Почему нужна тайна в деле милосердия? - Нужна потому, что без нее нельзя получить награды от Отца Небесного. К чему нас здесь призывает Господь? - Призывает к тайному милосердию. Можно ли ограничиться постановкой таких вопросов и только такими ответами? Конечно нет, ибо эти вопросы и ответы слишком упрощены и общи по своему характеру. Они ничего не дают, сравнительно с тем, что дано в самом тексте (стихе). Между тем, нам нужны вопросы, располагающие к углублению в смысле данного текста, заставляющие нас использовать и другие тексты Священного Писания, близкие по содержанию к нашему тематическому тексту (стиху) и, прежде всего, 2-3-4 стихи этой æ å, 6-é главы. Приготовление каждой отдельной проповеди начинается с выбора исходной точки для ее построения. Основой построения проповеди должны быть истины, содержащиеся в Евангельском или Апостольском чтении дня, празднуемом священном событии, житии святого, молитвословиях и пениях совершаемого Богослужения. Исходные точки служат основанием для определения темы проповеди. Гомилетическая наука использует два исторически сложившихся способа развития мыслей в проповеди: синтетический (от греч. σ υ ν θ ε σ ι ς — соединение, составление) и аналитический (от греч. α ν α λ υ σ ι ς — расчленение, разбор). Аналитический способ характерен для бесед, синтетический — для поучений и слов. Современная гомилетика содержит учение об исторически сложившейся четырехчастной структуре проповеди. Четырехчастное построение создает логическую стройность речи проповедника. Вступление является введением в тему проповеди. Задачей вступления является психологический настрой слушателей. Проповедник должен установить контакт со слушателями, возбудить внимание, вызвать интерес к теме проповеди. Чаще всего вступление содержит прямое указание на тему проповеди. Размер вступления обычно определяется общей продолжительностью речи и находится в прямой связи с последующим изложением. Изложение (основная часть)—это самая значимая и пространная часть проповеди. Она содержит раскрытие темы проповеди на основании имеющегося материала. В изложении особенно актуально требование четкости логического построения: здесь одна мысль должна вытекать из другой, главные положения должны быть основанием для второстепенных. Наряду с композиционно-логической стороной большое значение имеет содержательная сторона процесса изложения. Основным источником содержания пастырской проповеди должно быть слово Божие и учение Церкви. Большую яркость, конкретность и эмоциональную насыщенность придают речи проповедника различные назидательные примеры из истории Церкви, из жизни святых. Нравственное приложение является наиболее важной в нравственно-назидательном смысле частью проповеди. Эта часть является тем элементом, который и формально, и по существу отличает церковную проповедь от любого вида ораторской речи. Само название этой части проповеди указывает на наличие в ней нравственных выводов, которые должны следовать из предшествующего изложения. Нравственное приложение, как правило, содержит конкретные наставления слушателям. Следующей особенностью нравственного приложения является обращенность его к определенной категории слушателей. Если в изложении раскрываются общие истины принципиального характера, то нравоучение должно содержать выводы, соответствующие духовно-нравственному состоянию именно данной аудитории слушателей. Вместе со вступлением заключение представляет своеобразное обрамление проповеди и несет определенную логико-психологическую нагрузку—служит завершением речи проповедника. Существенной принадлежностью заключения могут быть следующие элементы: 1) доксологический (славословие), 2) поучительный (напоминание о сказанном), 3) патетический (увещание к слушателям). По древней традиции проповедь заканчивается произношением слова «аминь» («истинно», «истинно так»). Этот обычай берет начало с первых веков христианства. В древности собрание верных на слова предстоятеля отвечало словом «аминь».
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1363; Нарушение авторского права страницы